Авторские статьи: Саакашвили могут изменить остатки разума
Опубликовал Gabaraty, 21 октября 2007
Выстраивая российско-грузинские отношения, следует учитывать непредсказуемость лидера соседнего государства
Леонид Ивашов — вице-президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук, генерал-полковник, с 1996 по 2001 год возглавлял Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ
Постоянно набиравший силу конфликт Грузии и России, словно нарыв, прорвался: 27 сентября грузинской полицией без серьезных на то оснований были задержаны российские офицеры, им было предъявлено обвинение в шпионаже. МИД России назвал действия Грузии провокацией. Вице-премьер, министр обороны России Сергей Иванов заявил, что «бандитизм в Грузии приобрел государственные масштабы».
Наконец, президент России В. Путин, проведя совещание с постоянными членами Совета безопасности РФ, охарактеризовал действия грузинских властей как «акт государственного терроризма с захватом заложников». Истерия в отношении соседей набирает обороты. Эволюцию конфликта анализирует газета «Наше время»
Давно пора перестать закрывать глаза на провокационную антироссийскую политику Саакашвили и тех сил, что пришли вместе с ним к власти в результате «революции роз», у которых явно выраженный оранжевый цвет. Грузинский президент не в первый раз провоцирует войну с Россией, просто раньше он не делал это столь откровенно и нагло. Режим Саакашвили вообще держится за счет всяких инсинуаций, заговоров, переворотов.
Взять события, происшедшие в феврале нынешнего года, когда Тбилиси был готов применить силу, чтобы добиться ускоренного вывода российских миротворцев из зоны грузино-южноосетинского конфликта. Уже тогда локальную проблему, связанную с пребыванием российских миротворцев в Цхинвальском районе, грузины стремились перевести в более масштабный, межгосударственный конфликт, путем провокаций втянуть наш контингент в военные действия.
В этом же ряду и недавние претензии Тбилиси в связи с тем, что обострение ситуации в Кодорском ущелье произошло якобы из-за России.
У России есть много рычагов
Вот и сейчас на фоне военной напряженности Саакашвили, во-первых, отвлекает общественное мнение от тех социальных проблем и того недовольства, которое возникает у населения в результате его политики, а во-вторых, провоцирует Запад на то, чтобы в зону грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликта вошли натовские войска.
По-другому Саакашвили просто не удержаться у власти. Он отрабатывает ту поддержку, которую ему оказали из-за океана при его избрании, по сути дела незаконном. Кроме того, получает рычаги подавления оппозиции, расправы с ней под видом борьбы со шпионажем.
Ведь даже невооруженным глазом видна абсурдность обвинений, предъявленных задержанным российским военнослужащим и якобы сотрудничавшим с ними грузинским гражданам. Мне, например, трудно представить, какие секреты были бы интересны для России в Грузии. Я уже не говорю о том, что в соответствии с соглашением от 1992 года страны СНГ не ведут разведку друг против друга. И наша страна — самый дисциплинированный участник этого соглашения.
Возникают естественные вопросы: какими должны быть действия российской стороны? Возможно ли военное вмешательство или достаточно экономической блокады? Обычно распоясываются те мелкие хулиганы, которые не получают должного отпора. И Грузия тому лишний пример. Как только она не пакостила России во времена Шеварднадзе, и сейчас что только не делает — никакого серьезного ответа пока не получала. Москва ограничивалась заявлениями и нотами протеста.
Между тем у нас имеются мощнейшие рычаги. На такие провокации, как нынешняя, нужно отвечать мощно, сильно, чтобы охладить головы их инициаторов. Оговорюсь: я не сторонник какого-то военного давления на Грузию, а тем более применения военной силы. Хотя некоторые превентивные меры напрашиваются: необходимо усилить группировку российских миротворцев в Абхазии и в целом усилить российскую военную группировку на Кавказе. Однако у России есть много рычагов, помимо военного вмешательства, в том числе политических и экономических. Например, можно поставить под вопрос дальнейшее пребывание посольства Грузии в России.
Есть еще у нас абхазский, южноосетинский рычаг. Вариантов у нашей дипломатии много, в том числе, например, открытие российско-абхазской границы, облегчение экономического режима взаимодействия с этой автономией. Надо лишь умело их задействовать. Следует также обязательно позаботиться об усилении безопасности граждан России, проживающих сегодня в Абхазии, Южной Осетии и на территории самой Грузии.
На просторах нашей страны действует огромная грузинская диаспора, создавая конкуренцию гражданам России, она перекачивает большие деньги в Грузию, за счет этого соседняя страна во многом и живет. Можно и здесь внести необходимые ограничения, например, в поступлении грузинских товаров в Россию. Следует также вернуться к грузинским долгам за электроэнергию, за углеводороды. Хватит экономически поддерживать политический режим, антироссийская физиономия которого уже не секрет ни для кого.
10 млн. долларов для Грузии
Еще в июле Пентагон принял решение продолжить подготовку грузинских военнослужащих по программе «Операция по сохранению стабильности»
Грузинский руководитель, безусловно, будет и впредь апеллировать к Соединенным Штатам, к НАТО. У него есть хорошая поддержка в Вашингтоне. Известно, что группа сенаторов во главе с лидером республиканского большинства Б. Фристом внесла на рассмотрение сената США законопроект о поддержке вступления Грузии в НАТО вместе с Албанией, Хорватией и Македонией.
Он предусматривает выделение из федерального бюджета США 19,8 млн. долларов на оказание «содействия в области безопасности» этим четырем странам в рамках закона 1994 года «Об участии в НАТО». При этом наибольшая сумма — 10 млн. долларов — предназначается для Грузии.
Еще в июле Пентагон принял решение продолжить подготовку грузинских военнослужащих по программе «Операция по сохранению стабильности». Ее реализация завершилась несколько месяцев назад. Но во время последнего визита Саакашвили в США было принято решение о продлении этой программы. По словам посла США в Тбилиси Дж. Теффта, дополнительные затраты по вышеназванной программе на подготовку грузинских военных составят 30 млн. долларов. До этого, как известно, Пентагон уже израсходовал на реализацию программ подготовки и оснащения грузинской армии свыше 120 млн. долларов. Разве такие расходы делаются из чистой благотворительности? Нет, все это свидетельствует о подготовке Грузии к широкомасштабной войне.
Условие для Саакашвили
Похоже, когда американцы продвигали Саакашвили на пост президента Грузии, ему было поставлено одно из условий — постоянно нагнетать антироссийские страсти, выдавливать наше присутствие с территории Грузии. И он активно выполняет эти установки. Сегодня просматривается реализация сценария обострения отношения грузинского руководства к Абхазии, Южной Осетии и России, возбуждение некоего конфликта, а затем приглашение на территорию Абхазии натовских миротворцев.
Саакашвили торопится, он в ситуации цейтнота при решении проблемы непризнанных территорий. Приближается референдум в Косове, а с ним и полная дискредитация принципа территориальной целостности государств (о какой целостности можно говорить сегодня, зная, например, судьбу разрушенной Югославии!). Зато другой принцип — права на самоопределение — приобретает универсальный характер. Более 40 государств появились на карте мира в последние десятилетия. И если независимым станет Косово, то почему на это же не могут рассчитывать Абхазия и Южная Осетия?
К слову, об Абхазии. Грузия заявила о непризнании каких-либо правовых актов бывшего Советского Союза. Но именно по советским законам Абхазия вошла в состав Грузии, так что грузинские парламентарии сами себе забили гол. В ситуации цейтнота Саакашвили могут изменить остатки разума. Это России следует непременно иметь в виду и соответственно действовать.
Но для этого нужна хоть какая-то более-менее четкая линия поведения на Кавказе, пусть даже не стратегия, но последовательная тактика в отношении к Тбилиси. Не надо забывать, что в случае того же приема Грузии в НАТО граница альянса с Россией будет проходить прямо по реке Псоу.
Я считаю, что оставлять последние действия грузинского руководства, носящие ярко выраженный антироссийский характер, без внимания или отвечать только протестами МИДа недостаточно. Нужны ответные меры в политической, экономической и военной сферах. Если Россия поведет себя на этом направлении комплексно, мощно, то или грузинский народ выберет себе более достойного лидера, или, по крайней мере, Саакашвили вынужден будет с уважением относиться к Российскому государству и его гражданам.
Леонид Ивашов — вице-президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук, генерал-полковник, с 1996 по 2001 год возглавлял Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ
Постоянно набиравший силу конфликт Грузии и России, словно нарыв, прорвался: 27 сентября грузинской полицией без серьезных на то оснований были задержаны российские офицеры, им было предъявлено обвинение в шпионаже. МИД России назвал действия Грузии провокацией. Вице-премьер, министр обороны России Сергей Иванов заявил, что «бандитизм в Грузии приобрел государственные масштабы».
Наконец, президент России В. Путин, проведя совещание с постоянными членами Совета безопасности РФ, охарактеризовал действия грузинских властей как «акт государственного терроризма с захватом заложников». Истерия в отношении соседей набирает обороты. Эволюцию конфликта анализирует газета «Наше время»
Давно пора перестать закрывать глаза на провокационную антироссийскую политику Саакашвили и тех сил, что пришли вместе с ним к власти в результате «революции роз», у которых явно выраженный оранжевый цвет. Грузинский президент не в первый раз провоцирует войну с Россией, просто раньше он не делал это столь откровенно и нагло. Режим Саакашвили вообще держится за счет всяких инсинуаций, заговоров, переворотов.
Взять события, происшедшие в феврале нынешнего года, когда Тбилиси был готов применить силу, чтобы добиться ускоренного вывода российских миротворцев из зоны грузино-южноосетинского конфликта. Уже тогда локальную проблему, связанную с пребыванием российских миротворцев в Цхинвальском районе, грузины стремились перевести в более масштабный, межгосударственный конфликт, путем провокаций втянуть наш контингент в военные действия.
В этом же ряду и недавние претензии Тбилиси в связи с тем, что обострение ситуации в Кодорском ущелье произошло якобы из-за России.
У России есть много рычагов
Вот и сейчас на фоне военной напряженности Саакашвили, во-первых, отвлекает общественное мнение от тех социальных проблем и того недовольства, которое возникает у населения в результате его политики, а во-вторых, провоцирует Запад на то, чтобы в зону грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликта вошли натовские войска.
По-другому Саакашвили просто не удержаться у власти. Он отрабатывает ту поддержку, которую ему оказали из-за океана при его избрании, по сути дела незаконном. Кроме того, получает рычаги подавления оппозиции, расправы с ней под видом борьбы со шпионажем.
Ведь даже невооруженным глазом видна абсурдность обвинений, предъявленных задержанным российским военнослужащим и якобы сотрудничавшим с ними грузинским гражданам. Мне, например, трудно представить, какие секреты были бы интересны для России в Грузии. Я уже не говорю о том, что в соответствии с соглашением от 1992 года страны СНГ не ведут разведку друг против друга. И наша страна — самый дисциплинированный участник этого соглашения.
Возникают естественные вопросы: какими должны быть действия российской стороны? Возможно ли военное вмешательство или достаточно экономической блокады? Обычно распоясываются те мелкие хулиганы, которые не получают должного отпора. И Грузия тому лишний пример. Как только она не пакостила России во времена Шеварднадзе, и сейчас что только не делает — никакого серьезного ответа пока не получала. Москва ограничивалась заявлениями и нотами протеста.
Между тем у нас имеются мощнейшие рычаги. На такие провокации, как нынешняя, нужно отвечать мощно, сильно, чтобы охладить головы их инициаторов. Оговорюсь: я не сторонник какого-то военного давления на Грузию, а тем более применения военной силы. Хотя некоторые превентивные меры напрашиваются: необходимо усилить группировку российских миротворцев в Абхазии и в целом усилить российскую военную группировку на Кавказе. Однако у России есть много рычагов, помимо военного вмешательства, в том числе политических и экономических. Например, можно поставить под вопрос дальнейшее пребывание посольства Грузии в России.
Есть еще у нас абхазский, южноосетинский рычаг. Вариантов у нашей дипломатии много, в том числе, например, открытие российско-абхазской границы, облегчение экономического режима взаимодействия с этой автономией. Надо лишь умело их задействовать. Следует также обязательно позаботиться об усилении безопасности граждан России, проживающих сегодня в Абхазии, Южной Осетии и на территории самой Грузии.
На просторах нашей страны действует огромная грузинская диаспора, создавая конкуренцию гражданам России, она перекачивает большие деньги в Грузию, за счет этого соседняя страна во многом и живет. Можно и здесь внести необходимые ограничения, например, в поступлении грузинских товаров в Россию. Следует также вернуться к грузинским долгам за электроэнергию, за углеводороды. Хватит экономически поддерживать политический режим, антироссийская физиономия которого уже не секрет ни для кого.
10 млн. долларов для Грузии
Еще в июле Пентагон принял решение продолжить подготовку грузинских военнослужащих по программе «Операция по сохранению стабильности»
Грузинский руководитель, безусловно, будет и впредь апеллировать к Соединенным Штатам, к НАТО. У него есть хорошая поддержка в Вашингтоне. Известно, что группа сенаторов во главе с лидером республиканского большинства Б. Фристом внесла на рассмотрение сената США законопроект о поддержке вступления Грузии в НАТО вместе с Албанией, Хорватией и Македонией.
Он предусматривает выделение из федерального бюджета США 19,8 млн. долларов на оказание «содействия в области безопасности» этим четырем странам в рамках закона 1994 года «Об участии в НАТО». При этом наибольшая сумма — 10 млн. долларов — предназначается для Грузии.
Еще в июле Пентагон принял решение продолжить подготовку грузинских военнослужащих по программе «Операция по сохранению стабильности». Ее реализация завершилась несколько месяцев назад. Но во время последнего визита Саакашвили в США было принято решение о продлении этой программы. По словам посла США в Тбилиси Дж. Теффта, дополнительные затраты по вышеназванной программе на подготовку грузинских военных составят 30 млн. долларов. До этого, как известно, Пентагон уже израсходовал на реализацию программ подготовки и оснащения грузинской армии свыше 120 млн. долларов. Разве такие расходы делаются из чистой благотворительности? Нет, все это свидетельствует о подготовке Грузии к широкомасштабной войне.
Условие для Саакашвили
Похоже, когда американцы продвигали Саакашвили на пост президента Грузии, ему было поставлено одно из условий — постоянно нагнетать антироссийские страсти, выдавливать наше присутствие с территории Грузии. И он активно выполняет эти установки. Сегодня просматривается реализация сценария обострения отношения грузинского руководства к Абхазии, Южной Осетии и России, возбуждение некоего конфликта, а затем приглашение на территорию Абхазии натовских миротворцев.
Саакашвили торопится, он в ситуации цейтнота при решении проблемы непризнанных территорий. Приближается референдум в Косове, а с ним и полная дискредитация принципа территориальной целостности государств (о какой целостности можно говорить сегодня, зная, например, судьбу разрушенной Югославии!). Зато другой принцип — права на самоопределение — приобретает универсальный характер. Более 40 государств появились на карте мира в последние десятилетия. И если независимым станет Косово, то почему на это же не могут рассчитывать Абхазия и Южная Осетия?
К слову, об Абхазии. Грузия заявила о непризнании каких-либо правовых актов бывшего Советского Союза. Но именно по советским законам Абхазия вошла в состав Грузии, так что грузинские парламентарии сами себе забили гол. В ситуации цейтнота Саакашвили могут изменить остатки разума. Это России следует непременно иметь в виду и соответственно действовать.
Но для этого нужна хоть какая-то более-менее четкая линия поведения на Кавказе, пусть даже не стратегия, но последовательная тактика в отношении к Тбилиси. Не надо забывать, что в случае того же приема Грузии в НАТО граница альянса с Россией будет проходить прямо по реке Псоу.
Я считаю, что оставлять последние действия грузинского руководства, носящие ярко выраженный антироссийский характер, без внимания или отвечать только протестами МИДа недостаточно. Нужны ответные меры в политической, экономической и военной сферах. Если Россия поведет себя на этом направлении комплексно, мощно, то или грузинский народ выберет себе более достойного лидера, или, по крайней мере, Саакашвили вынужден будет с уважением относиться к Российскому государству и его гражданам.
- Просмотров: 6161
- Версия для печати