Авторские статьи: Особенности развития религиозно-философских идей в Грузии
Опубликовал admin, 7 марта 2014
Симакова Дина Геннадьевна,
аспирант 1 года обучения ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова»,
Бестаева Эмма Шамилевна,
к.ф.н., доцент кафедры социально-Гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова
аспирант 1 года обучения ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова»,
Бестаева Эмма Шамилевна,
к.ф.н., доцент кафедры социально-Гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова
В разные эпохи развития истории человечества существовали свои особенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стиле мышления, познания и т.д. Все это накладывало отпечаток и на развитие философской мысли, на то, какие проблемы в области философии выдвигались на первый план.
Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира «из ничего»1.
Победа феодализма в Грузии вела к усилению христианства, боровшегося с язычеством и с различными религиозными ересями.
Уже в первом дошедшем до нас литературном памятнике «Мученичество Шушаник»2, созданном примерно в 70-е гг. V в., заметны особенности мировоззрения, основанного на христианском учении разделение мира на небесный и земной, противопоставление их и признание реальности за первым В нем говорится о «суде Божьем» к воздаянии за грехи совершенные при земной жизни: «Пусть рассудят меня и питиахша3 Варскена там, где нет на суде лицеприятия - перед судьей всех судей, перед владыкой всех владык; там, где не различают мужеского пола от женского, где я и он должны будем сказать правдивое слово перед господом нашим Иисусом Христом И да воздаст ему бог за то, что так безвременно снял мои плоды, загасил мой светильник и загубил мой цветок, затемнил красоту добродетели моей и унизил мое достоинство»4 - это слова царицы Шушаник, которые характеризуют грузинскую философскую мысль этой эпохи.
Однако господствующее христианское мировоззрение никогда не находило полного отклика в творчестве грузинских мыслителей; положительное отношение к земному миру проявлялось во всей культуре и находило свое теоретическое обоснование в философской мысли. Определенное отражение в Грузинской философии нашло манихейство, проникшее в Грузию на ранней стадии своего развития5. Манихейство возникло в III в. как синкретическое течение, соединявшее в себе элементы христианства и зороастризма. Основателем секты считается Мани или Манес, персидский маг, а затем пресвитер в персидском городе Егваце.
Учение манихеев дуалистично, материя воспринималась ими как абсолютное зло. Они считали, что материальный мир греховен и является тьмой, пленившей свет. Средством освобождения от материи, по учению Мани, является строгий аскетизм. Христианство трактовалось в гностическом духе. Манихеи считали, что истинное учение Христа было извращено его учениками. В то же время, в плане организации манихейство подражало Христианской Церкви. Мани имел 12 учителей, названных апостолами, 72 епископа, а также пресвитеров, дьяконов и евангелистов. Его последователи делились на оглашенных и совершенных, последние должны были соблюдать безбрачие и питаться только растительной пищей. Манихейство имело особенно сильные позиции в восточных провинциях Римской Империи и близлежащих государствах в период раннего Средневековья. Оно представляло собой серьезную угрозу для молодой Христианской Церкви. Под влиянием манихейства находились многие выдающиеся люди, в том числе, до своего обращения манихеем был св. Августин6.
Немаловажную роль в освоении и переработке античного философского наследства в V веке сыграл Петр Ивер - основатель Грузинского монастыря в Вифлееме, канонизированный грузинской православной церковью. По данным средневековых источников, Пётр написал несколько известных богословских трудов и имел множество учеников, однако сочинений, подписанных его именем, не сохранилось. По гипотезе Ш. Нуцубидзе и бельгийского ученого
Э. Хонигмана, Пётр Ивер является автором знаменитых неоплатонических сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита7. Ивер в своих трудах говорит о добре как едином и высшем начале, о зле как нереальном, как отрицании добра. Путь к высшему добру и богу, писал он, проходит через ряд иерархических ступеней, смягчающих противоположность между миром и богом.
Некресели (VI в.) в своем стремлении обосновать ряд основных положений христианства идет по пути рационализма и дискурсивного познания. Для сохранения национальной самобытности особое значение имела в этот период истории Грузии антимаздакистская пропаганда, которую и вел Некресели. За эту пропаганду, по сохранившемуся житию, Некресели предстал перед судом Марзпана - персидского правителя Восточной Грузии. Перед судом обвиня емый Некресели пролил воду на огонь, считавшийся священным, и потушил его. «Огонь не бог, а другой он природы. Огонь - одна из малых частей веществ, из которых бог воздвиг сей мир. Равно порождены влажное, холодное, сухое и огонь, каждое из которых связано с другими под небесным сводом... Огонь, признанный вами богом, лишь частица общей огненной природы, постоянно восстанавливающейся пожиранием дров. Вода, которую я пролил на огонь, оказалась сильнее и уничтожила его. И удивляюсь вашему безумию - считать его богом»8. В этом отрывке содержится полемика между Некресели и Марзпаном по вопросу, является ли огонь богом. Материалистическая философская теория четырех элементов мироздания служила Некресели основой в теоретической борьбе против огнепоклонства.
Завоевание в VII в. Грузии арабами и долгое их господство тяжело отразились на жизни страны. Происходит дальнейшее усиление религиозной догматики и распространение эсхатологических идей. На рубеже VIII-IX вв. в стране заканчивается период раннефеодальных отношений. Наблюдается пробуждение общественной мысли и оживление национального самосознания. Патриотические настроения и стремление грузинского народа освободиться от иноземных захватчиков привело к оживлению идеологической жизни и углублению мировоззренческих противоречий.
Это нашло отражение в творчестве Иоанэ Сабанидзе, автора сочинения «Мученичество Або Тбилели»9. В этом сочинении говорится о том, что в Грузию (Картли), Або - араба по национальности, привело божественное провидение он «оставил отца, мать, братьев сестер и родственников своих также имущество и поля свои и из любви ко Христу, направился сюда», т.е. в Грузию. Во время пребывания в Тбилиси Або почувствовал склонность к христианской вере. В 781-782 гг. он прибывал в Хазарии и во время пребывания там крестился, затем подвижнничал в Абхазии. В 782 году вернулся в Тбилиси и проповедовал там христианство; в 785 году брошен по приказу арабского эмира в тюрьму и в день Крещения Господня обезглавлен, тело сожжено и в овечьей шкуре пепел брошен в Куру На этом месте, по преданию, были видения столпообразного света.
К X-XI вв. относится произведение Евфимия Афонского «Мудрость Балавара»10. Рассуждения Евфимия Афонского о реальности бога имеют существенной сходство с известным в западно-европейской схоластике космологическим доказательством бытия бога Согласно существующему в науке мнению, Евфимий является также автором греческой редакции этого сочинения - так называемой; «Романа о Варлааме и Иоасафе» имевшего значительную популярность в условиях средневековья.
В истории эпохи развития феодальной Грузии XI-XIII вв. были периодом известного подъема экономической, политической и культурной жизни. Грузия становится сильным, централизованным государством Передней Азии. Перемещение в нее торговых путей между Востоком и Западом оказало влияние на рост городов и сильное развитие торговли. В стране происходило углубление социальной дифференциации и обострение идеологических противоречий. Развитию философской мысли способствовало создание сети грузинских культурных очагов как в Грузии, так и за ее пределами. Происходит интенсивное обогащение культуры земным, светским содержанием, отражавшее ослабление духовной диктатуры церкви. В это время вопрос об отношении мышления к бытию выступает в основном, как и у западно-европейских схоластов, в форме вопроса об отношении бога к миру: «Создан ли мир богом или он существует от века?».
Основоположником схоластики в Грузии явился Ефрем Мцире XI в.). Своими переводами и комментариями Мцире способствовал проникновению в грузинскую философию античных философский идей - как платоновских (в неоплатоновской форме), так и аристотелевских. Придавая логичность учению Аристотеля о большом значении в борьбе «сынов церкви» против «внешних философов», он высказывал мысли о необходимости союза богословия и философии, которые друг без друга «не являются совершенными», об «ограждении» богословия философией.
В дальнейшем философская мысль в Грузии развивалась по двум направлениям. Консервативное крыло было представлено Икалтоели, прогрессивное - Петрици (XI-XII вв.), крупнейшей фигурой средневековой грузинской философии. Философские воззрения Петрици сложились под влиянием неоплатонизма. Он высказывал характерное для неоплатонизма пантеистическое положение о вечности мира, враждебное основным понятиям христианского вероучения. Противоречие его взглядов с догматом христианской космологии о сотворении мира богом во времени вызвало преследования Петрици со стороны церкви. Пантеистическая тенденция философских воззрений Петрици оказала благотворное влияние на дальнейшее развитие грузинской философской мысли.
Выдающимся творением грузинской феодальной культуры является поэма Руставели (XII в.) «Витязь в тигровой шкуре» (груз. «Вепхисткаосани» - «носящий барсову шкуру»)11. Поэма в своём изначальном виде до нас не дошла. На протяжении веков текст поэмы немало искажался в руках продолжателей - подражателей и множества переписчиков. Сохранилось немало интерполированных позднейших редакций XVI-XVIII вв., и среди исследователей не прекращается спор как относительно содержания в целом, так и относительно толкований отдельных мест произведения. Существует и продолжение поэмы, известное под именем «Оманиани». Из всех редакций поэмы «Витязь в тигровой шкуре» канонизированной и наиболее распространённой является так называемая Вахтанговская редакция, отпечатанная в Тифлисе в 1712 году царём Вахтангом VI и снабжённая специальными комментариями.
Одним из центральных мотивов поэмы являются культ рыцарства, воинская доблесть и мужество. Идеализируемый поэтом герой- рыцарь предан и самоотвержен в дружбе и в товариществе. По сюжету рассматриваются проблемы добра и зла. Добро у Руставели - это высшее, объективное начало, а зло кратковременно и проявляется лишь в человеческих отношениях. Согласно Руставели в мире господствует строгая закономерность и все во многом предрешено, но этим не обосновывает ни фатализм, ни аскетическое подавление воли.
В поэме нашли свое выражение гуманистические идеи, в ней говорится о социальном неравенстве. Воспевая величие человеческих чувств, дружбу и любовь («миджнуроба») между людьми и народами, призывая к борьбе за земные цели, Руставели подрывал основы средневековой схоластики и религиозного реакционизма. В поэме демонстрируются, как человеческая добродетель, так и земные пороки (ложь, лесть, и пр.)
Воззрения Руставели представляли собой дальнейшее углубление пантеистических идей. Бог - «полнота всего сущего», ему возносятся молитвы, в нем видят творца и защитника. Солнце олицетворяет тепло, животворящее начало, источник жизни, движение. Материальный мир не только обладает объективной реальностью, но он со своими благами является целью для людей. Руставели высказал глубокую мысль о единстве «судьбы, действия и победы». Выступая защитником идеи централизованного государства, мудрого и справедливого правителя, он одновременно призывал к гуманности в обращении с подвластными и подчиненными, к законности и справедливости. Стоит отметить, что Руставели чужда и националистическая замкнутость. В поэме беспристрастно изображены люди разных народностей.
Нашествие монголов XIII веке, многовековой гнет персов и турок, крушение Византийской империи сильно подорвав; политическое единство и экономическую мощь Грузии, затормозили развитие культуры в течение ряда столетий.
В Грузии XVI-XVII вв. происходит возрождение политической жизни и общественной мысли. Одной из особенностей этого времени является борьба за идейное наследство Руставели. В противоположность церковникам и догматикам, нападавшим на авторе «Витязя в тигровой шкуре», представители прогрессивной общественной мысли высоко оценивали творчество Руставели12.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод, что главной характеристикой грузинской средневековой философии, s принципе как и европейской является теоцентризм. В этот период философия развивается в рамках теологии, выполняя скорее вспомогательную функцию. Но так как на Грузию оказывают постоянное давление, ее восточные соседи, претерпевала давление и философская мысль. Происходило проникновение идей зороастризма, ислама, разноообразных языческих культов.
Примечания
1. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М 1998. С. 123.
2. Памятники древнегрузинской агиографической литературы, пер. с груз., проф. К. С. Кекелидзе, Тбилиси, С. 54.
3. Питиахш (иран.) - правитель крупной пограничной области. Второе лицо после царя в государственной иерархии древней Грузии.
4. Яков Цуртавели. Мученичество Шушаник. пер. В. Д. Дондуа. Тбилиси., 1978. С. 59.
5. Грузинская философия/Философская Энциклопедия. В 5 т. М.: Под ред. Ф. В. Константинова. М., 1960-1970. http://diс.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/5917/ГРУЗИНСКАЯ. Дата обращения: 13.03.2013
6. Манихейство. Энциклопедия Кругосвет. http://www.Krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/MANIHESTVO. html. Дата обращения: 15.03.2013
7. Нуцубидзе Ш. Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита. Тбилиси, 1942. С. 48.
8. Древние редакции житий сирийских подвижников в Грузии, пер. с древнегруз. Ш.В. Хидашели. Тбилиси, 1955.
9. Памятники древнегрузинской агиографической литературы, пер. с груз., проф. К. С. Кекелидзе, Тбилиси, 1956. С. 63.
10. Соколов В. Философия древности и средневековья, http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/antol/index.php. Дата обращения: 3.04.2013
11. Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре (пер.Н. Заболоцкий) http://lib.ru/POEEAST/RUSTAWELI/rustavel.txt. Дата обращения: 3.04.2013.
12. История философии. Т. 1. М., 1957. С. 253-257.
- Просмотров: 5148
- Версия для печати