История: Сарматский культурный круг

Написал Gabaraty, 7 сентября 2008
Сарматский культурный кругМатрицей коллективного бессознательного Кавказа является Сказание о Нартах. Нарты – это мифические герои, сверхлюди времён Золотого века человечества. Нартовский эпос, сказания об этих героях составляют основу мифологии и родовых архетипов большинства кавказских народов. Нартовкий эпос – священная архетипическая ось Кавказа и ось – кавказского культурного круга. Вокруг сказания о нартах недвижимо двигаются кавказские горы.

Нартский (Нартовский) эпос — эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа, основу которого составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей («нартов»). Существует прежде всего у абхазо-адыгских народов (адыгов, абазин, в меньшей мере абхазов) и у осетин; известны также версии эпоса, встречающиеся у чеченцев и ингушей, карачаевцев и балкарцев, некоторых грузинских субэтносов (в частности сванов), а также у ряда дагестанских народов.

История: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ ОСЕТИН(2/2)

Написал Gabaraty, 21 июля 2008
Многое, что связывает осетин со скифо-сарматскими прародителями, они сумели сохранить в своей культуре и быту. Это общеизвестно, и здесь нам нет необходимости перечислять подробности. Осетинские этнографы, и прежде всего Б.А. Калоев, убедительно продемонстрировали, что в наиболее архаичном виде черты скифо-сарматской бытовой культуры сохранились именно в традиционном быту осетин (обряд посвящения коня, этикет ритуальных церемоний и застолий, одежда, предметы обихода, элементы изобразительного, музыкального и хореографического искусства и т.д.). При этом многие такие обряды и традиции наиболее близкие параллели имеют в быту ряда народов Средней Азии, которым, как было установлено, они достались в наследство непосредственно от скифских предков осетин.

История: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ ОСЕТИН(1/2)

Написал Gabaraty, 21 июля 2008
Процесс национального возрождения — явление сложное и неоднозначное. Однако в условиях всеобщего кризиса нашего общества речь идет уже не столько о возрождении, сколько о выживании народов. По крайней мере, это касается так называемых «малых народов». Не видя перспектив «впереди», они, и это естественно, все чаще обращаются «назад» — к опыту предшествующих поколений. От столь прагматической по своей сути задачи вполне логичен переход к постановке более общих вопросов: «кто мы и зачем мы существуем? Кто были наши предки по прямому родству?» Отметим, что большинство последних публикаций в научной и периодической печати Северной и Южной Осетии в той или иной степени заключают в себе постановку и попытки разрешения именно этих вопросов. Однако, несмотря на объективно назревший еще в 60-х годах интерес, он практически не перерос в конкретные исследования, целиком посвященные этногенезу осетин. Пожалуй, исключение представляет собой монография Ю.С. Гаглойти, но многие ее теоретические положения в настоящее время требуют определенных уточнений.

История: Коцты Бега

Написал Gabaraty, 26 марта 2008
Коцты Бега - народный герой, предводитель восстания осетин в Чесельтском ущелье Южной Осетии.
Коцты БегаВ июле 1830 года в ущелья Южной Осетии была снаряжена карательная экпедиция под командованием генерала Ренненкампфа. Эта экспедиция имела целью усмирение непокорных горцев-осетин и беспрекословное их подчинение местной царской администрации, а её лице чаще всего грузинским князьям. Те, в свою очередь, всегда считали Южную Осетию своей вотчиной. Осетинский народ никогда на это не соглашался и всегда давал отпор посяганиям на свою свободу и независимость.
Во многих селах Ренненкапф встретил ожесточенное сопротивление осетин, которые предпочитали смерть порабощению.

История: ИСТОРИЯ АДЫГОВ В ИЗЛОЖЕНИИ КРАСНОДАРСКИХ АВТОРОВ

Написал Gabaraty, 31 января 2008
«Вытесняемое шаг за шагом с плоскости в предгорья, с предгорья в горы, с гор к морскому берегу, миллионное население горцев перенесло все ужасы, страшные лишения, голод и повальные болезни, а, очутившись на берегу, должно было искать спасение в переселении в Турцию» генерал Зиссерман, т.II, с.396

История: 150-летие Майкопа: вымысел и правда

Написал Gabaraty, 31 января 2008
Руководство столицы Адыгеи активно готовится к празднованию 150-летия города Майкопа. Так называемый юбилей города за уши притягивают к 1857 году, когда в ходе Русско-Кавказской войны в Майкопской котловине было сооружено укрепление. Такая трактовка противоречит историческим фактам всемирно признанной методологии определения даты основания населенных пунктов.

История: АЛАНЫ

Написал Gabaraty, 9 января 2008
АЛАНЫИраноязычные племена сарматского происхождения. С I века жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по-русски ясы) — предки осетин.
Термин "алан" происходит от древнеиранского слова "ариана", популярного в этнонимике скифо-сарматского населения.

Анализ исторических коллизий I в. н. э. и археологических данных позволил объяснить появление алан в Восточной Европе как следствие их усиления внутри северокаспийского объединения сарматских племен, возглавляемых аорсами. Новая этнополитическая сила громко заявила о себе. Упоминаниями о "неукротимых", "храбрых", "вечно воинственных" аланах пестрят источники той поры. Античная традиция упоминает их и в низовьях Дуная, и в Северном Причерноморье, и в степях Предкавказья.

История: История Абхазии. В "единой семье братских народов"

Написал Gabaraty, 27 ноября 2007
Первые бои между абхазами и грузинами произошли уже в феврале 1918 года, когда отряды под командованием Нестора Лакобы пытались захватить Сухум, но были вынуждены отойти. Бои возобновились в марте, а в ночь на 8 апреля Сухум был взят.

История: История Абхазии. В составе Российской Империи

Написал Gabaraty, 27 ноября 2007
Естественно, что Абхазия, будучи самостоятельным государством, также самостоятельно решала вопрос о вступлении в состав Российской Империи. Келешбей Чачба в 1803 году заключил мирное соглашение с главнокомандующим российскими войсками на Кавказе Цициановым, в 1806 году возглавил антитурецкое восстание, в 1807 году помогал российской армии в осаде Поти. Келешбей смог объединить вокруг себя не только феодальную знать Абхазии, но и мелкое дворянство и крестьян-анхаю.

История: История Абхазии XIII-XVIII вв

Написал Gabaraty, 27 ноября 2007
К 13 веку Иверия под ударами монголов была существенно ослаблена. Неоднократно распадалась она на отдельные княжества и при нашествии Тимура в 14 веке. С тех пор до присоединения к России грузинское государство уже НИКОГДА не было единым. Части, некогда ее составлявшие, вновь стали самостоятельными царствами - Картли, Кахети, Имерети, Самцхе-Саатабаго, Мегрелия, Гурия. Именно в качестве независимых царств они и входили в состав России в 19 веке. Абхазия также вновь стала независимой. Таким образом исторически Абхазия входила в состав единого с Грузией государства весьма непродолжительное время.

Цитата

«Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

Реклама

Популярное

Авторизация

Реклама

Наш опрос

Ваше вероисповедание?

Ислам
Христианство
Уасдин (для осетин)
Иудаизм
Буддизм
Атеизм
другое...

Архив

Октябрь 2021 (1)
Март 2021 (7)
Февраль 2021 (5)
Январь 2021 (6)
Ноябрь 2020 (3)
Октябрь 2020 (1)
  Осетия - Алания