Политология: Некоторые проблемы профсоюзного движения в контексте общественно-политических процессов в современной России

Опубликовал admin, 6 марта 2015
Дудайти А.К.,
докт. ист. наук, проф., Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Комплекс проблем, связанных с российским профсоюзным движением на современном этапе, вряд ли нуждаются в доказательстве их актуальности. Эти проблемы носят весьма сложный, порой противоречивый характер и находятся под влиянием целого ряда факторов, связанных как с внутренним развитием нашей страны, так и факторов внешнего характера, связанных со стратегической линией ведущих стран Запада во главе с США в отношении Российской Федерации – правопреемницы некогда могучего СССР, второго полюса мировой геополитики. Влияние всех этих факторов на общественно-политическое и социально-экономическое развитие Российского государства не является равнозначным, но в конечном счете, именно они определяют его роль и место в мировой политике и международных отношениях.

В последнее время в нашей научной и публицистической литературе появилось немало исследований, посвященных состоянию и перспективам политического и социально-экономического развития современной России, что следует считать явлением положительным. Вместе с тем, создается впечатление, что читающая публика не удовлетворена знакомством с множеством публикаций аналитического характера, посвященных таким вопросам, как проблема ЖКХ, система образования, здравоохранение, культура и т.д. В принципе, это вполне объяснимо: в массе мониторингового материала, в заупокойной статистике, как правило, содержатся порой диаметрально противоположные оценки и выводы относительно процессов, протекающих в указанных сферах жизнедеятельности российского общества. Так, одни эксперты пытаются успокоить нас заявлениями о том, что «защита интересов трудящихся в нашей стране является приоритетной задачей, и здесь многое успешно решается», другие же, наоборот, будучи заинтересованные в подогреве негативных настроений, утверждают, что в этом отношении «дела обстоят очень плохо». Между тем, и те, и другие, в лучшем случае, лукавят: их аналитические раскладки, как правило, весьма далеки от истины, выводы не обоснованы и часто носят идеологически заказной, бравурный характер.

Между тем, за бесконечно продолжающимися дискуссиями на тему «неспособности» нашего государства решить накопившиеся проблемы в социально-экономической сфере мы как-то стали упускать из виду, с какой быстротой растет их актуальность. В данном случае цена этой неспособности выглядит для страны слишком дорогой. Не претендуя на открытие большой тайны, укажем, что на протяжении десяти с лишним лет постперестроечного времени в России проблемы трудового народа не то что не решались – они были доведены до чудовищного состояния. Народ практически был отчужден от левых традиций, традиций борьбы за свои права. В области социально-трудовых отношений общество оказалось деморализованным: советские социальные группы сошли с исторической сцены, и российское общество с катастрофической быстротой продвигалось по пути разложения классов. В 1990-е гг. человек труда в основном занимался ведением подсобного хозяйства, вещевым бартером, поскольку не имел возможности получать нормальную заработную плату. Россия пребывала в состоянии «дикой стадии развития капитализма», когда беспредел олигархического сообщества, прибравшего к рукам природные и другие богатства страны, достиг своей кульминации. Это обстоятельство, наряду с ростом социальной напряженности и одновременно, массированной идеологической атакой из-за рубежа, грозило разрушением российской государственности. К этому, в свою очередь, стремились на Западе, вынашивая планы расчленения нашей страны на отдельные государства (в лучшем случае, регионального уровня) – Европейское, Сибирское и Дальневосточное, со всеми вытекающими катастрофическими последствиями для нее [1].

С начала нынешнего столетия ситуация в России стала постепенно меняться в позитивную сторону: просматривается интеграция в систему капиталистического разделения труда, в стране началось формирование тех групп и классов, которые характерны для капиталистического общества. Но в целом, в России капитализм продолжает оставаться на уровне периферийного. Тем более представляется опасным механический перенос на него западных стереотипов. Использование опыта западного профсоюзного движения должно происходить в строгом соответствии с особенностями и характерными чертами российского общества, учета его исторического прошлого, многонационального и многоконфессионального характера. К тому же и западный капитализм сталкивается с немалыми трудностями, о чем свидетельствовал финансовый кризис, разразившийся в США и охвативший затем практически весь мир. Он сопровождался сокращением производства и переводом его в новые страны с дешевой рабочей силой, использованием аутсорсинга, с которым вынуждены были бороться западные профсоюзы (кстати, и наши профсоюзы тоже). В профсоюзном движении, как на Западе, так и в нашей стране, главная проблема заключалась не в правовом статусе работника (которую вполне можно было решить), а в том, что менялись социальные отношения. Это то главное обстоятельство, которое лежит в основе и современного профсоюзного движения. В условиях, когда общество слабо структурировано, возрастает роль личностей с обостренным классовым сознанием. Именно эти люди способны выражать чаяния представителей наемного труда, не на словах, а на деле организовать защиту социальных интересов трудящихся.

В этом отношении в российском профсоюзном движении имеется свой опыт, хотя и горький, но тем не менее. Речь идет о деятельности партии эсеров (ПСР), в ходе которой имели место грандиозные победы и поражения. В 1917 г., на выборах в Учредительное собрание почти 90% голосующих поддержало левых всех направлений [2, 134-148], но затем от этого успеха ничего не осталось. Какой урок следовало извлечь из этого? Прежде всего, он состоял в необходимости установления тесной связи между социально-экономической и политической борьбой. Урок поражений ПСР заключался в том, что в 20-е гг. не были изжиты в их практической деятельности элементы якобинства (признание диктатуры). В конечном счете, партии, действующие тогда в России, были разгромлены «механизмом катка тоталитаризма» [3].

Тем не менее, принципы кооперации, реально воплощенные в тот период в Советской России, по праву можно считать заслугой эсеров–максималистов. Сопротивление ссыльных и узников (представителей левой оппозиции) в поселениях, лагерях и политизоляторах оставило глубокий след в сознании трудящихся. Наиболее отчетливо это проявилось во время событий в Новочеркасске в 1962 г. Выступление рабочих этого города отличалось более высоким уровнем организованности протеста (хотя и зачаточного), чем в других местах, где работники также в шестидесятые годы стихийно и локально выступали за улучшение условий труда и против социальной несправедливости [4, 329-403].

Таким образом, в нашей стране имеются глубокие традиции в левом, а также правозащитном движении. Кто же они были, «левые»? Это люди с ярко выраженным «левым мироощущением», включающим, прежде всего, нонконформизм, противопоставление себя истеблишменту, стремление к более или менее радикальным переменам в обществе. В этом смысле правозащитники (в подпольных группах 50-60 гг.) были в большинстве своем «левыми», но впоследствии они стали менее популярными в народе. В свою очередь, «легалисты» в основном не принимали левых манифестов, их воззвания совпадали с общими либеральными ценностями. С начала 1990-х гг. правые внесли в это понятие нечто иное, в смысле идеологии. На самом деле в обществе был налицо серьезный идеологический раскол. Но данное явление нельзя было назвать расколом между либералами и социалистами в традиционном смысле слова: это был раскол, исходя из понятия условности, между леволиберальным блоком и диссидентами-националистами. Там в действительности происходила интересная и содержательная внутренняя полемика. И эта разделительная линия вполне отчетливо просматривалась.

Как правило, идентичность рабочего движения определяется его историей, и в этой связи уместно вспомнить известную поговорку: «Те, кто оторвались от своих корней, не способны расти». К примеру, нацистский режим в Германии, просуществовавший 12 лет, так и не истребил корни рабочего движения, в отличие от России и Восточной Европы, где эти корни были искоренены. Только в постсоветский период они восстанавливаются, хотя и медленными темпами. Но в целом, на данном этапе постсоветское общество продолжает оставаться деклассированным. Пока еще рано говорить об организованном рабочем движении в России (хотя есть ростки рабочих организаций, и усиление эксплуатации заставляет искать какие-то новые формы защиты). Марксистское учение дает людям широкий кругозор, это опыт многовекового противостояния работников и капитала. Но люди не будут участвовать в коллективных действиях, если не сформировать их убеждений на демократической основе, понимания, что профессиональные союзы – это их единственная организация.

Из сказанного следует сделать вывод, что современное профсоюзное движение должно исходить из отечественного опыта и не заниматься автоматическим копированием того, что имеет место быть в этом отношении на Западе. Профсоюзные активисты в США и Европе связаны в своей работе с различными политическими партиями и движениями. По большому счету, в менталитете населения западных стран отсутствует четкая грань между профсоюзным и политическим движением. Рабочее движение на Западе трудно назвать монолитным: в основном оно представлено в двух плоскостях: на производстве и в парламентских партиях. На производстве профсоюзы решают задачи по отстаиванию экономических интересов работников, а чтобы эта работа была эффективной, они нацелены на участие через свои партии в парламентских дебатах. Левые политические активисты вполне могут быть также профсоюзными лидерами. Но и на политическом фронте нельзя ничего добиться, если нет поддержки людей с производства. Это тот очевидный факт, с которым следует считаться, независимо от того, нравиться это кому-то, или нет.

В современном российском профсоюзном движении предстоит решить немало проблем, но одна из них представляется особенно актуальной. О чем идет речь? Прежде всего, об организационном укреплении профсоюзных организаций. Задач, требующих решения, здесь много, но мы попытаемся выделить главные из них. Это:

- Необходимость организации системной и целенаправленной работы по усилению мотивации профсоюзного членства;

- Заслушивание профсоюзных руководителей о результатах работы на заседаниях выборных коллегиальных органов для повышения их персональной ответственности за выполнение принимаемых решений, постановлений вышестоящих профсоюзных органов;

- Осуществление постоянного мониторинга за исполнением решений вышестоящих профсоюзных органов;

- Последовательное приведение всей существующей профсоюзной структуры в соответствие с Уставами профсоюзов;

- Перманентное инициирование процессов объединения, укрупнения профсоюзов;

- Реализация программы по практическому укреплению и расширению территориальных организаций профсоюзов;

- Обеспечение предоставления профсоюзам права законодательной инициативы;

- Обязательное участие лидеров профсоюзов в выборах законодательных органов государственной власти, а также представительных органах местного самоуправления.


Источники и литература

1. Бжезинский З. Геостратегия для Евразии. Краткосрочные и долгосрочные цели политики США в этом регионе // Независимая газета. 1997. 24 октября.

2. Анатомия революции. 1917 год в России: массы, партии, власть. СПб.: 1994.

3. Профсоюзы в поисках идентичности: «Мы не жалобщики, мы бойцы // http://www.ikd.ru/node/18716 (дата обращения: 18.04.2013).

4. Подробнее о событиях в Новочеркасске 1-3 июня 1962 г. см.: Козлов В.А. Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти: 1953-1985. М.: Олма-пресс, 2006.


Дудайти А.К. Некоторые проблемы профсоюзного движения в контексте
общественно-политических процессов в современной России // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 5 / Под ред. докт. полит, наук, проф. Б.Г. Койбаева; ФГБУН Сев.-Осет. ин-т гум. и соц. исслед. - Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2013.-225 с.

Похожие новости:

  • Политические процессы в постсоветской России: современные тенденции
  • К вопросу о развитии периодической печати Терской области в годы революции 1917 г. и гражданской войны
  • Основные принципы современной молодежной политики в России
  • Программный аспект партогенеза в исторической ретроспективе
  • Проблемы взаимодействия культур народов России в государственной национальной политики РФ
  • Некоторые аспекты этнополитических процессов на Северном Кавказе
  • Некоторые аспекты турецко-грузинских отношений в последней четверти XX – начале XXI в.
  • К вопросу о стратегии безопасности региона
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания