Новости » Азербайджан: Север нацелен на Юг
Опубликовал Gabaraty, 19 декабря 2007
На минувшей неделе в ходе очередного заседания российско-азербайджанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, состоявшегося в Москве, было принято решение об ускорении реализации работ в рамках проекта «Север-Юг».
Меморандум о создании совместного АО по строительству и эксплуатации железной дороги Казвин-Решт-Энзели-Астара - участка дороги, который обеспечивает прямой выход России на Персидский залив - Москва, Баку и Тегеран подписали еще три года назад. Для реализации планов требовалось, в общем-то, немногое. В Азербайджане уже давно функционирует 511-километровый участок железнодорожной магистрали Ялама-Астара, выходящий на Северокавказский участок Российской железной дороги. Причем большая часть азербайджанского отрезка магистрали электрифицирована и оснащена оптоволоконными линиями связи. На азербайджанской территории необходимо лишь проложить рельсы на участке длиной в 8,5 км до пограничной станции Астара (Азербайджан), провести линии электропередач и кабели телекоммуникаций, построить станцию с системами смены колесных пар, а также возвести пограничный железнодорожный мост длиной 100 метров. Вся эта работа потребует порядка $20 млн.
Гораздо больший объем работ предстоит иранской стороне: строительство 350-километрового железнодорожного участка Казвин-Решт-Астара, на что потребуется около $600 млн. Согласно информации из официальных иранских источников, Иран ранее уже произвел отсыпку грунта для колеи этой линии. Однако начало стройки задерживалось в связи с проволочками с созданием консорциума, хотя его потенциальные участники неоднократно подтверждали свое намерение интенсифицировать процесс реализации проекта. «Российские железные дороги не потеряли интереса к развитию коридора Север-Юг через Азербайджан и Иран до Персидского залива», - заявил недавно президент РЖД Владимир Якунин.
У этого интереса экономически обоснованная подоплека: доставка транзитных грузов из Европы и западных областей России в Иран по этому маршруту, согласно расчетам экспертов, обойдется на 10-15% дешевле и даст преимущество во времени на 20 дней по сравнению с Суэцким каналом. И вот теперь обозначены практические мероприятия, которые, как полагают наблюдатели, неизбежно дадут толчок и завершению переговоров по созданию консорциума. После заседания сопредседатели межправительственной комиссии - руководитель аппарата правительства РФ Сергей Нарышкин и первый вице-премьер Азербайджана Ягуб Эюбов подписали итоговый протокол, в котором, в частности, поручается профильным ведомствам двух стран решить комплекс вопросов, связанных с совместным использованием и реконструкцией автомобильного моста через пограничную реку Самур - важный участок транспортного коридора Север-Юг.
Понятно, что на заседании комиссии были рассмотрены и другие аспекты двустороннего сотрудничества. Так, было принято решение, что одно из зданий Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) будет использовано для размещения экспозиций Азербайджана, обсуждены вопросы взаимодействия МЧС двух стран, укрепления связей в гуманитарной сфере. В целом, как отметил С. Нарышкин, чрезвычайно важный показатель расширения партнерских отношений между двумя странами - сохранение на прежнем уровне, несмотря на прекращение поставок российского газа в Азербайджан, взаимного товарооборота. Более того, наблюдается улучшение структуры взаимной торговли, а также рост объема инвестиций в экономику Азербайджана, в том числе и «в отрасли, ориентированные на создание продукции с более высокой степенью добавленной стоимости». Столь же высоко оценил итоги состоявшейся встречи и азербайджанский сопредседатель комиссии, особо подчеркнув, что в ходе заседания достигнут консенсус по всем вопросам, и даже тем, которые до сих пор не находили своего решения.
Примечательно, что практически в эти же дни в Астане проходило 6-е заседание межправительственной комиссии (МПК) государств-участников проекта TRACECA - транспортного коридора «Запад-Восток», успешно функционирующего уже десять лет. Выступая на заседании, другой азербайджанский вице-премьер - Абид Шарифов говорил о значительном увеличении грузоперевозок по этому маршруту.
В свое время, открывая этот современный Шелковый путь, инициатор его возрождения, покойный президент Гейдар Алиев отмечал, что именно транспортные артерии, соединяющие страны и континенты, станут основой все более глобализирующегося мира. Удачное географическое расположение Азербайджана позволяет ему оказаться на перекрестке этих пересекающихся дорог, став точкой соприкосновения экономических, а значит, политических интересов разных государств. И совсем не обязательно, чтобы они приходили в противоречие. Во всяком случае, история дает человечеству такой шанс. И грех был бы им не воспользоваться.
Меморандум о создании совместного АО по строительству и эксплуатации железной дороги Казвин-Решт-Энзели-Астара - участка дороги, который обеспечивает прямой выход России на Персидский залив - Москва, Баку и Тегеран подписали еще три года назад. Для реализации планов требовалось, в общем-то, немногое. В Азербайджане уже давно функционирует 511-километровый участок железнодорожной магистрали Ялама-Астара, выходящий на Северокавказский участок Российской железной дороги. Причем большая часть азербайджанского отрезка магистрали электрифицирована и оснащена оптоволоконными линиями связи. На азербайджанской территории необходимо лишь проложить рельсы на участке длиной в 8,5 км до пограничной станции Астара (Азербайджан), провести линии электропередач и кабели телекоммуникаций, построить станцию с системами смены колесных пар, а также возвести пограничный железнодорожный мост длиной 100 метров. Вся эта работа потребует порядка $20 млн.
Гораздо больший объем работ предстоит иранской стороне: строительство 350-километрового железнодорожного участка Казвин-Решт-Астара, на что потребуется около $600 млн. Согласно информации из официальных иранских источников, Иран ранее уже произвел отсыпку грунта для колеи этой линии. Однако начало стройки задерживалось в связи с проволочками с созданием консорциума, хотя его потенциальные участники неоднократно подтверждали свое намерение интенсифицировать процесс реализации проекта. «Российские железные дороги не потеряли интереса к развитию коридора Север-Юг через Азербайджан и Иран до Персидского залива», - заявил недавно президент РЖД Владимир Якунин.
У этого интереса экономически обоснованная подоплека: доставка транзитных грузов из Европы и западных областей России в Иран по этому маршруту, согласно расчетам экспертов, обойдется на 10-15% дешевле и даст преимущество во времени на 20 дней по сравнению с Суэцким каналом. И вот теперь обозначены практические мероприятия, которые, как полагают наблюдатели, неизбежно дадут толчок и завершению переговоров по созданию консорциума. После заседания сопредседатели межправительственной комиссии - руководитель аппарата правительства РФ Сергей Нарышкин и первый вице-премьер Азербайджана Ягуб Эюбов подписали итоговый протокол, в котором, в частности, поручается профильным ведомствам двух стран решить комплекс вопросов, связанных с совместным использованием и реконструкцией автомобильного моста через пограничную реку Самур - важный участок транспортного коридора Север-Юг.
Понятно, что на заседании комиссии были рассмотрены и другие аспекты двустороннего сотрудничества. Так, было принято решение, что одно из зданий Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) будет использовано для размещения экспозиций Азербайджана, обсуждены вопросы взаимодействия МЧС двух стран, укрепления связей в гуманитарной сфере. В целом, как отметил С. Нарышкин, чрезвычайно важный показатель расширения партнерских отношений между двумя странами - сохранение на прежнем уровне, несмотря на прекращение поставок российского газа в Азербайджан, взаимного товарооборота. Более того, наблюдается улучшение структуры взаимной торговли, а также рост объема инвестиций в экономику Азербайджана, в том числе и «в отрасли, ориентированные на создание продукции с более высокой степенью добавленной стоимости». Столь же высоко оценил итоги состоявшейся встречи и азербайджанский сопредседатель комиссии, особо подчеркнув, что в ходе заседания достигнут консенсус по всем вопросам, и даже тем, которые до сих пор не находили своего решения.
Примечательно, что практически в эти же дни в Астане проходило 6-е заседание межправительственной комиссии (МПК) государств-участников проекта TRACECA - транспортного коридора «Запад-Восток», успешно функционирующего уже десять лет. Выступая на заседании, другой азербайджанский вице-премьер - Абид Шарифов говорил о значительном увеличении грузоперевозок по этому маршруту.
В свое время, открывая этот современный Шелковый путь, инициатор его возрождения, покойный президент Гейдар Алиев отмечал, что именно транспортные артерии, соединяющие страны и континенты, станут основой все более глобализирующегося мира. Удачное географическое расположение Азербайджана позволяет ему оказаться на перекрестке этих пересекающихся дорог, став точкой соприкосновения экономических, а значит, политических интересов разных государств. И совсем не обязательно, чтобы они приходили в противоречие. Во всяком случае, история дает человечеству такой шанс. И грех был бы им не воспользоваться.
- Просмотров: 3841
- Версия для печати