Авторские статьи: Ошибка президента Саакашвили
Опубликовал BORCHALI, 5 октября 2007
Президент Грузии Михаил Саакашвили явно опоздал с арестом своего бывшего соратника - Ираклия Окруашвили. Вероятно, он не рассчитывал на громкий скандал и публичную самолюстрацию "отставного ястреба". Не ожидал он и настолько высокую поддержку экс-министра со стороны населения, а точнее явного антагонизма сограждан к своей собственной персоне.
По всей видимости, Михаил Саакашвили наивно полагал, что бывший министр обороны лишь скромно пополнит ряды других экс-министров (бывший государственный министр по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава и экс-министр иностранных дел Саломе Зурабишвили), которые после ухода из власти тихо перекочевали в оппозицию.
Бадри Патаркацишвили "заготовил своего кандидата в президенты". И это точно не экс-министр обороныМногие группировки во власти еще не так давно опасались того, что между ними существует некий тайный договор. По одной из версий Ираклий Окруашвили должен был уйти в оппозицию, с тем, чтобы взять под свой контроль не довольный властями электорат, а затем помочь президенту успешно проводить "политику балансировки". Возможно, так бы все и было, если бы не бурная активность враждебно настроенных группировок во власти, личные обязательства Ираклия Окруашвили к членам своей команды, а также "змей - искуситель" в обличии олигарха Бадри Патаркацишвили.
Амбициозный, но не искушенный в искусстве дворцовых и политических интриг Ираклий Окруашвили чересчур болезненно воспринял аресты своих сторонников из числа представителей т.н. "горийского клана". Тогда, как в Тбилиси уже давно "принято сдавать без боя" своих людей в регионах, погрязших в коррупции. Но, Ираклий Окруашвили посчитал, что эти "неписаные правила" на него почему-то не распространяются, а его протеже - экс-губернатор региона Шида-Картли Михаил Карели вообще открыто вступился на их защиту, поставив под удар один из главных мифов режима Михаила Саакашвили о единстве в правящей команде. Тем самым, он не только "подписал себе приговор", но и заметно усилил позиции инициаторов ареста своего шефа.
К тому времени, компромат на Ираклия Окруашвили уже давно "пылился на полках" нового заместителя генерального прокурора Ники Гварамия. Он был "переброшен" из Парламента в Генеральную Прокуратуру не случайно. Явно вызывающее поведение "любимца" Михаила Саакашвили создавало недовольство де-факто лидера "парламентского большинства" Гиги Бокерия, а также ряда членов кабинета и парламентариев, считающих его "опасным провинциалом". Вспомним, хотя бы, с каким воодушевлением воспринял новость о его уходе премьер-министр Зураб Ногаидели.
Хорошо изучил "грехи" отставного "ястреба" и Давид Кезерашвили - бывший шеф Финансовой Полиции Министерства Финансов, ставший преемником Ираклия Окруашвили на посту министра обороны. Прежде всего, его активность была связана с "командными обязательствами". Дело в том, что он протеже министра экономического развития Георгия Арвеладзе, относящегося к команде другого "любимца" президента - столичного мэра Гиги Угулава. Именно между ним и бывшим министром обороны вспыхнул серьезный конфликт, окончившийся уходом Ираклия Окруашвили. Соперничал с ним и "незаменимый министр" внутренних дел Вано Мерабишвили. Так, что после отставки у "отставного ястреба" набралась "целая коллекция влиятельных врагов".
В кулуарах власти считается, что Ираклий Окруашвили попал в опалу вовсе не по вине коррупции, или отказа выполнить очередную "грязную работу". Скорее наоборот. В преддверье местных выборов президенту Михаилу Саакашвили очень пригодилась его "победоносная борьба с российскими миротворцами и шпионами", а также атмосфера, созданная им в зоне грузино-осетинского конфликта. Что же касается компроматов, то их сбор, в общем-то, обычное, рутинное дело. Для порядка вещь полезная. Пусть лежит, всегда может пригодиться.
Так, что реальная причина отстранения "ястреба" кроется совсем в ином. Еще в 2006 году до президента все чаще начали доходить слухи о том, что министр обороны не намерен ждать приказа главнокомандующего и твердо решил ввести войска в Цхинвали. Ну, а самое главное, что просто портфель министра его уже не удовлетворяет. До представителей властей быстро дошли слухи о "президентских претензиях" Ираклия Окруашвили. Плохую службу в этом сослужили ему его же "фан-клубы" в регионе Шида-Картли и в Вооруженных Силах, а в кулуарах власти стали серьезно опасаться возможности военного переворота.
В этих условиях, президенту Михаилу Саакашвили оставалось лишь одно - "задвинуть ястреба на более мирную должность", что и было сделано. Параллельно с тем, чтобы лишить его "претензий на корону" был перенесен и срок проведения президентских выборов 2008 года (Ираклию Окруашвили не хватает лишь нескольких месяцев до 35-ти лет, необходимых для баллотировки на пост президента). Тогда Ираклий Окруашвили понял, что на посту министра экономического развития ему особо ничего "не светит", и предпочел уйти в оппозицию. Сейчас в высших эшелонах власти считают, что основным донором и идейным вдохновителем оппозиционного движения "За Единую Грузию" является олигарх Бадри Патаркацишвили.
Его влияние после "революции роз" заметно сократилось. Новые власти не только не стали считаться с его "аппетитами", но и фактически отняли целый ряд активов (к примеру, "Кулевский Нефтеналивной Терминал", столичная гостиница "Ачара", развлекательный центр неподалеку от Тбилисского Фуникулера и т.д.). В ответ на это телерадиокомпания, принадлежащая Бадри Патаркацишвили ("Имеди") стала основным рупором оппозиции. Ну, а сам опальный олигарх начал искать защиты и покровительства в США, Израиле и Великобритании. Надо признаться, что это ему удалось. Его партнером стал влиятельный американский медиа-магнат Руперт Мердок (Rupert Murdoch), а готовность предоставить ему определенную политическую поддержку выразили некоторые представители "Демократической Партии" США.
Первый эксперимент Бадри Патаркацишвили "на политическом поле" так и не удался. Им стал т.н. "тюремный бунт", который многие представители власти считают "не удавшейся проделкой олигарха". Быстрое подавление властями "революции зэков", а также не верная оценка симпатий населения (страна уже давно переболела "вирусом" успешного и популярного образа носителей т.н. "воровских традиций") обрекла этот план на провал.
Спустя время, Бадри Патаркацишвили наконец-то нащупал истинный "пульс" страны. Большинство населения давно устало от "фирменного стиля правления" президента Михаила Саакашвили. Как правило, он управляет страной посредством телемонологов, представляющих собой "бурную смесь из истерики, популизма и клоунады". Основа же для недовольства граждан вызвано массой вполне объективных факторов. Это - рост цен, безработицы, политические репрессии, "раскулачивания и поборы", а также "наезд" на устоявшиеся национальные традиции и православие. Все это подавляется насаждением "синдрома страха", а также "паразитированием на мифе о российской угрозе".
Что же касается феномена популярности Ираклия Окруашвили, то он заключается лишь в том, что население постепенно выходит из "полосы политической апатии", а также питает иллюзии о появлении некой "сильной фигуры", способной "свергнуть нелегитимный и диктаторский режим". Иными словами, критиковать власти опять становится модно. Более того, впервые в грузинской истории получила популярность критика не только в адрес советской, но и американской "оккупации". Что это, гражданское самосознание пробудилось из летаргического сна?
Грузинская прозападная оппозиция твердо намерена не упустить свой шанс. Теперь они уже наверняка "возьмут на вооружение" риск усиления антиамериканских настроений. Вероятно, это и станет их основным инструментом давления на администрацию "Белого Дома". Удастся ли им за счет "политического шантажа" выторговать себе "место под солнцем", пока не ясно. Как известно, коней на переправе не меняют. Если, конечно же, речь не идет о загнанной лошади. В том случае если власти продолжат, как и раньше игнорировать общественное мнение, или еще хуже, нервничая, допустят ошибки и "перегибы", то тем самым лишь приблизят свой конец.
Президентские выборы в США, намеченные на 4-ое ноября 2008 года могут серьезно изменить политическую раскладку сил в пользу "демократов". Автоматически это приведет к определенному ослаблению позиций нынешнего грузинского президента. Михаил Саакашвили давно сделал "свою ставку". Он открыто поддерживает одного из кандидатов от "республиканцев" - сенатора Джона Маккейна (John McCain). Конечно, в "геополитических играх", личные и партийные симпатии далеко не главное. Но, в случае серьезных промахов, особо "прикрывать" его будет уже некому. На это наверняка рассчитывает и Бадри Патаркацишвили. Скорее всего, им движет не просто желание мести, а вполне прагматичная задача - получить "мандат эмиссара партии демократов".
Несомненно, что опальный олигарх давно "заготовил своего кандидата в президенты". Причем, в отличие от оппозиции он никуда не торопится, а лишь медленно и верно "расчищает дорогу". Правда, еще, не известно сумеет ли "избранник олигарха" стать "народным избранником". Но, зато известно другое - "республиканская" администрация "Белого Дома" считает "грузинский эксперимент" (так в США называют "революцию роз") одним из своих не многочисленных успехов во внешней политике. Тем самым, победы, или поражения режима Михаила Саакашвили в какой-то степени могут отразиться и на итогах внутриполитической борьбы в США. Ну, чем не "поле для игры" олигархов?
Георгий Турашвили
По всей видимости, Михаил Саакашвили наивно полагал, что бывший министр обороны лишь скромно пополнит ряды других экс-министров (бывший государственный министр по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава и экс-министр иностранных дел Саломе Зурабишвили), которые после ухода из власти тихо перекочевали в оппозицию.
Бадри Патаркацишвили "заготовил своего кандидата в президенты". И это точно не экс-министр обороныМногие группировки во власти еще не так давно опасались того, что между ними существует некий тайный договор. По одной из версий Ираклий Окруашвили должен был уйти в оппозицию, с тем, чтобы взять под свой контроль не довольный властями электорат, а затем помочь президенту успешно проводить "политику балансировки". Возможно, так бы все и было, если бы не бурная активность враждебно настроенных группировок во власти, личные обязательства Ираклия Окруашвили к членам своей команды, а также "змей - искуситель" в обличии олигарха Бадри Патаркацишвили.
Амбициозный, но не искушенный в искусстве дворцовых и политических интриг Ираклий Окруашвили чересчур болезненно воспринял аресты своих сторонников из числа представителей т.н. "горийского клана". Тогда, как в Тбилиси уже давно "принято сдавать без боя" своих людей в регионах, погрязших в коррупции. Но, Ираклий Окруашвили посчитал, что эти "неписаные правила" на него почему-то не распространяются, а его протеже - экс-губернатор региона Шида-Картли Михаил Карели вообще открыто вступился на их защиту, поставив под удар один из главных мифов режима Михаила Саакашвили о единстве в правящей команде. Тем самым, он не только "подписал себе приговор", но и заметно усилил позиции инициаторов ареста своего шефа.
К тому времени, компромат на Ираклия Окруашвили уже давно "пылился на полках" нового заместителя генерального прокурора Ники Гварамия. Он был "переброшен" из Парламента в Генеральную Прокуратуру не случайно. Явно вызывающее поведение "любимца" Михаила Саакашвили создавало недовольство де-факто лидера "парламентского большинства" Гиги Бокерия, а также ряда членов кабинета и парламентариев, считающих его "опасным провинциалом". Вспомним, хотя бы, с каким воодушевлением воспринял новость о его уходе премьер-министр Зураб Ногаидели.
Хорошо изучил "грехи" отставного "ястреба" и Давид Кезерашвили - бывший шеф Финансовой Полиции Министерства Финансов, ставший преемником Ираклия Окруашвили на посту министра обороны. Прежде всего, его активность была связана с "командными обязательствами". Дело в том, что он протеже министра экономического развития Георгия Арвеладзе, относящегося к команде другого "любимца" президента - столичного мэра Гиги Угулава. Именно между ним и бывшим министром обороны вспыхнул серьезный конфликт, окончившийся уходом Ираклия Окруашвили. Соперничал с ним и "незаменимый министр" внутренних дел Вано Мерабишвили. Так, что после отставки у "отставного ястреба" набралась "целая коллекция влиятельных врагов".
В кулуарах власти считается, что Ираклий Окруашвили попал в опалу вовсе не по вине коррупции, или отказа выполнить очередную "грязную работу". Скорее наоборот. В преддверье местных выборов президенту Михаилу Саакашвили очень пригодилась его "победоносная борьба с российскими миротворцами и шпионами", а также атмосфера, созданная им в зоне грузино-осетинского конфликта. Что же касается компроматов, то их сбор, в общем-то, обычное, рутинное дело. Для порядка вещь полезная. Пусть лежит, всегда может пригодиться.
Так, что реальная причина отстранения "ястреба" кроется совсем в ином. Еще в 2006 году до президента все чаще начали доходить слухи о том, что министр обороны не намерен ждать приказа главнокомандующего и твердо решил ввести войска в Цхинвали. Ну, а самое главное, что просто портфель министра его уже не удовлетворяет. До представителей властей быстро дошли слухи о "президентских претензиях" Ираклия Окруашвили. Плохую службу в этом сослужили ему его же "фан-клубы" в регионе Шида-Картли и в Вооруженных Силах, а в кулуарах власти стали серьезно опасаться возможности военного переворота.
В этих условиях, президенту Михаилу Саакашвили оставалось лишь одно - "задвинуть ястреба на более мирную должность", что и было сделано. Параллельно с тем, чтобы лишить его "претензий на корону" был перенесен и срок проведения президентских выборов 2008 года (Ираклию Окруашвили не хватает лишь нескольких месяцев до 35-ти лет, необходимых для баллотировки на пост президента). Тогда Ираклий Окруашвили понял, что на посту министра экономического развития ему особо ничего "не светит", и предпочел уйти в оппозицию. Сейчас в высших эшелонах власти считают, что основным донором и идейным вдохновителем оппозиционного движения "За Единую Грузию" является олигарх Бадри Патаркацишвили.
Его влияние после "революции роз" заметно сократилось. Новые власти не только не стали считаться с его "аппетитами", но и фактически отняли целый ряд активов (к примеру, "Кулевский Нефтеналивной Терминал", столичная гостиница "Ачара", развлекательный центр неподалеку от Тбилисского Фуникулера и т.д.). В ответ на это телерадиокомпания, принадлежащая Бадри Патаркацишвили ("Имеди") стала основным рупором оппозиции. Ну, а сам опальный олигарх начал искать защиты и покровительства в США, Израиле и Великобритании. Надо признаться, что это ему удалось. Его партнером стал влиятельный американский медиа-магнат Руперт Мердок (Rupert Murdoch), а готовность предоставить ему определенную политическую поддержку выразили некоторые представители "Демократической Партии" США.
Первый эксперимент Бадри Патаркацишвили "на политическом поле" так и не удался. Им стал т.н. "тюремный бунт", который многие представители власти считают "не удавшейся проделкой олигарха". Быстрое подавление властями "революции зэков", а также не верная оценка симпатий населения (страна уже давно переболела "вирусом" успешного и популярного образа носителей т.н. "воровских традиций") обрекла этот план на провал.
Спустя время, Бадри Патаркацишвили наконец-то нащупал истинный "пульс" страны. Большинство населения давно устало от "фирменного стиля правления" президента Михаила Саакашвили. Как правило, он управляет страной посредством телемонологов, представляющих собой "бурную смесь из истерики, популизма и клоунады". Основа же для недовольства граждан вызвано массой вполне объективных факторов. Это - рост цен, безработицы, политические репрессии, "раскулачивания и поборы", а также "наезд" на устоявшиеся национальные традиции и православие. Все это подавляется насаждением "синдрома страха", а также "паразитированием на мифе о российской угрозе".
Что же касается феномена популярности Ираклия Окруашвили, то он заключается лишь в том, что население постепенно выходит из "полосы политической апатии", а также питает иллюзии о появлении некой "сильной фигуры", способной "свергнуть нелегитимный и диктаторский режим". Иными словами, критиковать власти опять становится модно. Более того, впервые в грузинской истории получила популярность критика не только в адрес советской, но и американской "оккупации". Что это, гражданское самосознание пробудилось из летаргического сна?
Грузинская прозападная оппозиция твердо намерена не упустить свой шанс. Теперь они уже наверняка "возьмут на вооружение" риск усиления антиамериканских настроений. Вероятно, это и станет их основным инструментом давления на администрацию "Белого Дома". Удастся ли им за счет "политического шантажа" выторговать себе "место под солнцем", пока не ясно. Как известно, коней на переправе не меняют. Если, конечно же, речь не идет о загнанной лошади. В том случае если власти продолжат, как и раньше игнорировать общественное мнение, или еще хуже, нервничая, допустят ошибки и "перегибы", то тем самым лишь приблизят свой конец.
Президентские выборы в США, намеченные на 4-ое ноября 2008 года могут серьезно изменить политическую раскладку сил в пользу "демократов". Автоматически это приведет к определенному ослаблению позиций нынешнего грузинского президента. Михаил Саакашвили давно сделал "свою ставку". Он открыто поддерживает одного из кандидатов от "республиканцев" - сенатора Джона Маккейна (John McCain). Конечно, в "геополитических играх", личные и партийные симпатии далеко не главное. Но, в случае серьезных промахов, особо "прикрывать" его будет уже некому. На это наверняка рассчитывает и Бадри Патаркацишвили. Скорее всего, им движет не просто желание мести, а вполне прагматичная задача - получить "мандат эмиссара партии демократов".
Несомненно, что опальный олигарх давно "заготовил своего кандидата в президенты". Причем, в отличие от оппозиции он никуда не торопится, а лишь медленно и верно "расчищает дорогу". Правда, еще, не известно сумеет ли "избранник олигарха" стать "народным избранником". Но, зато известно другое - "республиканская" администрация "Белого Дома" считает "грузинский эксперимент" (так в США называют "революцию роз") одним из своих не многочисленных успехов во внешней политике. Тем самым, победы, или поражения режима Михаила Саакашвили в какой-то степени могут отразиться и на итогах внутриполитической борьбы в США. Ну, чем не "поле для игры" олигархов?
Георгий Турашвили
- Просмотров: 8742
- Версия для печати