История » Кавказская война: Общественный строй «вольных» обществ Дагестана в XVIII — первой пол. XIX в. Общественно-политическая организация «вольных» обществ. Часть 2
Опубликовал Gabaraty, 27 декабря 2007
Социальные сдвиги происходили не только во внутренней жизни тухума. Они отражались в целом на «сообществе» тухумов, дифференцируя их на богатых и бедных. Со временем отдельные тухумы могли уже противопоставить себя целым джаматам: так, два джамата Караха и Нела оказались бессильными перед тухумом Ригин и вынуждены были обратиться за военной помощью к Умма-хану хунзахскому205. Позже эти явления стали правилом. Нет необходимости в подробном описании внутреннего устройства и управленческого механизма тухума (в литературе206 эти аспекты освещены достаточно полно). Отметим только: организация тухума была столь традиционна, сколь и совершенна; к тухуму вполне были применимы слова Ф. Энгельса: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов — все идет своим установленным порядком. Всякие споры и распри разрешаются сообща теми, кого они касаются, — родом или племенем, или отдельными родами между собой: лишь как самое крайнее, редко применяемое средство грозит кровная месть»207 .
Отдельно следует сказать о сельской общине. Как и тухум, она отличалась замкнутостью, господством натурального хозяйства с преобладанием родовых производственных отношений. В генезисе дагестанской сельской общины не последнюю роль играл тухум со своей архаичностью и традиционностью во внутренней организации. В частности, существовала четкая преемственность между тухумом и сельской общиной в управленческой структуре. На их «генетическую» связь не раз указывали исследователи. Так, М. М. Ковалевский полагал, что образование территориальных общин породило особую сельскую администрацию, которая складывалась «по типу» тухумной208. Он указывал на наличие в сельской общине, как и в тухуме, старшины, общинного собрания, в котором могли участвовать все совершеннолетние мужского пола209. На идентичность управленческого «аппарата» сельской общины и тухума указывал также И. П. Петрушевский: он называл старшину, сельский сход, сельского муллу, помощника старшины и пр.210 Новейшие исследования подтвердили историческое единство сельской общины и тухума211. Конечно, сходство управленческой и других структур тухума и сельской общины — показатель высокой организации прежде всего самого тухума, «сумевшего» передать свои организационные принципы новому типу общины. Более важным, однако, было другое: историко-генетическая связь тухума и сельской общины свидетельствовала о сравнительно позднем происхождении территориальной общины в Дагестане и о том, что в своей социальной эволюции она еще не достигла уровня разложения. М. М. Ковалевский, как на признак позднего появления дагестанской сельской общины, куда входило несколько тухумов, указывал на традицию избрания старейшины сельской общины исключительно из членов «одного какого-нибудь рода, как бы велико ни было число последних в округе»212. Х.-М. Хашаев также относил формирование сельских общин в Дагестане к новому времени (XVII—XVIII вв.): по мнению историка, они образовались «из людей, пришедших с гор»213.
Социальные сдвиги в общине, внутри которой преобладали «первобытно-общинные производственные отношения»214, стали заметны лишь в XVIII — первой половине XIX в. Чаще их связывают с ростом влияния политических образований горного Дагестана (ханств, уцмийств)215. Однако это влияние было лишь внешним фактором. Основные причины сдвигов состояли в «подвижности» двух социальных сил — родовой знати и рядовых общинников — внутри сельской общины. Это подтверждается самим характером изменений в общине, где в XVIII — первой половине XIX в. при сохранении родовой демократии «выборные должности превращались в наследственное представительство» феодализировавшейся тухумной аристократии, в руках которой со временем появлялось и больше земли и даже зависимые люди216. Под воздействием подобных сдвигов тухумные начала, когда-то «навязанные» сельской общине, неизменно отступали. Отступление от «тухумности» у сельской общины наметилось во второй половине XVIII в. Уже тогда началось расселение по соседству, пользование общими земельными угодьями (пастбищами, лугами), участие в военных походах, во время которых становилось возможным «группирование по табунам, а не по тухумам, как ранее»217. В ряде районов горного Дагестана этот процесс протекал ускоренно. Так, к началу XIX в. в Тальском обществе имелось 32 табуна218. С. В. Юшков также указывал на «разрушение» в первой половине XIX в. тухумных основ сельской общины219: уже тогда у даргинцев утрачивались даже родовые прозвища; самое родство далее 4-й и 5-й степени на практике никакого значения не имело220.
Более ощутимо социальные перемены коснулись сферы управления. Рядом со старейшиной, главным административным лицом общины, начинал действовать кадий — судья по религиозным делам. Старейшина как представитель «адатного режима» и консервативных начал постепенно уступал свои позиции носителю шариата, идеологу классового общества — кадию. Но этот процесс протекал медленно. Здесь имело значение и то, что главы сельских общин сами приспосабливались к новым отношениям, мешая кадиям в доступе к управлению, и то, что многие старейшины в джаматах являлись еще и военачальниками, обеспечивая себе относительно прочный социальный статус. Так, в начале XIX в. унцукульцы, араканцы и белоканы под руководством своих старейшин в поисках военной добычи совершали «набеги до Ахалциха и оттуда на Грузию»221. Так же поступали старейшины андалалских и хидалалских сельских общин, выступавшие в роли руководителей военных набегов222. Как видно, в условиях явных перемен в сельской общине ее старшина, ранее занятый решением внутренних вопросов (главный из них — организация сельскохозяйственных работ), активно вовлекался в набеговую практику в роли ее организатора. Это, в свою очередь, еще больше сближало его с родовой знатью, стремившейся к собственности и социальным привилегиям. В целом же, опираясь на совет старейшин и народное собрание, старейшина утверждал в сельской общине «дружинное начало» — пролог к созданию военно-политического образования.
Наблюдавшиеся в сельской общине закономерности действовали шире и заметнее в масштабах «вольного» общества, представлявшего собой примитивную организацию сельских общин периода военной демократии223. И в «вольном» обществе главенствовал старейшина, чаще именуемый «предводителем», «военачальником». Вместе с тем появились общества во главе с кадием, духовным лицом, постепенно становившимся еще и военным, и светским руководителем. Но особенность социального восхождения кадия состояла в сохранении у него до определенного времени ограниченного влияния на внутренние дела общества: сказывалась социальная сила сельской общины, входившей в «вольное» общество и приверженной собственным традициям; власть акушинского кадия, например, была обширна в военное время, а в мирное — серьезно ограничивалась народным собранием и старшинами224. Ограничения со временем преодолевались неумолимо возраставшим социальным потенциалом кадия: как лицо, получавшее за свою общественную службу закат (подать) и часть военной добычи, кадий приобретал не только собственность, но и политико-идеологическое влияние. В социальном облике кадия XVIII — начале XIX в. видны были признаки превращения военного и духовного предводителя в феодала225. Уже указывалось: примерно так действовали и старшины; каратинский Курбан, унцукульский Hyp-Магомед, дидоевский Жабо, сумевшие сосредоточить в своих руках богатство и власть. Однако «светские» старшины и военачальники, в отличие от кадия, значительно меньше были подготовлены к переменам: над ними продолжали довлеть нравственные и правовые нормы адата. В этом отношении кадий неизмеримо превосходил их. Менее отягощенный предрассудками родового общества, он имел в своем арсенале более совершенный, чем адат, свод законов — шариат, сложившуюся идеологическую систему мусульманских догматов, нацеливавших общинников на войну за пределами общины, особенно — с «неверными». Последнее оказывалось особенно важным в условиях, когда война становилась источником «собирания» частной собственности, так необходимой для раскола общества на классы.
Социальная эволюция кадия, занявшего в конце XVIII — первой половины XIX в. видное место в жизни горного Дагестана, лучше проиллюстрировать на примере Акуша-Дарго, крупного союза «вольных» обществ. Во главе этого союза был кадий. В первой половине XIX в. он владел уже лучшими земельными участками, частью отторгнутыми от общинных земель, частью полученными от казикумухского шамхала и акушинского общества226. Он имел собственные сенокосные угодья, стада мелкого и крупного рогатого скота, взимал с общинников различного рода подати. Эти социальные привилегии превращали акушинского кадия из главы союза «вольных» обществ в политического и феодального владетеля. В 20—30-е гг. XIX в. российское командование в Дагестане фактически относилось к акушинскому кадию как к владетелю.
В Акуша-Дарго происходил и другой процесс — феодализации знати, состоявшей из кадиевской прослойки. Здесь во главе каждой сельской общины становился кадий, который, как и глава Акуша-Дарго, имел свои участки земель, стада овец, получал от сельского общества различные вознаграждения, в том числе «закат», взимал штрафы и т. д.227 Духовная знать пополнялась также будунами. Таким образом создавалась иерархическая лестница, высшую ступеньку которой занимал главный кадий.
Акушинский кадий являлся верховным правителем, судьей и военачальником союза «вольных» обществ, составлявших Акуша-Дарго. В его функции входило: сбор ополчения и руководство им во время военных походов, решение вопросов войны и мира, отношения с другими «вольными» обществами и феодальными владетелями. Раз в год он собирал представителей 5 «вольных» обществ, входивших в Акуша-Дарго, и обсуждал с ними наиболее важные вопросы жизни союза. В периоды между общим собранием «вольных» обществ постоянно действующим органом управления являлся высший совет во главе с главным кадием228.
Акушинский кадий, как видно, напоминал греческого басилия, у которого «помимо военных, были еще жреческие и судейские полномочия; последние не были точно определены, первыми он обладал как верховный представитель племени или союза племен»229. Главный и отличительный признак управленческой функции акушинского кадия — военное предводительство: наличие при этом «совета вождей и народного собрания означает только военную демократию»230, — писал Ф. Энгельс.
Каждое «вольное» общество, входившее в Акуша-Дарго, возглавлял свой кадий. Несмотря на статус помощника главного, акушинского кадия, он в пределах своего общества имел значительный социальный вес: кадий цудахарского «вольного» общества, например, сумел даже превратить свою власть в наследственную231, в то время когда другие главы «вольных» обществ оставались выборными на сельских сходах. В компетенцию местного кадия (в пределах своего «вольного» общества) входило решение такого же круга вопросов, которым ведал главный акушинский кадий.
В Акуша-Дарго влиятельной оставалась старшинская прослойка. Однако она уже явно уступала духовной знати. Как и кадии, старшины избирались сельским сходом, но в отличие от них занимали «низовое» административное положение и вели в основном хозяйственные дела своей общины.
Нижний слой Акуша-Дарго составляли общинники; но и среди них намечалось уже социальное расслоение: родовая знать имела рабов — пленников (лачьи). Схожая с Акуша-Дарго социальная и управленческая структура сложилась и в таком крупном союзе «вольных» обществ, как Каба-Дарго. Незначительные различия касались главным образом социального статуса группировок родовой знати: в Каба-Дарго, например, старшины пользовались большим, нежели в Акуша-Дарго, влиянием, зато институт наследственного кадия в Андалял вырос из института главного наследственного имама; местные жители называли его дибиром232.
В возвышении акушинского кадия примечательна еще одна важная черта: по мере усиления его власти внутри союза «вольных» обществ он приобретал влияние за его пределами. По оценке Ф. И. Гене, акушинский кадий первенствовал в отношениях с Сюргинским союзом, также возглавляемым кадием. Кроме того, от него зависели кадии других даргинских союзов сельских общин233.
В конце XVIII — начале XIX в. кадий Акуша-Дарго стоял уже на том пути, который его «собратья» — ханы, уцмии, беки — прошли задолго до этого. Запоздав в своем социальном возвышении, он, однако, обладал не меньшей, а в ряде случаев даже большей властью, чем владетели, успевшие обрести титулы ханов и беков. В результате, в начале XIX в. к Акуша-Дарго присоединяется Каба-Дарго, находившееся в зависимости от уцмия Кайтагского234. Имели значение и централизаторские поползновения235 акушинского кадия, стремившегося к упрочению как своего политического положения внутри союза, так и — с помощью своих «сателлитов» — военного потенциала: Акуша-Дарго считалось одним из центров набеговой активности236. Вслед за Каба-Дарго к Акуша-Дарго присоединилось Кудалинское общество237, что еще больше убеждает в мысли, что акушинский кадий оказался на гребне объединительного процесса, в русле которого создаются ранние политические образования. В свете этого акушинского кадия следует квалифицировать как прообраз государственного деятеля эпохи возникновения государственности: не случайно кадий Акуша-Дарго от имени всех верхнедаргинцев принимал участие в «коронации» вновь избиравшегося шамхала Тарковского238. Рост политического влияния акушинского кадия хорошо отразили народные предания. В одном из них — «О приходе в сел. Акуша Надир-шаха» — персидский шах, известный полководец, властитель, удивлен высоким положением кадия и решает «забрать дочку такого авторитетного человека как акушинский кадий»239.
Путь возвышения кадия, как социального, политического и духовного лица, прослеживается на примере и других союзов «вольных» обществ. Если взять один из них — Гапш, то хорошо видно, что вначале каждое сельское общество, входившее в этот союз, возглавлялось выборным старшиной, называвшимся «кавха»240. В его функции входило решение хозяйственных и общественно-политических вопросов. Со временем, особенно после принятия ислама, постепенно главами этих обществ становятся кадии241. Как и ранее сельский старшина, они выбирались на народном сходе. Но в отличие от старшины, кадий значительно расширил круг своих обязанностей. Он возглавил не только всю общественную и хозяйственную сферу общества, но и стал вершить суд по шариату, превращаясь в регулятора социальной, семейной и личной жизни верующих242. Новые функции кадия немало способствовали тому, чтобы общество за «религиозную» и другую деятельность вознаграждало его материально. Возглавив союз обществ Гапш и потребовав для себя «добавочный продукт», кадии произвел своего рода переворот. Во главе общества стало новое политическое и духовное лицо с неизмеримо большей социальной и административной властью, чем имел старшина. Подобное произошло и в Сюргинском союзе сельских обществ, где кадий превратился в наследственное высшее духовное и административное лицо244. Путь социального восхождения кадия в Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Гапш, Сюрга и др. был типичным для «вольных» обществ накануне Кавказской войны. Случались, однако, исключения, когда старшина не только удерживался во главе союза обществ, но и достигал статуса кадия. Так, в Ахтыпаринском союзе обществ во главе сельских общин стояли аксакалы. Они избирались на народных сходах из числа наиболее влиятельных тухумов. Подчинение сельской общины аксакалу было неустойчивым: оно усиливалось во время войны и ослабевало в обычных условиях245. Постоянные войны общинников Ахтыпаринского общества с соседями привели к возникновению нового сословия — бахтичияры: они приобретали «богатство путем грабежа соседних лезгинских селений и набегов в другие места»246. Опираясь на бахтичияров, судя по всему, старшина укрепил свое положение главы Ахтыпаринского общества. Глава такого союза «вольных» обществ, как Ахтыпаринский, не имел, однако, таких социально-политических перспектив, как кадий. Не обладая идеологическим арсеналом кадия, старшина, если даже ему удавалось мобилизовать внутренние силы, как правило, не достигал внешнеполитических успехов. Особенно «бесперспективными» были старшины «вольных» обществ, находившихся во владениях хана, уцмия и т. д. Что касается кадия, то даже в этих условиях он вполне мог преуспевать, подчас соперничая своим общественным влиянием с самим владетелем. Так было, например, в Кайтаге, где наряду с уцмием возвышался кадий, мнение которого считалось решающим247. Аналогично обстояли дела в обществах Кубачей и Уркараха248.
В целом же феодализировавшаяся общинная знать (старшины, кадий, военачальники), выделившаяся в особый слой собственников, уже успела оторваться от рядовых общинников и фактически перестала быть узденством249. Она представляла собой «промежуточный» слой зарождавшегося феодального общества, который еще не вырос «в организованный эксплуататорский класс» , но уже отходил от производственных отношений, ранее господствовавших внутри общины, и неумолимо стремился к качественно новому положению высшего сословия. В XVIII — первой половине XIX в. этот мощный процесс, имевший социальные последствия не только для горного Дагестана, но и для ряда других районов Кавказа, осложнялся трудностями, которые придавали ему известную специфику. Основанная на скотоводстве горская экономика оказалась не в состоянии обеспечить достаточные темпы роста новых общественных отношений. Скотоводческое хозяйство, где многое регулировалось (в отношении к собственности на землю, организации производства, распределения и т. д.) нормами родового строя, могло привести «вольные» общества лишь к имущественному неравенству и явно сдерживало дальнейшую социальную дифференциацию, ведшую к классообразованию. В этих условиях в качестве компенсирующего экономического фактора выступила набеговая система, ставшая не только материальной, но и идеологической основой формирования «высшего сословия» «вольных» обществ горного Дагестана, ускорившей процессы феодализации251. Она вызвала прежде всего расслоение общинников, которое представляется длительным и поэтапным процессом. Имущественная дифференциация — первая его стадия, — привела в движение и верхний и нижний слои общинников, вызвала к жизни идею частной собственности, ориентировавшую на поиски источников этой собственности.
Источники:
205. Магомедов P.M. Указ. соч., с. 53.
206. См. Магомедов P.M. Указ. соч., с. 50—54; Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана..., с. 220—221; Алиев Б.Г. Каба-Дарго..., с. 152—157 и др.
207. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 97.
208. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе..., с. 159.
209. Там же.
210. Петрушевский И.П. Указ. соч., с. 34.
211. Алиев Б.Г. Каба-Дарго..., с. 161.
212. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе…, с. 159-160.
213. Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана…, с. 223.
214. Магомедов Р.М. Указ. соч., с. 44.
215. Там же, с.44, 47-48.
216. Петрушевский И.П. Указ. соч., с. 35.
217. Там же.
218. Там же.
219. Юшков С.В. Указ. соч., с. 76.
220. Там же.
221. Магомедов P.M. Указ. соч., с. 70.
222. Там же, с. 71.
223. Там же, с. 67.
224. Гаджиев В.Г. Союзы сельских общин Дагестана..., с. 20.
225. Магомедов P.M. Указ. соч., с. 67—68.
226. Алиев Б.Г. Акуша-Дарго..., с. 13 (автореферат канд. дисс.).
227. Там же, с. 14.
228. Там же, с. 21.
229. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 107.
230. Там же.
231. Алиев Б.Г. Акуша-Дарго..., с. 21 (автореферат).
232. Айтеров Т. Институт главного наследственного кади (первоначально имама) в политической системе Андалала конца XVI — перв. пол. XVIII в. — В кн.: Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1983, с. 5.
233. Гене Ф.И. Сведения о горном Дагестане. 1835—1836 гг. — В кн.: История, география и этнография Дагестана на XVIII—XIX вв. М., 1958, с. 346.
234. Алиев Б.Г. Каба-Дарго..., с. 42—43.
235. М.-С.К.Умаханов рассматривает этот факт только как желание Каба-Дарго «освободиться от гнета» уцмия Кайтагского. (См. Умаханов М.-С.К. Политические взаимоотношения союзов сельских обществ Дагестана в XVII—XVIII вв. — Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII — нач. XIX в.). Махачкала, 1981, с. 65.
236. АКАК, т. I, с. 136.
237. Умаханов М.-С.К. Указ. соч., с. 65.
238. Памятники обычного права Дагестана XVII—XIX вв. М., 1965, с. 15.
239. Предания и легенды народов Дагестана. — Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII — нач. XIX в. Махачкала, 1981, с. 159.
240. Алиев Б.Г. К вопросу об административно-политической структуре общества Гапш в XVIII—XIX вв. Махачкала, 1981, с. 159.
241. Там же, с. 201.
242. Там же, с. 202.
243. Там же, с. 203.
244. Алиев Б.Г. Общественный строй Сюргинского союза сельских общин..., с. 53—54.
245. Маршаев Р.Г. Указ. соч., с. 115.
246. Там же.
247. Умаханов М.-С.К. Указ. соч., с. 69; Символом возраставшей роли кайтагского кадия являлось то, что у него хранились «Постановления кайтагского уцмия Рустам-хана». (См. Из истории права народов Дагестана. Махачкала, 1968, с. 176).
248. Умаханов М.-С.К. Указ. соч., с. 69.
249. Алиев Б.Г. Общественный строй Сюргинского союза сельских общин..., с. 59.
250. Там же.
251. Гамрекели В.Н. Вопросы взаимоотношений... (докт. дисс.), с. 481; Робакидзе А.И. Указ. соч., с. 22—23; Шамиладзе В.М. Указ. соч., с. 279.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Отдельно следует сказать о сельской общине. Как и тухум, она отличалась замкнутостью, господством натурального хозяйства с преобладанием родовых производственных отношений. В генезисе дагестанской сельской общины не последнюю роль играл тухум со своей архаичностью и традиционностью во внутренней организации. В частности, существовала четкая преемственность между тухумом и сельской общиной в управленческой структуре. На их «генетическую» связь не раз указывали исследователи. Так, М. М. Ковалевский полагал, что образование территориальных общин породило особую сельскую администрацию, которая складывалась «по типу» тухумной208. Он указывал на наличие в сельской общине, как и в тухуме, старшины, общинного собрания, в котором могли участвовать все совершеннолетние мужского пола209. На идентичность управленческого «аппарата» сельской общины и тухума указывал также И. П. Петрушевский: он называл старшину, сельский сход, сельского муллу, помощника старшины и пр.210 Новейшие исследования подтвердили историческое единство сельской общины и тухума211. Конечно, сходство управленческой и других структур тухума и сельской общины — показатель высокой организации прежде всего самого тухума, «сумевшего» передать свои организационные принципы новому типу общины. Более важным, однако, было другое: историко-генетическая связь тухума и сельской общины свидетельствовала о сравнительно позднем происхождении территориальной общины в Дагестане и о том, что в своей социальной эволюции она еще не достигла уровня разложения. М. М. Ковалевский, как на признак позднего появления дагестанской сельской общины, куда входило несколько тухумов, указывал на традицию избрания старейшины сельской общины исключительно из членов «одного какого-нибудь рода, как бы велико ни было число последних в округе»212. Х.-М. Хашаев также относил формирование сельских общин в Дагестане к новому времени (XVII—XVIII вв.): по мнению историка, они образовались «из людей, пришедших с гор»213.
Социальные сдвиги в общине, внутри которой преобладали «первобытно-общинные производственные отношения»214, стали заметны лишь в XVIII — первой половине XIX в. Чаще их связывают с ростом влияния политических образований горного Дагестана (ханств, уцмийств)215. Однако это влияние было лишь внешним фактором. Основные причины сдвигов состояли в «подвижности» двух социальных сил — родовой знати и рядовых общинников — внутри сельской общины. Это подтверждается самим характером изменений в общине, где в XVIII — первой половине XIX в. при сохранении родовой демократии «выборные должности превращались в наследственное представительство» феодализировавшейся тухумной аристократии, в руках которой со временем появлялось и больше земли и даже зависимые люди216. Под воздействием подобных сдвигов тухумные начала, когда-то «навязанные» сельской общине, неизменно отступали. Отступление от «тухумности» у сельской общины наметилось во второй половине XVIII в. Уже тогда началось расселение по соседству, пользование общими земельными угодьями (пастбищами, лугами), участие в военных походах, во время которых становилось возможным «группирование по табунам, а не по тухумам, как ранее»217. В ряде районов горного Дагестана этот процесс протекал ускоренно. Так, к началу XIX в. в Тальском обществе имелось 32 табуна218. С. В. Юшков также указывал на «разрушение» в первой половине XIX в. тухумных основ сельской общины219: уже тогда у даргинцев утрачивались даже родовые прозвища; самое родство далее 4-й и 5-й степени на практике никакого значения не имело220.
Более ощутимо социальные перемены коснулись сферы управления. Рядом со старейшиной, главным административным лицом общины, начинал действовать кадий — судья по религиозным делам. Старейшина как представитель «адатного режима» и консервативных начал постепенно уступал свои позиции носителю шариата, идеологу классового общества — кадию. Но этот процесс протекал медленно. Здесь имело значение и то, что главы сельских общин сами приспосабливались к новым отношениям, мешая кадиям в доступе к управлению, и то, что многие старейшины в джаматах являлись еще и военачальниками, обеспечивая себе относительно прочный социальный статус. Так, в начале XIX в. унцукульцы, араканцы и белоканы под руководством своих старейшин в поисках военной добычи совершали «набеги до Ахалциха и оттуда на Грузию»221. Так же поступали старейшины андалалских и хидалалских сельских общин, выступавшие в роли руководителей военных набегов222. Как видно, в условиях явных перемен в сельской общине ее старшина, ранее занятый решением внутренних вопросов (главный из них — организация сельскохозяйственных работ), активно вовлекался в набеговую практику в роли ее организатора. Это, в свою очередь, еще больше сближало его с родовой знатью, стремившейся к собственности и социальным привилегиям. В целом же, опираясь на совет старейшин и народное собрание, старейшина утверждал в сельской общине «дружинное начало» — пролог к созданию военно-политического образования.
Наблюдавшиеся в сельской общине закономерности действовали шире и заметнее в масштабах «вольного» общества, представлявшего собой примитивную организацию сельских общин периода военной демократии223. И в «вольном» обществе главенствовал старейшина, чаще именуемый «предводителем», «военачальником». Вместе с тем появились общества во главе с кадием, духовным лицом, постепенно становившимся еще и военным, и светским руководителем. Но особенность социального восхождения кадия состояла в сохранении у него до определенного времени ограниченного влияния на внутренние дела общества: сказывалась социальная сила сельской общины, входившей в «вольное» общество и приверженной собственным традициям; власть акушинского кадия, например, была обширна в военное время, а в мирное — серьезно ограничивалась народным собранием и старшинами224. Ограничения со временем преодолевались неумолимо возраставшим социальным потенциалом кадия: как лицо, получавшее за свою общественную службу закат (подать) и часть военной добычи, кадий приобретал не только собственность, но и политико-идеологическое влияние. В социальном облике кадия XVIII — начале XIX в. видны были признаки превращения военного и духовного предводителя в феодала225. Уже указывалось: примерно так действовали и старшины; каратинский Курбан, унцукульский Hyp-Магомед, дидоевский Жабо, сумевшие сосредоточить в своих руках богатство и власть. Однако «светские» старшины и военачальники, в отличие от кадия, значительно меньше были подготовлены к переменам: над ними продолжали довлеть нравственные и правовые нормы адата. В этом отношении кадий неизмеримо превосходил их. Менее отягощенный предрассудками родового общества, он имел в своем арсенале более совершенный, чем адат, свод законов — шариат, сложившуюся идеологическую систему мусульманских догматов, нацеливавших общинников на войну за пределами общины, особенно — с «неверными». Последнее оказывалось особенно важным в условиях, когда война становилась источником «собирания» частной собственности, так необходимой для раскола общества на классы.
Социальная эволюция кадия, занявшего в конце XVIII — первой половины XIX в. видное место в жизни горного Дагестана, лучше проиллюстрировать на примере Акуша-Дарго, крупного союза «вольных» обществ. Во главе этого союза был кадий. В первой половине XIX в. он владел уже лучшими земельными участками, частью отторгнутыми от общинных земель, частью полученными от казикумухского шамхала и акушинского общества226. Он имел собственные сенокосные угодья, стада мелкого и крупного рогатого скота, взимал с общинников различного рода подати. Эти социальные привилегии превращали акушинского кадия из главы союза «вольных» обществ в политического и феодального владетеля. В 20—30-е гг. XIX в. российское командование в Дагестане фактически относилось к акушинскому кадию как к владетелю.
В Акуша-Дарго происходил и другой процесс — феодализации знати, состоявшей из кадиевской прослойки. Здесь во главе каждой сельской общины становился кадий, который, как и глава Акуша-Дарго, имел свои участки земель, стада овец, получал от сельского общества различные вознаграждения, в том числе «закат», взимал штрафы и т. д.227 Духовная знать пополнялась также будунами. Таким образом создавалась иерархическая лестница, высшую ступеньку которой занимал главный кадий.
Акушинский кадий являлся верховным правителем, судьей и военачальником союза «вольных» обществ, составлявших Акуша-Дарго. В его функции входило: сбор ополчения и руководство им во время военных походов, решение вопросов войны и мира, отношения с другими «вольными» обществами и феодальными владетелями. Раз в год он собирал представителей 5 «вольных» обществ, входивших в Акуша-Дарго, и обсуждал с ними наиболее важные вопросы жизни союза. В периоды между общим собранием «вольных» обществ постоянно действующим органом управления являлся высший совет во главе с главным кадием228.
Акушинский кадий, как видно, напоминал греческого басилия, у которого «помимо военных, были еще жреческие и судейские полномочия; последние не были точно определены, первыми он обладал как верховный представитель племени или союза племен»229. Главный и отличительный признак управленческой функции акушинского кадия — военное предводительство: наличие при этом «совета вождей и народного собрания означает только военную демократию»230, — писал Ф. Энгельс.
Каждое «вольное» общество, входившее в Акуша-Дарго, возглавлял свой кадий. Несмотря на статус помощника главного, акушинского кадия, он в пределах своего общества имел значительный социальный вес: кадий цудахарского «вольного» общества, например, сумел даже превратить свою власть в наследственную231, в то время когда другие главы «вольных» обществ оставались выборными на сельских сходах. В компетенцию местного кадия (в пределах своего «вольного» общества) входило решение такого же круга вопросов, которым ведал главный акушинский кадий.
В Акуша-Дарго влиятельной оставалась старшинская прослойка. Однако она уже явно уступала духовной знати. Как и кадии, старшины избирались сельским сходом, но в отличие от них занимали «низовое» административное положение и вели в основном хозяйственные дела своей общины.
Нижний слой Акуша-Дарго составляли общинники; но и среди них намечалось уже социальное расслоение: родовая знать имела рабов — пленников (лачьи). Схожая с Акуша-Дарго социальная и управленческая структура сложилась и в таком крупном союзе «вольных» обществ, как Каба-Дарго. Незначительные различия касались главным образом социального статуса группировок родовой знати: в Каба-Дарго, например, старшины пользовались большим, нежели в Акуша-Дарго, влиянием, зато институт наследственного кадия в Андалял вырос из института главного наследственного имама; местные жители называли его дибиром232.
В возвышении акушинского кадия примечательна еще одна важная черта: по мере усиления его власти внутри союза «вольных» обществ он приобретал влияние за его пределами. По оценке Ф. И. Гене, акушинский кадий первенствовал в отношениях с Сюргинским союзом, также возглавляемым кадием. Кроме того, от него зависели кадии других даргинских союзов сельских общин233.
В конце XVIII — начале XIX в. кадий Акуша-Дарго стоял уже на том пути, который его «собратья» — ханы, уцмии, беки — прошли задолго до этого. Запоздав в своем социальном возвышении, он, однако, обладал не меньшей, а в ряде случаев даже большей властью, чем владетели, успевшие обрести титулы ханов и беков. В результате, в начале XIX в. к Акуша-Дарго присоединяется Каба-Дарго, находившееся в зависимости от уцмия Кайтагского234. Имели значение и централизаторские поползновения235 акушинского кадия, стремившегося к упрочению как своего политического положения внутри союза, так и — с помощью своих «сателлитов» — военного потенциала: Акуша-Дарго считалось одним из центров набеговой активности236. Вслед за Каба-Дарго к Акуша-Дарго присоединилось Кудалинское общество237, что еще больше убеждает в мысли, что акушинский кадий оказался на гребне объединительного процесса, в русле которого создаются ранние политические образования. В свете этого акушинского кадия следует квалифицировать как прообраз государственного деятеля эпохи возникновения государственности: не случайно кадий Акуша-Дарго от имени всех верхнедаргинцев принимал участие в «коронации» вновь избиравшегося шамхала Тарковского238. Рост политического влияния акушинского кадия хорошо отразили народные предания. В одном из них — «О приходе в сел. Акуша Надир-шаха» — персидский шах, известный полководец, властитель, удивлен высоким положением кадия и решает «забрать дочку такого авторитетного человека как акушинский кадий»239.
Путь возвышения кадия, как социального, политического и духовного лица, прослеживается на примере и других союзов «вольных» обществ. Если взять один из них — Гапш, то хорошо видно, что вначале каждое сельское общество, входившее в этот союз, возглавлялось выборным старшиной, называвшимся «кавха»240. В его функции входило решение хозяйственных и общественно-политических вопросов. Со временем, особенно после принятия ислама, постепенно главами этих обществ становятся кадии241. Как и ранее сельский старшина, они выбирались на народном сходе. Но в отличие от старшины, кадий значительно расширил круг своих обязанностей. Он возглавил не только всю общественную и хозяйственную сферу общества, но и стал вершить суд по шариату, превращаясь в регулятора социальной, семейной и личной жизни верующих242. Новые функции кадия немало способствовали тому, чтобы общество за «религиозную» и другую деятельность вознаграждало его материально. Возглавив союз обществ Гапш и потребовав для себя «добавочный продукт», кадии произвел своего рода переворот. Во главе общества стало новое политическое и духовное лицо с неизмеримо большей социальной и административной властью, чем имел старшина. Подобное произошло и в Сюргинском союзе сельских обществ, где кадий превратился в наследственное высшее духовное и административное лицо244. Путь социального восхождения кадия в Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Гапш, Сюрга и др. был типичным для «вольных» обществ накануне Кавказской войны. Случались, однако, исключения, когда старшина не только удерживался во главе союза обществ, но и достигал статуса кадия. Так, в Ахтыпаринском союзе обществ во главе сельских общин стояли аксакалы. Они избирались на народных сходах из числа наиболее влиятельных тухумов. Подчинение сельской общины аксакалу было неустойчивым: оно усиливалось во время войны и ослабевало в обычных условиях245. Постоянные войны общинников Ахтыпаринского общества с соседями привели к возникновению нового сословия — бахтичияры: они приобретали «богатство путем грабежа соседних лезгинских селений и набегов в другие места»246. Опираясь на бахтичияров, судя по всему, старшина укрепил свое положение главы Ахтыпаринского общества. Глава такого союза «вольных» обществ, как Ахтыпаринский, не имел, однако, таких социально-политических перспектив, как кадий. Не обладая идеологическим арсеналом кадия, старшина, если даже ему удавалось мобилизовать внутренние силы, как правило, не достигал внешнеполитических успехов. Особенно «бесперспективными» были старшины «вольных» обществ, находившихся во владениях хана, уцмия и т. д. Что касается кадия, то даже в этих условиях он вполне мог преуспевать, подчас соперничая своим общественным влиянием с самим владетелем. Так было, например, в Кайтаге, где наряду с уцмием возвышался кадий, мнение которого считалось решающим247. Аналогично обстояли дела в обществах Кубачей и Уркараха248.
В целом же феодализировавшаяся общинная знать (старшины, кадий, военачальники), выделившаяся в особый слой собственников, уже успела оторваться от рядовых общинников и фактически перестала быть узденством249. Она представляла собой «промежуточный» слой зарождавшегося феодального общества, который еще не вырос «в организованный эксплуататорский класс» , но уже отходил от производственных отношений, ранее господствовавших внутри общины, и неумолимо стремился к качественно новому положению высшего сословия. В XVIII — первой половине XIX в. этот мощный процесс, имевший социальные последствия не только для горного Дагестана, но и для ряда других районов Кавказа, осложнялся трудностями, которые придавали ему известную специфику. Основанная на скотоводстве горская экономика оказалась не в состоянии обеспечить достаточные темпы роста новых общественных отношений. Скотоводческое хозяйство, где многое регулировалось (в отношении к собственности на землю, организации производства, распределения и т. д.) нормами родового строя, могло привести «вольные» общества лишь к имущественному неравенству и явно сдерживало дальнейшую социальную дифференциацию, ведшую к классообразованию. В этих условиях в качестве компенсирующего экономического фактора выступила набеговая система, ставшая не только материальной, но и идеологической основой формирования «высшего сословия» «вольных» обществ горного Дагестана, ускорившей процессы феодализации251. Она вызвала прежде всего расслоение общинников, которое представляется длительным и поэтапным процессом. Имущественная дифференциация — первая его стадия, — привела в движение и верхний и нижний слои общинников, вызвала к жизни идею частной собственности, ориентировавшую на поиски источников этой собственности.
Источники:
205. Магомедов P.M. Указ. соч., с. 53.
206. См. Магомедов P.M. Указ. соч., с. 50—54; Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана..., с. 220—221; Алиев Б.Г. Каба-Дарго..., с. 152—157 и др.
207. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 97.
208. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе..., с. 159.
209. Там же.
210. Петрушевский И.П. Указ. соч., с. 34.
211. Алиев Б.Г. Каба-Дарго..., с. 161.
212. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе…, с. 159-160.
213. Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана…, с. 223.
214. Магомедов Р.М. Указ. соч., с. 44.
215. Там же, с.44, 47-48.
216. Петрушевский И.П. Указ. соч., с. 35.
217. Там же.
218. Там же.
219. Юшков С.В. Указ. соч., с. 76.
220. Там же.
221. Магомедов P.M. Указ. соч., с. 70.
222. Там же, с. 71.
223. Там же, с. 67.
224. Гаджиев В.Г. Союзы сельских общин Дагестана..., с. 20.
225. Магомедов P.M. Указ. соч., с. 67—68.
226. Алиев Б.Г. Акуша-Дарго..., с. 13 (автореферат канд. дисс.).
227. Там же, с. 14.
228. Там же, с. 21.
229. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 107.
230. Там же.
231. Алиев Б.Г. Акуша-Дарго..., с. 21 (автореферат).
232. Айтеров Т. Институт главного наследственного кади (первоначально имама) в политической системе Андалала конца XVI — перв. пол. XVIII в. — В кн.: Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1983, с. 5.
233. Гене Ф.И. Сведения о горном Дагестане. 1835—1836 гг. — В кн.: История, география и этнография Дагестана на XVIII—XIX вв. М., 1958, с. 346.
234. Алиев Б.Г. Каба-Дарго..., с. 42—43.
235. М.-С.К.Умаханов рассматривает этот факт только как желание Каба-Дарго «освободиться от гнета» уцмия Кайтагского. (См. Умаханов М.-С.К. Политические взаимоотношения союзов сельских обществ Дагестана в XVII—XVIII вв. — Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII — нач. XIX в.). Махачкала, 1981, с. 65.
236. АКАК, т. I, с. 136.
237. Умаханов М.-С.К. Указ. соч., с. 65.
238. Памятники обычного права Дагестана XVII—XIX вв. М., 1965, с. 15.
239. Предания и легенды народов Дагестана. — Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII — нач. XIX в. Махачкала, 1981, с. 159.
240. Алиев Б.Г. К вопросу об административно-политической структуре общества Гапш в XVIII—XIX вв. Махачкала, 1981, с. 159.
241. Там же, с. 201.
242. Там же, с. 202.
243. Там же, с. 203.
244. Алиев Б.Г. Общественный строй Сюргинского союза сельских общин..., с. 53—54.
245. Маршаев Р.Г. Указ. соч., с. 115.
246. Там же.
247. Умаханов М.-С.К. Указ. соч., с. 69; Символом возраставшей роли кайтагского кадия являлось то, что у него хранились «Постановления кайтагского уцмия Рустам-хана». (См. Из истории права народов Дагестана. Махачкала, 1968, с. 176).
248. Умаханов М.-С.К. Указ. соч., с. 69.
249. Алиев Б.Г. Общественный строй Сюргинского союза сельских общин..., с. 59.
250. Там же.
251. Гамрекели В.Н. Вопросы взаимоотношений... (докт. дисс.), с. 481; Робакидзе А.И. Указ. соч., с. 22—23; Шамиладзе В.М. Указ. соч., с. 279.
М.М. Блиев, В.В. Дегоев "КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА", Москва "Росет" 1994 г.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
- Просмотров: 12634
- Версия для печати