Новости: Стратегия и роль Ирана в Закавказье
Опубликовал admin, 12 сентября 2007
На протяжении июля-августа с подачи США во всём мире возобновились «свидетельства» и «утечки информации» о том, что вот-вот начнётся ирано-американская война. В первую очередь эти утверждения были подхвачены в СМИ Турции и, например, Азербайджана. А как интересно комментировали ситуацию в «топливно-энергетической войне», в развязывании которой Запад огульно обвинял на протяжении всего лета Россию!
Естественно, что противостояние в топливно-энергетическом секторе выходит за рамки Закавказья, да и Кавказа в целом. Невооружённым глазом видно, что в этой борьбе игнорировать факторы Ирана и Средней Азии по меньшей мере недальновидно. А значит, и Прикаспийского региона со всеми его нюансами. И вот тут-то и начинается самое главное недоумение, которое не проходит даже после того, как беспристрастный наблюдатель просто изучит в хронологическом порядке все последние предложения и инициативы противоборствующих сторон.
Возьмём сохраняющий конфронтационность с Азербайджаном в вопросах принадлежности нефтяных и газовых месторождений на Каспии Туркменистан. За восемь месяцев текущего года президент Гурбангулы Бердымухамедов принял у себя президентов всех соседних государств, в том числе и Ирана, а также представителей США и Евросоюза. Сам побывал с визитами в России, Китае, Казахстане, Иране, ОАЭ. В этом месяце его ждут на сессии Генассамблеи ООН, в ноябре - в штаб-квартирах ЕС и НАТО. Последние заявления Бердымухамедова об амнистии и помиловании ранее осужденных по политическим и религиозным мотивам приветствовал председатель Комиссии США по вопросам свободы вероисповедания в странах мира Майкл Кромарти. А на одном из заседаний кабинета министров было сказано о «возрождении Туркменистана» и необходимости иностранных инвестиций.
Только по неофициальным данным, для обновления нефтегазовой отрасли Туркменистана сейчас требуется до 25 млрд. долларов. В принципе, надежды на получение хотя бы части этих денег от США небеспочвенны, если вспомнить недавнее заявление помощника американского госсекретаря Дэниела Сэлливана, сделанное как раз в Ашхабаде: Вашингтон заинтересован в развитии конструктивных отношений с Туркменистаном в области экономики, особенно в вопросах торговли и инвестиций. Казалось бы, предложение России о прокладке Прикаспийского газопровода, где интересы Туркменистана учтены самым надлежащим образом, - перспектива куда лучше элементарных «вливаний» финансов со стороны США (тем более что американцы ничего «за так» ещё никому не дали). Да и Бердымухамедов с нескрываемым удовольствием отнёсся к возможности посредством трубопроводных коммуникаций Казахстана и России напрямую выйти на европейский рынок газа. Однако США, в противовес российскому, выдвинули два альтернативных проекта газопроводов: Трансафганского (на Афганистан-Пакистан-Индию) и Транскаспийского (через Каспий на Азербайджан-Грузию-Турцию). И хотя Г. Бердымухамедов утверждал ещё весной, что его страну полностью устраивает Прикаспийский проект, уже появились обоснованные опасения, что туркменский лидер вознамерился отойти от договорённостей с Россией.
То же самое можно сказать и о неоднозначной позиции властей Казахстана, хотя в этом смысле нюансов намного больше. Есть «угрозы» и на других направлениях.
В начале августа Греция, которая в марте подписала с Россией и Болгарией специальный документ о строительстве нефтепровода Новороссийск-Бургас-Александруполис (НБА), официально пригласила Азербайджан участвовать в транзитной транспортировке газа с Каспия в страны ЕС, в том числе и по морскому дну. Речь, судя по всему, шла не только о дне Средиземного моря, как о том сообщали источники из Афин и Баку. Эксперты в России и в кавказских странах сразу заговорили о том, что в греческом предложении «закулисно» имелось в виду и налаживание азербайджано-туркменских отношений, что могло бы открыть дорогу для транспортировки среднеазиатского газа по дну Каспия в Азербайджан. Ну а из Азербайджана - уже в Турцию и далее в Грецию... Но даже поверхностного взгляда на географическую карту достаточно, чтобы понять: в Грецию тот или иной газ с постсоветского пространства через Турцию гораздо легче и дешевле «тянуть» по дну Чёрного моря, но никак не Средиземного. Соответственно, данное предложение Греции, сделанное властям Азербайджана, преследовало цель лишь замаскировать истинные цели и истинного «заказчика» привязки Балканского полуострова к Азербайджану, а также создать впечатление многовариантности альтернативных путей поставкам российского газа в Европу.
Но в Баку, судя по публикациям в прессе, совершенно серьёзно восприняли «греко-американскую игру». Источники в правительстве Азербайджана в начале августа подтверждали, что ещё до конца 2007 г. инициатива Греции будет оформлена в виде соответствующего межправительственного соглашения. И добавляли, что, мол, уже в сентябре должна начаться прокачка газа с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» в Турцию для дальнейшего реэкспорта в Грецию.
Стремление Г. Бердымухамедова и других «понравиться» Западу вполне вписывается в те мероприятия, которые предпринимались на протяжении всего лета. Ещё в начале августа глава департамента международных проектов турецкой компании «Боташ» Эмре Энгур заявлял, что переговоры с казахстанской стороной по подключению Астаны к проекту строительства Транскаспийского газопровода уже начались, хотя конкретных результатов пока нет. На этом фоне появилось полуофициальное сообщение из МИД Турции о том, что Анкара предложила соединить азербайджанский «Шах-Дениз» с туркменским месторождением «Блок-1» для создания первого звена планируемого газопровода. Итак, ведя по сути типично антироссийскую возню за спиной у Москвы, авторы, идейные вдохновители, разработчики и исполнители всяких «Nabucco», Баку-Тбилиси-Эрзурум и «транскаспиев» прямо или косвенно признавали и признают, что вся конструкция «проектируемой» на Кавказе топливно- энергетической антироссийской цепочки-схемы зиждется именно на тех «ожиданиях» от Туркменистана и его нового президента, о которых мы говорили выше.
Однако следует обратить внимание вот на что. Очередные попытки «обойти» Россию в регионе при планировании энергетических и топливных проектов вынудили активизироваться Иран. В прессе, в том числе и российской, немало писалось об армяно-иранском проекте по строительству двух ГЭС на приграничной реке Аракс по обе стороны армяно-иранской границы. Этот проект уже практически готов к реализации. А в конце августа по предложению Ирана был согласован и ирано-азербайджанский проект строительства двух ГЭС на Араксе. Финансирование будет паритетным - Ордубадскую ГЭС в Нахичеванской автономии будет возводить Азербайджан, а Мазрейскую ГЭС по другую сторону границы - сам Иран. Если учесть, что в начале лета Тегеран предложил инвестировать в экономики Грузии и Армении по 1 млрд. долларов и построить (с участием России) нефтеперерабатывающий завод в Армении, а также начал прокладку второй очереди стратегического газопровода Иран-Армения, то выйдет весьма интересная картина.
Сейчас практически во всех закавказских странах эксперты единодушны: этими мерами Иран стремится прочертить конкуренцию в регионе. Но, на наш взгляд, отнюдь не с Россией, как склонны считать в Грузии и Азербайджане. А именно с США, с Западом. Возможно - и с Турцией.
Даже в Тбилиси по этому поводу звучат трезвые голоса. Так, глава грузинского Центра развития и сотрудничества Пата Закареишвили считает, что Тегеран начал играть на повышение своих «и без того не слабых позиций в регионе». Иран использует свой потенциал, чтобы стать сверхвлиятельным, а параллельно пытается через соседей изменить ситуацию вокруг себя. Для достижения целей у Тегерана вполне устойчивый баланс - в отличие, например, от России, которая при практическом владении значительной долей экономики, в особенности энергосферы Армении, при явственном присутствии в энергосфере Грузии, тем не менее сейчас имеет серьёзные проблемы с официальным Тбилиси и «постепенно накапливает их в Азербайджане».
Данное мнение, конечно, небесспорно. Но его дополняет точка зрения российского эксперта Алексея Малашенко о том, что «в интересном положении оказывается Россия, поддерживающая Иран по многим вопросам и при этом имеющая сильного конкурента в этом регионе». Из дальнейших слов российского эксперта становится понятным, что под конкурентом он имеет в виду не Иран.
При этом А. Малашенко считает, что «для подтверждения лидерских амбиций в регионе Ирану предстоит занять более внятную позицию по Нагорному Карабаху». В принципе, этот тезис в полной мере относится и к России, и к Западу. И к грузино-российским противоречиям на Кавказе.
Уничтоженные на днях в Карачаево-Черкесии вооружённые бандиты одного из «джамаатов» незаконно пересекли именно грузино-российскую границу, что привело к очередному «обмену ударами» между Москвой и Тбилиси на уровне МИД двух стран. Такая ситуация не просто опасна. Она чревата новыми дестабилизационными процессами в регионе, которые, в том числе, отразятся и на программах экономического сотрудничества. То есть затронет уже интересы и Ирана, и сверхдержав.
Какова же ближайшая перспектива? Министр энергетики Армении А. Мовсисян считает, что «Армения технически способна получать газ из Ирана по газопроводу Иран-Армения, однако пока не испытывает необходимости в импорте иранского газа». Этой фразой он прокомментировал недавнее заявление директора по вопросам менеджмента иранской национальной компании «Газэкспорт» Настролы Сенфи о начале поставок иранского газа в Армению с 22 сентября. Но если обострение российско-грузинских отношений достигнет своего апогея и, не дай бог, приведёт к активному вмешательству в дела региона США и ЕС, а то и НАТО, то «политические акции» Тегерана в Закавказье резко возрастут. И не только за счёт энергетических проектов с Арменией.
Попытки «обложить» Россию в Средней Азии и в Прикаспиской регионе, как и возможное углубление конфронтации Запада с Москвой на почве обострения российско-грузинских отношений, резко ухудшат не только позиции РФ в Закавказье. Одновременно значительно осложнится положение как Армении, так и Азербайджана с Грузией. В этой ситуации США (и, допустим, Турция) не только не смогут, но и просто не успеют «занять нишу» России в регионе. Потому что будет «стоять наготове» именно Иран, заблаговременно подготовивший почву для того, чтобы «мягко» сменить Россию и в то же время продолжить конкуренцию с Западом в Закавказье.
Данная версия, если она хоть наполовину близка к достоверности, говорит еще об одном. Даже если Западу во время президентских выборов 2008 года во всех трёх закавказских государствах удастся насадить режимы своих ставленников, то и прозападные власти Грузии, Армении и Азербайджана вряд ли будут в состоянии игнорировать факторы и России, и Ирана одновременно. Конец влияния Запада, таким образом, в регионе неизбежен.
Но сколько ещё крови и нервов должны будут потерять народы Кавказа, прежде чем избавятся от «назойливой помощи» внерегиональных сил?
Сергей ШАКАРЯНЦ sknews.ru
Естественно, что противостояние в топливно-энергетическом секторе выходит за рамки Закавказья, да и Кавказа в целом. Невооружённым глазом видно, что в этой борьбе игнорировать факторы Ирана и Средней Азии по меньшей мере недальновидно. А значит, и Прикаспийского региона со всеми его нюансами. И вот тут-то и начинается самое главное недоумение, которое не проходит даже после того, как беспристрастный наблюдатель просто изучит в хронологическом порядке все последние предложения и инициативы противоборствующих сторон.
Возьмём сохраняющий конфронтационность с Азербайджаном в вопросах принадлежности нефтяных и газовых месторождений на Каспии Туркменистан. За восемь месяцев текущего года президент Гурбангулы Бердымухамедов принял у себя президентов всех соседних государств, в том числе и Ирана, а также представителей США и Евросоюза. Сам побывал с визитами в России, Китае, Казахстане, Иране, ОАЭ. В этом месяце его ждут на сессии Генассамблеи ООН, в ноябре - в штаб-квартирах ЕС и НАТО. Последние заявления Бердымухамедова об амнистии и помиловании ранее осужденных по политическим и религиозным мотивам приветствовал председатель Комиссии США по вопросам свободы вероисповедания в странах мира Майкл Кромарти. А на одном из заседаний кабинета министров было сказано о «возрождении Туркменистана» и необходимости иностранных инвестиций.
Только по неофициальным данным, для обновления нефтегазовой отрасли Туркменистана сейчас требуется до 25 млрд. долларов. В принципе, надежды на получение хотя бы части этих денег от США небеспочвенны, если вспомнить недавнее заявление помощника американского госсекретаря Дэниела Сэлливана, сделанное как раз в Ашхабаде: Вашингтон заинтересован в развитии конструктивных отношений с Туркменистаном в области экономики, особенно в вопросах торговли и инвестиций. Казалось бы, предложение России о прокладке Прикаспийского газопровода, где интересы Туркменистана учтены самым надлежащим образом, - перспектива куда лучше элементарных «вливаний» финансов со стороны США (тем более что американцы ничего «за так» ещё никому не дали). Да и Бердымухамедов с нескрываемым удовольствием отнёсся к возможности посредством трубопроводных коммуникаций Казахстана и России напрямую выйти на европейский рынок газа. Однако США, в противовес российскому, выдвинули два альтернативных проекта газопроводов: Трансафганского (на Афганистан-Пакистан-Индию) и Транскаспийского (через Каспий на Азербайджан-Грузию-Турцию). И хотя Г. Бердымухамедов утверждал ещё весной, что его страну полностью устраивает Прикаспийский проект, уже появились обоснованные опасения, что туркменский лидер вознамерился отойти от договорённостей с Россией.
То же самое можно сказать и о неоднозначной позиции властей Казахстана, хотя в этом смысле нюансов намного больше. Есть «угрозы» и на других направлениях.
В начале августа Греция, которая в марте подписала с Россией и Болгарией специальный документ о строительстве нефтепровода Новороссийск-Бургас-Александруполис (НБА), официально пригласила Азербайджан участвовать в транзитной транспортировке газа с Каспия в страны ЕС, в том числе и по морскому дну. Речь, судя по всему, шла не только о дне Средиземного моря, как о том сообщали источники из Афин и Баку. Эксперты в России и в кавказских странах сразу заговорили о том, что в греческом предложении «закулисно» имелось в виду и налаживание азербайджано-туркменских отношений, что могло бы открыть дорогу для транспортировки среднеазиатского газа по дну Каспия в Азербайджан. Ну а из Азербайджана - уже в Турцию и далее в Грецию... Но даже поверхностного взгляда на географическую карту достаточно, чтобы понять: в Грецию тот или иной газ с постсоветского пространства через Турцию гораздо легче и дешевле «тянуть» по дну Чёрного моря, но никак не Средиземного. Соответственно, данное предложение Греции, сделанное властям Азербайджана, преследовало цель лишь замаскировать истинные цели и истинного «заказчика» привязки Балканского полуострова к Азербайджану, а также создать впечатление многовариантности альтернативных путей поставкам российского газа в Европу.
Но в Баку, судя по публикациям в прессе, совершенно серьёзно восприняли «греко-американскую игру». Источники в правительстве Азербайджана в начале августа подтверждали, что ещё до конца 2007 г. инициатива Греции будет оформлена в виде соответствующего межправительственного соглашения. И добавляли, что, мол, уже в сентябре должна начаться прокачка газа с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» в Турцию для дальнейшего реэкспорта в Грецию.
Стремление Г. Бердымухамедова и других «понравиться» Западу вполне вписывается в те мероприятия, которые предпринимались на протяжении всего лета. Ещё в начале августа глава департамента международных проектов турецкой компании «Боташ» Эмре Энгур заявлял, что переговоры с казахстанской стороной по подключению Астаны к проекту строительства Транскаспийского газопровода уже начались, хотя конкретных результатов пока нет. На этом фоне появилось полуофициальное сообщение из МИД Турции о том, что Анкара предложила соединить азербайджанский «Шах-Дениз» с туркменским месторождением «Блок-1» для создания первого звена планируемого газопровода. Итак, ведя по сути типично антироссийскую возню за спиной у Москвы, авторы, идейные вдохновители, разработчики и исполнители всяких «Nabucco», Баку-Тбилиси-Эрзурум и «транскаспиев» прямо или косвенно признавали и признают, что вся конструкция «проектируемой» на Кавказе топливно- энергетической антироссийской цепочки-схемы зиждется именно на тех «ожиданиях» от Туркменистана и его нового президента, о которых мы говорили выше.
Однако следует обратить внимание вот на что. Очередные попытки «обойти» Россию в регионе при планировании энергетических и топливных проектов вынудили активизироваться Иран. В прессе, в том числе и российской, немало писалось об армяно-иранском проекте по строительству двух ГЭС на приграничной реке Аракс по обе стороны армяно-иранской границы. Этот проект уже практически готов к реализации. А в конце августа по предложению Ирана был согласован и ирано-азербайджанский проект строительства двух ГЭС на Араксе. Финансирование будет паритетным - Ордубадскую ГЭС в Нахичеванской автономии будет возводить Азербайджан, а Мазрейскую ГЭС по другую сторону границы - сам Иран. Если учесть, что в начале лета Тегеран предложил инвестировать в экономики Грузии и Армении по 1 млрд. долларов и построить (с участием России) нефтеперерабатывающий завод в Армении, а также начал прокладку второй очереди стратегического газопровода Иран-Армения, то выйдет весьма интересная картина.
Сейчас практически во всех закавказских странах эксперты единодушны: этими мерами Иран стремится прочертить конкуренцию в регионе. Но, на наш взгляд, отнюдь не с Россией, как склонны считать в Грузии и Азербайджане. А именно с США, с Западом. Возможно - и с Турцией.
Даже в Тбилиси по этому поводу звучат трезвые голоса. Так, глава грузинского Центра развития и сотрудничества Пата Закареишвили считает, что Тегеран начал играть на повышение своих «и без того не слабых позиций в регионе». Иран использует свой потенциал, чтобы стать сверхвлиятельным, а параллельно пытается через соседей изменить ситуацию вокруг себя. Для достижения целей у Тегерана вполне устойчивый баланс - в отличие, например, от России, которая при практическом владении значительной долей экономики, в особенности энергосферы Армении, при явственном присутствии в энергосфере Грузии, тем не менее сейчас имеет серьёзные проблемы с официальным Тбилиси и «постепенно накапливает их в Азербайджане».
Данное мнение, конечно, небесспорно. Но его дополняет точка зрения российского эксперта Алексея Малашенко о том, что «в интересном положении оказывается Россия, поддерживающая Иран по многим вопросам и при этом имеющая сильного конкурента в этом регионе». Из дальнейших слов российского эксперта становится понятным, что под конкурентом он имеет в виду не Иран.
При этом А. Малашенко считает, что «для подтверждения лидерских амбиций в регионе Ирану предстоит занять более внятную позицию по Нагорному Карабаху». В принципе, этот тезис в полной мере относится и к России, и к Западу. И к грузино-российским противоречиям на Кавказе.
Уничтоженные на днях в Карачаево-Черкесии вооружённые бандиты одного из «джамаатов» незаконно пересекли именно грузино-российскую границу, что привело к очередному «обмену ударами» между Москвой и Тбилиси на уровне МИД двух стран. Такая ситуация не просто опасна. Она чревата новыми дестабилизационными процессами в регионе, которые, в том числе, отразятся и на программах экономического сотрудничества. То есть затронет уже интересы и Ирана, и сверхдержав.
Какова же ближайшая перспектива? Министр энергетики Армении А. Мовсисян считает, что «Армения технически способна получать газ из Ирана по газопроводу Иран-Армения, однако пока не испытывает необходимости в импорте иранского газа». Этой фразой он прокомментировал недавнее заявление директора по вопросам менеджмента иранской национальной компании «Газэкспорт» Настролы Сенфи о начале поставок иранского газа в Армению с 22 сентября. Но если обострение российско-грузинских отношений достигнет своего апогея и, не дай бог, приведёт к активному вмешательству в дела региона США и ЕС, а то и НАТО, то «политические акции» Тегерана в Закавказье резко возрастут. И не только за счёт энергетических проектов с Арменией.
Попытки «обложить» Россию в Средней Азии и в Прикаспиской регионе, как и возможное углубление конфронтации Запада с Москвой на почве обострения российско-грузинских отношений, резко ухудшат не только позиции РФ в Закавказье. Одновременно значительно осложнится положение как Армении, так и Азербайджана с Грузией. В этой ситуации США (и, допустим, Турция) не только не смогут, но и просто не успеют «занять нишу» России в регионе. Потому что будет «стоять наготове» именно Иран, заблаговременно подготовивший почву для того, чтобы «мягко» сменить Россию и в то же время продолжить конкуренцию с Западом в Закавказье.
Данная версия, если она хоть наполовину близка к достоверности, говорит еще об одном. Даже если Западу во время президентских выборов 2008 года во всех трёх закавказских государствах удастся насадить режимы своих ставленников, то и прозападные власти Грузии, Армении и Азербайджана вряд ли будут в состоянии игнорировать факторы и России, и Ирана одновременно. Конец влияния Запада, таким образом, в регионе неизбежен.
Но сколько ещё крови и нервов должны будут потерять народы Кавказа, прежде чем избавятся от «назойливой помощи» внерегиональных сил?
Сергей ШАКАРЯНЦ sknews.ru
- Просмотров: 3129
- Версия для печати