Авторские статьи: Проблемы и перспективы социально-экономического развития Южного Региона
Опубликовал admin, 12 декабря 2012
А. И. Тетуев
Исследование выполнено при финансовой поддержке РАН в рамках подпрограммы «Проблемы социально-экономического и этнополитическою развития южного макрорегиона» по проекту «Этнополитические процессы на Юге России: проблемы влияния на общественно-политическую жизнь региона».
Важнейшим условием обеспечения стабильности в регионе является развитая и эффективная экономика государства, в том числе и Юга России. Южный федеральный округ занимает 3,4 процента территории России, на его долю приходится 16.1 процента населения страны. Социально-экономические проблемы региона остаются ключевыми, во многом определяющими ход и острот> остальных процессов, поэтому необходимо выявить основные тенденции, а также их влияние на ситуацию в регионе. В числе этих тенденций, несмотря на определенный рост показателя Валового регионального продукта (BPП). за последние годы доля Южного Федерального округа в ВРП России довольна мала. В 2006 г. она составляла 7,2% от ВРП страны. В расчете на душу населения ВРП Южного округа ниже среднего по стране в 2.2 раза и в 4,3 раза ниже, чем в Уральском федеральном округе.
Неравномерность экономического развития в рамках самого Южного округа наглядно проявляется в объемах ВРП на душу населения — здесь разница приближается к шестикратной. Финансовая помощь из федерального бюджета занимает в республиках Северного Кавказа от 50 до 90%[1].
В 2002-2007 гг. решение задач в сфере социально-экономического развития субъектов Южного федерального округа в основном осуществлялось в рамках целевой программы «Юг России». Финансовые затраты на ее реализацию в 2002-2005 гг. составили 71,75 млрд.руб., из них 8,66 млрд. руб. за счет средств федерального бюджета. В рамках реализации программы введено в эксплуатацию 281 объектов и пусковых комплексов.
Но при всех успехах программы «Юг России» она не позволила обеспечить комплексное социально-экономическое развитие Южного федерального округа, сформировать сбалансированную экономику. На территории округа действуют 13 федеральных целевых программ и 14 подпрограмм. Вопросы развития Юга России решаются также за счет внепрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы, Федерального фонда регионального развития, средств ОАО «ЕЭС России», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Газпром» и других источников. В целом обозначилась тенденция оздоровления экономики Южного региона. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций ЮФО в 2008 году показана в таблице №1[2].
Анализ таблицы №1 показывает, что средняя заработная плата в 2008 году по всем субъектам Северного Кавказа была в этот период ниже среднероссийской зарплаты на 31.6 %. В Краснодарском крае этот показатель был наиболее близок к уровню Российской Федерации. Основные показатели. характеризующие уровень жизни населения в 2008 году (в расчете на душу населения, в среднем за месяц, рублей) показаны в таблице №2[3].
Соотношение зарплаты к прожиточному минимуму также во всех северокавказских республиках ниже, чем в среднем по России, как в 2003 г., так и в 2008 году. К наиболее бедным как по средней зарплате, так и по соотношению к прожиточному минимуму, относятся Дагестан. Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Ингушетия. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по субъектам Российской Федерации (в процентах от общей численности населения региона) показаны в таблице №3[4].
1) Данные уточнены по сравнению с ранее опубликованными.
2) Па основании Федерального закона от 24.10.97 г. № 154-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» был осуществлен пересмотр (в сторону повышения) состава потребительской корзины, в соответствии с которой определяется величина прожиточного минимума. Но этой причине в целом по Российской Федерации за 2005 г. и в отдельных субъектах Российской Федерации за 2006 и 2007 гг. отмечается рос т доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем, при использовании сопоставимых данных о величине прожиточного минимума тенденция к сокращению уровня бедности в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации не меняется.
3) В расчетах использованы данные о величине прожиточного минимума, установленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», и ретроспективные оценки величины прожиточного минимума, полученные на основе установленной в субъектах Российской Федерации потребительской корзины (в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») или ее проекта по состоянию на конец 2002 г.
Как видно из таблицы №3, показатель численности населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2007 году в общей численности жителей составляет по данным Госкомстата Российской Федерации: в Калмыкии — 44%, в Ингушетии — 41%, в Адыгее — 29,6%, Кабардино-Балкарии — 18,3%, Карачаево-Черкесии — 18,2 %, Краснодарском крае — 19,6 %, Ставропольском крае — 18,4 %, Ростовской области — 15.7%, Волгоградской области — 12,9%, тогда как по Российской Федерации в среднем на ту же дату — 13,4%. Данные свидетельствуют о том, что во всех регионах Северного Кавказа, кроме Волгоградской области уровень бедности выше среднероссийского.
К подобному выводу подводит официальная статистика денежных доходов населения и их соотношения с прожиточным минимумом: отставание Северного Кавказа и здесь очевидно. Однако эти усредненные цифры, во-первых, не учитывают доходы от теневого бизнеса, а, во-вторых, затушевывают проблему сильного расслоения доходов населения. Коэффициент расслоения (соотношение доходов беднейших и самых богатых групп населения) в большинстве регионов очень высок, а поэтому уровень бедности соседствует с высокими доходами, как и всюду в стране.
Анализ динамики денежных доходов населения за 2003-2007 гг. показывает, что данные среднедушевого денежного дохода по Южному Федеральному округу в среднем ниже уровня по Российской Федерации.
Экономическая ситуация в регионе осложнялась неблагоприятной обстановкой на рынке труда, где сложился колоссальный разрыв между спросом и предложением рабочей силы, а избыточные трудовые ресурсы не находили необходимых сфер занятости. Численность безработных в 2008 году (по данным обследований населения по проблемам занятости) показана в таблице №4[5].
Численность зарегистрированных безработных в 2008 г. в ЮФО, согласно таблицы №4, превышала 1312 тыс. человек. На конец 2007 г. наиболее высокая безработица отмечалась в Чечне — 53 %. Ингушетии — 47,3%, Дагестане — 20,2%, Карачаево-Черкессии — 18,3% при среднем по Российской Федерации показателе в 6,1%.
Без принятия необходимых мер безработица может стать источником высочайшей социальной напряженности с соответствующим обострением криминальной обстановки, межэтнических отношений и усилением влияния экстремистских политических группировок, ориентированных на формирование этно-религиозных государственных образований вне Российской Федерации.
Обострению социальной обстановки в регионе способствует и возросшая преступность.
Кроме того, согласно распоряжению Правительства России от 9 июня 2007 г. была учреждена Концепция ФЦ11 «Юг России» на 2008-2012 гг. Объем финансирования программных мероприятий составляет порядка 129,4 млрд. руб., из них 52,1 млрд. руб. — это средства федерального бюджета, которые предполагается распределить по следующим приоритетным направлениям: снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики регионов Юга России — 33 процента; развитие туристического и рекреационного комплексов — 37,3 процента; реализация проектов, направленных на смягчение социальной напряженности — 13,4 процента; улучшение обеспечения населения регионов Юга коммунальными услугами — 12,5 процента; развитие агропромышленного комплекса — 3,8 процента[6].
Реальным средством, способствующим созданию условий для устойчивого социально-экономического развития субъектов Южного федерального округа, представляется установление и развитие внешних связей путем заключения договоров и соглашений. Между республиками, краями и областями, входящими в ЮФО, заключены и действуют более 100 соглашений и договоров о торгово-экономическом сотрудничестве.
В реализации подписанных договоров и соглашений о сотрудничестве между регионами большое значение имеют открытие торговых представительств и торговых домов.
Укреплению экономических связей способствует и Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей южного округа. Её деятельность направлена на обеспечение совместных скоординированных действий субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского региона. Ассоциация осуществляет контроль за ходом разработки и реализации целевых межрегиональных программ. В частности ею были разработаны программы, как: Федеральная целевая программа «Юг России» на период 2002-2006 гг., Федеральная целевая программа «Юг России» па период 2008-2012 гг., «Развитие транспортного комплекса Северного Кавказа», «Основные направления развития энергетики Северного Кавказа на период до 2010 года» (на базе альтернативных источников энергии), «Выбор и обоснование перспективных площадок для организации особых экономических зон (ОЭЗ) курортно-рекреационного типа», «Показатели эффективности управления ресурсами республик, краев и областей», «Концепция обеспечения безопасности юродов Северного Кавказа». На основании этой Концепции реализуется программа «Безопасный город», в т.ч. в г. Ростове-на-Дону и других городах субъектов РФ Южного федерального округа. Совместно с Ростовстатом разработаны методические рекомендации по оценке уровня и динамики социально-экономического развития муниципальных образований Юга России.
Ежегодно Ассоциация «Северный Кавказ» совместно с министерствами и ведомствами субъектов РФ Южного федерального округа проводит более 15 выставок, в которых принимают участие все регионы Юга России.
Исполнительный комитет Ассоциации «Северный Кавказ» является одним из основных организаторов подготовки и проведения зарубежных выставок Южного федерального округа в Греции. Италии, Германии, Китае, Франции[7].
Таким образом, несмотря на положительную динамику социально-экономического развития Юга России необходимо наращивать ежегодные объемы ВРП темпами, превышающими среднероссийские показатели. В первую очередь представляется целесообразным использование имеющихся конкурентных преимуществ субъектов: сравнительно невысокий уровень издержек при строительстве и реконструкции объектов; наличие дешевого сырья для пищевой промышленности и строительства; значительный санаторно-курортный потенциал; энергетические ресурсы; транспортные коридоры.
Главным фактором развития экономики региона могут быть лишь внутренние ресурсы, так как внешние (иностранные) инвестиции еще длительное время будут сдерживаться нестабильностью в регионе. Для мобилизации этих ресурсов Центру необходимо способствовать развитию в регионе малого бизнеса, дающего быструю отдачу от вложений, внутрирегиональной интеграции, привлечению внебюджетных источников финансирования.
Финансовая помощь субъектам ЮФО по линии федерального бюджета должна еще более дифференцироваться и исходить не из принципа «выравнивания уровней» бюджетных расходов, а из принципа эффективности.
В целях обеспечения наибольшей занятости населения необходимо предусмотреть в региональных бюджетах средства на софинансирование развития традиционных отраслей сельскохозяйственного производства (виноградарства и виноделия в Республике Дагестан и животноводства — в большинстве субъектов ЮФО).
Предметом особой заботы Центра на Северном Кавказе должна стать социальная сфера и ее «болевые точки»: положение безработных, особенно молодежи и женщин, беженцев, пенсионеров и инвалидов. Следует поддержать предложение Министерства труда и социального развития Российской Федерации, касающееся выделения федеральных дотаций на выплату пенсий и пособий ветеранам и инвалидам, но не по линии трансфертных платежей, а через узконаправленные целевые каналы финансирования — Пенсионный и Социальный фонды и их региональные подразделения.
В целях обеспечения политической и социальной стабильности в республиках Северного Кавказа следует организовать массовое строительство социально доступного жилья, создать рабочие места, используя механизмы федеральной внебюджетной целевой программы «Социальное жилье».
Для уменьшения нагрузки республиканских и краевых бюджетов по расходам, связанным с приемом беженцев, следует ввести квоты по линии Федеральной миграционной службы и обеспечивать их соответствующей долей средств из федерального бюджета.
Следует принять чрезвычайные меры для уменьшения уровня криминализации экономики и повседневной жизни на Северном Кавказе. Неотложного решения требуют проблемы открытых границ, создания препятствий обороту наркотиков и торговле оружием.
Примечания
1. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Т.1. Под редакцией академика Г.Г. Матишова. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2006. С. 42,45; Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Т.2. Под редакцией академика Г.Г. Матишова. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАИ, 2007. С.9; Российский статистический ежегодник. 2008: стат. Сб./ Росстат. М., 2008. С. 322-324; Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008. Стат. Сб./ Росстат. М„ 2008. С. 41-43.
2. Социально-экономическое положение Южного Федерального округа. М., 2008. С. 59.
3. Там же. С. 57.
4. Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. сборник. М., 2008. С. 157.
5. Социально-экономическое положение Южного Федерального округа. М, 2008. С. 54.
6. Митрофанова И.В. Целевая программа развития южного макрорегиона: прошлое, настоящее, будущее. Взаимодействие народов и культур на Юге России: история и современность. Сборник научных статей. Ростов-па-Дону, 2008. С. 150.
7. Текущий архив Ассоциации «Северный Кавказ».
Источник:
Материалы международной юбилейной научной конференции
«Россия и Кавказ» (Владикавказ, 6-7 октября 2009 г.). Стр. 260 - 265.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
- Просмотров: 13379
- Версия для печати