История: Черкесогаи Северо-Западного Кавказа в XIX в.

Опубликовал admin, 9 сентября 2007
В статье рассматривается проблема происхождения черкесогаев, освещается процесс расселения их на Северо-Западном Кавказе в XIX в.

Начиная с раннего средневековья характерной формой существования армянского этноса становится диаспора. Юг современной России со временем превращается во все более важный центр расселения армянского этноса. В начале XVIII в. в Черкесии среди адыгских племен жило значительное количество армян. Принято считать, что армяне переселились туда в XV в. из Крыма. По сообщению источников, в 1475 г., когда турки захватили Крым и стали истреблять мирное население, армяне начали переселяться в Молдавию и Польшу. В то же время армяне поселились также среди адыгов, когда ислам еще не получил распространение на Северо-Западном Кавказе1.

Черкесогаи обосновались в аулах: Гяур-Хабль, Хатукай, Егерухай, Хаджихабль, Эним, Шокон, Псехутг. Два черкесо-армянских села появилось в районе современного Геленджика - Азатух и Бзатух. Черкесские армяне восприняли основные элементы культуры и одежды адыгов, говорили на особом этнолекте адыгского языка, но сохранили христианство. Армяне были заняты торговлей, ремеслами и земледелием. Первый известный документ о черкесских армянах - недатированная докладная армянского священнослужителя архиепископа Иосифа Аргутя-на Екатерине П, который первым из армянских духовных лиц установил связь с черкесскими армянами и пытался переселить их в Россию в связи с возросшим в последней четверти XVI в. влиянием Османской империи на Северо-Западном Кавказе2.

Проблема переселения черкесских армян в Россию учитывалась и в политических планах российского правительства. Г. Потемкин справедливо считал, что армяне были бы хорошими посредниками в торговле между русскими и горцами в приграничных районах3. Переселение черкесских армян в Российскую империю было поставлено на реальную основу рескриптом Екатерины П от 9 мая 1785 г. на имя Г. Потемкина, в 5 пункте которого подчеркивалось: «Манифестом нашим, который вскоре обнародован будет, мы дадим дозволение выходящим из-за Кавказских гор селиться в Кавказской губернии и признаем за полезное основать город для армян, буде число их такое соберется, что к наполнению оного будет достаточно: относительно же льгот и других выгод усмотрите из того манифеста»4.

Черкесские армяне, опираясь на обещания правительства, несколько раз (в 1784, 1791 и 1825 гг.) пытались организовать переселение, окончившееся, однако, безрезультатно. Но только после заключения Адрианопольско-го договора 1829 г. черкесские армяне получили реальную возможность для осуществления своих давних намерений. Российские власти на Кавказе, в свою очередь, старались привлечь их к России, преследуя, безусловно, свои политические и экономические цели. В одном из официальных документов начала XIX в. говорится: «...в одной из экспедиций в горах правый фланг нашего отряда среди горских магометанских аулов встретил поселенных горцев-христиан армяно-григорианского вероисповедания.. . Ввиду оказанных жителями этого поселения услуг русским было признано необходимым выделить их среди мусульманских племен и спустить с гор на равнины Северного Кавказа»5.

Военный атаман Черноморского казачьего войска полковник Матвеев в декабре 1822 г. сообщал начальнику пограничной линии о том, что командующий Отдельным Кавказским корпусом генерал Ермолов приказал использовать верных людей, находящихся в Закубанье, чтобы добывать сведения о политической обстановке в районе Анапы. Он писал, что среди черкесских армян отобраны разведчики, которые должны передавать военным властям Кавказа сведения о намерениях и действиях коренных жителей. Также было признано целесообразным привлекать к этому делу российскоподданных армян из Нахичевани, занимавшихся торговлей в Закубанье6. В планах российских правящих кругов акцентировалось внимание не необходимость оживления торговли с адыгами, чтобы не только заинтересовать их экономически, но и держать в определенной экономической зависимости. В докладной генерала Ермолова графу Нессельроде от 17 августа 1819 г. о черкесских армянах говорилось, что предлагаемые чиновником Министерства иностранных дел Скаси меры не принесут никакой ощутимой пользы правительству, так как без посредничества армян горцы не пойдут на торговые отношения с русскими. Скаси же предлагал запретить деятельность черкесских армян в качестве посредников, ибо, по его мнению, эта деятельность мешала урегулированию отношений между русскими и адыгами. Ермолов в своей докладной упомянул об одном из известных закубанцев - Мисосте Айтекове, который, хотя и относился к российскому правительству с симпатией, все свои торговые сделки осуществлял с помощью армян7.

Переселением черкесских армян из горных районов Кавказа в российские границы Кубани с предоставлением им определенных привилегий царизм стремился к концентрации христианского населения и его преобладанию на Кавказе в условиях ожесточенной Кавказской войны. Начальник Кавказской области в докладной управляющему Министерством внутренних дел в декабре 1840 г. просил ходатайствовать перед Николаем I об освобождении от воинской повинности армян и грузин Кавказской области, поскольку воинская служба тяжка для этих народов и, несомненно, рано или поздно они сообщат об этом своим живущим в горах соотечественникам, большинство которых после этого не покинут своих мест8.

Черкесские армяне надеялись, что переселение позволит им расширить возможности развития земледелия и торговли в новом месте. В докладной записке генерала Головина графу Чернышеву от 30 марта 1836 г. говорилось, что «на предназначенном месте жительства армяне найдут с избытком средства для земледелия и скотоводства, при предприимчивости своей в торговых оборотах и промышленности они скоро могут упрочить свое благосостояние и принести пользу в отношении распространения промышленности между закубанцами»9. Уже с середины 30-х гг. XIX в. создались благоприятные условия для осуществления заранее предусмотренного переселения черкесских армян. Организация переселения была поручена начальнику Кавказской военной линии генералу Зассу.

Ф.А. Щербина свидетельствует, что армяне переселялись в русские границы четырьмя основными группами10. Основание армянского поселка относится к 1839 г., когда генерал Засс сообщил астраханскому архиепископу Серопу о том, что уже в течение нескольких лет ему удалось переселить из горных в равнинные районы Кубани 300 армянских семей, которые обосновались на левом берегу реки Кубани, напротив укрепления Прочный окоп11. О черкесских армянах, основавших Армавир, сохранился ряд цифровых данных. Например, конкретное количество указывает начальник Кавказской области в докладной управляющему Министерством внутренних дел в декабре 1840 г.: «...На левом берегу Кубани, напротив крепости Прочный окоп обосновалось 1900 черкесских армян»12. В 60-х годах ХГХ в. в Армавире проживало уже 3485 армян13.

Адмирал Л. Серебряков, армянин по национальности, в 1839 г. - начальник 1-го отделения Черноморской прибрежной линии, переселил множество черкесских армян в находившиеся в его распоряжении черноморские города-крепости. «После основания мною города Новороссийска, - писал Л. Серебряков в одном из своих писем, - туда перешли на жительство турецко-подданные армяне армяно-григорианского вероисповедания из Трапезунда, Синопа и других приграничных мест. В нем начинают обосновываться также вышедшие с гор армяне Закубанья»14. В соответствии с духом времени Л. Серебряков находил, что надлежащее решение духовных, религииозных задач, наряду с экономическими интересами, побудит черкесских армян опуститься с гор и обосноваться в Новороссийске. Этот морально-психологический фактор влиял не только на решение о переселении черкесских армян, но и проявлялся и в отношении каждой новооснованной армянской общины.

Итак, основная часть черкесских армян с 40-х гг. XIX в. поселилась в Армавире, а также черноморских городах-крепостях. В 60-е - 70-е гг. отдельные группы черкесских армян обосновались в Екатеринодаре, Майкопе, Лабинской, Белореченской, Некрасинской, Темергоев-ской, Каргинской, Усть-Лабинской, Митровке, Ильинке и др. Астраханская армянская духовная консистория проявляла заботу об удовлетворении священниками их духовных нужд. В конце XIX в. значительное количество черкесских армян концентрируется недалеко от Армавира, на хуторе Романовский около станции Кавказская. Благодаря близости к железной дороге количество армянских купцов здесь увеличивалось день ото дня.

С ростом армянских общин возникает потребность иметь собственные церкви15. В 1868 г. в Екатеринодаре было предпринято строительство на собранные в армянской общине деньги - 30 000 рублей - новой каменной церкви16. В Майкопе, идя навстречу просьбам армян, в 1895 г. городская Дума выделила для постройки армянской церкви обширный земельный участок, на котором в 1901 г. на средства армянской общины Майкопа была построена церковь, освященная епархиальным чиновником архиепископом Аристакесом17

Из черкесогаев вышли известные в крае купеческие династии: Аведовы, Богарсуковы, Тарасовы и др.18 Армянское население Северо-Западного Кавказа в условиях эволюции капиталистических производственных отношений в значительной степени способствовало торгово-промышленному и сельскохозяйственному развитию региона.

Примечания:
1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 57. Он. 1. Д. 337. Л. 4.
2 Лео. Каталикос Иосиф Аргутян. - Тифлис, 1902. - С. 209.
3 Фадеев А.В. Россия и Кавказ в первой трети XIX в. - М, 1960. -С.280.
4 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 16. Он. 1. Д. 619. -Л. 9.
5 РГИА. Ф. 1090. Он. Д. 133. Л. 1.
6 Государственньш архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 250. Он. 2. Д. 416. Л. 22 об.
7 Акты, собранные Кавказской Археографической комиссией (АКАК). Тифлис, 1875. - Т. 6. Ч. П. - С.450.
8 РГИА. Ф. 1286. Он. 7. Д. 678. Л. 53 об.
9 АКАК. -Тифлис, 1884. -Т. 9. -С.445.
10 См.: Ф.А. Щербина. История Армавира и черкесогаев. - Ека-теринодар, 1916.
11 Погосян Л. А. Армянская колония Армавира. - Ереван, 1981. -С. 31.
12 РГИА. Ф. 1286. Он. 7. Д. 678. Л. 53.
13 Погосян Л.А - Указ. соч. - С. 57.
14 Микаэлян В. Адмирал Л.М. Серебряков. - Ереван, 1979. -С. 266.
15 Мшак. - 1902. -№ 150. - С 1.
16 Мшак. - 1904. -№ 129. - С 2.
17 Мшак. - 1901. -№227. -С 2-3.
18 Есаян М. Купцы Тарасовы. // Краснодарские известия. - 1993. -№153.

Похожие новости:

  • В Москве прошел митинг памяти жертв геноцида армян
  • Высшее духовенство Армении обеспокоено посягательством на армянские храмы в Грузии
  • Армяне всего мира почтили память жертв геноцида
  • Турция опечалена принятием в США резолюции о геноциде армян
  • У посольства США в Тбилиси пройдет демонстрация армян Грузии
  • Провокаторам неймется
  • Католикос Всех Армян отбыл в США с патриаршим визитом
  • Грузины приняли антиармянское заявление
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания