Геополитика: Место и роль России в глобальных экологических процессах: политический аспект

Опубликовал admin, 11 февраля 2015
З. Р. Гобаев
аспирант СОГУ

Экологически обусловленная угроза существованию человеческой цивилизации официально признана на самом высоком межгосударственном уровне.[5] Развивающийся глобальный экологический кризис затрагивает все человечество, все стороны жизни людей, но по-разному проявляется в каждой стране в зависимости от ее природных условий, экономической и социальной ситуации.

Н. Ф. Реймерсом предложена следующая классификация экологических проблем, имеющих как локальный, так и всепланетарный, глобальный масштаб:

  • изменение климата Земли в результате усиления тепличного эффекта, выбросов метана и других газов;
  • загрязнение ближайшего космического пространства;
  • ослабление озонового слоя Земли, образование большой «озоновой дыры» над Антарктидой, малых «дыр» над другими регионами планеты;
  • загрязнение атмосферы с образованием кислотных дождей;
  • загрязнение Мирового океана, истощение и загрязнение поверхностных вод суши и подземных вод, нарушение экологического баланса между океаном, его прибрежными водами и впадающими в него водоисточниками;
  • радиоактивное загрязнение локальных участков и некоторых регионов Земли;
  • опустынивание планеты, сокращение площади лесов, усиление процесса исчезновения видов животных и растений;
  • абсолютное перенаселение Земли и истощение природных ресурсов планеты. [6]

С середины XX века деградация биосферы угрожающе нарастает: уже уничтожено 2/3 лесов; утрачено 2/3 почв сельскохозяйственного назначения; крайне истощены биоресурсы Мирового Океана, морей и рек, биоразнообразие планеты (с лица Земли исчезли 110 видов позвоночных и под угрозой исчезновения находятся еще 600 видов). Человечество потребляет сейчас до 40 процентов биоты, 10 процентов которой используется непосредственно, а 30 процентов разрушается. Только за последнюю четверть XX столетия уничтожена треть природных ресурсов. Органические отбросы человечество производит в 2000 раз быстрее, чем вся биосфера. Глобальное загрязнение окружающей среды в XX веке привело к потеплению климата на планете. Среднегодичная температура повысилась на 0,3—0,60, к 2020 году рост температуры ожидается еще на 0,40, а к 2050 году до 1,5—20. Это вызовет массовое таяние ледников, что может привести к повышению уровня моря на 1,5—2,5 метра и затоплению прибрежных регионов и островов. Глобальное загрязнение окружающей среды сопровождается снижением иммунитета и ухудшением здоровья людей, появлением новых болезней. Во многих регионах не хватает пресной воды (в 2000 году 1,1 млрд. человек — 18% мирового народонаселения — не имели доступа к чистой воде, к 2050 году 2,5 млрд. человек ощутят нехватку воды), мегаполисы лишены чистого воздуха. Участились природные катаклизмы: наводнения, землетрясения. [1]

В Докладе (2002 г.) Комиссии ООН по проблемам окружающей среды (UNEP), отмечено, что в ближайшие 30 лет под воздействием человеческой деятельности на планете произойдут необратимые изменения. Будет деформировано более чем 70 процентов земной поверхности, утеряно более четверти всех видов животного и растительного мира, дефицитом станет безопасный воздух, чистая питьевая вода, ненарушенные ландшафты, и т.д.

Именно высокое качество природной среды является главным богатством человечества и безусловной ценностной категорией, сущностью глобальных экологических интересов. Экологически чистая окружающая среда уже в ближайшем будущем будет цениться выше, чем научные знания, информационные технологии и “ноу-хау”, которые ныне определяют специализацию на мировом рынке стран, именуемых “высокоразвитыми”.

Российская Федерация имеет существенные преимущества перед подавляющим большинством стран мира.

Во-первых, именно ей принадлежит огромный природно-ресурсный потенциал (общая площадь которых составляет 1/7 всей суши, из них 19 % мировых запасов лесов, 22% запасов пресных вод).[12] С 1992 года эмиссия парниковых газов на территории России сократилась на 32%, что составляет 60% мирового сокращения; реальный вклад страны в поддержание глобального экологического равновесия составляет не менее 10% мирового потенциала.

Во-вторых, ненарушенные природные экосистемы занимают 13 млн. кв. километров (65% территории России), что позволяет эффективно выполнять биосферные функции, т.е. поддерживать баланс углерода и парниковых газов в атмосфере, обеспечивая устойчивость глобальных климатических процессов; обеспечивать сохранение глобального биоразнообразия и редких видов растений и животных; обеспечивать сохранение среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности малых северных народов.

В-третьих, к российскому сектору относится около трети всей площади Арктики - одного из наименее загрязненных регионов планеты. Арктика – крупнейший биосферный резерват и экологический фильтр Земли. В России представлено примерно 80% всего видового разнообразия Арктики.

В-четвертых, в России сохраняются самые крупные массивы нетронутых лесов (3 448 тыс. км2 или 26% неосвоенных лесов мира). Их вырубка может привести к усилению процессов глобального потепления климата, утрате местообитаний многих редких видов растений и животных, а также к необратимым изменениям в среде обитания человечества.

В-пятых, Россия располагает 20% мировых запасов пресной воды.

Как видно из вышесказанного именно Россия занимает особое место в глобальных экологических процессах и является главной стабилизирующей силой в охране и восстановлении окружающей природной среды на Земле поддерживающих существование развитых стран Европы, Азии и Америки.

Реальный вклад хозяйства России в глобальную трансформацию природной среды в целом не превышает долю страны в территориальных ресурсах Земли, в населении и в мировом хозяйстве. Относительно скромная роль России в деградации биосферы и ее огромный пространственно-экологический потенциал являются важными геополитическими факторами, которые можно и нужно использовать для упрочения позиций новой России в международных отношениях. Вес этих факторов возрастает в связи с неизбежным усилением роли экологических аспектов в международных отношениях.

В первой четверти XXI века, по прогнозам ученых, реальна опасность истощения мировых энергетических запасов. Обостряется борьба за главные сырьевые ресурсы планеты, значительная часть которых находится на территории России. С учетом определяющей роли России в глобальных экологических процессах ее дальнейшее развитие невозможно без защиты национальных экологических интересов.

Последние несколько лет в научных кругах мира обсуждается концепция природной ренты, полная выплата которой странами-загрязнителями, странами-потребителями природных ресурсов дала бы возможность странам-обладателям природных ресурсов развиваться, освободившись от зависимости стран “золотого миллиарда”. Первый шаг в этом направлении — Киотский протокол, устанавливающий принцип платности за выбросы в атмосферу, систему соответствующих квот и предусматривающий возникновение потенциального рынка этих квот. Для реализации Киотского протокола необходима политическая воля, в первую очередь, развитых стран — основных потребителей и загрязнителей на планете.

Государства, создающие максимальные нагрузки на окружающую среду, должны выплачивать “международный налог”, пропорциональный коэффициенту антропогенного давления. Суммы должны перераспределяться в пользу тех стран, где наращивание ненарушенных хозяйством территорий окажется наиболее возможным и эффективным. Если это предложение будет реализовано, Россия может рассчитывать на получение существенной экологической ренты.

Государственное вмешательство в природопользование в развитых странах имеет довольно ощутимый характер. Созданы иерархические системы управления, в которых выделяют цели природоохранной политики, её объекты, а также уровни осуществления. В основу проведения экологической политики и ее финансирования в большинстве развитых странах был положен принцип нормативного качественного состояния окружающей среды, который достигается путем установления стандартов на загрязнение различного рода. Переход к этим стандартам обеспечивается соответствующей налоговой политикой, носящий как карательный, так и щадящий, стимулирующий характер, использованием дотаций, льготного кредитования, введением в практику систем торговли загрязнениями или платежей за их нормативный и сверхнормативный уровни, штрафы.

Во многих странах разработаны законодательства, учреждены государственные органы по окружающей среде, стали создаваться программы сохранения экосистем, повышения их биопродуктивности, разрабатываются стандарты и нормы загрязнения.[2]

Проблема окружающей среды в ее современной интерпретации получила распространение, начиная со времени Стокгольмской конференции (1972 г.). В соответствии с ее решениями в ООН был создан самостоятельный орган, на который было возложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде - ЮНЕП (United Nations Environment Programme) со штаб-квартирой в Найроби (Кения).

Все более важную роль в решении глобальных экологических проблем играет такая международная организация, как Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ) (The Global Environment Facility). ГЭФ предоставил России грант на сохранение биоразнообразия и охраны Байкальского региона на сумму 20,1 млн. долл.; 60 млн.долл. для поэтапного сокращения производства и потребления озоноразрушающих веществ, а также перевода российской промышленности на озонобезопасные технологии. Предполагается также предоставление стране 26 млн. долл. в рамках проекта «Специальная инициатива по прекращению производства озоноразрушающих веществ», подготовленного совместно с Мировым банком.[7]

По мере углубления глобального экологического кризиса имеющееся национальное достояние Российской Федерации может стать важным фактором международных отношений, как в экологической, так и в политической и экономической сферах.

России необходимо осуществить выбор разумной экологической стратегии, создание структуры для решения проблем охраны и восстановления нарушенной природной среды, система специальных экологических законодательных актов и «экологизация» всего законодательства.

Экологическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1225-р от 31.08.2002 г., определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в стране единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.

Согласно этому документу стратегической целью государственной политики Российской Федерации в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.[4]

Необходимо отметить, что на протяжении последних лет Россия стабильно демонстрирует позитивную социально-экономическую динамику. Особенно важно, что при этом внимание государства к вопросам охраны окружающей среды, в целом к экологическому компоненту развития не только не ослабевает, а наоборот с каждым годом оказывается все более существенным. Это свидетельствует о растущем понимании у нас в стране безальтернативности концепции устойчивого развития, базирующейся на триединстве экономического, социального и экологического факторов развития. Отрадно, что отмеченный сдвиг в государственной политике по отношению к экологическим вопросам совпадает с общемировыми тенденциями в этой области.[3]

Россия принимает активное участие в развитии международного сотрудничества в области экологии.

Будучи правопреемником СССР, Российская Федерация взяла на себя договорные обязательства бывшего СССР по предотвращению экологической катастрофы, сохранению биосферы и обеспечению развития человечества.

Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие: 1) государственные инициативы; 2) международные организации; 3) международные конвенции и соглашения; 4) двустороннее сотрудничество.

Россия входит в Совет управляющих Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Совет управляющих Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат).

В 2005 году началось осуществление беспрецедентного по масштабам проекта ЮНЕП/ГЭФ «Российская Федерация – поддержка национальной программы действий по защите морской среды Арктики» стоимостью 28,6 млн. долл., что позволит перевести в практическое русло взаимодействие нашей страны с этой организацией в зоне российской Арктики, привлечь дополнительное финансирование со стороны зарубежных доноров на реализацию проектов в этой области. Следует отметить, что значительную роль в этом процессе призван играть Арктический совет, председателем которого в настоящий момент является Россия.

В ноябре 2005 года была подписана Программа сотрудничества между Правительством России и ЮНЕП на 2005-2007 гг., которая охватывает ряд приоритетных областей взаимодействия между нашей страной и Программой (водопользование, химические вещества, биоразнообразие, охраняемые территории и т.д.).

Россия является одним из наиболее активных членов Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР) – основного органа системы ООН по реализации решений Повестки дня XXI века и Плана осуществления, принятого на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ВСУР) в 2002 г.

На состоявшейся в апреле 13-й сессии КУР, посвященной рассмотрению хода выполнения целей ВСУР по воде, санитарии и населенным пунктам, были представлены российские базовые подходы к международному взаимодействию в указанных сферах. Была подчеркнута необходимость сбалансированного учета экономических, экологических и социальных факторов в соответствии со специфическими условиями и интересами регионов, субрегионов и отдельных государств, обеспечения комплексного характера управленческих решений и их адресной направленности как по секторам экономики, так и по группам населения, ведущей роли государства в совершенствовании финансовых институтов в целях решения задач устойчивого водопользования и формирования рынка доступного жилья, защиты малоимущих слоев населения. [7]

Что касается России, то в 2006 г. в рамках обеспечения достижения целей ВСУР продолжалась реализация Национальной программы «Развитие водохозяйственного комплекса России (Вода России – ХХI век)», основными компонентами которой являются: обеспечение населения и хозяйственного комплекса необходимыми водными ресурсами; предотвращение и ликвидация последствий наводнений и вредного воздействия вод; предотвращение загрязнения водных объектов; внедрение и применение передовых технологий водоочистки и современного сантехнического оборудования; совершенствование системы государственного управления водными ресурсами, а также нормативное правовое, научно-техническое и информационное обеспечение водного хозяйства.

Будучи крупнейшей лесной державой, Россия входит в число лидеров международного лесного взаимодействия. РФ председательствовала на 4-й сессии вспомогательного органа Экономического и Социального Совета ООН - Форума ООН по лесам (ФЛООН), приняла активное участие в его 5-й сессии, состоявшейся в мае 2005 года. Под эгидой Форума идет проработка таких приоритетных для российского лесного сектора вопросов, как принципы устойчивого управления лесами всех типов, критерии и индикаторы устойчивого лесопользования, финансирование и содействие передаче передовых лесоохранных и лесопромышленных технологий и т.п.

Россия является участницей большинства основных многосторонних природоохранных конвенций. В настоящее время ведется работа по присоединению к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, направленной на сокращение использования, прекращение производства и последующую полную ликвидацию 12 особо токсичных химических соединений, и Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, призванной содействовать упорядочению мирового оборота этих веществ в целях защиты здоровья человека и охраны окружающей среды.

В конце 2004 г. Россия ратифицировала Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, что обеспечило его вступление в силу 16 февраля 2005 г. Россия готова выполнять свои обязательства по Киотскому протоколу. В феврале 2005 г. Правительство Российской Федерации поручило министерствам и ведомствам России приступить к осуществлению Комплексного плана действий по реализации КП, предусматривающего, в частности, меры и реформы, направленные на сокращение выбросов и увеличение поглощения ПГ в различных отраслях промышленности, жилищно-коммунальном, сельском и лесном хозяйствах, создание национальной системы оценки и регистрации выбросов и стоков ПГ, внедрение новых технологий в сфере энергопроизводства и ресурсосбережения, содействие международной кооперации по реализации механизмов переуступки квот на выбросы ПГ, формирование нормативно-правовой базы для обеспечения выполнения обязательств России, а также на координацию действий федеральных органов исполнительной власти всех уровней.

В РФ растет заинтересованность различных, в т.ч. деловых, кругов в решении стоящих перед государством задач и набирает темпы работа по деловому и конструктивному обсуждению мер, которые необходимо предпринять в России для выполнения обязательств по Протоколу. На регулярной основе проходят парламентские слушания в Комитете по экологии Государственной Думы Российской Федерации и Комитете Совета Федерации по промышленной политике, а также «круглые столы», конференции и семинары многочисленных неправительственных организаций по вопросам законодательного обеспечения и мерах по реализации положений РКИК и КП.

Россия открыта к широкому сотрудничеству и конструктивному диалогу со всеми заинтересованными сторонами. Россия и впредь будет поддерживать международные усилия, содействующие достижению целей устойчивого развития и процветанию государства.

Международное сотрудничество в области природопользования за последние 20 лет претерпело существенные изменения. Прежде всего, они касаются расширения географии, втягивания в этот процесс новых регионов и стран, изменения форм и методов взаимодействия, перехода от договоренностей по охране или воспроизводству отдельных видов ресурсов к постановке глобальных задач. В основе этих тенденций лежит понимание всемирного характера эколого-экономических проблем, обостряющихся в современных условиях, а также осознание того факта, что решаться эти проблемы могут только совместными усилиями.

В настоящее время проблемы экологии вышли за национальные границы и стали объектом не только внутренней, но и мировой политики. Особенностью этой политики является то, что глобальный экологический кризис объективно ведет к необходимости все более тесного сотрудничества между государствами, к интегрированию их в решении природоохранных проблем, совершенствования механизма многостороннего управления глобальной экологической безопасностью, основой которой должно начаться становление процесса перехода к устойчивому развитию. Вместе с тем проявляется тенденция использования экологических проблем и как инструмента давления в международных, политических, экономических и торговых отношениях.


Литература

1.Грачев В.А. Глобальная экологическая роль России и развитие общественного экологического сознания.

2.Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология – экономика – политика. – СПб.: НЦ РАН, 2004.

3.Кочегарова Н.Л. Устойчивое экологическое развитие России на пороге третьего тысячелетия. – Брянск, 2003

4.Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р)

5. The Spirit of Rio: Earth Suneilt. 1992. //BrundtlaridBull, 1992. p. 3—5.

6. http://big-archive.ru/med/higjena_dhe_ekologji_njeriut/15.php

7. http://www.geoglobus.ru/ecology/practice19/transborder03.php

8. http://www.sci.aha.ru/econ/A123a.htm


Гобаев З. Р. Место и роль России в глобальных экологических процессах: политический аспект // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 4 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012.

Похожие новости:

  • Основные принципы современной молодежной политики в России
  • Анализ работы системы социально-гигиенического мониторинга территорий Российской Федерации
  • Экология городской среды как фактор общественной активности в РСО-Алания
  • В Цалыке дефицит свежего воздуха...
  • В Дагестане произошли изменения в правительстве
  • В Адыгее собрана рекордная сумма налога за загрязнение окружающей среды
  • Дмитрий Козак провел заседание по улучшению социально-экономического положения в ЮФО
  • Опрос: 55% россиян опасаются экологической катастрофы в своем регионе
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания