Интересно: Городская бедность в современной России как особый фактор повседневной российской жизни
Опубликовал admin, 29 августа 2014
А. В. Мушич-Громыко
Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия
Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия
Анализ городской бедности как особого феномена современной России относится к тому ряду острейших социально-экономических проблем, что вызывает наиболее широкий общественный резонанс и служит источником ожесточенной полемики как в российской политике, так и в российской науке. Н. Е. Тихонова в своей книге «Феномен городской бедности в современной России» (2003) указывает на основные четыре причины, на основании которых она делает вывод об отсутствии в этом вопросе теоретической ясности, как в плане исследовательских подходов, так и в плане разработки практических мер по борьбе с ней. Мы ещё вернёмся к этим четырём проблематизациям, а пока эксплицируем понятие бедность так, как оно звучит в социальных науках.
Осуществив словарно-энциклопедический подход, находим определение бедности в Большом толковом социологическом словаре Дэвида и Джулии Джери. Бедность, говорится здесь, - это отсутствие достаточных материальных и культурных ресурсов для поддержания здорового существования. При этом выделяются два уровня бедности: первичная (абсолютная) и вторичная (относительная). «Абсолютная» относится к недостатку основных необходимых условий для поддержания физической жизни - пропитания и крыши над головой. «Относительная» используется для показа несоответствия определений абсолютной, или первичной, бедности по отношению к культурным потребностям индивидуумов и семей в контексте остальной части общества. Авторы подчёркивают, что изучение бедности занимает центральное место в любом исследовании социального неравенства. Бедность, заключают они, - считаясь показателем классовых и гендерных отношений, в индустриальном обществе рассматривается в качестве индикатора неравных экономических отношений между странами: бедность стран «третьего мира» напрямую связывается с накоплением богатства в развитых [1, с.47-48].
Словарь-справочник «Социальная работа» поставляет нам такое определение бедности. Бедность — состояние, при котором основные потребности человека или социально-демографической группы, необходимые для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности, превышают средства для их удовлетворения, т. е. находятся ниже прожиточного уровня, за чертой бедности [2, с. 20-21].
Перечисленный ряд экспликаций интересующего нас понятия можно продолжить, но даже эти два примера показывают, что зарубежная и отечественная социальные школы радикально не различаются в описании этого феномена. Некоторое время назад такая точка зрения могла показаться недостаточно обоснованной, но реалии сегодняшнего дня стирают грани дихотомий социально-экономического уровня.
Обозначив в начале статьи точку зрения Н. Е. Тихоновой на проблему феномена городской бедности в современной России, обозначим те проблемы, которые не дают возможности построения единой (относительно, конечно) теории по данному вопросу.
(1) Колоссальный разрыв в оценках численности бедных в России, которые даются различными политическими партиями, научными центрами и отдельными экспертами.
Вывод: Дискуссии о бедности в России скорее только начинаются, чем подходят к своему логическому завершению.
(2) Практически всегда, когда речь идёт о бедности, говорится о «бедности вообще».
Вывод: Естественным образом возникает вопрос о том, какие типы и уровни бедности существуют, чем различается бедность в различных регионах страны, у представителей разных социальных групп (этнических, социокультурных, жителей различных типов поселений и т. п.), чем применительно к условиям России длительная бедность отличается от бедности ситуативной и т. п.
(3) До сих пор анализ бедности практически всегда шёл через призму макроподходов, как бы «с высоты птичьего полёта».
Вывод; Думается, что уже настала пора взглянуть на бедность и «изнутри», глазами самих бедных.
(4) Бедность в России, вопреки утверждениям некоторых политиков, была всегда. Более того, нет страны, где вообще не было бы бедных, и в обозримом будущем такого общества не предвидится.
Вывод: Действительность того, что бедность в современной России приобрела хронический характер, который означает «выброшенность» из общества, тот качественно иной образ жизни, когда представители бедных семей, будь то дети или взрослые, ощущают себя изгоями [3, с. 5-7].
Сам собой напрашивается общий вывод, что феномен городской бедности есть отражение гораздо более глубинных и объёмных процессов, и как справедливо-горько резюмирует Т. В. Панфилова — «Нынешнее положение России, как внутреннее, так и внешнее, не может не вызывать беспокойства. Остро стоит вопрос о перспективах существования страны. Ответ на него предполагает понимание происходящего, с тем чтобы можно было разрабатывать программу действий» [4, с.26].
Очевидно, что проблему городской бедности нельзя рассматривать в отрыве от рассмотрения вопросов о том, как на практике проявляется и переживается бедность жителями городов, почему они считают себя или других бедными, что для них самих означает их собственная бедность и т. п.
Привлечённая нами в качестве основания работа Н. Е. Тихоновой, как раз и интересна тем, что в данной работе осуществлена попытка увидеть и описать бедность самими респондентами.
Из всего многообразия вопросов и теоретико-методологических выкладок, представленных в данной работе, мы остановим своё внимание на рассмотрении трёх уровней бедности, что позволит нам дать панорамное описание данного феномена.
Итак. Качественное наполнение различных ступеней депривации (метод И. М. Давыдовой) выглядит следующим образом:
I степень депривации - ступень, характеризующая близкие к средним жизненные стандарты и не означающая существенных отклонений от общепринятого в российском обществе образа жизни.
II степень депривации — ступень нуждаемости (малообеспеченности), когда нет средств на подарки для близких, газеты, журналы, книги, досуговую активность, включая занятия детей; семья не может позволить себе приобрести необходимую бытовую технику, сделать ремонт, посетить далеко живущих родственников, отказывается от платных услуг, в том числе - от необходимых медицинских.
III степень депривации - ступень острой нуждаемости (собственно бедности), когда взрослые члены семьи вынуждены отказываться от обновления одежды и обуви, семье трудно поддерживать жильё в порядке, иметь в достаточном количестве простую повседневную мебель, организовать в случае необходимости соответствующий ритуальный обряд (похороны, поминки), приобрести жизненно важные лекарства, отсутствует возможность приглашения гостей и выхода в гости, если это предполагает дополнительные расходы.
IV степень депривации - ступень нищеты, (когда семья плюс к характерным для III степени депривации лишениям), экономит также на приобретении предметов гигиены, не обновляет одежду и обувь даже для детей по мере их роста [5, с.42-43].
Описанные уровни депривации - от средних жизненных стандартов до нищеты, с позиций качественного подхода являют картину не только материальной недостаточности, но дают, прежде всего, описание образа жизни, когда материальные проблемы нуждающихся семей связаны не с накоплением, а «с объективной невозможностью для данных домохозяйств обеспечить социально приемлемые жизненные стандарты» [3, с. 50-51].
Исходя из нашего небольшого вводного обзора темы бедности в современной России (которая требует к себе самого пристального внимания), можно прийти к выводу, который в своё время предельно ясно сформулировал Аристотель: «Бедность — источник возмущений и преступлений». Точнее не скажешь.
Литература
1. Большой толковый социологический словарь. В 2 т. / Сост. Джерри Д., Джерри Дж. Пер. с англ. Т. 1. - М.: Вече: ACT, 1999.
2. Социальная работа: Словарь-справочник / под ред. В. И. Филоненко -М.: Контур, 1998.-480 с.
3. Тихонова Н. Е. Феномен городской бедности в современной России. - М.: Летний сад, 2003 — 408 с.
4. ПанфиловаТ. В. Умом понять Россию // Философия и общество. -2008, № 1.-С. 26-39.
5. Цит. по: Давыдова Н. М. Депривационный подход в оценках бедности // Тихонова Н. Е. Феномен городской бедности в современной России. - М.: Летний сад, 2003 - 408 с.
Мушич-Громыко А. В. Городская бедность в современной России как особый фактор повседневной российской жизни // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 232 с. С. 126 - 129.
- Просмотров: 2126
- Версия для печати