Геополитика: Религиозный фактор в этнополитической жизни республик Северного Кавказа
Опубликовал admin, 30 ноября 2013
М. 3. Магомедова
Однозначно оценить роль религии в современном обществе, ее возможности и перспективы попросту невозможно. Религия — это древнейший феномен человеческого общества. О религиозном факторе в жизни общества говорят и пишут много. Однако, прежде всего за ним стоят лишь представления, скрывающие внешние проявления религии, т. е. взгляды на мир, основанные на вере в Бога.
Весь предыдущий исторический опыт показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно религии: либо ее неминуемого или близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие изменения. В постсоветский период религия стала неотъемлемым элементом общественной жизни. Межрелигиозное согласие стало важнейшим условием национальной и региональной безопасности. Нельзя допустить, чтобы религиозное возрождение превратилось в политический фактор, стало основанием для экстремистского движения.
Наиболее общей базовой характеристикой религиозной идентичности является состояние религиозности. Оно синтезирует качественно-количественную определенность уровня, степени и характера религиозности в их единстве и устойчивом сочетании с личностным восприятием своей принадлежности к данному мировоззрению.
Религиозную идентичность можно определить через весь диапазон отношения людей к религии: от религиозности (разных форм и интенсивности) — через колебания в вере (неопределенность отношения к религии, индифферентность) — до неверия и атеизма.
На Северном Кавказе представлены все крупнейшие конфессии мира: христианство, ислам, буддизм и иудаизм. Их взаимодействие и переплетение привели к тому, что духовная культура проживающих здесь народов представляет собой сложнейшее синкретическое явление.
В Южном федеральном округе было зарегистрировано более 3300 религиозных организаций. Конфессиональное пространство региона можно условно разделить на четыре основные части: 40% — религиозные организации Русской православной церкви (РПЦ); 30% — религиозные организации мусульман; 27% — протестантские организации и 3% — буддисты и иудеи.
Уже в течение многих веков ислам является неотъемлемым компонентом духовной и материальной культуры многих кавказских народов. Как пишет А. В. Малашенко, «ислам всегда был и остается не только религией, но и фактором, формирующим этническую идентичность, социальное устроение мусульманской общины, влияющей на ее политические ориентации» [1, с. 169].
Исламские организации преобладали в 5 субъектах ЮФО (Дагестан, Ингушетия, КЧР, КБР и Чечня). На Юге России действуют 11 Духовных управлений мусульман (ДУМ), большинство из которых входят в Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). Самое крупное региональное Духовное управление мусульман зарегистрировано в Дагестане, где действуют 1756 мечетей. ДУМ Чечни объединяет около 300 мечетей, Ингушетии — 85, Северной Осетии — 19, Кабардино-Балкарии — 130, Карачаево-Черкесии и Ставропольского края — 113, Адыгеи и Краснодарского края — 28, Ростовской области — 17, Калмыкии — 2 [2].Севастопольский сайт (Севастополь Онлайн) и коллекционные автомобили - Мега Машины (MegaMachines.net)
Уровень этноконфессионального сознания на Северном Кавказе определяет состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе, об этом свидетельствуют и результаты проведенного мною социологического исследования, в рамках которого было опрошено 550 человек, представляющих разные социальные, этнические, конфессиональные, возрастные, профессиональные и др. группы1.
На вопрос: «Как Вы считаете, влияет ли уровень толерантности на состояние межконфессиональных отношений в северокавказском регионе?» — 41% респондентов из разных субъектов ответили «влияет положительно», 42% — «оказывает некоторое воздействие», 3% респондентов посчитали, что не оказывает никакого влияния, 14% — затруднились ответить на данный вопрос. Религия тесно связана с нашим обществом, со всеми его институтами и личностью каждого человека. Играя важную роль в жизни общества, религия сегодня сама претерпевает глубокие изменения. Так, феномен религиозного плюрализма приобрел актуальность, который предполагает терпимость к инаковерию, признание того, что и вне религиозного мировоззрения многие гуманистические движения служат благим целям человеческого сообщества. Способствует этому употребление в более широком смысле понятия секуляризации — процесса освобождения от религиозного влияния различных сфер жизни общества и личности.
В пределах субъектов региона представлен разный уровень религиозности населения. В проведенном социологическом исследовании из опрошенных 550 респондентов 91% отнес себя к представителям одной из предложенных конфессий, 7% назвали себя атеистами, 2% затруднились с выбором своей религиозной принадлежности. Более половины опрошенных (62%) исповедуют ислам, 29% — православие, 8% — буддизм и 1% — иудаизм.
Из общего массива опрошенных 43% отметили, что религия занимает весьма значительное место в их жизни, умеренное выбрали — 37% респондентов, незначительное — 15%, никакого — 5%.
Самый высокий уровень религиозности оказался в Чеченской Республике. 92% опрошенных чеченцев на вопрос: «Какое место занимает религия в Вашей жизни?» — ответили «весьма значительное», на втором месте Республика Ингушетия — 62%, далее Карачаево-Черкесия — 56%, Республика Дагестан — 36%, Ставропольский край — 25%, Ростовская область — 4%. На вопрос: «Способствует ли рост религиозности населения гармонизации межнациональных отношений и формированию толерантности в обществе?» 53% респондентов Чеченской Республики ответили положительно, а 52% респондентов Ростовской области, напротив. считают, что не только не способствуют, но в некоторых случаях даже мешает.
В основном мусульманские народы республик Северного Кавказа исповедуют ислам суннитского толка. Суннизм подразделяется на несколько мазхабов (богословско-правовых школ), из которых на Северном Кавказе действуют хана- фитский, шафиитский и ханбалитский. Причем, мусульмане республик северозападного Кавказа следуют ханифитскому и шафиитскому мазхабам в суннизме; а в Дагестане, Чечне и Ингушетии представлен суфийский ислам в форме накш- бандийского, шазилийского и кадирийского тарикатов.
Наиболее распространен на Северном Кавказе относительно либеральный ханафитский мазхаб, которого придерживаются большинство мусульман в данном регионе.
Умеренный шафиитский мазхаб преобладает среди дагестанских народов (кроме ногайцев), его придерживаются чеченцы, большинство ингушей. В последнее время получил распространение среди мусульман Чечни, Дагестана и в некоторых других районах страны консервативный ханбалитский мазхаб (точнее, его ваххабитская ветвь).
Ваххабизм превратился в идеологическую оболочку терроризма усилиями тех политиков и религиозных деятелей, которые гипертрофируют заложенные в нем деструктивные идеи.
По мнению К. М. Ханбабаева, на активное распространение идеологии ваххабизма на Северном Кавказе существенное влияние оказали следующие условия:
— социально-экономический кризис, приведший к обнищанию широких масс;
— идеологический, духовно-нравственный и политический кризис;
— обострение межнациональных отношений;
— криминализация различных сторон жизни, коррупция, организованная преступность;
— неопределенность политики федерального Центра в отношении региона и отдельных субъектов;
— геополитические трансформации в регионе;
— низкий авторитет местного духовенства [3].
Поэтому все больше приобретают актуальность вопросы взаимоотношения образования и религии. Во-первых, реализация провозглашенного Конституцией РФ принципа свободы совести в светском государстве осуществляется с помощью введения в образовательный процесс такого предмета, как «религиоведение». Оно должно способствовать воспитанию у молодежи терпимого отношения к различным религиям, что требует «мировоззренческого нейтралитета» в преподавании этой дисциплины.
Один из главных принципов религиоведческого образования заключается в том, что изложение предмета осуществляется на языке толерантности. Осмысливается диалог религиозных и нерелигиозных воззрений о человеке, обществе, мире, в ходе которого внимание подрастающего поколения будет ориентироваться на совпадение взглядов многих религиозных систем [4].
Отметим, что квалифицированное преподавание религиоведения позволяет успешно бороться с порой встречающимися предрассудками и элементарной неграмотностью относительно любых религий. Религиозная грамотность населения необходима нормальному цивилизованному обществу как залог толерантности во взаимоотношениях представителей разных вероисповеданий, как условие понимания их культуры, традиций и ценностей, а также в качестве защиты от радикальных взглядов.
Примечания:
1 Исследование проводилось в рамках проекта «Этноконфессиональная толерантность как один из факторов стабильности северокавказского социума» (2006-2008 гг.), Подпрограммы по Югу России «Анализ и моделирование геополитических, социальных и экономических процессов в полиэтничном макрорегионе», Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям».
Список использованной литературы:
1. Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа.—М.: Гендальф, 2001.—180 с.
2. Ханбабаев К. М. Религиозно-политический экстремизм и терроризм в полиэтноконфессио- нальном обществе // РИА «Дагестан» 05.06.2007 г.
3. Ханбабаев К. М. Религиозно-политический экстремизм и терроризм в полиэтноконфессио- нальном обществе (на примере Северного Кавказа) Ц РИА «Дагестан» 20.09.2006 г.
4. Колодин А. Поиск взаимных компромиссов Ц Высшее образование в России.—2000.—№ 2.— С. 66-74.
Источник:
Магомедова М. 3. Религиозный фактор в этнополитической жизни республик Северного Кавказа // Кавказ спустя 20 лет: геополитика и проблемы безопасности: тр. междунар. науч. конф. (Владикавказ-Цхинвал, 20-30 июня 2011 г.). С. 175 - 178.
Магомедова М. 3. Религиозный фактор в этнополитической жизни республик Северного Кавказа // Кавказ спустя 20 лет: геополитика и проблемы безопасности: тр. междунар. науч. конф. (Владикавказ-Цхинвал, 20-30 июня 2011 г.). С. 175 - 178.
- Просмотров: 4622
- Версия для печати