Интересно: Учебный процесс в ВУЗе в свете новой программы по физической культуре
Опубликовал admin, 15 декабря 2014
М. М. Щептев, С. И. Лазебный, М. А. Родинченко, Т. А. Петухова
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, г. Пенза, Россия
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, г. Пенза, Россия
Основной акцент в учебной работе по физическому воспитанию в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства ставится на приобщение студентов к здоровому образу жизни.
В связи с этим главное внимание преподавателей кафедры физвоспитания направлено на то, чтобы выработать у каждого студента естественную потребность самостоятельно заботиться о своем физическом состоянии, поддерживать организм в хорошей физической форме, вооружать его знаниями и умениями в области гигиены, физической культуры с тем, чтобы сформировать у студентов потребность в здоровом образе жизни (ЗОЖ). Который основан на нравственных и культурных нормах и ценностях образа жизни, характеризующемся укреплением здоровья. Основными элементами его для студентов, в частности, выступают: мотивация и культура учебного труда, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправление и самоорганизация, сексуальное поведение, организация режимов питания, сна, пребывания на воздухе, индивидуально целесообразного режима двигательной активности; выполнение санитарно-гигиенических требований, закаливающих процедур; преодоление вредных привычек содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность. Мы рассматриваем сегодняшнего студента как будущего руководителя производства, от которого будет зависеть стратегия оздоровления на производстве, так как руководитель должен стать основным проводником ЗОЖ для подчиненных.
Во время кризиса вас ожидает чрезвычайно интересная, сложная, жестокая, а иногда и беспощадная жизнь. Мы живем в реальном мире, насыщенном стрессовыми воздействиями, ухудшающейся экологической обстановкой, неблагоприятными условиями труда, социально- бытовыми, психоэмоциональными воздействиями. Растет число больных, алкоголиков, наркоманов, умственно неполноценных детей, нет эффективной программы борьбы с курением. Растет число неврозов, болезней сердца. Средняя продолжительность жизни российских граждан на 10 - 15 лет меньше, чем в высокоразвитых странах.
Только от несчастных случаев, отравлений, травм в нашей стране погибает около полумиллиона человек. По статистическим данным коэффициент здоровья в России составляет 20 %. Это означает, что из 10 жителей страны только 2 могут быть признаны полностью здоровыми. Только в течение 1994 года рождаемость в стране снизилась в среднем на 14 %, а смертность увеличилась на 20 %, на 21,5 % возросло количество больных злокачественными опухолями, на 23,5 % - количество сердечнососудистых заболеваний, и на 19,8 % - количество заболеваний органов пищеварения.
Только 30 % детей при поступлении в школу оказываются практически здоровы, а к восьмому классу этот показатель снижается до 6 %.
Проблема здоровья нации становится элементом национальной безопасности России, ибо здоровье нации - это мощь государства.
Необходима разработка и реализация специальной национальной программы сбережения народа. Одним из важнейших элементов этой программы должно стать воспитание в человеке физической культуры.
Только физическая культура может остановить физическую деградацию народа и обусловить достойное качество жизни россиян.
В уставе Всемирной организации здравоохранения есть замечательное определение понятия «здоровье». Это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Новая учебная программа по физической культуре для вузов предлагает разработку теоретического и практического раздела, который разъясняет студентам роль физических упражнений в режиме дня, раскрывая проблемы ЗОЖ, анатомические, физиологические, функциональные и биохимические процессы жизнедеятельности и изменения, происходящие в них, при занятиях физическими упражнениями, освещает вопросы профилактической значимости двигательной активности по предупреждению разного рода заболеваний и другие вопросы.
В 1 - 4 семестрах на всех факультетах вуза читаются лекции и по темам проведены методические и практические занятия. В программу вуза введены технологические карты для обучения студентов. На кафедре накоплен определенный опыт организации и проведения методико-практических занятий. Но не всегда эти методические занятия проводятся на должном уровне из-за отсутствия условий. Это прежде всего увеличение количества студентов, закрепленных за преподавателем. Вместо положенных по программе 12 - 15 человек студентов в специальной медицинской группе 20- 30 человек. С таким количеством занимающихся трудно проводить не только методические, но и практические занятия. Индивидуальный подход к студентам не всегда получается из-за разновидности заболеваний, хотя преподаватель дает комплекс специальных упражнений для самостоятельных занятий; ведь
подобной формы проведения занятий в предыдущих программах не было. На кафедре разработаны учебные программы для студентов специального медицинского отделения, временно освобожденных и группы ЛФК. В настоящее время эту работу некоторые преподаватели воспринимают несерьезно. Предлагаемая программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации, Ассоциацией строительных вузов.
Наш опыт работы показывает, что в оптимизации учебно-воспитательной работы важное значение имеет оздоровительная направленность учебных занятий. При этом должны учитываться индивидуальные особенности студента, его пол, возраст, состояние здоровья. В результате этой работы можно сделать выводы:
1. Внедрение комплекса специальных упражнений в условиях вуза способствует улучшению состояния здоровья студента для перехода в подготовительную и основную группу.
2. На достаточно высоком уровне оказалось как здоровье, так и успеваемость студентов.
Литература
1. Физическая культура: учебное пособие. / под ред. В. А. Коваленко. М., 2000. с. 3, 42.
2. Всероссийская научно-практическая конференция «Культура физическая, здоровье, профессиональная работоспособность». Тезисы докладов 13-16 мая 1998 г. Кисловодск, 1998. — 122с.
Щептев М. М., Лазебный С. И., Родинченко М. А., Петухова Т. А. Учебный процесс в ВУЗе в свете новой программы по физической культуре // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: сборник статей VII Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2009. - 232 с. С. 209 - 211.
- Просмотров: 2504
- Версия для печати