История: Грузия и Южная Осетия: этапы противостояния и их интерпретация в Тбилиси и Цхинвале

Опубликовал admin, 18 сентября 2010
В. Д. Дзидзоев
д.и.н, профессор, главный научный сотрудник СОИГСИ им. В.И.Абаева (г. Владикавказ)

Нет необходимости доказывать, что грузино-осетинские взаимоотношения своими корнями уходят в глубь истории народов Кавказа. В этих взаимоотношениях было очень много прекрасного и вдохновенного, но, к сожалению, были и черные страницы. Так, например, меньшевистское правительство Грузии в 1920 году учинило настоящий геноцид в отношении южных осетин за их желание быть в составе советской России64. Осетины, вошедшие в 1774 г. в состав Российской империи, хотели и всегда будут хотеть быть подданными Российского государства, независимо от политической и любой другой конъюнктуры. Осетины считают Россию своей Родиной, своим единственным Отечеством. Они за нее много раз обильно проливали свою кровь, защищая ее от иноземных захватчиков. Поэтому свою судьбу, свою историческую перспективу осетины независимо от того, где они живут - на Севере или Юге Осетии, связывали и связывают с Россией.

Здесь необходим небольшой экскурс в историю Южной Осетии. Известно, что в XIX в. она была крайне бедной территорией Кавказа, где ее жители, в основном осетины, испытывали большой гнет со стороны грузинских феодалов и неоднократно восставали против них. Однако грузинским феодалам каждый раз удавалось жестоко подавлять восставший парод. В 1918 г. политическая ситуация на территории бывшей Российской империи резко изменилась. Грузия воспользовалась правом нации на самоопределение и, отделившись от советской России, стала независимым государством - Демократической Республикой Грузия (ДРГ). В России в то время шла масштабная кровопролитная гражданская война. Молодому большевистскому правительству РСФСР было не до южных осетин, абхазов и других национальных меньшинств, которых беспощадно стало притеснять меньшевистское правительство ДРГ. Таким образом, южные осетины оказались отделенными от северных осетин государственной границей, проходившей по Главному Кавказскому хребту. Меньшевистское правительство Грузии, озабоченное созданием «Великой Грузии» менее всего думало о судьбе малочисленных народов - южных осетин, абхазов и других, которые в силу политической конъюнктуры оказались в составе ДРГ. Южные осетины в 1920 г. восстали против меньшевистской Грузии с целью присоединения к советской России. Подавлением восстания руководил командующий грузинской гвардией Валико Джугели65, отличавшийся особой ненавистью к осетинам. Об этой своей жестокости он написал в книге «Тяжелый крест», которая была издана в Тбилиси в 1920 году. Здесь он рассказывает, о той беспощадности, с которой уничтожил и сжег более 100 осетинских сел в Южной Осетии66. Он уничтожал осетин, включая женщин, детей и больных стариков, только за то, что они были осетинами, которые потеряли в результате карательной экспедиции Валико Джугели более 20 тыс. человек67. Около 40 тыс. осетин получили ранения, контузии и увечья. Много осетин погибло также по дороге из Южной в Северную Осетию. Осетины и сегодня вспоминают геноцид 1920 года с содроганием. Отметим, что трагедия осетин не получила адекватной оценки со стороны властных структур как Грузинской ССР, так и бывшего СССР. Это связано, на мой взгляд, с тем, что с установлением советской власти в Грузии в феврале 1921 г. южным осетинам была предоставлена автономия (20 апреля 1922 г.) в составе Грузинской ССР, а официальная большевистская пропаганда была направлена на укрепление дружбы народов Советского Союза. Грузины и осетины в СССР считались «равноправными» и «братскими» народами, которые, по замыслу большевистских идеологов, должны были укреплять не только «добрососедские отношения», но и олицетворять дружбу народов страны. Именно это стало, на мой взгляд, одной из причин отрицания центральной советской властью и руководством большевистской Грузии правомерности юридической квалификации как преступления, геноцида, массового уничтожения грузинским государством осетинского населения Южной Осетии в 1920 г. Кроме того, историки как Грузинской ССР, так и Северной и Южной Осетии, занимавшиеся изучением кровавых событий 1920 года в Южной Осетии, как правило, обходили особую жестокость меньшевистской Грузии в борьбе против Южной Осетии. Такие негласные установки давали историкам партийные руководители, которые видели в этом залог укрепления грузино-осетинской дружбы. К этому следует добавить, что многие уникальные архивные документы, проливающие свет на геноцид южных осетин в 1920 году, по тем же причинам так и не стали достоянием историков-исследователей, и, стало быть, исторической науки. Гриф «совершенно секретно» здесь сыграл большую негативную роль.

Таким образом, не была дана объективная оценка геноциду осетин 1920 г., что стало серьезной историографической проблемой, которая полностью не разработана и до сегодняшнего дня. В последние годы появились труды грузинских и осетинских историков, которые по разному трактуют кровавые события 1920 г.68. Для осетинских исследователей - это настоящий геноцид, устроенный меньшевистским правительством Грузии. Формальные и неформальные лидеры Южной Осетии, взявшие курс на отделение от Грузии в конце 80-х годов XX в. широко использовали в своей антигрузинской пропаганде геноцид 1920 г. В ответ на это грузинские историки пытаются доказать, что в Грузии никогда не было антиосетинской пропаганды, а геноцид южных осетин 1920 г. они трактуют как «политический экстремизм» самих осетин, которые выполняли установки большевистской партии и русских властей, заинтересованных в присоединении Южной Осетии к России69. Ряд грузинских авторов (Ментешашвили, Тоидзе, Бакрадзе, Тотадзе, Жоржолиани и др.) в своих сочинениях, посвященных грузино-осетинским отношениям, пытаются доказать, что официальный Тбилиси, в целом грузинский народ, всегда относились уважительно и толерантно к осетинам, а в 1920 г. грузинские власти отстаивали свои законные права по сохранению территориальной целостности Грузии и поэтому потопили в крови восстание южных осетин70. Версии и концепции, как видим, совершенно разные. Вместе с тем, следует обратить особое внимание на то, что южные осетины подвергались притеснениям со стороны грузинских властей на своей исторической родине - в Южной Осетии, которую с начала 90-х годов XX века официальные грузинские власти и воинствующие грузинские историки называют не Южной Осетией, а Шида Картли или Самачабло. Таким образом, грузинские власти, как и грузинская историография, пытаются вытравить из сознания людей термин «Южная Осетия»71. По замыслу грузинских шовинистов это способствует стабилизации общественно-политической обстановки в Грузии. Однако это вызывает возмущение не только у осетинских историков, но и у широкой общественности Осетии, в целом Российской Федерации. 20 апреля 1922 года на исторической территории проживания южных осетин была создана Юго-Осетинская автономная область в составе Грузинской ССР, а 7 июля 1924 г. была создана Северо-Осетинская автономная область в составе РСФСР. Таким образом, разделение осетин по воле центральной советской власти стало свершившимся фактом и закреплено в Конституции СССР 1936 года. Отметим также, что по Конституции 1936 года северные осетины получили статус автономной республики, а южные осетины остались в автономной области. Необходимо подчеркнуть, что в годы советской власти в Южной Осетии происходила достаточно жесткая борьба грузинского влияния с русским. В 1938-1953 гг. в Южной Осетии был введен грузинский алфавит. Одновременно закрывались и осетинские школы. Правда, в годы оттепели в Южной Осетии вернулись к алфавиту на основе кириллицы. Но проблем у южных осетин становилось все больше и больше. Так, например, высшее образование в Грузии можно было получить только на грузинском языке, что создавало большие проблемы как для осетин, так и для абхазов, испытывавших на себе политику грузинизации. К этому следует добавить, что Южная Осетия по сравнению с другими регионами Грузии была самой отсталой во всех отношениях (экономика, социальная сфера, здравоохранение, низкий уровень жизни, высокая смертность и т.д.). Все это вызывало законное возмущение населения Южной Осетии. Отмечу также, что статус автономных республик в составе Грузии имели абхазы и аджарцы, а осетины вынуждены были довольствоваться более низким политическим статусом. За годы советской власти быстро нарастало существенное различие между северными и южными осетинами. Экономика, здравоохранение, социальная сфера и т.д. были намного более развитыми в Северной Осетии. Таким образом, у южных осетин был наглядный пример лучшей жизни своих собратьев в Северной Осетии. О тяжелом положении населения Южной Осетии говорит и то, что уровень зарплат и снабжение товарами народного потребления был во много раз ниже, чем в целом по Грузии. В то же самое время детская смертность в Южной Осетии была намного выше, чем в остальных районах Грузии. Во всех своих бедах южные осетины винили тбилисские власти, которые проводили завуалированную антиосетинскую политику. Это стало одной из главных причин многочисленных обращений южных осетин в центральные советские органы власти с просьбой об объединении Южной и Северной Осетии. Грузинские историки, повторяя установки своих партийных вождей, такое бедственное положение осетин, как правило, объясняли тем, что в Южной Осетии преобладало сельское население. Доказывая лояльное отношение центральной грузинской власти к Южной Осетии, грузинские историки, как правило, подчеркивали, что в Тбилиси проявляют серьезную заботу о развитии осетинского языка и культуры, что для этого в Цхинвале были открыты Юго-Осетинский государственный педагогический институт, научно-исследовательский институт, Институт усовершенствования учителей, несколько различных училищ, а также осетинский театр, областной музей краеведения и т.д. Грузинские историки в подтверждение своей версии подчеркивали преобладание осетин над грузинами в Южной Осетии, что осетины руководили культурными учреждениями и фактически являются доминирующей нацией на территории своей автономии. Экстремисты от исторической пауки пытались доказать, что в Южной Осетии идет постепенное преследование грузинской культуры и даже были будто бы посягательства на грузинские исторические памятники, расположенные на территории Южной Осетии. Все это не подтверждалось конкретными фактами, убедительными примерами. Но, тем не менее, отдельные историки писали даже о дискриминации грузин на территории Южной Осетии. Все это, разумеется, накаляло противостояние не только между историками автономной области и Грузии, но в целом грузино-осетинские взаимоотношения.

Начиная с 1989 года Юго-Осетинская автономная область в средствах массовой информации Грузии трактовалась как «большевистское изобретение», «незаконная автономия», «искусственное образование на территории Грузии» и т.д. Президент Грузии Гамсахурдиа был главным вдохновителем преследования осетин и упразднения их автономии72. Он посвятил этому вопросу даже специальное выступление в парламенте Грузии в декабре 1990 года. Президент Грузии договорился при этом до анекдотичных утверждений о том, что на территории Южной Осетии грузины испытывают дискриминацию со стороны властей автономии. Таким образом, президент Грузии дал установку редакциям газет и журналов, другим средствам массовой информации, историкам и политологам, одним словом, всем «ура-патриотам», которые активно стали «доказывать» незаконность образования в 1922 г. Юго-Осетинской автономии. Звучали даже призывы к выселению южных осетин не только из внутренних районов Грузии, но даже из Южной Осетии. Грузинские авторы, угождая своему президенту, из конъюнктурных соображений, упорно повторяли, что рост грузино-осетинского межнационального противостояния является следствием созданной большевиками автономии южных осетин. Этот политизированный аргумент занимал главное место в газетах и журналах, на радио и телевидении, а также в «исторических исследованиях» грузинских кавказоведов. Практически к этой травле осетин в Грузии подключились многие ведущие ученые, деятели искусства, писатели и поэты, и даже Патриарх грузинской церкви Илия II. Надо ли доказывать, что такая пропаганда и очередная волна дискриминации осетин вызывала законный протест не только у них, но и у трезвомыслящей интеллигенции Российской Федерации. Грузинские исследователи договорились до того, что осетин в официальной прессе характеризовали как «бродячий народ», как «бездомных пришельцев на территорию Грузии», как «бескультурный» и «недоразвитый народ». Оскорбительные эпитеты в адрес осетин возмущали всех, кто хоть мало-мальски был знаком с историей и культурой этого народа, в том числе и за пределами Грузии и Южной Осетии. Исследователи этой проблемы договорились до того, что будто бы термин «Южная Осетия» является выдумкой самих осетин и большевиков, которые им подарили непонятно за что автономию «на древней земле Грузии». Присутствующий здесь на нашей конференции профессор Юго-Осетинского государственного университета Ю.С. Гаглойти издал специальную брошюру, где убедительно доказал, что термин «Южная Осетия»73 является не выдумкой большевиков, не выдумкой самих осетин. В литературе аргументированно и убедительно доказано, что термин «Южная Осетия» широко использовался в XIX в. не только в русской историографии, но даже и в грузинской74. Тем не менее, грузино-осетинские отношения все более накалялись и подводили ситуацию к межнациональной войне 1989-1992 гг.


Примечания

64 Кровавые события в Южной Осетии летом 1920 г. освещены в работах: Плиев Б. 3. Борьба трудящихся Южной Осетии за Советскую власть в 1917-1921 гг. Цхинвали, 1977; Очерки истории Юго-Осетии. Т. I. Цхинвали. 1969; Очерки истории Юго-Осетинской автономной области (история южных осетин до образования ЮОАО). Тбилиси, 1985; Из истории осетино-грузинских взаимоотношений (Составители Гаглойти К).С, Джиоев М.К., Джусойты Н.Г. (редактор) и др.) Цхинвал, 1995; Сиукаев Н. В. Две трагедии Южной Осетии. Владикавказ, 1994; Дзидзоев В.Д. Кавказ конца XX века: тенденции этнополитического развития (историко-политологическое исследование). Владикавказ, 2000; 2004 и др.

65 Валико Джугели, грузин, палач осетинского и абхазского народов. В 1917 г. по инициативе руководителя Национального Совета Грузии Н.Жордания была создана Национальная гвардия Грузии. В.Джугели был утвержден в должности начальника этой гвардии.

66 Некоторые из осетинских сел, сожженных В.Джугели в 1920 г. навсегда опустели, став символом геноцида южных осетин.

67 По вопросу численности уничтоженных в 1920 г. южных осетин Национальной гвардией Грузии существуют и другие цифры, которые приводят авторы. Так, например, грузинский исследователь академик Г.В.Хачапуридзе приводил цифру - 5 тыс. 279 чел. (Хачапуридзе Г.В. Борьба за пролетарскую революцию в Грузии. Тбилиси, 1936. С. 58), а профессор Н.В.Сиукаев - 18 тыс. чел. (Сиукаев Н.В. Две трагедии Южной Осетии. Владикавказ, 1994. С. 8).

68 Дзидзоев В. Д. Кавказ конца XX века; тенденции этнополитического развития (историко-политологическое исследование). Владикавказ, 2000; 2004; Гаглойти К).С. Южная Осетия. Цхинвал, 1993; Осетинский вопрос. Тбилиси, 1994; Ментешашвили A.M. Из истории взаимоотношений грузинского, абхазского и осетинского народов (1918 — 1921 гг.). Тбилиси, 1990 и др.

69 Осетинский вопрос. Тбилиси, 1994; Исторические и политико-правовые аспекты грузино-осетинского конфликта и основные пути его урегулирования. Тбилиси, 1992 и др.

70 Ментешашвили А. М. Указ. соч.: Осетинский вопрос. Тбилиси, 1994; Тоидзе Л. М. Как образовалась Юго-Осетинская автономная область. Тбилиси, 1991 и др.

71 Обоснование этой идеи грузинские историки попытались сформулировать в коллективной монографии «Осетинский вопрос» (Тбилиси, 1994), на которую возлагали особо радужные надежды.

72 Подробнее об этом см.: Дзидзоев В. Д. Указ. соч. (Второе издание). С. 26-140; Санакоев И.Б. Истоки и факторы эволюции грузино-осетинского конфликта. Владикавказ, 2004. С. 61-76.

73 Гаглойти Ю. С. Южная Осетия. Цхинвал, 1993.

74 Гаглойти Ю. С. Указ. соч.; Его же. Проблемы этнической истории южных осетин. Цхинвал, 1996; Дзидзоев В. Д. Указ. соч. (Второе издание). С. 26-140; Из истории осетино-грузинских взаимоотношений. Цхинвал, 1995 и др.


Источник:
Кавказоведение: опыт исследований
Материалы международной научной конференции (Владикавказ, 13-14 октября 2005 г.)
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Похожие новости:

  • Объективность и субъективность в современной историографии Кавказа (Постановка вопроса). Заключение.
  • Южная Осетия предложила Грузии обменять задержанных по принципу "всех на всех"
  • Геноцид южных осетин 1920 года в аспекте международного права
  • Текст выступления Юрия Дзиццойты 13 марта 2008 года на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ
  • Грузия готова использовать «марш мира» в военных целях
  • МИД РФ призывает Тбилиси отказаться от "Марша мира" на Цхинвали
  • Южная Осетия обвиняет Грузию в подготовке провокаций
  • Южная Осетия - из глубины веков в будущее
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания