Геополитика: Место и роль России в глобальных экологических процессах: политический аспект
Опубликовал admin, 11 февраля 2015
З. Р. Гобаев
аспирант СОГУ
аспирант СОГУ
Экологически обусловленная угроза существованию человеческой цивилизации официально признана на самом высоком межгосударственном уровне.[5] Развивающийся глобальный экологический кризис затрагивает все человечество, все стороны жизни людей, но по-разному проявляется в каждой стране в зависимости от ее природных условий, экономической и социальной ситуации.
Н. Ф. Реймерсом предложена следующая классификация экологических проблем, имеющих как локальный, так и всепланетарный, глобальный масштаб:
- изменение климата Земли в результате усиления тепличного эффекта, выбросов метана и других газов;
- загрязнение ближайшего космического пространства;
- ослабление озонового слоя Земли, образование большой «озоновой дыры» над Антарктидой, малых «дыр» над другими регионами планеты;
- загрязнение атмосферы с образованием кислотных дождей;
- загрязнение Мирового океана, истощение и загрязнение поверхностных вод суши и подземных вод, нарушение экологического баланса между океаном, его прибрежными водами и впадающими в него водоисточниками;
- радиоактивное загрязнение локальных участков и некоторых регионов Земли;
- опустынивание планеты, сокращение площади лесов, усиление процесса исчезновения видов животных и растений;
- абсолютное перенаселение Земли и истощение природных ресурсов планеты. [6]
С середины XX века деградация биосферы угрожающе нарастает: уже уничтожено 2/3 лесов; утрачено 2/3 почв сельскохозяйственного назначения; крайне истощены биоресурсы Мирового Океана, морей и рек, биоразнообразие планеты (с лица Земли исчезли 110 видов позвоночных и под угрозой исчезновения находятся еще 600 видов). Человечество потребляет сейчас до 40 процентов биоты, 10 процентов которой используется непосредственно, а 30 процентов разрушается. Только за последнюю четверть XX столетия уничтожена треть природных ресурсов. Органические отбросы человечество производит в 2000 раз быстрее, чем вся биосфера. Глобальное загрязнение окружающей среды в XX веке привело к потеплению климата на планете. Среднегодичная температура повысилась на 0,3—0,60, к 2020 году рост температуры ожидается еще на 0,40, а к 2050 году до 1,5—20. Это вызовет массовое таяние ледников, что может привести к повышению уровня моря на 1,5—2,5 метра и затоплению прибрежных регионов и островов. Глобальное загрязнение окружающей среды сопровождается снижением иммунитета и ухудшением здоровья людей, появлением новых болезней. Во многих регионах не хватает пресной воды (в 2000 году 1,1 млрд. человек — 18% мирового народонаселения — не имели доступа к чистой воде, к 2050 году 2,5 млрд. человек ощутят нехватку воды), мегаполисы лишены чистого воздуха. Участились природные катаклизмы: наводнения, землетрясения. [1]
В Докладе (2002 г.) Комиссии ООН по проблемам окружающей среды (UNEP), отмечено, что в ближайшие 30 лет под воздействием человеческой деятельности на планете произойдут необратимые изменения. Будет деформировано более чем 70 процентов земной поверхности, утеряно более четверти всех видов животного и растительного мира, дефицитом станет безопасный воздух, чистая питьевая вода, ненарушенные ландшафты, и т.д.
Именно высокое качество природной среды является главным богатством человечества и безусловной ценностной категорией, сущностью глобальных экологических интересов. Экологически чистая окружающая среда уже в ближайшем будущем будет цениться выше, чем научные знания, информационные технологии и “ноу-хау”, которые ныне определяют специализацию на мировом рынке стран, именуемых “высокоразвитыми”.
Российская Федерация имеет существенные преимущества перед подавляющим большинством стран мира.
Во-первых, именно ей принадлежит огромный природно-ресурсный потенциал (общая площадь которых составляет 1/7 всей суши, из них 19 % мировых запасов лесов, 22% запасов пресных вод).[12] С 1992 года эмиссия парниковых газов на территории России сократилась на 32%, что составляет 60% мирового сокращения; реальный вклад страны в поддержание глобального экологического равновесия составляет не менее 10% мирового потенциала.
Во-вторых, ненарушенные природные экосистемы занимают 13 млн. кв. километров (65% территории России), что позволяет эффективно выполнять биосферные функции, т.е. поддерживать баланс углерода и парниковых газов в атмосфере, обеспечивая устойчивость глобальных климатических процессов; обеспечивать сохранение глобального биоразнообразия и редких видов растений и животных; обеспечивать сохранение среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности малых северных народов.
В-третьих, к российскому сектору относится около трети всей площади Арктики - одного из наименее загрязненных регионов планеты. Арктика – крупнейший биосферный резерват и экологический фильтр Земли. В России представлено примерно 80% всего видового разнообразия Арктики.
В-четвертых, в России сохраняются самые крупные массивы нетронутых лесов (3 448 тыс. км2 или 26% неосвоенных лесов мира). Их вырубка может привести к усилению процессов глобального потепления климата, утрате местообитаний многих редких видов растений и животных, а также к необратимым изменениям в среде обитания человечества.
В-пятых, Россия располагает 20% мировых запасов пресной воды.
Как видно из вышесказанного именно Россия занимает особое место в глобальных экологических процессах и является главной стабилизирующей силой в охране и восстановлении окружающей природной среды на Земле поддерживающих существование развитых стран Европы, Азии и Америки.
Реальный вклад хозяйства России в глобальную трансформацию природной среды в целом не превышает долю страны в территориальных ресурсах Земли, в населении и в мировом хозяйстве. Относительно скромная роль России в деградации биосферы и ее огромный пространственно-экологический потенциал являются важными геополитическими факторами, которые можно и нужно использовать для упрочения позиций новой России в международных отношениях. Вес этих факторов возрастает в связи с неизбежным усилением роли экологических аспектов в международных отношениях.
В первой четверти XXI века, по прогнозам ученых, реальна опасность истощения мировых энергетических запасов. Обостряется борьба за главные сырьевые ресурсы планеты, значительная часть которых находится на территории России. С учетом определяющей роли России в глобальных экологических процессах ее дальнейшее развитие невозможно без защиты национальных экологических интересов.
Последние несколько лет в научных кругах мира обсуждается концепция природной ренты, полная выплата которой странами-загрязнителями, странами-потребителями природных ресурсов дала бы возможность странам-обладателям природных ресурсов развиваться, освободившись от зависимости стран “золотого миллиарда”. Первый шаг в этом направлении — Киотский протокол, устанавливающий принцип платности за выбросы в атмосферу, систему соответствующих квот и предусматривающий возникновение потенциального рынка этих квот. Для реализации Киотского протокола необходима политическая воля, в первую очередь, развитых стран — основных потребителей и загрязнителей на планете.
Государства, создающие максимальные нагрузки на окружающую среду, должны выплачивать “международный налог”, пропорциональный коэффициенту антропогенного давления. Суммы должны перераспределяться в пользу тех стран, где наращивание ненарушенных хозяйством территорий окажется наиболее возможным и эффективным. Если это предложение будет реализовано, Россия может рассчитывать на получение существенной экологической ренты.
Государственное вмешательство в природопользование в развитых странах имеет довольно ощутимый характер. Созданы иерархические системы управления, в которых выделяют цели природоохранной политики, её объекты, а также уровни осуществления. В основу проведения экологической политики и ее финансирования в большинстве развитых странах был положен принцип нормативного качественного состояния окружающей среды, который достигается путем установления стандартов на загрязнение различного рода. Переход к этим стандартам обеспечивается соответствующей налоговой политикой, носящий как карательный, так и щадящий, стимулирующий характер, использованием дотаций, льготного кредитования, введением в практику систем торговли загрязнениями или платежей за их нормативный и сверхнормативный уровни, штрафы.
Во многих странах разработаны законодательства, учреждены государственные органы по окружающей среде, стали создаваться программы сохранения экосистем, повышения их биопродуктивности, разрабатываются стандарты и нормы загрязнения.[2]
Проблема окружающей среды в ее современной интерпретации получила распространение, начиная со времени Стокгольмской конференции (1972 г.). В соответствии с ее решениями в ООН был создан самостоятельный орган, на который было возложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде - ЮНЕП (United Nations Environment Programme) со штаб-квартирой в Найроби (Кения).
Все более важную роль в решении глобальных экологических проблем играет такая международная организация, как Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ) (The Global Environment Facility). ГЭФ предоставил России грант на сохранение биоразнообразия и охраны Байкальского региона на сумму 20,1 млн. долл.; 60 млн.долл. для поэтапного сокращения производства и потребления озоноразрушающих веществ, а также перевода российской промышленности на озонобезопасные технологии. Предполагается также предоставление стране 26 млн. долл. в рамках проекта «Специальная инициатива по прекращению производства озоноразрушающих веществ», подготовленного совместно с Мировым банком.[7]
По мере углубления глобального экологического кризиса имеющееся национальное достояние Российской Федерации может стать важным фактором международных отношений, как в экологической, так и в политической и экономической сферах.
России необходимо осуществить выбор разумной экологической стратегии, создание структуры для решения проблем охраны и восстановления нарушенной природной среды, система специальных экологических законодательных актов и «экологизация» всего законодательства.
Экологическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1225-р от 31.08.2002 г., определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в стране единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.
Согласно этому документу стратегической целью государственной политики Российской Федерации в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.[4]
Необходимо отметить, что на протяжении последних лет Россия стабильно демонстрирует позитивную социально-экономическую динамику. Особенно важно, что при этом внимание государства к вопросам охраны окружающей среды, в целом к экологическому компоненту развития не только не ослабевает, а наоборот с каждым годом оказывается все более существенным. Это свидетельствует о растущем понимании у нас в стране безальтернативности концепции устойчивого развития, базирующейся на триединстве экономического, социального и экологического факторов развития. Отрадно, что отмеченный сдвиг в государственной политике по отношению к экологическим вопросам совпадает с общемировыми тенденциями в этой области.[3]
Россия принимает активное участие в развитии международного сотрудничества в области экологии.
Будучи правопреемником СССР, Российская Федерация взяла на себя договорные обязательства бывшего СССР по предотвращению экологической катастрофы, сохранению биосферы и обеспечению развития человечества.
Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие: 1) государственные инициативы; 2) международные организации; 3) международные конвенции и соглашения; 4) двустороннее сотрудничество.
Россия входит в Совет управляющих Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Совет управляющих Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат).
В 2005 году началось осуществление беспрецедентного по масштабам проекта ЮНЕП/ГЭФ «Российская Федерация – поддержка национальной программы действий по защите морской среды Арктики» стоимостью 28,6 млн. долл., что позволит перевести в практическое русло взаимодействие нашей страны с этой организацией в зоне российской Арктики, привлечь дополнительное финансирование со стороны зарубежных доноров на реализацию проектов в этой области. Следует отметить, что значительную роль в этом процессе призван играть Арктический совет, председателем которого в настоящий момент является Россия.
В ноябре 2005 года была подписана Программа сотрудничества между Правительством России и ЮНЕП на 2005-2007 гг., которая охватывает ряд приоритетных областей взаимодействия между нашей страной и Программой (водопользование, химические вещества, биоразнообразие, охраняемые территории и т.д.).
Россия является одним из наиболее активных членов Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР) – основного органа системы ООН по реализации решений Повестки дня XXI века и Плана осуществления, принятого на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ВСУР) в 2002 г.
На состоявшейся в апреле 13-й сессии КУР, посвященной рассмотрению хода выполнения целей ВСУР по воде, санитарии и населенным пунктам, были представлены российские базовые подходы к международному взаимодействию в указанных сферах. Была подчеркнута необходимость сбалансированного учета экономических, экологических и социальных факторов в соответствии со специфическими условиями и интересами регионов, субрегионов и отдельных государств, обеспечения комплексного характера управленческих решений и их адресной направленности как по секторам экономики, так и по группам населения, ведущей роли государства в совершенствовании финансовых институтов в целях решения задач устойчивого водопользования и формирования рынка доступного жилья, защиты малоимущих слоев населения. [7]
Что касается России, то в 2006 г. в рамках обеспечения достижения целей ВСУР продолжалась реализация Национальной программы «Развитие водохозяйственного комплекса России (Вода России – ХХI век)», основными компонентами которой являются: обеспечение населения и хозяйственного комплекса необходимыми водными ресурсами; предотвращение и ликвидация последствий наводнений и вредного воздействия вод; предотвращение загрязнения водных объектов; внедрение и применение передовых технологий водоочистки и современного сантехнического оборудования; совершенствование системы государственного управления водными ресурсами, а также нормативное правовое, научно-техническое и информационное обеспечение водного хозяйства.
Будучи крупнейшей лесной державой, Россия входит в число лидеров международного лесного взаимодействия. РФ председательствовала на 4-й сессии вспомогательного органа Экономического и Социального Совета ООН - Форума ООН по лесам (ФЛООН), приняла активное участие в его 5-й сессии, состоявшейся в мае 2005 года. Под эгидой Форума идет проработка таких приоритетных для российского лесного сектора вопросов, как принципы устойчивого управления лесами всех типов, критерии и индикаторы устойчивого лесопользования, финансирование и содействие передаче передовых лесоохранных и лесопромышленных технологий и т.п.
Россия является участницей большинства основных многосторонних природоохранных конвенций. В настоящее время ведется работа по присоединению к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, направленной на сокращение использования, прекращение производства и последующую полную ликвидацию 12 особо токсичных химических соединений, и Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, призванной содействовать упорядочению мирового оборота этих веществ в целях защиты здоровья человека и охраны окружающей среды.
В конце 2004 г. Россия ратифицировала Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, что обеспечило его вступление в силу 16 февраля 2005 г. Россия готова выполнять свои обязательства по Киотскому протоколу. В феврале 2005 г. Правительство Российской Федерации поручило министерствам и ведомствам России приступить к осуществлению Комплексного плана действий по реализации КП, предусматривающего, в частности, меры и реформы, направленные на сокращение выбросов и увеличение поглощения ПГ в различных отраслях промышленности, жилищно-коммунальном, сельском и лесном хозяйствах, создание национальной системы оценки и регистрации выбросов и стоков ПГ, внедрение новых технологий в сфере энергопроизводства и ресурсосбережения, содействие международной кооперации по реализации механизмов переуступки квот на выбросы ПГ, формирование нормативно-правовой базы для обеспечения выполнения обязательств России, а также на координацию действий федеральных органов исполнительной власти всех уровней.
В РФ растет заинтересованность различных, в т.ч. деловых, кругов в решении стоящих перед государством задач и набирает темпы работа по деловому и конструктивному обсуждению мер, которые необходимо предпринять в России для выполнения обязательств по Протоколу. На регулярной основе проходят парламентские слушания в Комитете по экологии Государственной Думы Российской Федерации и Комитете Совета Федерации по промышленной политике, а также «круглые столы», конференции и семинары многочисленных неправительственных организаций по вопросам законодательного обеспечения и мерах по реализации положений РКИК и КП.
Россия открыта к широкому сотрудничеству и конструктивному диалогу со всеми заинтересованными сторонами. Россия и впредь будет поддерживать международные усилия, содействующие достижению целей устойчивого развития и процветанию государства.
Международное сотрудничество в области природопользования за последние 20 лет претерпело существенные изменения. Прежде всего, они касаются расширения географии, втягивания в этот процесс новых регионов и стран, изменения форм и методов взаимодействия, перехода от договоренностей по охране или воспроизводству отдельных видов ресурсов к постановке глобальных задач. В основе этих тенденций лежит понимание всемирного характера эколого-экономических проблем, обостряющихся в современных условиях, а также осознание того факта, что решаться эти проблемы могут только совместными усилиями.
В настоящее время проблемы экологии вышли за национальные границы и стали объектом не только внутренней, но и мировой политики. Особенностью этой политики является то, что глобальный экологический кризис объективно ведет к необходимости все более тесного сотрудничества между государствами, к интегрированию их в решении природоохранных проблем, совершенствования механизма многостороннего управления глобальной экологической безопасностью, основой которой должно начаться становление процесса перехода к устойчивому развитию. Вместе с тем проявляется тенденция использования экологических проблем и как инструмента давления в международных, политических, экономических и торговых отношениях.
Литература
1.Грачев В.А. Глобальная экологическая роль России и развитие общественного экологического сознания.
2.Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология – экономика – политика. – СПб.: НЦ РАН, 2004.
3.Кочегарова Н.Л. Устойчивое экологическое развитие России на пороге третьего тысячелетия. – Брянск, 2003
4.Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р)
5. The Spirit of Rio: Earth Suneilt. 1992. //BrundtlaridBull, 1992. p. 3—5.
6. http://big-archive.ru/med/higjena_dhe_ekologji_njeriut/15.php
7. http://www.geoglobus.ru/ecology/practice19/transborder03.php
8. http://www.sci.aha.ru/econ/A123a.htm
Гобаев З. Р. Место и роль России в глобальных экологических процессах: политический аспект // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 4 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012.
- Просмотров: 13910
- Версия для печати