Геополитика: Южный Кавказ: некоторые итоги постсоветского развития. Азербайджан
Опубликовал admin, 30 марта 2014
А. Б. Крылов
После распада СССР обладающий богатыми сырьевыми ресурсами Азербайджан оказался в регионе в наиболее благоприятном положении. Главным источником доходов стал экспорт энергоносителей на мировые рынки, и экономический рост страны до сих пор базируется на экстенсивном использовании энергетических ресурсов.
Благодаря своему географическому положению и нефтегазовым месторождениям, Азербайджан был и остается для США одним из самых приоритетных государств на постсоветском пространстве. США оказали Азербайджану значительную по объемам помощь в области военного и военно-морского строительства, активно содействовали углублению отношений Азербайджан-НАТО.
США и ЕС провозгласили своей важнейшей задачей преодоление чрезмерной, по их мнению, зависимости Европы от российских энергоносителей. Началось строительство новой системы трубопроводов через Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Европу. Уже построены нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан» и газопровод «Баку — Тбилиси — Эрзерум». Администрация Б. Обамы продолжила курс прежней администрации на строительство «Южного энергетического коридора» в обход России и Ирана.
Азербайджанское руководство демонстрирует заинтересованность в развитии энергетического сотрудничества с США и ЕС. Оно не раз заявляло, что сотрудничество Азербайджана с НАТО носит стратегический характер и страна сделала свой выбор в пользу «истинной демократии» и «евроатлантических ценностей». Но для официального Баку такой выбор вовсе не означал отказа от собственного суверенитета и слепого следования в фарватере американской политики. Президент Ильхам Алиев много раз повторял, что нынешние российско-азербайджанские отношения могут служить примером взаимодействия между двумя соседними государствами. На основании существующего высокого уровня взаимопонимания и схожести позиций по многим проблемам глобальной политики И. Алиев заявил о том, что российско-азербайджанские отношения уже достигли уровня стратегического партнерства. В Москве также не скупятся на комплименты в адрес официального Баку. Представители МИД России также не раз заявляли, что российско-азербайджанские отношения достигли уровня стратегического партнерства. Российские власти занимают подчеркнуто отстраненную позицию по отношению к внутриполитическим событиям в Азербайджане. Кремль предпочитает никак не проявлять публично своих симпатий или антипатий по отношению к тем или иным политическим силам в Азербайджане. Но эти симпатии вполне очевидны.
Нынешние оппозиционеры рассматриваются как продолжатели авантюристического и антироссийского курса А. Эльчибея6 и поэтому не могут найти в Москве никакой поддержки. При отце же и сыне Алиевых ситуация в Азербайджане вновь стала стабильной, российско-азербайджанские экономические связи были восстановлены и теперь активно развиваются. И это обстоятельство имеет для российского руководства куда более важное значение, чем авторитаризм, нарушения прав человека и т. п. — «недостатки» нынешнего правящего в Азербайджане режима.
Такую же «отстраненно-созерцательную» позицию по отношению к происходящим в Азербайджане событиям занимают США, ЕС и практически все государства, олицетворяющие современную западную демократию. Несмотря на постоянную критику, звучащую в адрес Баку из западных столиц, ничего подобного имевшему место ранее в ряде постсоветских государств массированному вмешательству во внутренние дела и откровенной поддержки оппозиции в Азербайджане не наблюдалось. И это естественно: в международных отношениях собственные национальные интересы куда важнее интересов «продвижения демократии» в других странах.
США рассматривают Азербайджан как удобный плацдарм для расширения политического и военного присутствия в Каспийско-Черноморском регионе, транзитную страну для экспорта энергоносителей из Центральной Азии и важного поставщика энергоносителей. Для ЕС важна не столько военно-политическая составляющая, сколько роль Азербайджана в качестве транзитной страны и поставщика энергоносителей в Европу.
Для России Азербайджан является ценным торговым партнером и важнейшей частью новых транспортных коридоров Север-Юг, которые связывают ее с Ираном и странами Южной Азии. Москва не считает, что расширение военно-политического присутствия США послужит укреплению стабильности в Каспийско-Черноморском регионе. Интересам национальной безопасности России противоречит втягивание Азербайджана в военную операцию против Ирана, что угрожает дестабилизацией ситуации на российских южных границах.
Очевидно, что превращение Азербайджана в транзитную страну для экспорта центральноазиатских энергоресурсов на мировые рынки противоречит интересам российских энергетических монополий, и повлекло бы за собой ослабление позиций РФ в ЦАР и на Южном Кавказе. Российское руководство с успехом нейтрализовало эту угрозу путем развития взаимовыгодного энергетического сотрудничества со странами ЦАР (предоставление транзита на внешние рынки по существующим трубопроводам, собственные закупки нефти и газа и т. п.). В 2009 г. Россия начала закупать газ и в Азербайджане. До этого главными экспортерами азербайджанского газа были Грузия и Турция.
Азербайджан имеет контрактные обязательства перед Турцией о поставках с месторождения «Шахдениз» в рамках проекта «Стадия-1» ежегодно 6,3 млрд кубометров газа в течение 16 лет. Эти поставки начались в конце 2006 г. По условиям подписанного в 2001 г. контракта его цена была определена в 120 долларов за 1 тыс. кубометров. Вместе с тем, в контракте оговаривалось, что стоимость газа с «Шах Дениз» может быть пересмотрена уже через год после начала поставок и затем это можно будет делать ежегодно по обоюдному согласию сторон. Как указано в контракте, переход на новую цену может начаться с 15 апреля 2008 г. И когда эта дата наступила, Азербайджан заявил о намерении повысить цену, так как она оказалась почти в три раза ниже, чем в Европе. Но турецкая госкомпания Botas выступила против такого повышения. При этом эта компания покупала топливо у «Газпрома» почти в 3 раза дороже, чем в Азербайджане7.
Турецкая сторона предложила установить тариф за транзит азербайджанского газа в Европу в размере 70% от общепринятых мировых норм. По словам турецкого министра природных ресурсов и энергетики Т. Иылдыза, цена за прокачку 1 тыс. кубометров газа за каждые 100 км должна составить 2,36 доллара (Украина получает за прокачку российского газа 2,6 доллара). При этом Анкара явно стремилась увязать проблему прокачки газа в Европу с сохранением льготных цен на азербайджанский газ для Турции. По мнению азербайджанской стороны, предложенные Турцией тарифные ставки на прокачку газа являются совершенно неприемлемыми, так как они на 70% превышают аналогичные ставки по региону [3].
Противоречия в энергетической сфере обострились еще больше после подписания протокола об установлении дипломатических отношений между Турцией и Арменией и последовавшего за этим беспрецедентного охлаждения отношений между Азербайджаном и Турцией. Азербайджанский МИД заявил, что подписание протокола «явно противоречит национальным интересам Азербайджана, а также бросает тень на братские отношения между Азербайджаном и Турцией, имеющие глубокие исторические корни» [4].
Страсти особенно накалились, когда во время футбольного матча между командами Турции и Армении в Бурсе, состоявшегося 14 октября 2009 г., было запрещено использование азербайджанских флагов, а СМИ Азербайджана сообщили о том, что офицеры турецкой полиции разорвали азербайджанский флаг, а затем выбросили его в мусорный контейнер. Азербайджанские СМИ негодовали и по поводу «теплых объятий» президентов Армении и Турции, а также из-за того, что жена президента А. Гюля якобы сама приготовила обед для С. Саргсяна, а турецкий президент якобы не нашел ничего лучшего, чем предоставить армянскому коллеге для ночлега собственную спальню.
Все эти сообщения вызвали взрыв антитурецких настроений в Азербайджане. Турецкие флаги, развивавшиеся у мемориала в память о погибших турецких солдатах, были спущены. Состоялись демонстрации молодежи, представители различных партий подвергли турецкое руководство резкой критике «за унижение азербайджанского национального достоинства», в парламенте страны были проведены эмоциональные дебаты по поводу «инцидента с азербайджанским флагом».
Кризис в отношениях между Азербайджаном и Турцией, а также неопределенные перспективы экспорта азербайджанского газа в Европу, вынудили Баку срочно заняться поиском альтернативных рынков сбыта. 16 октября 2009 г. Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан будет рассматривать альтернативные варианты экспорта газа, так как турецко-азербайджанские переговоры о транзите голубого топлива не дали результатов. Более того, он обвинил Турцию в том, что она препятствует достижению договоренностей, предлагая неприемлемо низкие цены за азербайджанский газ [5].
Пропускная способность связывающего Азербайджан и Россию газопровода составляет до 7 млрд кубометров газа в год. Таким образом, Азербайджан имеет возможность продавать России до трети ныне добываемых объемов газа. Руководство Азербайджана заявило о своей готовности продавать России столько газа, сколько ей необходимо.
14 октября 2009 г. Газпром и ГНКАР подписали контракт об экспорте 500 млн кубометров азербайджанского газа в Россию по цене, которую И. Алиев назвал «взаимовыгодной» [6]. Контракт изначально предусматривал возможность дальнейшего наращивания объемов поставок. В конце 2009 г. президент ГНКАР Р. Абдуллаев заявил, что достигнута договоренность с Газпромом об увеличении поставок газа в Россию в 2010 г. до 1 миллиарда кубометров. Наряду с этим ГНКАР заявил о возможности строительства предприятий по сжижению азербайджанского газа в Грузии с дальнейшей его транспортировкой газовозами по Черному морю в Румынию и Болгарию.
Еще одним важным потребителем азербайджанского газа может стать Иран. После распада СССР Азербайджан и Иран договорились о поставках газа на основе взаимообмена. Газ из Азербайджана поступает в приграничные иранские провинции, а Иран поставляет такое же количество газа в изолированную от остальной азербайджанской территории Нахичеванскую автономную республику (НАР).
11 ноября 2009 г. ГНКАР и иранская Национальная газовая компания подписали меморандум по поставкам азербайджанского газа в Иран, начиная с 2010 г. Соглашение предусматривает, что на начальном этапе ГНКАР будет поставлять Ирану по «близкой к мировой» цене не менее 500 млн кубометров газа ежегодно, на последующих этапах этот объем должен быть увеличен
В январе 2010 г. ГНКАР и иранская Национальная газовая компания подписали соглашение об объемах поставок газа в Иран. В настоящее время Азербайджан экспортирует в Иран ежесуточно 2 млн кубометров газа, из указанного объема 800 тыс. кубометров прокачиваются в Нахичевань (НАР), 1,2 млн кубометров — идет в северные провинции Ирана [7].
Стороны договорились продолжить работу над долгосрочным контрактом об экспорте азербайджанского газа в ИРИ, при этом объем долгосрочных поставок составит как минимум 3-5 млн кубометров в сутки. Иранская сторона выразила готовность в перспективе покупать у Азербайджана любые объемы газа [8].
Не исключено, что азербайджанский газ станет важной составляющей в обсуждаемом сейчас проекте «мирного трубопровода», который пройдет из Ирана в Пакистан и Индию. Как подчеркивают участники этого проекта, он призван сыграть большую роль в укреплении стабильности в регионе и его экономическом развитии. По мнению ряда азербайджанских экспертов, стране «проще и дешевле» договориться об экспорте азербайджанского газа в Азию, чем продолжать ждать реализации «эфемерного Набукко» 8.
Изменение энергетической политики Азербайджана вызвало негативную реакцию у западных партнеров. Спецпредставитель госсекретаря США по вопросам энергетики Р. Морнингстар в январе 2010 г. посетил Азербайджан. После своего возвращения в Вашингтон он назвал разочаровывающим отсутствие соглашения между Азербайджаном и Турцией по условиям поставок газа. Р. Морнингстар исключил всякую возможность участия Ирана в «Южном коридоре» и констатировал, что этот проект может оказаться нежизнеспособным, если не будет достигнуто «целесообразного с коммерческой точки зрения и взаимовыгодного соглашения по условиям транспортировки газа» [9].
О возможных негативных для Азербайджана последствиях заявил вице- председатель подкомитета Европарламента по правам человека и представитель Консервативной партии Великобритании по вопросам внешней политики Ч. Тан- нок. По его мнению, в случае возникновения трудностей с осуществлением «Набукко» по вине Баку это может стать «дополнительным препятствием для Азербайджана в его намерениях вступить в евро-атлантические структуры экономики и безопасности» [10]. Наряду с давлением на Баку страны Запада оказывают давление и на Анкару с целью добиться скорейшего решения проблемы транзита азербайджанского газа через Турцию.
Развитию энергетического сотрудничества между Азербайджаном и соседними Россией и Ираном благоприятствует наличие связывающих их газопроводов, оставшихся с советских времен. Азербайджан и Иран связывает газопровод Рази — Магомед — Астара — Бинд — Бианд, пропускная способность которого составляет 10 миллиардов кубометров в год. В феврале 2010 г. ГНКАР заявила о намерении построить и запустить в эксплуатацию в 2012 г. еще один газопровод в Иран по маршруту Сангачал — Азадкенд — Астара мощностью 6,57 миллиардов кубометров в год. Если эти газопроводы заработает на полную мощность — то газа для других потребителей у Азербайджана может не остаться 9.
Осуществленная в кратчайшие сроки диверсификация газовых поставок укрепила позиции Баку на переговорах с Турцией. После подписания контракта на поставку азербайджанского газа в Россию Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан совершенно не устраивают предлагаемые Турцией цена на газ и тарифные ставки за его транзит. Он прямо обвинил Анкару в том, что она препятствует экспорту азербайджанского топлива в Европу [10].
Очевидно, что, если Турция продолжил затягивать решение о переходе на приемлемые для Азербайджана цены на газ и на транзит, масштабы энергетического сотрудничества между двумя странами могут стать минимальными. Однако вряд ли такая перспектива станет реальной: для Баку невыгодно попадать в чрезмерную зависимость от одного из своих потребителей, будь то Турция, Иран или Россия, а также слишком опасно обострять отношения с США и ЕС.
Проводимый Баку курс на развитие в первую очередь энергетического сектора позволяет получать политические и финансовые выгоды, но он стал причиной недостаточной диверсификации экономики и зависимости страны от ситуации на мировом энергетическом рынке. К тому же энергетические ресурсы Азербайджана ограничены и есть веские основания полагать, что уже в ближайшем будущем объемы добычи могут значительно снизиться. Пока азербайджанская элита не проявляет заметного беспокойства по поводу зависимости от «нефтяной иглы» и не имеет достаточных стимулов к политической и экономической модернизации.
В стране сложилась авторитарная модель управляемой или имитационной демократии. Правящий режим полностью контролирует политическую жизнь страны и в состоянии обеспечивать на выборах нужные результаты, причем в случае необходимости даже независимо от того, как проголосуют избиратели. Согласно официальным данным, в октябре 2008 г. 88,73% пришедших на выборы избирателей проголосовали за переизбрание действующего президента Ильхама Алиева [11].
В марте 2009 г. по инициативе правящей партии «Ени Азербайджан» («Новый Азербайджан») в Азербайджане состоялся конституционный референдум. Согласно официальным данным, более 90% участников голосования одобрило внесение изменений в конституцию страны, в том числе отмену ограничений на избрание президентом одного и того же лица более двух раз. Это значит, что Ильхам Алиев сможет остаться у власти и после окончания своего второго президентского срока в 2013 г.
По мнению лидеров оппозиционных движений, изменения политической системы фактически превратили страну в наследственную монархию. Оппозиция, призвавшая бойкотировать референдум, отказалась признать достоверными его официальные результаты. Однако действия оппозиции никак не повлияли на ход референдума и его итоги, не получили они и международной поддержки. Миссия наблюдателей от Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) отметила, что референдум «продемонстрировал готовность азербайджанского народа к расширению элементов стабильности и демократизации». Глава миссии, бельгийский депутат П. Уилл, подчеркнул, что референдум прошел в спокойной обстановке и при высокой активности избирателей [12].
Миссия наблюдателей от СНГ также признала референдум свободным, открытым, соответствующим нормам действующего в государстве законодательства и общепринятым подходам к проведению всенародного голосования. Более того, миссия констатировала, что референдум явился важным фактором дальнейшей демократизации общественной жизни Азербайджана, укрепил основы суверенитета, стал отражением стабильного, поступательного социально-экономического развития государства [13].
Признание странами Запада легитимности осуществленной «передачи власти по наследству» от отца к сыну, а затем согласие на неограниченное по времени правление Ильхама Алиева, привело к кризису ориентированных на западную модель демократии политических сил. У лишенной внешней поддержки раздробленной прозападной оппозиции практически нет шансов добиться смены режима путем победы на президентских выборах.
Высока вероятность, что нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев (или, по крайней мере, клан Алиевых) еще долго будет оставаться у власти. Отсутствие перспектив смены правящего режима конституционным путем в условиях отсталости социально-экономической структуры и огромного разрыва в уровнях дохода элиты и остального населения ведет к росту социальной напряженности. Это создает благоприятные условия для деятельности экстремистских сил, которые стремятся использовать ислам в политических целях и с его помощью завоевать власть в Азербайджане.
Примечания:
6 Абульфаз Эльчибей был одним из организаторов и руководителей оппозиционного Народного фронта Азербайджана. В июне 1992 г. он был избран президентом Азербайджана, но пробыл во главе страны всего год. За это время социально-экономическое состояние страны катастрофически ухудшилось, азербайджанские войска потерпели ряд сокрушительных поражений на карабахском фронте, В июне 1993 г. мятежные военные свергли А. Эльчибея, который перед своим бегством «официально пригласил» в Баку Гейдара Алиева.
7 Турция является вторым по объемам поставок импортером российских углеводородных ресурсов, около 52% своих потребностей в газе страна покрывает за счет его импорта из России. Между Турцией и Россией действует принцип «take or pay» (бери или плати), по которому турецкая сторона обязана платить за газ предусмотренных контрактом объемах, вне зависимости от того, использовала она его в полном объеме или нет. В 2010 г. объем поставок российского газа в Турцию составит 19 млрд кубометров. Турция платила за тысячу кубометров импортируемого из РФ газа 330 долл. В 2010 г. в условиях мирового экономического кризиса «Газпром» согласился снизить на 6,5% тариф, а также ликвидировал задолженность за недобор топлива в 2009 г. в размере 160 млн долл. Это позволит турецкой стороне сэкономить в 2010 г. около 400 млн долл. (www.regnum.ru/news/1258113.html).
8 Gazeta Az. 31.01.2009.
9 Внутренние потребности Азербайджана составляют 9,5—10 млрд м3 в год. В 2008 г. в стране было добыто 22847,2 млн, в 2009 г. — 23584 млн м3 природного газа (+35% к 2007 г.). http://abc.az/rus/news/42735.html.
Список использованной литературы:
3. Азербайджан продаст больше газа России, если строительство Nabucco задержится // Newsru.com. Экономика.—2010.—28 янв.—URL: http://www.newsru.com/finance/28jan2010/ nabucco.html.
4. «Холодная война» между Турцией и Азербайджаном — Москва пользуется нерешительностью Вашингтона // The Jamestown Foundation.—2009.—3 нояб.—URL: http://www.inosmi.ru/ asia/20091103/156477007. html.
5. Азербайджан отказывается продавать газ Турции дешево // Newsru.com. Новости экономики.—2009.—19 окт.—URL: http://www.newsru.com/finance/19oct2009/azergaz.html.
6. «Холодная война» между Турцией и Азербайджаном: Просчеты Турции, ЕС и США могут вызвать эффект бумеранга // Panorama.am. Политика.—2009.—4 нояб.—URL: http://www.panorama.am/ru/politics/2009/ll/04/jamestown-foundation/?sw.
7. Азербайджан готов присоединиться к «Южному потоку» // Информ. агенство REGNUM.— 2010.—25 февр.—URL: http://www.regnum.ru/news/1257550.html.
8. Азербайджан поставит в Иран до конца марта—начала апреля 100 млн кубометров газа // Информ. агенство Advis.ru.—2010.—14 янв.—URL: http://www.advis.ru/cgi-bin/new.pl?B42DEBEB-4E8B-214D-A14D-C61E3BCB8529.
9. США озабочены отсутствием соглашения по газу между Азербайджаном и Турцией // Вестник Кавказа.—2010.—29 янв.—http://www.vestikavkaza.ru/news/politika/geo/14761.html.
10. Азербайджан Турции продавать газ дешево не будет // Кавказский узел.—2009.—19 окт.— URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/160851/.
11. ЦИК Азербайджана: за действующего президента Ильхама Алиева проголосовали 88,73% избирателей // Newsru.com. В мире.—2008.—19 окт.—URL: http://www.newsru.com/world/19oct2008/ali.html.
12. Наблюдатели ПАСЕ признали референдум в Азербайджане // Взгляд. Деловая газета.— 2009.—19 марта.—http://vz.ru/news/2009/3/19/266627.html.
13. Миссия наблюдателей от СНГ назвала референдум в Азербайджане свободным и открытым // Day.As.—2009.—19 марта.—URL: ww.day.az/print/news/politics/150823.html/.
Источник:
Крылов А. Б. Южный Кавказ: некоторые итоги постсоветского развития // Кавказ спустя 20 лет: геополитика и проблемы безопасности: тр. междунар. науч. конф. (Владикавказ-Цхинвал, 20-30 июня 2011 г.). / Отв. ред. Э.В.Канукова, А.Б.Крылов, А.Г.Кусраев. —Владикавказ: ЮМИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2011. —326 с. С. 153 - 159.
Крылов А. Б. Южный Кавказ: некоторые итоги постсоветского развития // Кавказ спустя 20 лет: геополитика и проблемы безопасности: тр. междунар. науч. конф. (Владикавказ-Цхинвал, 20-30 июня 2011 г.). / Отв. ред. Э.В.Канукова, А.Б.Крылов, А.Г.Кусраев. —Владикавказ: ЮМИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2011. —326 с. С. 153 - 159.
- Просмотров: 7767
- Версия для печати