История: Чанки и чанка-беки Дагестана
Опубликовал admin, 17 июня 2014
В. Т. Гагиев,
аспирант СОИГСИ им. В.И. Абаева
аспирант СОИГСИ им. В.И. Абаева
В социальной структуре средневекового Дагестана наше внимание привлекли сословные группы чанков и чанка-беков. Они различались по нескольким факторам, главным из которых являлся социальный.
Следует отметить эволюцию содержания термина чанка. Первоначально он обозначал отдаленного родственника правителя какого- либо дагестанского княжества. Другие же значения — «ограниченный в правах потомок шамхала, уцмия и т. п. от брака с женщиной из низшего сословия», «незаконнорожденный» — возникли не ранее XVI в. Как выяснили Н.С. Джидалаев и Т.М. Айтберов, понятие «чанка» впервые документально фиксируется на территории распространения даргинских и лакских языков и лишь, затем он проникает к аварцам и кумыкам [1, 67-94]. В стойкой устной традиции аварцев термин «чанка» употреблялся в значении «высокородный, знатный». А в языке аварцев он имеет еще одно значение — «представитель высшего сословия» [1, 67-68].
Согласно «Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго», составленный в период правления Рустам-хана (1616-1645 гг.) в иерархии Кайтага чанки занимали второе после уцмия место. В указанном «Своде» ничего не говорится о происхождении чанка от неравного брака. В то же время в кумыцком языке чанка — «член правящего рода, представитель высшего сословия, высокородный, знатный человек» [1, 68- 71]..
Термин чанка существует и в языке лакцев. В средневековье его носитель в правовом отношении стоял выше узденя, но ниже бека (сына или брата хана); их называли «незаконнорожденными»; а в селении Кумух — «нечистокровными», не имевшими прав на управление ханством. У лакцев разбираемое понятие впервые фиксируются на рубеже XVII-XVIII вв.
«Чанка» не имеет этимологии в местных языках. Н.С. Джидалаева и Т.М. Айтберова, разбираемый титул выводят из китайского чжан — «старший по чину, начальник». В Дагестан он, возможно, попал через гуннов, булгар или хазар [1,82-83].
«Сыновья, рожденные от бека и женщины простого происхождения, назывались чанками (чанка-беками) и не имели всех тех прав, какими пользовались их отцы. Тем не менее, они могли нести вассальную службу у ханов, шамхалов и уцмиев, владеть землями, полученными по наследству в виде ‘чанка-пая’ еще при жизни отца» [1, 82-83]. Это определение социального статуса рассматриваемой категории привилегированного населения Северо-Восточного Кавказа явно доминирует в кавказоведении. Так, в коллективном труде по истории Дагестана с древнейших времен до наших дней сказано: «Значительную прослойку в бекском сословии составляли и чанка-беки, или дети беков от неравных браков, не имевших прямых наследственных прав и владевшие только теми земельными угодьями, которыми их наделяли еще при жизни их отцы (беки)» [2, 44].
В отдельных владениях, например в Тарковском шамхальстве, рассматриваемая категория подразделялась на чанка-беков и просто чанков. Если первые пользовались некоторыми правами и преимуществами высшего сословия, то последние были лишены их [3, 358]. По адатам кумыков чанки «не имеют права наследования движимого и недвижимого имущества своих родителей; если же будет сделан дарственный акт (назру) в пользу чанков или княжеских дочерей, то ближайшие родственники мужского пола не могут завладеть тем имением» [4, 55].
Обычно чанки пользовались угодьями наравне со всеми членами сельского мира. Без наследственных земель они, естественно, «не имели своих узденей и сами считались приближенными тех княжеских родов, от которых они происходили» [5,19-20].
Выселяясь из родительского дома с незначительной долей имущества, чанки не могли претендовать на отцовское наследство и не считались членами клана.
Согласно Б.Г. Алиеву, по своему социальному статусу вслед за беками находились чанка-беки, «дети шамхалов, ханов, уцмиев и дру гих владетелей и беков от неравного брака. Они имели меньше прав на отцовское наследство, чем чистокровные беки». Чанка-беки владели земельными угодьями, полученными по наследству от отца, «как часть, называемая ‘чанка-пай’». Так, в Кайтаге чанка-бекам выделялось, как правило, «из недвижимого имения отца 12 дворов раят, 12 дворов евреев, 12 дворов чагар и один или часть ятага» [6, 89].
Чанка-беки получали также повинности с поступавших в их управление «зависимых поселян», передавали свои земли по наследству и т.д. Поэтому, как со ссылкой на материалы сословно-поземельного комитета считает Б.Г. Алиев, чанка-беки пользовались особыми правами и преимуществами, ставящими их в разряд туземного высшего сословия» [7, 48-49].
Чанки, не имевшие земельные наделы, естественно, «не имели и своих узденей или зависимых крестьян, и сами считались приближенными тех владельческих родов, от которых происходили, или находились в роли почетного слуги (нукера) феодального владетеля или бека, несмотря на то, что они являлись детьми одного отца». В этом случае чанкам обычно принадлежал участок в селении, в котором они жили, пользуясь землями наравне с другими общинниками. По мнению некоторых историков, феодалы практиковали поселение своих детей от неравных браков подальше от себя в феодально-зависимых аулах. «Получив при жизни или после смерти отца незначительную долю отцовского имения, чанки выселялись из родительского дома и затем уже не только не могли претендовать на наследство отца, но и не считались членами фамилии» [8, 49].
По наблюдениям А. Абрамовича, кумыкские чанки земельной собственностью владели только в том случае, если их отцы, «беки, при жизни своей выделяли им часть, тогда частью этой они владели на одинаковых правах с князьями [8, 49].
Уздени первой степени, хотя по обычаю считали чанков выше себя, но своих дочерей за чанков выдавали редко. Чанки не могли оставить своих узденей, а «сами считались приближенными тех княжеских родов, от которых они происходили. В делах кровных и по воровству чанки равны были с прочими свободными сословиями. После прекращения княжеского рода чанки, принадлежащие к этому же роду, становились выше в глазах народа» [9, 56-57].
Резюмируя изложенное, отметим, что в Дагестане отмечено две категории «побочных» детей феодалов: чанка-беков и чанков. В средневековый период оба сословия образовывали довольно многочисленную группу. Позднее большинство из них потеряли свои земли вследствие их незначительности и частых разделов. Многих чанков уничтожил Шамиль. Тем не менее, их количество во второй половине XIX в. оставалось значительным. В аварском ауле Гоцатле проживало 53 чанка. В августе 1884 г. чанки аулов Телетль, Гонода, Ругуджа, Ури, Зиури и Гоготль заявили чиновникам сословной комиссии, что их родовые земли отобрал Шамиль, «но русское начальство возвратило нам... одну треть, а две трети осталось в руках сельского общества» [9,57].
По данным отчета начальника Дагестанской области, в 1871 г. только в Казикумухском округе насчитывалось 820 чанков [9,151].
Литература
1. Джидалаев Н.С., Айтберов Т.М. Чанка // Тюрко-дагестанские языковые взаимоотношения. Махачкала, 1985.
2. Казиев Ш.М., Карпеев И.В. Жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. М., 2003.
3. История Дагестана с древнейших времен до наших дней / Отв. ред. А.И. Османов. Т. I. М., 2004.
4. История Дагестана. Т. 2. М., 1967.
5. Адаты жителей Кумыкской области // ССКГ, 1872. Вып. VI.
6. Феодальные отношения в Дагестане. М., 1969.
7. Алиев Б.Г. Частновладельческое (бекское) землевладение в Дагестане в XVI-XVII вв. // Развитие феодальных отношений в Дагестане. Махачкала, 1980.
8. Алиев Б.Г. Указ. раб.
9. Абрамович А. Указ. раб.
Источник:
Гагиев В. Т. Чанки и чанка-беки Дагестана // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2010. Вып. 4. С. 116 - 119.
Гагиев В. Т. Чанки и чанка-беки Дагестана // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2010. Вып. 4. С. 116 - 119.
- Просмотров: 12263
- Версия для печати