Авторские статьи: Участие Грузии в энергетическом проекте Баку-Тбилиси-Джейхан и Российские интересы в Южном Кавказе
Опубликовал admin, 12 февраля 2014
A.P. Ситохова,
магистрант исторического факультета
Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова
магистрант исторического факультета
Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова
С распадом СССР и появлением на политической карте трех независимых государств (Грузия, Азербайджан, Армения), были созданы благоприятные условия для проникновения в Закавказский регион иностранного капитала. Заинтересованность Южным Кавказом особо проявилась во второй половине 90-х. гг. XX в.; именно тогда были объявлены данные об огромных запасах углеводородного сырья в этом регионе. В связи с этим в начале XXI в. встал вопрос строительстве трубопроводов в Кавказско-Каспийском регионе, для переправки каспийской нефти в европейские страны.
С 2005 г. на территории Южного Кавказа шла реализация нескольких энергетических проектов, таких как Баку-Супса, Баку-Тбилиси-Эрзурум, Иран-Армения, но самым крупным проектом стал проект Баку-Тбилиси-Джейхан. Масштаб и значение проекта для региона велик, так как после выхода из состава СССР молодые страны переживали большие социально-экономические трудности, которые они смогли решить с помощью сотрудничества с ведущими мировыми и региональными державами. Без внешней финансовой и иной поддержки регион не смог бы реализовать столь крупный проект. Но с другой стороны, западные страны также были заинтересованы в транспортировке каспийской нефти и газа в Европу в обход Российской Федерации. Ведь не зря в Стратегии Национальной Безопасности на новое тысячелетие, принятой в 1998 г., было зафиксировано, что Каспийский регион является зоной национальных интересов США [1].
Проект Баку-Тбилиси-Джейхан для Южного Кавказа стал некой энергетической гарантией стабильности и устойчивого развития в регионе; одновременно он придавал ей роль надежного поставщика энергии на мировые рынки.
Вопрос о создании энергетического транзита появился после разведывательных работ в каспийском бассейне в 1991 г., выявивших уровень запасов углеводородов на уровне 3-5% от общемировых показателей. Переговоры по строительству трубопровода начались в 1993 г. между Азербайджаном и Турцией. Решение о проведении трубопровода через Грузию было принято во время телефонного разговора президентов Азербайджана Гейдара Алиева и США Билла Клинтона 2 октября 1995 г.
В апреле 1998 г. на встрече президентов Турции, Азербайджана и Грузии в турецком г. Самсун была принята Декларация о политической поддержке трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. В октябре того же года президенты Турции, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Узбекистана и министр энергетики США подписали «Анкарскую декларацию» в поддержку маршрута Баку-Тбилиси-Джейхан. На стамбульском саммите ОБСЕ, состоявшемся 18 декабря 1999 г., было принято межправительственное соглашение о строительстве трубопровода и транспортировке каспийской нефти по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан. Его подписали президенты США, Турции, Грузии и Азербайджана [2].
Трубопровод был проложен от месторождения Азери-Чигар-Гюнешли через территорию Азербайджана и Грузии к турецкому порту Джейхан на побережье Средиземного моря. Строительство трубопровода позволяло сократить перевозки нефти танкерами по Черноморским проливам Босфор и Дарданеллы и способствовало обеспечению экологической безопасности, а также повышению доходов от транзита нефти.
Общая протяженность нефтепровода 1768 км, 443 из них пролегает по территории Азербайджана, 249 - по территории Грузии, 1076 - по территории Турции. Проектная пропускная мощность - 50 млн. т. нефти в год, или 1 млн. баррелей в сутки. Начало строительству трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан было положено 18 сентября 2002 г.; 25 мая 2005 г. был открыт азербайджанский участок нефтепровода; 12 октября 2005 г. состоялось открытие грузинского участка; 3 июля 2006 г. в Турции состоялось официальная церемония открытия нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан [3, 82].
Еще на стадии разработки проекта у разработчиков были сомнения, связанные с возможностью Азербайджана обеспечить наполнение этого трубопровода нефтью для удовлетворения потребностей западных стран. Поэтому США и Азербайджан начали переговоры по привлечению Казахстана в проект, которое увенчалось успехом. На церемонии открытия трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан президент Казахстана Н. Назарбаев заявил о своем намерении присоединения к проекту. Как следствие,
16 июня 2006 г. президент Казахстана Н.Назарбаев и президент Азербайджана И.Алиев подписали соглашение о вступлении Казахстана в проект и транспортировке казахской нефти по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Согласно подписанному документу Казахстан обязался транспортировать нефть из порта Актау в порт Баку танкерами. Затем нефть должна сливаться в трубопровод. В 2009-2010 гг. также в этом направлении стала поставляться нефть из Кашаганского месторождения. Присоединение Казахстана к БТД резко ослабило его зависимость от России в вопросах транспортировки нефти на внешние рынки.
Многие крупные нефтяные компаний, склонялись к прокладке нефтепровода через Россию и Иран, поскольку в Закавказье происходили межнациональные конфликты (армяно-азербайджанский, грузино-абхазский, грузино-осетинский). В результате того, что проблема не была решена в таком варианте, проект Баку-Тбилиси-Джейхан стал самым дорогостоящим и значимым проектом. По проекту США нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан изначально задумывался как антироссийский, а Иран изначально был объявлен враждебной страной. Что касается Армении, она изначально оказалась исключенной из проекта ввиду нерешенности карабахской проблемы и ее проросийской ориентации.
Россия восприняла проект Баку-Тбилиси-Джейхан как попытку снижения ее влияния в Закавказье и вытеснения из энергетического рынка Азербайджана и Грузии, но, несмотря на это российская нефтяная компания «Лукойл» поддержала проект и приняла в нем участие, которое продолжалось до 2002 г. Когда компания вышла из проекта.
За последнее десятилетие Грузия приобрела большое значение в области транспортировки нефти на мировые рынки. Не обладая энергетическими запасами, но при этом благодаря своему географически выгодному расположению, непосредственно граничащему с Азербайджаном, Арменией, Турцией и Россией, Грузия играет не последнюю роль в проекте Баку-Тбилиси-Джейхан, став ключевой транзитной территорией по доставки нефти и газа в Европу. Грузинские власти не раз заявляли о том, что трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан является средством, способствующим экономическому процветанию и энергетической безопасности страны. Зять бывшего президента Э. Шеварнадзе стал фактически управляющим проектом строительства грузинского участка нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, а бывший президент Аджарии контролировал отгрузку нефтепроводов из порта Батума и т. д.
Прошло уже несколько лет, как трубопровод начал свою работу и без сомнения, проект приносит большие суммы в грузинский бюджет, однако местное население практически не увидело выгод от эксплуатации трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Августовский вооруженный конфликт 2008 г. имел серьезные и долгосрочные последствия в целом для экономики и мировой политики. Во время военных действий МИД Грузии заявил, что российская авиация 9 августа нанесла удар по международному нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Российский МИД эту информацию отрицал. Тем не менее, государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) 9 августа приостановила транзит нефти через грузинские порты в Батуми и Кулеви [5]. Хотя официальный Тбилиси пытался обвинить Россию в подрыве нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, представители компании ВР сообщили, что атак со стороны российских военных не было [6].
Несмотря на то, что никакой бомбардировки нефтепровода не было, вынужденная остановка нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан принесла немалые убытки для нефтяных компаний. Война в непосредственной близости от прохождения маршрута еще раз продемонстрировала риск поставки каспийской нефти в западные страны через грузинскую территорию.
После войны ситуация в регионе существенно изменилась. «Пятидневная война» привела не только к разрыву дипломатических отношений между Россией и Грузией, но и продемонстрировала уязвимость грузинской части нефтепровода. Война в Южной Осетии заставила нефтяные страны пересмотреть маршрут транспортировки своей нефти. Так, азербайджанская национальная нефтяная компания (ГНКАР) заявила о прекращении экспорта нефти через грузинские порты. Позже Казахстан также заявил об отказе экспорта казахской нефти через грузинский порт Батуми. Казахстан поменял свой взгляд, теперь Астана стала рассматривать возможности увеличения экспорта топлива в Китай и Россию, а Азербайджан намерен наращивать транспортировку нефти через нефтепровод Баку - Новороссийск, и ГНКАР обратилась в «Транснефть» с просьбой увеличить объем прокачки нефти по этому трубопроводу.
Таким образом, на основании изложенного можно утверждать, что проект Баку-Тбилиси-Джейхан, являющийся одним из самых длинных нефтепроводов в мире, обеспечил доступ Запада к нефтяным запасам Каспийского моря. Трубопровод, пересекающий территории трех государств, привел к усилению позиций западных стран в Каспийском регионе. Теперь ЕС И США получили возможность оказывать некое политическое давление на участников проекта. Южный Кавказ, хоть и не является российской территорией, но входит в зону стратегических интересов России. В начале 2000-х. гг. Россия заявила о себе как об «энергетической сверхдержаве» и не собирается уступать свои позиции западным странам.
Источники и литература
1. A national security strategy for a new century http://www.bits.de/NRANEU/others/strategy/nss-9810.pdf
2. Широкорад А. Б. Война и мир Закавказья за последние три тысячи лет. М. 2009.
3. Мухаметов Р. С. Россия на Южном Кавказе: геополитика и экономика// Философия политики и политология. М. 2011.
4. Энергетическое партнерство России и Казахстана: столкновение с реальностью - http://russian.eurasianet.org/departments/business/articles/eav011906ru.shtml
5. Независимая газета, 2008, 14 октября.
6. Независимая газета, 2008, 15 сентября.
Ситохова A.P. Участие Грузии в энергетическом проекте Баку-Тбилиси-Джейхан и Российские интересы в Южном Кавказе // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 5 / Под ред. докт. полит, наук, проф. Б.Г. Койбаева; ФГБУН Сев.-Осет. ин-т гум. и соц. исслед. - Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2013.-225 с. С. 201 - 205.
- Просмотров: 3619
- Версия для печати