Главная > Культура > Классификационная и культурно-семаническая уникальность понятия "тайп"

Классификационная и культурно-семаническая уникальность понятия "тайп"


3 мая 2015. Разместил: admin
Альбеков Н. Н.,
г. Грозный

    Чем глубже знание о предмете, тем шире вероятность вариаций интерпретаций истины о его сущности, тем менее категоричность абсолютизма в заключениях. Абсолютная уверенность в истинности своих умозаключений, выводов есть больше интеллектуальная ограниченность, чем признак глубокого знания. Философия истины многогранна и только человек, который способен увидеть или предполагать, что у медали существуют, как минимум, две стороны может назвать себя исследователем. Ну а если он знает, что медаль, кроме обозначенных, имеет еще и структурную, семиотическую, символическую, эстетическую и др. стороны, то он может назваться аналитиком.
    Все это говорится к тому, что некоторые «исследователи» (одни — в силу ограниченности умственных способностей, другие — намеренно, во исполнение социально-политических заказов) подвергают очевидные истины такому искажению, что целые области науки заражаются вирусом невежества. Подобные искажения чаще всего наблюдаются в науках, занимающихся историей и социально-политическим обустройством общества. Особенно остро эта проблема обнаруживается, когда речь идет об интерпретациях этнографических терминов.
    Интересное предположение относительно искажения научных истин, связанных с ложной интерпретацией терминов высказывает Л. Н. Гумилев, который отмечает, что «при отсутствии системы нет и не может быть общей терминологии»[1. С.42].
    Одним из таких терминов, который, на наш взгляд, чаше всего подвергается своевольной интерпретации и анализу, свободному от системных законов, это термин тайп.
    О чеченском термине тайп (речь в данной работе пойдет именно о чеченском термине тайп) написано много работ, но все они, почему-то, ограничиваются только описанием структуры общественной единицы понятия тайп. Любое общественное объединение, начиная от государства и заканчивая мафией, имеет определенную структуру, во многом, возможно, даже и схожую, но это не означает идентичность этих объединений, т.е. эти объединения принадлежат к разным системам и, соответственно, их надо классифицировать по разному, принимая во внимание особенности, присущие только данной системе.
    Практически все исследователи тайпа, почему-то, идентифицируют его с понятием род. Здесь, опять же, процитируем Л. Н. Гумилева, который очень точно заметил, что «Придавая терминам разные оттенки и вкладывая в них различное содержание, историки превращают их в многозначные слова. На первых стадиях этого процесса еще можно понять собеседника исходя из контекста, интонации, ситуации, при которой происходит диспут, но на последующих фазах и эта (неудовлетворительная) степень понимания исчезает. Так слово «род» обычно применяется к понятию «родовой строй», но «род бояр Шуйских» явно сюда не относится. Еще хуже при переводе: если род — кельтский клан, то так нельзя назвать какую либо казахскую отрасль Среднего или Малого Жуса (ру) или алтайскую «кость» (сеок), и наоборот, потому что они различны по функциям и генезису» (выделено мною, — Н. А.) [1. С. 43].
    Для того чтобы выяснить, что такое тайп и какие специфические свойства, качества и характеристики присущи понятию тайп, необходимо ответить на несколько вопросов:
    1. Каким термином перевести на другие языки, в частности, на русский, понятие тайп?
    2. Являются ли понятия тайп и род идентичными в плане семантической и структурной организации?
    3. Специфика функционирования подсистемных элементов системы-тайп.
    4. Свойства ситемы-тайп как общественной единицы и ее уникальность.
    5. Классификационные категории системы тайпа.
    Итак, что такое тайп и можно ли чеченский тайп обозначить термином род?
    Начнем с того, что семантическая основа понятия род исходит от глагола «родиться», что совершенно не соответствует семантической основе понятия тайп. По мнению Б. А. Рыбакова, слова с корнем -род- относятся к тем сферам человеческой жизни и природы, которыми, согласно верованиям, управлял Род (божество). С такой многофункциональностью божества связан разветвленный комплекс древнерусских слов, содержащих корень -род-: род, народ, родня, родичи, родина, родить, природа, рождать, урожай [Цит. по: 2. С.40].
    Н. И. Мазай считает, что в ранних эпических текстах лексема род встречается в следующих семи значениях: 1) «ряд поколений, колена»: Не бейся с родом Микуловым: Его любит матушка сыра-земля. 2) «рождение, родство по рождению» (связь человека с другими людьми): А ты по роду мне сестра родна.3) «родина» (связь человека с землей): Есть я родом из земли да из тальянскою;4) «мир, жизнь»: У меня есь ли на роду то родный батюшко; 5) «судьба» (связь со Вселенной): Говорит Илья Муромец: Не была мне на роду смерть в поле написана.6) «происхождение» (связь с обществом): Я ведь роду-ту, роду, да роду царского; 7) «сущность, природное свойство» (связь с природой): У нас Мишка то роду торопливого.
    В толковом словаре под редакцией Д. Н. Ушакова дается следующая классификация лексеме род:
    1. РОД — основная общественная организация в первобытном обществе, представляющая собою союз больших семей, находящихся в родственных отношениях и ведущих общее хозяйство. Патриархальный род. Старейшина рода. Член рода.
    2. Ряд поколений, происходящих от одного предка (книжн.). Родов дряхлеющих обломок.
    3. В научных классификациях — группа, которая объединяет несколько близких видов, обладающих общими признаками.
    4. Сорт, разновидность, обладающая каким нибудь качеством или свойством. Всякого рода товары.
    5. Способ, образ, направление (деятельности). Род жизни. Род занятий. Род деятельности.
    6. Грамматическая категория.
    7. Обильный урожай. Нынче на грибы род.
    
8. Твор. ед. родом употр. также в знач.: по своему происхождению. Родом с Урала был.Он родом француз [4].
    Теперь постараемся разобрать семантическое поле понятия тайп. Прежде всего, необходимо отметить, что лексема тайп не является производным от какой либо лексической единицы, имеющее значение «родится», «рождение», «род». Лексема тайп, также, не является производной от какой либо лексической единицы, опять же, имеющей значение «родится», «рождение», «род». Лексема тайп в чеченском языке имеет классификационную семантику во всех формах его функционирования и ближе к значению тип (английскому type).
    1) «Муьлхачу тайпанах ву (ю) хьо?» (какому тайпу (роду) ты принадлежишь? 2) «тайпа-тукхум доцуш» (не имеющий ни рода, ни племени), 3) «хIара тайпа синтарш дезара суна» (я хотел вот такие (такого сорта) саженцы), «дика тайпа накхарамозий ду хIорш» (это хорошие (хорошего качества, сорта) пчелы), 4) «тайпа-тайпана къаьмнаш девзира цунна» (он узнал (познакомился) разные народы), 5) «и тайпа хIума хезна дац суна» (никогда не слышал такого (подобного), 6) «лен тайпа дац» (не из тех (не того сорта), которые умирают), 7) «цхьа шатайпа тийна буьйса яра» (ночь была какая то (особенно) тихая, спокойная).
    Лексема тайп в чеченском языке имеет следующие значения:
    1) тайп как общественная единица в системе целого, т.е. как подсистема целого (народа);
    2) происхождение;
    3) биологический вид или сорт;
    4) признаки разнообразия предмета, действия или явления;
    5) способ или образ действия;
    6) образ, характерная особенность, черта;
    7) уникальность.
    Надо отметить, что в общественной единице тайп, в значении принадлежности определенному тайпу, определяются характерные особенности, присущие тому или иному чеченскому тайпу, т.е. присутствует элемент, своего рода, классификации (бакхий когаш болу беной (большеногие беной), шайтIа къардина чIинхой (укротившие черта чинхой), урс Iутту билтой (колющие, т.е. применяющие нож, билтой) и т.д.). Один из первых вопросов, который задается чеченцами при знакомстве это — кто ты по тайпу? Полученный ответ способствует представлению психологического портрета личности, т.е. опять же, мы находим элемент классификации.
    Далее рассмотрим значение лексемы тип в русском языке. Согласно толковому словарю С. Ожегова слово тип в русском языке имеет следующие значения:
    ТИП-а, м.
    1. (вин. п. ~). Форма, вид чего-н., обладающие определёнными признаками, а также образец, к-рому соответствует известная группа предметов, явлений. Типы рельефов. Славянский т. лица. Т. автомобиля.
    2. (вин. п. ~). Высшее подразделение в систематике животных, объединяющее близкие по происхождению классы.
    3. (вин. п. ~). Разряд, категория людей, объединённых общностью каких-н. внешних или внутренних черт. Он очень замкнут — я не люблю людей этого ~а.
    4. (вин. п. ~). Образ, содержащий характерные, обобщённые черты какой-н. группы людей. Гоголевские ~ы в русской литературе.
    5. (вин. п. ~а). Человек, отличающийся какими-н. характерными свойствами, приметами (чаще отрицательными) (разг.). Забавный т. Отвратительный т. Приходил какой то странный т. Ну и т. ты! (осуждение).
    6. ~а кого (чего), в знач. предлог с род. п. Вроде, наподобие кого-чего-н. Устройство ~а центрифуги. Гостиница ~а пансионата. Люди ~а Самгина.
    |уменьш.~ик, — а, м. (к 5 знач.) и ~чик, — а, м. (к 5 знач.).
    |прил.~овой, — ая, — ое (к 1 знач.) и ~ический, — ая, — ое (к 4 знач.). Типовой проект. Типовой договор. Типический образ [4].
    Выявленные специфические значения позволяют нам провести параллели между этими тремя терминами и обозначить идентичность и деферентность характерных особенностей, присущих значениям этих терминов.

Классификационная и культурно-семаническая уникальность понятия "тайп"


    Полученный результат указывает, что термин тайп из семи позиций имеет высокую степень совпадений с термином род только в двух позициях, т.е. №2 и №5, в первой и четвертой позиции наблюдается частичное совпадение, а в остальных позициях значения терминов тайп и род не имеют идентичности. Что касается третьей позиции термина род поколений, происходящих от одного предка, оно не может быть отнесено к значению термина тайп, так как в общественной единице тайп присутствует более низкая подсистемная единица, называемое некъи (буквально путь, т.е. колена). Идентификация этих позиций означала бы искажение содержания и структуры термина. Это все равно что, довести до уровня одного цеха значение слова завод.
    Относительно совпадений значений терминов тайп и тип, то здесь общность семантики более высокая, т.е. в двух позициях №2 и №4 совпадение высокое, в первом, третьем и шестом позициях совпадение частичное.
    Итак, у нас получилось достаточно детальное представление о значениях терминов тайп, род и тип. В данной работе мы не станем анализировать значение термина тайп, которое вызывает наиболее бескомпромиссные дискуссии у исследователей, в частности, у этнографов и историков, т.е. значение, определяющее этническую единицу. Однако скажем, что в работах, посвященных понятию тайп как общественной единице, мы, к сожалению, не находим системный подход в анализе данного института.


Литература

    1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. — СПб., 2002.
    2. Мазай Н. И. Род как исконное понятие русской культуры // Успехи современного естествознания. — 2005. — № 2.
    3. http://ushakov-online.ru/slovar-ushakova/rod/62701
    4. http://ozhegov-online.ru/slovar-ozhegova/tip/34930



Источник:
Альбеков Н. Н. Классификационная и культурно-семаническая уникальность понятия тайп // Народы Кавказа: история, этнология, культура. К 60-летию со дня рождения В. С. Уарзиати. Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО СОГУ им. К.Л. Хетагурова; ФГБУН СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А. – Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. – 294 с.


Об авторе:
Альбеков Нурвади Насруддинович — доцент кафедры общего языкознания ЧГУ, кандидат филологических наук (г. Грозный)

Вернуться назад