История » Абреки: Сергей Маркедонов: «Государство открыло кингстоны для абречества»
Опубликовал admin, 3 сентября 2007
23 февраля - годовщина депортации чеченцев, как правило, сопровождается столкновением двух непримиримых позиций. С одной стороны, раздаются голоса о справедливом «наказании» строптивого народа, вонзившего кинжал в спину Родине в момент ее борьбы с нацистским агрессором. С другой стороны – традиционный набор обвинений в адрес «преступного сталинского режима». Однако, и в том, и в другом случае события 1944 года проецируются на день сегодняшний...
Для «ястребов» депортация чеченцев служит своеобразной исторической легитимацией сегодняшней «контртеррористической операции». «Правозащитники» объявляют нынешний режим идейным наследником сталинского. Между тем депортация 1944 года - всего лишь звено в длительном и сложном процессе инкорпорирования Чечни в состав России. Она была предопределена предшествующими ритмами этого процесса. Она же во многом заложила предпосылки для развития современного этнополитического конфликта в «мятежной республике».
«Нервом» процесса присоединения Чечни к России было (и остается) фундаментальное противоречие между государственной организацией и политической стихией. Чеченцы (в отличие от соседнего Дагестана) никогда не имели своей государственности, а значит, традиции политического компромисса (если угодно, согласования или торга). Развитие набеговой системы в горских обществах вступало в объективное противоречие с экспансией Российской империи на Кавказе, стремившейся к обеспечению стабильности и безопасности на вновь присоединенных территориях.
К 1785 г. относится начало военного сопротивления чеченцев Российской империи. Во главе движения, начатого под знаменем «священной войны» (газавата), встал Ушурма (шейх Мансур). В течение шести лет продолжалась борьба Ушурмы с русскими войсками. Следующий всплеск активного противоборства чеченцев и Российской империи относится к первой четверти XIX в. и связан с деятельностью командира Кавказского корпуса и главнокомандующего в Грузии Александра Ермолова в 1816-1827 гг. В это время начинается продвижение вглубь Чечни русских войск. В военно-политическом контроле и хозяйственно-колонизационном освоении Чечни Ермолов видел залог прекращения (или минимизации) набегов. Во главе чеченского движения в это время встал Бейбулат Теймиев. С 1828 г. чеченцы ведут борьбу против России в рамках движения мюридизма и теократического государственного образования - имамата Дагестана и Чечни. В 1834 г. имамом Дагестана и Чечни становится аварец Шамиль. Тем не менее, главной военной силой имамата являются чеченцы. В 1859 г. Шамиль потерпел поражение и на почетных условиях капитулировал.
Началось инкорпорирование Чечни в состав Российского государства. Примерно 1/5 часть чеченцев после завершения Кавказской войны покинула свою родину и переехала в единоверную Османскую империю. В 1877-1878 гг. они принимали участие в русско-турецкой войне на стороне Турции. В 1860-1870-е гг. в Чечне прошла волна антироссийских восстаний. Помимо открытых вооруженных выступлений, противостояние чеченцев России приняло форму абречества, сочетавшего традиционные элементы "набеговой системы" с банальным разбоем. C 1901 по 1913 гг. наиболее известным вождем абреков был чеченец Зелимхан Гушмузукаев из селения Хорочой. Вместе с тем российская администрация пыталась привлечь чеченцев на сторону официальной власти. Так, в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. отличился Чеченский конно-иррегулярный полк в составе русской армии.
В 1917 г. Чечня, как и другие окраины Российской империи, начала борьбу за этнонациональное самоопределение. Чеченское движение в 1917-1920 гг. не представляло из себя единого целого. В годы гражданской войны чеченцы участвовали и в светском (Горская республика), и в теократическом (эмират шейха Узун-хаджи) государственных проектах. Ведя борьбу с Белым движением как с политическим наследником Российской империи, чеченские этнонационалисты вступили в ситуативный союз с Советской Россией. Фактически Чечня стала важным центром сопротивления Деникину и Вооруженным силам Юга России. В марте 1920 г. после ухода деникинских войск на Северном Кавказе установилась Советская власть.
С помощью чеченцев Советская Россия осуществляла политику расказачивания. Первые депортации в Чечне осуществлялись по отношению к русскому населению (выселение терских казачьих станиц). В начале 1920-х гг. советская власть, видя в исламе "революционную силу", проводила благожелательную политику по отношению к чеченским духовным авторитетам.
Первые годы советской власти были для чеченцев наиболее благоприятным периодом сотрудничества с государством как таковым. Фактически это был единственный период «огосударствления» мятежных горцев. В 1921 г. была создана Горская Автономная Советская Социалистическая Республика (ГАССР), куда вошла и Чечня. В ноябре 1922 г. была образована Чеченская Автономная область (АО) в составе РСФСР. В 1934 Чеченская АО была включена в Ингушскую АО, преобразованную 5 декабря 1936 г. в Чечено-Ингушскую АССР. Однако усиление позиций советского государства, попытки подчинить традиционные чеченские институты правовой системе СССР, атеистическая политика коммунистического режима и коллективизация привели к активизации чеченского повстанческого движения в конце 1920-х- начале 1930-х гг.. Восстания прошли в 1929, 1930, 1932 гг. Наиболее мощным было восстание в Ножай-Юртовском районе в 1932 г. В конце января 1941 г. началось восстание в Итумкалинском районе.
С началом Великой Отечественной войны повстанческое движение в Чечне только усилилось. Наиболее активными его деятелями были Майрбек Шерипов и Хасан Исраилов. Чеченские повстанцы установили контакты с представителями германского командования. Среди участников повстанческого движения было немало бывших советских служащих (в том числе выпускник Института красной профессуры и будущий преподаватель Русского Института Американской армии, советолог Абдурахман Авторханов). Эти выступления спровоцировали депортацию чеченского этноса. В соответствии с постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) № 5073 от 31 января 1944 г. более 400 тыс. чеченцев было депортировано в Казахстан и Среднюю Азию. Чечено-Ингушская АССР была упразднена. Снова, как и в 1917-1920 гг., ослабление государства (отвлеченного войной с гитлеровской Германией), способствовало «бегству» чеченцев от госвласти. Однако на сей раз дело завершилось трагедией.
Депортация чеченцев была грубой ошибкой сталинского руководства. Во-первых, она, как ни одно другое событие, содействовало этнической консолидации разрозненных тейпов. Для формирования единой чеченской идентичности (причем на антирусской основе) никто не сделал больше, чем «лучший друг всех физкультурников». Во-вторых, депортация сделала этнос-изолят дисперсным. Во многом именно существование «чеченской диаспоры» обеспечило хорошую материальную поддержку современным инсургентам из российских городов, включая Москву. В-третьих, депортация познакомила традиционный чеченский социум с достижениями модернизации, причем усвоение этих ценностей произошло на поверхностном уровне (от новой иномарки до АКМ). Таким образом, сформировался облик чеченца-маргинала, уже оторванного от горских традиций (почитание стариков и другие), но еще не вписавшегося в культурный контекст индустриального общества.
После ХХ съезда начался процесс десталинизации. 9 января 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР постановил восстановить автономию чеченцев и ингушей и разрешить их возвращение на прежнее место жительства. В состав Чечено-Ингушетии были переданы Наурский и Шелковской районы, входившие в состав Ставропольского края. Процессу возвращения предполагалось придать плановый и постепенный характер. Однако этот процесс вышел из-под контроля. Возвращение чеченцев ознаменовалось межэтническими столкновениями, которые достигли своего пика в августе 1958 г. Убийство русского рабочего чеченцем вылилось в многотысячную траурную демонстрацию представителей русской общины. В ходе массовых акций были выдвинуты требования выселения чеченцев из Грозного, переименования Чечено-Ингушетии в Грозненскую область, установления квот для проживания чеченцев в Грозненской области (не более 10 % от общей численности населения). Участники акции совершили нападение на республиканский комитет КПСС и в течение двух дней блокировали грозненский вокзал. Выступления представителей русской общины были жестко подавлены и расценены как проявления "великодержавного шовинизма" и "контрреволюционности". В ходе судебных разбирательств был осуждены 91 участник акции. Официальная власть ни на уровне ЦК, ни на уровне рескома КПСС не попыталась дать строгий объективный анализ сложившейся ситуации.
После 1958 г. обозначилась тенденция сокращения русского населения Чечено-Ингушетии. Если по данным Всесоюзной переписи 1959 г. на территории автономии проживало 348, 3 тыс.чел. русских (49 % населения), то в 1989 г., то есть накануне разворачивания полномасштабного чеченского кризиса, их доля составляла 23, 1 % (293, 8 тыс. чел.). Тем не менее, после 1958 г. ситуация в республике стала относительно управляемой. Не существовало повстанческого движения, демонстрировалась внешняя лояльность. Однако за тонким слоем советскости скрывались антироссийские и антирусские настроения.
В хрущевское и брежневское время в Чечено-Ингушетии главная ставка делалась на развитие нефтедобычи и переработки. Эти стратегические отрасли развивались главным образом за счет русских кадров. Отрасли, в которых могли бы реализовать себя чеченцы, не получали достаточного внимания со стороны союзного центра. Начиная с 1959 г.численность чеченцев значительно выросла. В 1959 г. их численность составляла 256, 8 тыс. чел, в 1979 г.- 670 тыс. чел., а в 1989 г.- 792, 4 тыс. чел. Бурный демографический рост в небольшой по площади автономной республике способствовал постепенному формированию "лишней рабочей силы" и скрытой безработицы. Социально-экономическими нишами для чеченцев стали отхожие промыслы ("шабашки"), подпольный бизнес, связанный с криминалом. Фактически наряду с официальной советской экономикой в Чечне интенсивно развивалась параллельная экономическая система. Сезонные миграции экономически активного мужского населения за пределы Чечено-Ингушетии, нередко сопряженные с негативным опытом взаимоотношений с правоохранительными структурами, способствовали жесткому противопоставлению "чеченского мира" русским, СССР и России.
На радикализацию умонастроений рядовых чеченцев сильно повлияло участие жителей автономной республики в боевых действиях в Афганистане. Чеченцы, слабо интегрированные в советскую экономику и социальные структуры советского общества, получили опыт ведения современных боевых действий и представление о насилии как универсальном способе разрешения всех проблем. Таким образом, к концу 1980-х гг. в Чечне накопились предпосылки для дальнейшего деструктивного этнополитического развития. Ослабевшее государство открыло кингстоны для нового этнического самоопределения. А депортация 1944 года обеспечила легитимацию возрожденного «абречества». Но это уже другая история…
Для «ястребов» депортация чеченцев служит своеобразной исторической легитимацией сегодняшней «контртеррористической операции». «Правозащитники» объявляют нынешний режим идейным наследником сталинского. Между тем депортация 1944 года - всего лишь звено в длительном и сложном процессе инкорпорирования Чечни в состав России. Она была предопределена предшествующими ритмами этого процесса. Она же во многом заложила предпосылки для развития современного этнополитического конфликта в «мятежной республике».
«Нервом» процесса присоединения Чечни к России было (и остается) фундаментальное противоречие между государственной организацией и политической стихией. Чеченцы (в отличие от соседнего Дагестана) никогда не имели своей государственности, а значит, традиции политического компромисса (если угодно, согласования или торга). Развитие набеговой системы в горских обществах вступало в объективное противоречие с экспансией Российской империи на Кавказе, стремившейся к обеспечению стабильности и безопасности на вновь присоединенных территориях.
К 1785 г. относится начало военного сопротивления чеченцев Российской империи. Во главе движения, начатого под знаменем «священной войны» (газавата), встал Ушурма (шейх Мансур). В течение шести лет продолжалась борьба Ушурмы с русскими войсками. Следующий всплеск активного противоборства чеченцев и Российской империи относится к первой четверти XIX в. и связан с деятельностью командира Кавказского корпуса и главнокомандующего в Грузии Александра Ермолова в 1816-1827 гг. В это время начинается продвижение вглубь Чечни русских войск. В военно-политическом контроле и хозяйственно-колонизационном освоении Чечни Ермолов видел залог прекращения (или минимизации) набегов. Во главе чеченского движения в это время встал Бейбулат Теймиев. С 1828 г. чеченцы ведут борьбу против России в рамках движения мюридизма и теократического государственного образования - имамата Дагестана и Чечни. В 1834 г. имамом Дагестана и Чечни становится аварец Шамиль. Тем не менее, главной военной силой имамата являются чеченцы. В 1859 г. Шамиль потерпел поражение и на почетных условиях капитулировал.
Началось инкорпорирование Чечни в состав Российского государства. Примерно 1/5 часть чеченцев после завершения Кавказской войны покинула свою родину и переехала в единоверную Османскую империю. В 1877-1878 гг. они принимали участие в русско-турецкой войне на стороне Турции. В 1860-1870-е гг. в Чечне прошла волна антироссийских восстаний. Помимо открытых вооруженных выступлений, противостояние чеченцев России приняло форму абречества, сочетавшего традиционные элементы "набеговой системы" с банальным разбоем. C 1901 по 1913 гг. наиболее известным вождем абреков был чеченец Зелимхан Гушмузукаев из селения Хорочой. Вместе с тем российская администрация пыталась привлечь чеченцев на сторону официальной власти. Так, в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. отличился Чеченский конно-иррегулярный полк в составе русской армии.
В 1917 г. Чечня, как и другие окраины Российской империи, начала борьбу за этнонациональное самоопределение. Чеченское движение в 1917-1920 гг. не представляло из себя единого целого. В годы гражданской войны чеченцы участвовали и в светском (Горская республика), и в теократическом (эмират шейха Узун-хаджи) государственных проектах. Ведя борьбу с Белым движением как с политическим наследником Российской империи, чеченские этнонационалисты вступили в ситуативный союз с Советской Россией. Фактически Чечня стала важным центром сопротивления Деникину и Вооруженным силам Юга России. В марте 1920 г. после ухода деникинских войск на Северном Кавказе установилась Советская власть.
С помощью чеченцев Советская Россия осуществляла политику расказачивания. Первые депортации в Чечне осуществлялись по отношению к русскому населению (выселение терских казачьих станиц). В начале 1920-х гг. советская власть, видя в исламе "революционную силу", проводила благожелательную политику по отношению к чеченским духовным авторитетам.
Первые годы советской власти были для чеченцев наиболее благоприятным периодом сотрудничества с государством как таковым. Фактически это был единственный период «огосударствления» мятежных горцев. В 1921 г. была создана Горская Автономная Советская Социалистическая Республика (ГАССР), куда вошла и Чечня. В ноябре 1922 г. была образована Чеченская Автономная область (АО) в составе РСФСР. В 1934 Чеченская АО была включена в Ингушскую АО, преобразованную 5 декабря 1936 г. в Чечено-Ингушскую АССР. Однако усиление позиций советского государства, попытки подчинить традиционные чеченские институты правовой системе СССР, атеистическая политика коммунистического режима и коллективизация привели к активизации чеченского повстанческого движения в конце 1920-х- начале 1930-х гг.. Восстания прошли в 1929, 1930, 1932 гг. Наиболее мощным было восстание в Ножай-Юртовском районе в 1932 г. В конце января 1941 г. началось восстание в Итумкалинском районе.
С началом Великой Отечественной войны повстанческое движение в Чечне только усилилось. Наиболее активными его деятелями были Майрбек Шерипов и Хасан Исраилов. Чеченские повстанцы установили контакты с представителями германского командования. Среди участников повстанческого движения было немало бывших советских служащих (в том числе выпускник Института красной профессуры и будущий преподаватель Русского Института Американской армии, советолог Абдурахман Авторханов). Эти выступления спровоцировали депортацию чеченского этноса. В соответствии с постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) № 5073 от 31 января 1944 г. более 400 тыс. чеченцев было депортировано в Казахстан и Среднюю Азию. Чечено-Ингушская АССР была упразднена. Снова, как и в 1917-1920 гг., ослабление государства (отвлеченного войной с гитлеровской Германией), способствовало «бегству» чеченцев от госвласти. Однако на сей раз дело завершилось трагедией.
Депортация чеченцев была грубой ошибкой сталинского руководства. Во-первых, она, как ни одно другое событие, содействовало этнической консолидации разрозненных тейпов. Для формирования единой чеченской идентичности (причем на антирусской основе) никто не сделал больше, чем «лучший друг всех физкультурников». Во-вторых, депортация сделала этнос-изолят дисперсным. Во многом именно существование «чеченской диаспоры» обеспечило хорошую материальную поддержку современным инсургентам из российских городов, включая Москву. В-третьих, депортация познакомила традиционный чеченский социум с достижениями модернизации, причем усвоение этих ценностей произошло на поверхностном уровне (от новой иномарки до АКМ). Таким образом, сформировался облик чеченца-маргинала, уже оторванного от горских традиций (почитание стариков и другие), но еще не вписавшегося в культурный контекст индустриального общества.
После ХХ съезда начался процесс десталинизации. 9 января 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР постановил восстановить автономию чеченцев и ингушей и разрешить их возвращение на прежнее место жительства. В состав Чечено-Ингушетии были переданы Наурский и Шелковской районы, входившие в состав Ставропольского края. Процессу возвращения предполагалось придать плановый и постепенный характер. Однако этот процесс вышел из-под контроля. Возвращение чеченцев ознаменовалось межэтническими столкновениями, которые достигли своего пика в августе 1958 г. Убийство русского рабочего чеченцем вылилось в многотысячную траурную демонстрацию представителей русской общины. В ходе массовых акций были выдвинуты требования выселения чеченцев из Грозного, переименования Чечено-Ингушетии в Грозненскую область, установления квот для проживания чеченцев в Грозненской области (не более 10 % от общей численности населения). Участники акции совершили нападение на республиканский комитет КПСС и в течение двух дней блокировали грозненский вокзал. Выступления представителей русской общины были жестко подавлены и расценены как проявления "великодержавного шовинизма" и "контрреволюционности". В ходе судебных разбирательств был осуждены 91 участник акции. Официальная власть ни на уровне ЦК, ни на уровне рескома КПСС не попыталась дать строгий объективный анализ сложившейся ситуации.
После 1958 г. обозначилась тенденция сокращения русского населения Чечено-Ингушетии. Если по данным Всесоюзной переписи 1959 г. на территории автономии проживало 348, 3 тыс.чел. русских (49 % населения), то в 1989 г., то есть накануне разворачивания полномасштабного чеченского кризиса, их доля составляла 23, 1 % (293, 8 тыс. чел.). Тем не менее, после 1958 г. ситуация в республике стала относительно управляемой. Не существовало повстанческого движения, демонстрировалась внешняя лояльность. Однако за тонким слоем советскости скрывались антироссийские и антирусские настроения.
В хрущевское и брежневское время в Чечено-Ингушетии главная ставка делалась на развитие нефтедобычи и переработки. Эти стратегические отрасли развивались главным образом за счет русских кадров. Отрасли, в которых могли бы реализовать себя чеченцы, не получали достаточного внимания со стороны союзного центра. Начиная с 1959 г.численность чеченцев значительно выросла. В 1959 г. их численность составляла 256, 8 тыс. чел, в 1979 г.- 670 тыс. чел., а в 1989 г.- 792, 4 тыс. чел. Бурный демографический рост в небольшой по площади автономной республике способствовал постепенному формированию "лишней рабочей силы" и скрытой безработицы. Социально-экономическими нишами для чеченцев стали отхожие промыслы ("шабашки"), подпольный бизнес, связанный с криминалом. Фактически наряду с официальной советской экономикой в Чечне интенсивно развивалась параллельная экономическая система. Сезонные миграции экономически активного мужского населения за пределы Чечено-Ингушетии, нередко сопряженные с негативным опытом взаимоотношений с правоохранительными структурами, способствовали жесткому противопоставлению "чеченского мира" русским, СССР и России.
На радикализацию умонастроений рядовых чеченцев сильно повлияло участие жителей автономной республики в боевых действиях в Афганистане. Чеченцы, слабо интегрированные в советскую экономику и социальные структуры советского общества, получили опыт ведения современных боевых действий и представление о насилии как универсальном способе разрешения всех проблем. Таким образом, к концу 1980-х гг. в Чечне накопились предпосылки для дальнейшего деструктивного этнополитического развития. Ослабевшее государство открыло кингстоны для нового этнического самоопределения. А депортация 1944 года обеспечила легитимацию возрожденного «абречества». Но это уже другая история…
- Просмотров: 14257
- Версия для печати