Общие Новости: В Ереване и Баку понимают, что проблема не в Иране

Опубликовал admin, 16 июля 2007
И вновь в Закавказье говорят об Иране и перспективах развития ситуации вокруг этой страны. Как всегда, стимулом для возобновления обсуждений и споров, причём порой откровенно досужих, стала очередная реплика из Белого дома. Конечно, госсекретарь США Кондолиза Райс - дама, весьма осведомлённая и претенциозная. А сейчас она себя чувствует «на коне», ибо её «допустили» таки к встрече семейств Бушей (отца и сына) с Президентом России Владимиром Путиным в Кеннебанкпорте (штат Мэн). И ей дали высказаться в её любимом жёстком стиле - по очень многим проблемам, ставшим в последнее время камнем преткновения не просто в российско-американских отношениях, а самыми настоящими пограничными столбами между гуманизмом и воинствующей серостью в мировой политике.
Понятно, что когда К. Райс говорит о том, что США намерены ужесточить систему международных санкций против Ирана и даже «не исключает» военных действий против этой страны, то миру придётся всерьёз воспринять данные угрозы. Но мир - это, так сказать, полбеды. В первую очередь начинают трепетать все непосредственные географические соседи Ирана, и если, к примеру, республикам Средней Азии представляется, что с их территорий американцы явно не посмеют начать нечто антииранское, то, в отличие от среднеазиатов, республикам Закавказья и Турции явно есть что терять в том случае, если США всё же решатся реализовать эту свою последнюю угрозу в адрес Тегерана.
Самым удивительным образом - почти одинаково воспринимают опасность, исходящую от американцев, и в Армении, и в Азербайджане. И, что характерно, в Ереване и Баку, оказывается, осознают, что речь в полном смысле этого слова не об Иране, а о том, что в регионе, и в том числе - на почве различия позиций по ядерной программе Тегерана, нарастает обострение если и не противостояния, то, по крайней мере, конкуренции или соперничества между Россией и США. Например, ещё 30 июня глава постоянной парламентской комиссии по евроинтеграции, член фракции «Процветающая Армения» Авет Адонц заявил, что поляризация и рост напряжённости между Россией и Западом на сегодня представляют значительную угрозу для Армении. «Армения не может себе позволить такую роскошь, как подчёркнуто вести определённый вектор развития, к примеру, западный. Нам необходимо учитывать интересы России и Запада в регионе, при этом максимально сближать эти интересы, а не спекулировать ими, как это делают наши соседи», - заметил А. Адонц. Комментируя вопрос о том, не исчерпала ли себя комплементарность во внешней политике Армении, глава парламентской комиссии отметил, что в настоящее время Армении необходимо развивать многовекторную внешнюю политику. При этом, по мнению Адонца, желательно отсутствие каких-либо подчеркнутых внешнеполитических векторов - «все векторы должны быть равнозначной толщины и длины». При этом, по оценкам парламентария, основными векторами должны стать регион, Россия и Запад, с учётом неоднозначной ситуации в Закавказье: «Я уверен, что если сегодня будет подчёркнут какой-либо из векторов во внешней политике, то с учётом создавшейся ситуации мы можем столкнуться с новыми вызовами, которых можно просто избежать», - заключил А. Адонц.
Только совсем уж недалёким людям могло показаться, что депутат говорил о Западе в целом. Естественно, что он прежде всего имел в виду США, когда публично выражал свою обеспокоенность в связи с возможным обострением отношений между Россией и Западом. И, конечно же, «держал в уме» и ситуацию вокруг Ирана.
Ещё до визита Президента РФ
В. Путина в Штаты было известно, что американская стороны обязательно попытается «переубедить» российского лидера, в том числе и по «иранскому вопросу». И глубокую озабоченность возможным обострением ситуации вокруг Ирана выражали практически все политические круги страны - даже сугубо проамерикански настроенные партии, например, бывшая правящая партия АОД (Армянское общенациональное движение). Что и понятно - никто в Ереване не в состоянии закрывать глаза на то, что при отсутствии прогресса в армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношениях, а также с учётом явной ненадёжности Грузии как регионального соседа, Иран был и остаётся единственным надёжным партнёром и даже где-то союзником Армении.
Помимо этого, готовятся к утверждению многообещающие проекты сотрудничества двух стран в энергетической сфере. Напомним, что сразу после церемонии пуска в строй газопровода Иран-Армения обе стороны объявили и о намерении совместного строительства ГЭС на реке Аракс. Говорилось и о развитии сотрудничества в сферах дорожных и оптико-волоконных коммуникаций. Наконец, как поведал 26 июня премьер-министр страны Серж Саркисян, основной целью строительства второй линии газопровода Иран-Армения является увеличение его пропускной способности. Это не означает, что трубопровод будет автономным и может стать транзитным или предоставить транзитные возможности. «Но, если будут подобные предложения, мы готовы их рассмотреть», - заявил С. Саркисян, добавив, что это связано с многочисленными проблемами, «в первую очередь - финансовыми». Премьер отметил такие проблемные аспекты, как «кто согласится вложить средства» и «какие будут предоставлены гарантии».
Напомним, что газопровод, связывающий Иран с Арменией, имеет в сечении 711 миллиметров, а мощность его составит 1,2 млрд. м3 в год. Отметим, что газопровод подключен к газораспределительной системе компании «АрмРосгазпром», которая на данный момент позволяет импортировать иранский газ в объеме порядка 300-400 млн. м3 газа. С целью повышения объёмов импорта иранского газа в Армению компания приступила к строительству газопровода Каджаран-Арарат (вторая часть газопровода). В общей сложности в трёхлетний проект будет инвестировано 52 млрд. драмов ($148 млн.). После завершения проекта Армения на начальной стадии сможет импортировать 1,1 млрд. м3, а с 2019 года - 2,3 млрд. м3 газа. Договор заключен сроком на 20 лет. За каждый 1 м3 иранского газа Армения должна возвратить 3 кВт электроэнергии.
И описанное заявление главы правительства РА говорит о том, что вопрос всё же обсуждался или даже продолжает обсуждаться на самом высшем уровне между Ереваном и Тегераном. Само собой разумеется, что всем вышеперечисленным планам просто наступит конец, если американцы решатся на силовые акции и даже только на ужесточение международных санкций против Ирана...
Ситуация настолько близка к «сдержанному испугу», что даже власти порой вынуждены обратиться к комментариям вокруг Ирана. Так, 6 июля, выступая перед участниками Летней школы, организованной РИА «Новости» с 1 по 8 июля на базе Российско-армянского (Славянского) государственного университета, замминистра иностранных дел РА Арман Киракосян заявил, что, по его мнению, войны между США и Ираном не будет. «Я уверен, что проблему между этими двумя странами возможно разрешить дипломатическим путём», - сказал он.
А. Киракосян в то же время отметил, что Армения не заинтересована в том, чтобы Иран имел атомную бомбу, и Ереван может выступить против военной атомной программы Ирана, «если таковая есть». «Однако Иран имеет право на реализацию мирной атомной программы», - считает он. По словам А. Киракосяна, если армяно-иранская граница будет закрыта, у Армении останется возможность общения с внешним миром сухопутным путем только через Грузию. Правда, он уточнил, что, учитывая нормальные отношения с последней, и в случае конфликта вокруг Ирана «шансы Армении утеряны не будут». Но тут, на наш взгляд, присутствует несколько чрезмерный оптимизм в оценках...
Примерно так же насторожены и в Азербайджане. Например, при всём разнобое мнений в СМИ и точках зрения политиков и экспертов, в том числе и насчёт будущего российско-американских отношений, и насчёт возможного ответа США на предложения В. Путина по ПРО (в частности, о совместном использовании мощностей и возможностей Габалинской РЛС, арендуемой Москвой у Азербайджана), тем не менее уже и на Апшероне прозвучала мысль о том, что «важно, чтобы в Закавказье США и Россия были партнёрами» (политолог Расим Мусабеков, интервью газете «Эхо»). Военный эксперт и бывший депутат азербайджанского Милли меджлиса Владимир Тимошенко, комментируя ситуацию, не забыл упомянуть и об Иране. Он не видит большой выгоды для Азербайджана в совместной американо-российской эксплуатации Габалинской РЛС. «Необходимо также учитывать, что соседний Иран неодобрительно относится к этому проекту, хотя проявляет понимание», - отмечал военный эксперт. Таким образом, по его словам, для Азербайджана «выгодно, чтобы в Габале ничего не было».
Но наиболее красноречиво выразился политолог Зардушт Ализаде, «копнувший глубже», затронув также проблему создания и «подпитки» блока ГУАМ со стороны Вашингтона. «Что мы наблюдаем? В интересах Запада, и в первую очередь США, создана антироссийская организация ГУАМ. Но Россия прекрасно понимает, что ГУАМ - это способ для президентов стран, входящих в неё, показать свою лояльность США. У ГУАМ нет потенциала, сопоставимого с российским, не случайно каждая из стран организации решает свои проблемы с Москвой в рамках двусторонних отношений. А если кто-то в Госдепе рапортует о больших успехах во внешнеполитической сфере, о создании антироссийского блока и получает прибавку к жалованью или повышение по службе, то и флаг ему в руки», - заявил политолог. Он же резюмировал: «Для нас Россия - это потенциальный рынок, а США упорно направляют нас на путь конфронтации с Москвой. К примеру, наука. Азербайджанским учёным куда проще сотрудничать с российскими коллегами, чем с заокеанскими. Причём, пока азербайджанская наука не регрессировала, контакты между ними были весьма полезными. Или возьмём более двух миллионов наших земляков, которые живут и работают в России. Хотя бы поэтому нам надо поддерживать и развивать тёплые отношения с соседом. Конечно, нам не следует срастаться с Россией, об этом нет и речи, но вести взвешенную экономическую политику с ней просто жизненно необходимо».
Ну а об угрозах в связи с Ираном и возможным нападением на эту страну со стороны США поделился 3 июля директор Международного Центра по борьбе с международным терроризмом и коррупцией, профессор Ровшан Новрузоглу. Ухудшающиеся с каждым днем отношения между США и Ираном продолжают оказывать влияние, причем негативное, на весь регион. Напряженность чувствуется также и на южных рубежах Азербайджана. С одной стороны, США пытаются максимально использовать географическое расположение Азербайджана в конфликте с Ираном, но, с другой, Тегеран тоже не дремлет. По данным его центра, заявил Р. Новрузоглу, в приграничных с Азербайджаном районах Иран создает так называемые «группы отважных», чья мощь нацелена именно на Азербайджан. Новым агитационным призывом Тегерана является: «Будь готов к джихаду», и эти группы изучают объекты на территории Азербайджана, в которых присутствуют интересы США и Израиля.
При этом он отметил, что нападки США, в сущности, носят конъюнктурный характер: по его словам, ещё в 1957 году между Ираном и США было подписано соглашение о мирном использовании ядерной энергии в рамках программы «Атом для мира», открытой после выступления президента США Д. Эйзенхауэра на Генеральной Ассамблее ООН в декабре 1953 года. В обмен на право мониторинга и инспектирования ядерных объектов США предложили Ирану предоставить ядерные установки и оборудование, а также подготовить специалистов соответствующего профиля. В 1967 году с помощью американцев был построен исследовательский реактор мощностью 5 МВт для ядерного научно-исследовательского центра, созданного при физическом факультете Тегеранского университета. Он был запущен в 1968 году и позволял вырабатывать ежегодно до 600 граммов плутония. Обогащенное сырье для этого реактора поступало из Аргентины.
Но сейчас американцы словно бы «забыли» обо всём этом. И это учитывая, что так и осталось невозможным ответить на вопрос, обладает ли Иран ядерным оружием или собирается создавать такое оружие.
Однако это не снимает с повестки дня вопрос о том, какую же позицию должен будет занять Азербайджан в случае американо-иранского конфликта. Ответа на него пока нет, считает профессор Р.Новрузоглу.
Как можно заметить, в Ереване и Баку чётко видят - проблема не в Иране и не в его программе развития атомной энергетики. Проблема - в плоскости взаимоотношений России и США в нашем регионе, в различии подходов Москвы и Вашингтона к Ирану. Но также заметно, что в Армении и Азербайджане просто «тихо» высказывают свои опасения, а также надежды на то, что вооружённого конфликта между США и Ираном всё же не будет и США и Россия останутся в рамках Закавказья партнёрами, а не соперниками. Сами же армянские и азербайджанские власти просто побоятся рискнуть публично выразить своё мнение, если всё же подобный конфликт вспыхнет.
Таким образом, можно предположить, что Ереван и Баку «определятся» в иранском вопросе именно так, как поведёт себя Москва по проблеме «иранского ядерного досье», инициированной американцами. Думается, что если Россия в очередной раз не примет американских ультиматумов по Ирану, в том числе и в рамках Совета Безопасности ООН, то это послужит для Армении и Азербайджана вполне надёжной базой для принятия своих собственных решений.

Похожие новости:

  • Возможная конфронтация между Азербайджаном и Ираном гипотетические сценарии развития
  • Грузия возобновила транзит газа из России в Армению
  • Главы МИД Азербайджана, Армении и Турции решили продолжать переговоры
  • Перед Новым годом ситуация в регионе остается пестрой
  • США не будут замораживать планы по размещению ПРО в Европе
  • Нагнетание ситуации в Закавказье
  • Вопрос российского военного присутствия в Армении является внутренним делом республики - глава МИД
  • Стратегия и роль Ирана в Закавказье
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания