Главная > Авторские статьи > Уровень стадности как показатель здоровья общества или обзор рынка предоставления религиозных услуг Армении

Уровень стадности как показатель здоровья общества или обзор рынка предоставления религиозных услуг Армении


5 июня 2011. Разместил: admin
Ваге Гароян
Ереван, 03 VI 2011

После получившего широкую известность инцидента между представителями секты “Свидетели Иеговы” и священником Армянской Апостольской церкви средства массовой информации заполнили “требования верных последователей ААЦ” (по аналогии с “требованиями простых граждан”) о прекращении деятельности всех сект на территории Армении. Даже приводится точное количество жителей страны “решительно требующих роспуска всех и вся”. Так, согласно опросу, проведенному летом 2010г, 77% населения Армения отрицательно относится к деятельности секты “Свидетели Иеговы”[1]. Но, если 77% населения, плюс определенная доля “воздержавшихся”, поддерживают ААЦ, то казалось бы нет причины для беспокойства со стороны ААЦ. Но ААЦ очень обеспокоена. Почему?

В этом контексте достойной особого внимания также является противостояние между священиком армянской общины Швейцарии и Католикосом Гарегином II.

Возникает естественный вопрос: если 77% населения Армении против сект, то они должны состоять в пастве ААЦ или, хотя бы, поддерживать ее идеи или быть атеистами. Но жизненный опыт и знание населения моей страны подсказывает, что 77% населения, тем более “ярые противники сект (и всего)”, даже не имеют приблизительного представления что такое Армянская Апостольская церковь и как правильно польностью называется “должность” Католикоса. Но стадный инстинкт им подсказывает, что если есть общий враг, то можно на под’еме “религиозной чистоты” попробовать получить дивиденты. Многие не представлают, что “черный PR” иногда весомее простой пропаганды.

Уверен, что многие общались с представителями “Свидетелей Иеговы” (работа с массами у них поставлена на высоком уровне), но не многие из “требующих ее ликвидации” пытались понять, что же из себя представляет эта секта, что она проповедует и насколько серьезно ее влияние.

В 2004-2005гг. в нашу дверь, как и в двери можно сказать всех жителей Еревана, начали стучаться представители “Свидетелей Иеговы”. Как-то в один из очередных их обходов, было лето и необычно жарко, постучались в нашу дверь (5-ый этаж “сталинки”). На пороге стояли молодые девушка и парень. Оба опрятно одетые, но было видно, что жара их доконала. Интеллигентно осведомившись не желаю ли я послушать об их учении и получив отрицательный ответ они повернулись и собирались уйти. Видя их усталось я им предложил холодной воды, на что, естественно, (не уверен, что с задней мыслью о возможности установления “разговора”) они согласились. Т.к. у меня было свободное время предложил им передохнуть 5 минут. Не забывайте, что речь идет о молодых гражданах нашей страны – просто уставших людях. Я просмотрел их брошюру и сам попросил немного рассказать об их учении.

В студенческие годы увлекался изучением филосовских и религиозных трудов разных авторов и течений и, честно говоря, желал восполнить пробел в знании сект. Должен сказать, что молодые люди были довольно подготовлены и интересно представляли и рассказывали о своем учении. Собираясь уходить они попросили о следующей встрече, что было предсказуемо. Договорились, что они не будут “назойливыми” и только при наличии свободного времени я им буду уделять 20 минут. После этого в течение почти года у нас, в среднем, раз в месяц получалась 15-30-и минутная беседа. После второй встречи стало ясно, что знания молодых проповедников (потом я узнал, что они были одними из лучших в их среде) в религии ограничиваются несколькими фрагментами из Библии (я Библию не читал и честно в этом признаюсь. Но когда спрашиваю других читали ли они, почему-то выходит, что только я Библию и не читал). Постепенно, больше при наших беседах начал рассказывать я, благо мои знания в области истории это позволяли. Со временем молодые люди, (иногда они менялись) начали больше беседовать на отвлеченные темы, если конечно доверяли своему напарнику. После 5-6-ой “беседы” в общих чертах мне стала ясна суть учения секты “Свидетели Иеговы” – идея одна: по-новому подать возможность бессмертия. Некоторым покажется, что эту суть можно было понять и после второй встречи, но это не так – в противном случае столько людей бы не следовало этому учению и, если учение было бы таким примитивным, без присущих религиям таинств, то после 50-х годов XX века – расцвета течения “50-десятников” – исчезла бы. Ведь идея вечной жизни есть и в главенствующих сегодня религиях и в других учениях и течениях.

Скажу, при написании статьи честно пытался вспомнить как же по новому “Свидетели Иеговы” представляли бессмертие, но не удалось. Проблема не во мне, память мне не изменяет, пока; это означает, что учение недолговечно – не оседающее. И дело не в том, что я не прислушивался к рассказам проповедников – возможность бессмертия интересна каждому человеку. Но, по всей видимости, представление о бессмертии, предлагаемое “Свидетелями Иеговы” неубедительно. А если не убедительна основная идея, то и все вытекающие под-идеи обречены.

Рассмотрим причины распространения в Армении – стране, никогда особо не отличающейся излишней религиозностью, тем более религиозным фанатизмом – сект разного толка. Не знаю почему, но в Армении никогда не зарождалось новых идей. Кроме Павликианства и Тондракийцев истории неизвестны более или менее значимые течения ни философского ни религиозного толка (религия тоже в основе философия). История Тондракийцев повторяет истории сект – они не долговечны; после смерти основоположника распадается организационная структура и, максимум, после смерти преемника быстро прекращают свое существование. Подобное наблюдается и у “Свидетелей Иеговы”[2].

Так почему же невзирая на более или менее сильные позиции Апостольской церкви в Армении “Свидетели Иеговы” решили внедриться в ее вотчину? Уверен, что со стороны руководства секты была проведена масштабная маркетинговая работа по изучению “рынка предоставления религиозных услуг Армении”. И, по всей видимости, была найдена ниша, которая в связке инвестиция-окупаемость имела коммерческую притягательность. Из этого можно сделать вывод, что ААЦ не полностью контролирует свою паству и наблюдается ее утечка. Чем вызвана столь не благоприятная ситуация с утечкой паствы из ААЦ?

Я не специалист в истории религии[3], но последние 15 лет с деятельностью церкви по тем или иным событиям соприкасался. И не скажу, что у меня оставались самые приятные воспоминания от посещения, нет не Дома Господня, а от посещения места работы, офиса, кабинета, коммерческого ларька “священников”. Наблюдая за работой (не службой, а именно направленной на получение прибыли работой) “священников”, их отношение к Библии, к пастве, постигаешь естественность утечки паствы от ААЦ. При посещение церкви (любой в Ереване) в Рождество или на Пасху на память приходят все формулы сопромата, т.к. посещение превращается небольшую пытку на сдавливание. И понятно решение людей о последующих не посещениях церквей[4].

Ну, чем если только не коммерчески правильным рассчетом можно назвать определение цены на свечи не 50 драм, а 60 драм (на 100 драмовую монету – наиболее распространенную – две свечи уже не поставишь, по принципу 50,99 цент). Естественно, что у многих не будет мелочи, а “у Бога сдачи не берут”, а “священики” ее попросту не выдают. Из-за подобного недоброжелательного отношения паства и отчуждается от ААЦ. А так как свято место пусто не бывает, ее место занимают разного направления секты.

Несправедливость и коррупция в ААЦ основные, отталкивающие верующих мотивы. В частности, несправедливость. Для большинства людей безразлична религия – она носит больше традиционный характер – связывающее с чем-то родным, домашним. Основная идея любой веры, представление большей справедливости. Но в ААЦ понятие справедливости попрано. Попрано в последние 15 лет. Верующие в Священике желают видеть человека порядочнее, образованнее, добрее себя. Но, не соответствущие ни моральным, ни нравственным, ни понятиям простой человеческой порядочности “священники”, занимающиеся расширением рынка сбыта религиозных услуг и продвижением разного рода околорелигиозных товаров все больше отдаляют верующих от церкви.

Не знаю многие ли в Армении задаются вопросом почему Священник армянской общины Швейцарии был лишен духовного сана[5]? Интересно, каким человеком является низложенный священник? Одно можно уверенно сказать – его письмо Католикосу Гарегину II – письмо достойного Человека.


Примечания

[1] 77% населения Армении против Свидетелей Иеговы. http://www.yerkramas.org/2010/06/04/77-naseleniya-armenii-protiv-svidetelej-iegovy/

[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/Свидетели_Иеговы

[3] http://vahegaro.wordpress.com/2009/09/07/рассуждения-человека-верящего-в-высш/

[4] На память приходят давки и рукопашные бои между армянскими и греческими, эфиопскими и др. священниками при получении Благодатного Огня в Иерусалиме показываемые по всем мировым каналам. Неэстетическое зрелище…

[5] http://news.am/rus/news/61853.html
Вернуться назад