Геополитика: Президент Исламской Республики Иран Хатами С.М. и иранская внешнеполитическая концепция «Диалога цивилизаций» на рубеже XX-XXI вв.
Опубликовал admin, 11 июля 2014
Н.Э. Ногаев,
аспирант СОГУ, г.Владикавказ
аспирант СОГУ, г.Владикавказ
Состояние современного мирового развития выдвигает требования пересмотреть устаревшие взгляды между различными цивилизациями, странами и культурами. Нынешний глобализирующийся мир объективно становится всё больше взаимосвязанным и взаимозависимым. В начале XXI века происходит объективное повышение роли Ирана в международных процессах, возрастают качество и уровень отношений Исламской республики Иран (ИРИ) со многими странами мира. При этом на глобальном уровне принципиально возрастает значение межцивилизационного взаимодействия и сотрудничества разных стран и народов.
Именно в контексте этих и других процессов нами делается попытка проанализировать концепцию диалога цивилизаций — вынесенную на международный уровень на рубеже XX-XXI веков президентом Ирана Сейед Мохаммадом Хатами. По той причине, что она, на наш взгляд, оказала заметное влияние на активизацию и развитие многостороннего сотрудничества Ирана с мировым сообществом, в том числе с Российской Федерацией.
Очевидно, Иран в лице своего президента С.М.Хатами внёс в мир единственный на сегодня универсальный принцип «диалога цивилизаций», согласно которому мир и процветание человечества напрямую зависят из уважения ко всем тысячелетним цивилизациям и их открытого диалога. Значение его тем более велико, что этот принцип прямо противостоит принципам, которые были сформулированы некоторыми западными футурологами: «Столкновения цивилизаций» или унификации мира в рамках глобализации. Именно «диалог цивилизаций» является универсальной площадкой и для выработки основ и построения нового справедливого мирового порядка. Ещё в своей инаугурационной речи в 1997 году, М.Хатами сказал: «Диалог между цивилизациями — необходимое условие существование в современном мире» [1,185]. Позднее он не раз ещё высказывал эти соображения с разных трибун: и на сессии ОИК, и на специальных конференциях и семинарах, и на Генеральной Ассамблее ООН.
Сказанное выше тем более значимо в условиях, когда современный Иран является абсолютно новым субъектом мирового развития и требует к себе нового отношения как к перспективной и во всех отношениях оригинальной державе, не боящейся смелого технологического обновления при опоре на многовековые и тысячелетние традиционные ценности своей во многом уникальной ирано-исламской цивилизации.
С.М.Хатами — пятый президент Ирана, избранный на этот пост в 1997г., получил на выборах 2/3 голосов избирателей, в последующем 2001 г. был переизбран на второй президентский срок. Он владеет английским, арабским и немецким языками. Является автором большого числа научных работ, в том числе ряда монографий, которые были изданы крупнейшими восточными и западными научными политологическими центрами.
С.М.Хатами — это, безусловно, феномен в иранской политике и как личность и как государственный деятель. В тоже самое время результаты деятельности его на посту президента это закономерный итог исторического и политического развития страны.
Масштаб деятельности и уровень влияние этого политика на позитивное развитие иранского государства и политической системы на рубеже XX-XXI веков трудно переоценить. Но более всего данное утверждение относится к сфере внешней политики, где Иран в период его президентства вышел из политической изоляции продемонстрировав «прорывной» характер отношений со многими странами, в частности с Российской Федерацией.
Не случайно именно по предложению М. Хатами 53-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН официально объявила 2001 год Годом диалога цивилизаций. Ни для кого не секрет, что на рубеже XX-XXI веков в среде западного экспертного сообщества появились теоретики, типа С. Хантингтона, ратующие за сохранение отдельно взятой культуры или цивилизации и отвергающие принципы мирного сосуществования, взаимообогащения и развития различных цивилизаций [2].
Прежде чем приступить к анализу концепции «диалога цивилизации» необходимо дать ответ на вопрос: Что такое цивилизация? Это сложный вопрос, на который учёные дают самые разнообразные ответы, поскольку само понимание цивилизации неоднозначно.
На наш взгляд, интересен и весьма логичен подход, на основе которого цивилизация определяется как социальная культурно — историческая система, объединяющаяся на уровне нескольких этносов, связанных с конкретной природно-пространственной средой. Если рассматривать в широком смысле понятие «цивилизация», то можно принять, что в её основе лежат три вида системообразующих связей: пространственные, в зависимости от природной среды и ландшафта; временные, связанные с формированием общности исторического бытия, традиций, широко понимаемой культуры, языка; социальные, сопоставимые ценностно-нормативные механизмы, субъективное осознание общности, самоидентификация людей, которые укрепляют суперэтническую общность [3,28].
Приемлемым в данном случае является и дефиниция цивилизации, предложенная российским учёным Н.С. Симония, которую он определяет, как «исторически сложившееся единство материальной и духовной культуры, продукт весьма длительного существования более или менее стабильной этнодемографической общности, занявшей определённый ареал ойкумены» [4,62].
Из этих определений, а также из реального положения миропорядка, связанного в первую очередь с современным уровнем научно технического прогресса, можно прийти к выводу о признании необходимости всё более укрепляющихся связей и отношений между различными странами, культурами и, соответственно, между различными цивилизациями. Инициативы Президента ИРИ С.М.Хатами, выработанные им на рубеже XX-XXI веков, относительно идеи диалога цивилизаций в качестве главного фактора во взаимоотношениях стран и народов связаны с глубоким осознанием именно этой необходимости.
При этом следует учитывать, что цивилизация как социальная система не должна пониматься просто как механическая сумма составляющих элементов (стран, народов или регионов). Её важно рассматривать с учётом приобретённого нового системного качества.
Так, например, по утверждению президента С.М.Хатами, «исламская цивилизация — одна из немногих цивилизаций, которая возникла и получила распространение на основе одного священного текста — Священного Корана» [5,54].
На наш взгляд, лаконичными и весьма важными тезисами, выдвинутыми президентом ИРИ С.М.Хатами в качестве магистральных путей осуществления диалога различных цивилизаций, в частности, исламской и западной (к ней мы можем отнести по определённым системным признакам и российскую цивилизацию), являются умение «говорить», «слушать» и «понимать». С этой позиции С.М.Хатами, рассматривая каждого индивида человеческого общества как «личность» и подразумевая как общие черты, так и своеобразие каждой культуры, носителем которой являются эти индивиды, приходит к такому выводу: «В человеке сосредоточены душа Востока и разум Запада, и отрицание этих двух составляющих частей существа человека сделало наше понимание его сути неполноценным и недостаточным» [6,67].
Он предлагает диалог между цивилизациями для правильного, гуманного и практического решения многих глобальных проблем современности, таких как кризис в семье, кризис в вопросах экологии, кризис этического характера, кризис в международных политических отношениях.
С.М.Хатами выделяет два пути осуществления диалога цивилизаций:
1. Взаимовлияние на протяжении длительного времени. Этот процесс обусловлен естественным ходом развития событий, географическими или историческими причинами и от чьего-либо выбора или воли не зависит. Подобное взаимовлияние веками осуществлялось, например, между иранцами и греками в античные времена, а позднее между Европой и Азией по Великому шёлковому пути.
2. Диалог цивилизаций и культур посредством диалога между их представителями. Такая форма диалога — это осознанная и целенаправленная деятельность, не обусловленная историческими или географическими факторами [7,47].
С.М.Хатами, указывая на всёвозрастающее значение полноценного и всеохватывающего диалога культур и цивилизаций, вместе с тем отрицает ведение подобного диалога с позиций силы, навязывание секуляризма, давления и устрашения. Диалог культур предполагает многополюсный мир и отрицает планетарные изменения в сторону глобализации, направленной на создание более обширных рынков сбыта и поглощение национальных культур какой-либо одной господствующей культурой.
По мнению иранского президента: «Ни одна великая культура, ни одна великая цивилизация не создавались в изоляции самостоятельно в отрыве от других культур. Лишь те культуры и цивилизации смогли выжить и развиваться, которые способны обмениваться с другими цивилизациями своими достижениями, обладают умением «говорить» и «слушать» » [8,59]. Ещё одна цитата, которая, на наш взгляд, даёт очень чёткое представление о взглядах на иранскую цивилизацию и её взаимосвязях с другими цивилизациями: «Мы, совершив революцию и претендуя на создание исламского строя на её основе, в том случае можем считать свою революцию началом новой цивилизации, если имеем способность и достоинство приобрести положительные элементы западной цивилизации, а так же необходимую чуткость отличить её недостойные элементы и избежать их...» [9, 119]. Как видим, акцент ставится не на том, что Иран является составной частью исламской цивилизации, а на том, что иранская модель развития, начавшаяся с провозглашения исламской республики, может стать началом новой цивилизации. Хатами допускает такую возможность априори, но в отличии от своих клерикальных оппонентов считает, что эта цель может быть реализована не в условиях автаркии и противостояния Западу, а во взаимодействии с ним. И дальше, как бы заранее предотвращая возможность обвинений в измене политической линии имама Хомейни, он говорит: «Ясно, что это вовсе не политический подход. Если кто-либо не в состоянии увидеть отличия между этой задачей и политической, то он действует наперекор идеалам исламской революции и народа, даже если их побуждают добрые намерения. На этой арене не острые лозунги и жёсткость, а само сознание, логика и объективность определяют победителя» [9, 119]
В этом контексте интересно указать, что даже лидер Исламской революции имам Хомейни признавал проблемы и не идеализировал исламскую политическую систему, утвердившуюся в Иране после революции 1979 года, В этой связи он писал: «Я никогда не говорил, не скажу и сейчас, что сегодня в нашей стране ислам реализуется во всех его аспектах и что теперь никто не нарушает положений ислама по причине своей неосведомлённости или недисциплинированности» [10,39].
М.Хатами, выступивший с момента своего избрания в 1997 году президентом страны с идеей построения исламского гражданского общества, расширения политических свобод, безусловно войдёт в историю как реформатор. В отличие от своего предшественника Али Акбара Рафсанджани, который для проведения реформ апеллировал к экономической необходимости, Хатами избрал путь религиознофилософского обоснования необходимости реформирования общества. По мнению Хатами, его концепция «диалога цивилизаций» должна убедить Запад, как и другие центры мировой политики, включая Россию, в изменении внешнеполитической концепции Ирана, в отходе от конфронтации. Принцип равенства подразумевает категорическое неприятие навязывания какой-либо страной своей модели поведения всему человечеству. В диалоге «не могут участвовать те, которые считают, что они имеют монополию на Истину».
Согласно мнению иранского президента, диалог с исламской цивилизацией очень плодотворен для Запада, ибо открывает новые возможности в разрешении общих проблем, стоящих сегодня перед мировым сообществом. Он называет эти кризисные проблемы: кризис семьи; кризис экологический (в отношениях человека и природы); кризис этических принципов в мировоззренческой и научной сферах; потеря ценностных ориентаций людей. Много внимания уделяет М.Хатами разъяснению философских терминов и понятий — «традиция», «развитие», «современность». У него нет безудержного преклонения перед традициями прошлого. Более того, он считает эту черту отечественной идеологии важнейшей причиной отсталости иранского общества: «Несовместимость современной цивилизации с нашей цивилизацией, ориентированной на преклонение перед традицией, является одной из самых важных причин кризиса в нашем обществе» [11,160].
Очевидно, что действенность и успех осуществления концепции диалога культур и цивилизации1 зависит от состояния умов в самом Иране в той же мере, как за его пределами. Именно поэтому критика М. Хатами в равной степени обращена и к позициям иранских светских интеллектуалов, и к позициям религиозных ортодоксов — догматиков. Идеалом М. Хатами является образ просвещённого религиозного интеллектуала [13, 230].
Надо указать, что концепция диалога культур и цивилизаций президента ИРИ и участия иранских идеологов в полемике с Западом выявило новые геополитические и религиозно-философские аспекты иранской общественной мысли на пороге XXI века. Полемика по данным вопросам создала базу для диалога культур и, более того, подтвердила мысль о том, что страны с длительной и непрерывной традицией культуры способны к развитию в новых условиях (Япония, Китай, Индия, Иран).
В то же самое время мы должны констатировать, что диалог между цивилизациями, странами и народами служит целям лучшего ознакомления культур с различными социально-экономическими и этническими ценностями. Во-первых, он не может быть автоматической гарантией для установления взаимопонимания между цивилизациями, а во-вторых, не устраняет главную, то есть экономическую предпосылку социально — культурных противоречий.
Очевидно диалог цивилизаций — единственно возможный и необходимый, но одновременно сложный рычаг сохранения мира и стабильности на планете. Это стимул для формирования универсальной модели оздоровления международных отношений, не допускающий одностороннего подхода, и монолог в политике и культуре, позволяющий общественному мнению осуждать силовые методы разрешения межнациональных и межгосударственных конфликтов и разногласий.
Тенденция к глобализации должна исходить и предполагать многополярность современного мира с учётом рождения новой морали, нового коллективного права на основе международных институтов и законов, укрепление суверенитета всех государств, повышение их ответственности в международных делах. Для этого необходимо, чтобы все компоненты международной системы (государства и гражданские институты) могли активно и равноправно участвовать как в выработке, так и в принятии решений международного характера.
В этом аспекте, по мнению С.М. Хатами, перспектива создания нового мира видится в реализации демократических принципов в международных делах, в укреплении моральных, правовых и политических критериев, основанных на диалоге и обмене идеями, а также на демократическом соревновании культур. Не случайно в резолюции 56/6 Генеральной ассамблеи ООН подчёркивается: «единая человеческая семья объединяет все цивилизации и даёт возможность прославлять великолепную гамму наших достижений этого многообразия цивилизаций, и вновь подтверждает, что достижения цивилизаций являются коллективным наследием человечества» [14].
В период президентства М.Хатами (1997-2004), Иран и Россия наладили более тесное взаимодействие в сфере международной безопасности и по другим проблемам глобального характера. И Иран и Россия не приемлют попыток навязать миру однополюсность, выступая за примат международного права против использование силы в международных отношениях в обход Устава ООН. В ходе регулярных контактов иранских и российских политических и государственных деятелей как на высоком, так и на высшем уровне, неоднократно отмечалось созвучие инициативы президента ИРИ С.М.Хатами относительно диалога цивилизаций и предложенную Россией концепцию мира XXI века. Очевидна схожесть подходов Ирана и России к формированию совместно с другими членами сообщества более безопасной, открытой и демократической системы международных отношений в XXI веке.
Созвучность целей российской концепции мира, в центре которой находится идея многополярности, содержанию выдвинутой Ираном инициативы диалога между цивилизациями была отмечено и подтверждено в ходе официального визита президента ИРИ С.М.Хатами в Москву в марте 20С1 года.
Плодотворные дискуссии и контакты проходили между ИРИ и Европейскими странами, включая РФ сферах науки, религии и культуры, как на двустороннем, так и на многостороннем форматах. Этому способствовали проведение конференций, круглых столов и семинаров, как в Иране, так и во многих европейских столицах с участием деятелей науки и культуры этих стран.
Таким образом, результаты деятельности президента ИРИ С.М.Хатами и выдвинутая им концепция диалога цивилизаций оказали заметное влияние на позитивное развитие Ирана и его внешней политики. Иран вышел из политической и экономической изоляции.
Важным изменением во внешней политике Ирана в период президентства С.М.Хатами, бесспорно, явилось выдвижение на первое место такого стимула в её международной деятельности, как стремление к развитию доброжелательных отношений с подавляющим большинством стран мира, включая РФ, конструктивное участие в глобальных и региональных экономических и политических процессах.
Идея диалога между цивилизациями, предложенная президентом Ирана, оказалась на наш взгляд очень своевременной. Данная инициатива задала дополнительный импульс процессу активизации научного и культурно-религиозного сотрудничества между Ираном и его соседями, а также странами Западной Европы, Восточной Азии и Россией. Несомненно, данная концепция стала ответом на вызов Запада, стремящегося к унификации культурного и цивилизационного многообразия мира в рамках глобализации, подняла престиж ИРИ в мировом сообществе и укрепила позиции прагматически настроенного лидера Ирана.
Литература
1. Иран: эволюция исламского правления. М., ИВ РАН, 1998.
2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций М., 2003.
3. Орлова И.Б. Современные цивилизации и Россия, М., 2000.
4. Иран: диалог цивилизаций. Материалы научной конференции. М., 2003.
5. Текст выступления на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвящённый диалогу цивилизаций // Хатами С.М. В человеке сосредоточены душа Востока и разум Запада. М., 2001.
6. Текст выступления на Саммите тысячелетия в ООН, Нью-Йорк, 6 сентября 2000 г. //Хатами С.М. В человеке сосредоточены душа Востока и разум Запада М., 2001.
7. Выступление в университете Флоренции (Италия) 8 марта 1999 года // Хатами С.М. В человеке сосредоточены душа Востока и разум Запада. М., 2001.
8. Выступление М.Хатами на ежегодной сессии ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Париж, 29 октября 1999г.//Хатами С.М. Ислам, диалог и гражданское общество. М., 2001.
9. Хатами М. Страх перед бурей. М., 2001.
10. Имам Хомейни, Религиозное и политическое завещание. Тегеран 2003.
11. Хатами С.М. Ислам, диалог и гражданское общество. М., 2001.
12. Резолюция 56/6 принятая Генеральной Ассамблеей ООН, 21 ноября 2001 г. // http://daccessdds.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N01/475/44/PDF/N0147544.pdf?OpenElement 21.11.2008.
Источник:
Ногаев Н.Э. Президент Исламской Республики Иран Хатами С.М. и иранская внешнеполитическая концепция «Диалога цивилизаций» на рубеже XX-XXI вв. // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2010. Вып. 4. С. 39 - 47.
Ногаев Н.Э. Президент Исламской Республики Иран Хатами С.М. и иранская внешнеполитическая концепция «Диалога цивилизаций» на рубеже XX-XXI вв. // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2010. Вып. 4. С. 39 - 47.
- Просмотров: 7132
- Версия для печати