Главная > Авторские статьи > «Сексуальная революция» страшнее терроризма

«Сексуальная революция» страшнее терроризма


10 сентября 2007. Разместил: admin
После развала Союза, когда некоторые недооцененные прежде кавказские историки стали лихорадочно выкапывать из улежавшейся истории старые обиды на близких соседей и упорно искать атрибуты своей мнимой величественности, мне довелось редактировать первый в регионе журнал по вопросам истории, этнографии и культуры горских народов Кавказа. Журнал так и назывался - «Кавказ» - и выходил приличным, даже по советским меркам, тиражом до пятидесяти тысяч экземпляров. Сотрудничали с нами заметные ученые, не страдавшие комплексом провинциальной неполноценности.
Известно, что Кавказ един и в то же время крайне противоречив. Единство Кавказа, по мнению осетинского кавказоведа Артура Цуциева, определяется многими факторами, из коих он выделяет два главных. Во-первых, это единство во многом сформировалось в рамках одного государства - России, которая в своей имперской форме, а затем и советской, четко отграничивала Кавказ от того, что Кавказом не является.
Второй фактор - это особенности мира повседневного соседства людей, групп, составляющих многокультурную, многоязыковую среду. В таком мире у людей всегда есть понимание внутренних границ этой общей среды, границ, устойчиво сохраняющихся и в то же время преодолеваемых. Здесь рельефно осознаются свои и чужие культурные отличия. И постоянно звучит внутренний диалог и обнаруживается солидарность поверх этих отличий.
Именно о солидарности перед лицом очевидной уже культурной угрозы хотелось бы поговорить. «То, что не запрещено, - разрешено», - по-царски великодушно прозвучал ельцинский лозунг в опьяненной свободой постсоветской России. Это было зрелище вместо хлеба на удивление всему миру, столкнувшемуся с нашей беспредельной экономической деградацией и откровенным бесправием одураченного реформами народа. Сбросив, словно набедренную повязку, «железный занавес» идеологической и нравственной девственности, россияне пустились во все тяжкие, словно наверстывая упущенное за годы советской власти, начиная с «сексуальной революции» и заканчивая другими пороками европейской действительности.
Столкновение цивилизаций напоминало наезд «Хаммера» на «Оку». В особенности для изнеженных оберегами многовековых традиций малых народов России, и прежде всего Кавказа. Началось лавинное обрушение институтов кавказского общества - таких как почитание старших и уважение к женщине, интимность супружеской жизни, верховенство этикета, понятий мужской чести и женской верности, да и много чего еще.
Как-то мне пришлось сопровождать в поездке по Осетии фотокорреспондента известного германского журнала. Намаявшись в горах за день, мы ответили согласием на гостеприимное приглашение в один из домов. Хозяева организовали незатейливую традиционную трапезу из сочных осетинских пирогов, свежей баранины и других продуктов натурального хозяйства. Мой спутник, как мы ни настаивали, не притронулся к яствам, сильно смутив всех, а особенно хозяев. Но позже он объяснил свое поведение запавшим в душу эпизодом из беспокойной репортерской профессии. Однажды он попал в затерянный мир - в одну из африканских республик, по территории которой проходила трасса известного ралли. Она пролегала через местность, где обитало одно из сохранившихся в полной девственности племен, отличавшееся необычайным гостеприимством. Недоедая сами, а зачастую и голодая, они выносили навстречу случайным гостям все свои съестные припасы. Во избежание их голодной смерти, организаторы трафика запретили всем его участникам отвечать на приглашения.
Мне, человеку еще не старому и, надеюсь, не ханже, помнится Владикавказ с его центральными улицами, которые по вечерам заполнялись толпами гуляющей молодежи. Нечто подобное, несмотря на засилье Интернета, вновь возрождается в отдельных районах столицы республики. Так вот, та, сорокалетней давности «тусовка» жила по правилам, строго регламентировавшим жизнь молодежной среды - от знакомства до прощания, от дружбы до раздора. Нарушение неписаных правил наказывалось общественным порицанием, а в особых случаях - и мордобоем. Представить себе прилюдно курящую девицу или сидящую в общественном месте на коленях у парня было просто немыслимо.
Нет, оказывается, ничего страшнее раскрепощенной горянки. Сужу хотя бы по тому, что ежедневно вижу в парках и скверах Владикавказа. Ожившие сцены из индийской Камасутры. «Детям не нужны никакие уроки сексуального воспитания в школах, вокруг которых сегодня столько споров, - говорит заместитель начальника комитета по образованию при Мосгордуме Татьяна Максимова. - Дети получают аморальные уроки каждый день, когда видят, что творится вокруг».
Это она о Москве. Но вот в Уэльсе два года назад вступил в силу закон, по которому целующиеся и обнимающиеся в общественных местах подростки могут пойти под суд. Новый закон призван не только оградить молодежь от растления, но и ограничить публичные проявления сексуальности. Идею запрета на поцелуи в общественных местах, причем даже для официально зарегистрированных супругов, прорабатывали, говорят, и московские власти. На что тут же отреагировала активист партии «Демократический союз» Валерия Новодворская. «Если это не шутка и мэрия на самом деле готовит такой документ, я сейчас же стану целыми днями целоваться в общественных местах - просто из принципа», - пригрозила она. Думается, что если эта дама и впрямь исполнит свою угрозу, целующихся открыто на улицах Москвы станет куда меньше.
Не стану обвинять во всех наших смертных грехах Запад. Пороки, мы знаем, в каждом человеке до поры до времени мирно уживаются с добродетелью. А когда приходит время схватки - тут уж кто кого. Но как граждане бывшей ГДР сокрушаются сегодня о разрушении «берлинской стены», так, боюсь, и мы уже вскоре начнем сожалеть о падении «железного занавеса» между нами и ними. Концепция национальной безопасности РФ, утвержденная указом В. Путина от 10 января 2001 года, предусматривает введение запрета на использование эфирного времени в электронных СМИ для показа программ, эксплуатирующих низменные проявления, а также недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание. Казалось бы, чего еще нужно местным властям, чтобы начать действовать, когда задача сохранения нравственности уже поднята на уровень национальной безопасности?
Парламент Северной Осетии едва ли не первым в России обратился к проблеме растления общества через игорные заведения, коих в этой маленькой республике - как грибов после дождя. И что же? Увы, до конца законопроект о выселении игорных домов за пределы жилой зоны так пока и не доведен.
Гром грянул во Владикавказе в виде взрыва тротилового заряда, подложенного в казино, который унес жизни людей, и последовавшего вслед за этим взрывом эмоционального распоряжения главы республики Таймураза Мамсурова о немедленном закрытии всех игорных заведений. В поддержку решения главы Северной Осетии выступили местный парламент и взбудораженное население, но их намерения вошли в диссонанс с федеральным законодательством. Инициативы «сдулись». Конечно же, приведение основных законов регионов в соответствие в Конституцией РФ было правомерным и необходимым шагом в пору укрепления властной вертикали и перераспределения полномочий между Центром и периферией. Но по мере торжества государственности зажатость законодательных органов на местах начинает мешать выражению адекватной реакции законов на новые вызовы времени с учетом традиций и ментальности конкретного народа. Что имеется в виду? Вспомним эпизод с гостеприимным африканским племенем, готовым отдать гостю последнее. Народы Кавказа более искушены в жизни, но столь же уязвимы для перемен, происходящих в современной России. И поскольку институты обычного права и многовековых традиций, существовавших здесь, исчезают под натиском новых цивилизаций, государство просто обязано предложить взамен надежную правовую защиту культурных ценностей своих подданных. Закон РФ «О средствах массовой информации» уже подвергся атаке некоторых государственных органов после трагедии «Норд-Оста». Он учитывает далеко не все обстоятельства, в которых его приходится прикладывать лекалом к фактам и событиям. Никто и никогда не проводил в нашей стране сравнительные замеры негативного воздействия тех или иных СМИ на общественное сознание и социальное поведение, скажем, в Москве и в высокогорном дагестанском ауле Кубачи, в Калининграде и в тверском Осташкове. Вот где бы выявилась сила утверждения: «Что русскому хорошо, немцу - смерть».
Алкоголь, подкосивший целые поколения северных народов, вряд ли собьет с ног тренированных кавказцев. А вот «сексуальная революция», только чуть расцветившая жизнь пресыщенных представителей российских мегаполисов, может стать - и уже становится - могильщиком традиционных культур окраинных этносов. Так почему бы не ограничить влияние некоторых российских СМИ, балансирующих на грани порнухи, нравственных извращений и прочих изысков, с помощью местных законов, апробированных в ходе референдумов, иных форм социологических опросов? Почему вместо института участковых милиционеров, утрачивающих действенность в условиях инертности общества, не создать полицию нравов, имеющую неплохой опыт в других странах?
Лариса Гергиева, сестра нашего знаменитого земляка-дирижера, недавно пожаловалась в прессе на лексикон молодежи в невольно подслушанном разговоре под окнами владикавказской гостиницы. Могу заверить тех, кто давно не бывал в наших краях, что «ядрена мать» теперь звучит здесь вместо «здравствуй» даже в вузовских коридорах и в коридорах власти.
«С чего начинается Родина?» - вопрошал своим задушевным голосом Марк Бернес не одно поколение советских людей. С любви к ней? С уважения сограждан? Увы, это уже виртуальные во многом категории нравственности, сублимировавшиеся в сердце и шедшие из него к сознанию. Сегодня гражданственность, думается, должна прививаться через законопослушание. Заставить пешеходов переходить дорогу только на зеленый свет. Заставить водителей обязательно притормаживать у «зебры». Заставить прохожего бросать мусор в урну, а городские службы обязать установить эти урны. Заставить сквернослова, пачкуна, сластолюбца, смущающих общественную нравственность, отработать с метлой в руках пятнадцать суток - благо эта мера воздействия еще не упразднена. И только тогда переходить к более высоким материям из области юриспруденции, свобод и демократии.
Бывший лидер республики Александр Дзасохов несколько раз обозначал в своих речах проблемы падения нравственности, но на большее, на конкретные шаги в этом направлении его не хватило. Нынешний глава Таймураз Мамсуров, как мы уже говорили, начал с закрытия игровых заведений, но если поддержка общественности в этом начинании будет сведена до вибрации СМИ, у него ничего не выйдет. А ведь борьба за нравственность народа - это не только возвращение блудных детей под сень морали, но и борьба с коррупцией чиновничества и правоохранительных органов, с хамством и беспределом новых хозяев жизни, за возрождение культуры, искусства, литературы - всего того, что мы утратили или утрачиваем с пересортицей жизненных ценностей. И проблема это не только для Северной Осетии. А раз так, то может быть стоило объединить усилия национальных элит Северного Кавказа, ученых мужей и политических деятелей - всех, кто не на словах, а на деле считает себя осетином, чеченцем, кабардинцем, русским, дагестанцем, ингушом. Говорят, что с десятисекундным поцелуем передается до двадцати двух тысяч бактерий и микробов. Какова разящая сила и заразительность демонстрации скабрезных моментов жизни с экранов телеканалов мы узнаем, едва выйдя за порог своего дома. Развращенность нравов, разгул хамства и невежества - вот главная угроза сегодняшней России, а вовсе не террорист с бомбой в руке. Этот терроризм тем и опасен, что он беззвучен, невидим, но всепроникающ и безжалостен.

Олег Цаголов, член Общественной палаты Республики Северная Осетия-Алания
sknews.ru

Вернуться назад