Главная > История > Турецко-грузинские отношения в последней четверти ХХ – начале ХХI в.

Турецко-грузинские отношения в последней четверти ХХ – начале ХХI в.


14 марта 2014. Разместил: admin
Дулаева З.С.,
аспирант кафедры новой, новейшей истории и исторической политологии
Северо-Осетинского государственного
университета им. К.Л. Хетагурова

Турецко-грузинские отношения в последней четверти ХХ – начале ХХI в.Распад СССР, приведший к образованию суверенных государств из бывших союзных республик, способствовал активизации Запада в районе Большого Кавказа, стремясь стать основным актором на бывшем советском пространстве. При этом ведущие западные страны во главе с США решали следующие основные задачи: обладание богатыми нефтяными ресурсами кавказского региона, недопущения возврата былой конкурентной державы и приобретение возможности реализации транспортировки нефти и газа в обход России. Важную роль в рамках выполнения этого плана играла ориентированная на Запад Грузия: именно она рассматривалась в качестве плацдарма для доставки на мировой энергетический рынок огромных запасов нефти Каспийского региона. Успехом по реализации западного плана по оттеснению России из Кавказско-Каспийского региона можно считать строительство в 2005 г. трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, имеющего огромные перспективы и возможности, с точки зрения трансформации геополитической конфигурации, складывающейся на Кавказе, в пользу США. Этот проект объединяет два закавказских государства – Азербайджан и Грузию с южным флангом НАТО − Турцией, позиции которой, как регионального лидера на ближневосточном и кавказском направлении, усилились после окончания «холодной войны». В результате, существенное место в современных геополитических процессах в районе Большого Кавказа стали занимать Турция и молодые государства региона южного Кавказа. В этой связи уместно отметить то, что Грузия уже вскоре после выхода из состава СССР и провозглашения своей независимости обратилась к соседней Турции с предложением о дружбе и сотрудничестве, что собственно и было оформлено соответствующим соглашением между двумя странами. Данное обстоятельство особенно важно для США и их западных союзников, поскольку Турция является их стратегическим партнером, и с ней связано реализация целей и задач США на Ближнем Востоке, а также районе Большого Кавказа. Но очевидным является и то, что в последнее время турецкое государство стремится утвердиться в современной мировой политике и международных отношениях в качестве ведущей региональной державы, для чего предпринимает попытки выйти из амплуа «младшего брата США» и предстать в качестве «старшего брата Азербайджана» с целью проведения более самостоятельной политики, в том числе, в кавказском направлении. Но в рамках практической реализации этой стратегии Турция сталкивается с немалыми препятствиями. В качестве примера можно привести в целом неудачную попытку проведения руководством Турции политики «ноль проблем с соседями»: продекларированная в качестве лозунга сохранения добрососедских отношений с соседними государствами, она на деле ставит своей целью экспорт неооманской идеологии. В этих условиях военно-политическое и экономическое сотрудничество Турции с Западом, казалось бы, строится на взаимовыгодных условиях: кроме того, Анкара рассчитывает на принятие Турции в состав Европейского Союза (ЕС). Однако Евросоюз откладывает пока решение о принятии Турции в свои ряды: в основе медлительности европейцев в положительном решении данного вопроса лежит ряд моментов, а именно: участие Турции в захвате в 1975 г. Северного Кипра и провозглашение на оккупированной турецкими войсками части острова Турецкой Республики Северного Кипра, сохранение по настоящее время конфликтного состояния турецко-греческих отношений, наконец, неразрешенность курдской проблемы в Турции. Значимую роль играет в этом контексте и исламский фактор: Европа политически и психологически пока не готова к приему в ЕС крупного мусульманского государства, учитывая сохранение многочисленных проблем в современном исламском мире. Ситуация осложняется еще и тем, что в Турции стремительно усиливаются антиамериканские настроения, сопровождаемые критикой безнравственности западного общества. Безусловно Турция, вовлеченная во многие глобальные проекты Запада, продолжает являться союзницей США, которые рассматривают ее в качестве важного военного плацдарма, являющейся препятствием на пути сдерживания сначала советского, а затем и российского влияния на Ближнем и Среднем Востоке. Вместе с тем, Европа продолжает демонстрировать свою неготовность к тому, чтобы полноценно интегрировать Турцию в свои структуры – шаг, предусматривающий помимо военно-политических и военно-стратегических обязательств с турецкой стороны, включение расширенных экономических и культурных аспектов европейско-турецкого сотрудничества.[1]

Таким образом можно констатировать, что турецкое государство, исходя из своих приоритетов (вступление в ЕС) постепенно меняет свои внешнеполитические ориентиры, демонстрируя значительную активность на восточном кавказском направлении.

В конце ХХ – начале XXI вв. Турция поставила перед собой цель, стать доминирующей политической, экономической и военной державой на Кавказе и одновременно, активизировать усилия для расширения своего влияния на молодые государства – как региона Южного Кавказа, так и Центральной Азии. В рамках реализации своих замыслов Турция активно взялась за налаживание военно-экономического, военно-технического и торгово-экономического сотрудничества, а также культурных обменов с Азербайджаном, Грузией и некоторыми другими странами постсоветского пространства. В этой связи, если в начале 90-х гг. турецко-грузинские отношения носили несколько напряженный характер, что было вызвано рядом обстоятельств (недовольство Грузии по поводу претензий Турции на территорию Аджарии, влияние многочисленной абхазской диаспоры в Турции на грузино-абхазский конфликт, тормозивший турецко-грузинский диалог), то уже после 1994 г., когда стало ясно, что в рамках реализации турецкой энергетической программы Грузия играет важную роль, как транзитное звено в доставке азербайджанской нефти в Турцию, значимость этого государства для Анкары существенно возросло.[2] Для Турции грузинское государство имеет важное геополитическое значение по транзиту энергоресурсов из каспийского региона. Грузия же в свою очередь стремиться через турецкое посредничество приблизиться к членам Североатлантического альянса. Начиная с правительство З.Гамсахурдиа, а затем и Э. Шеварнадзе закладывался фундамент двусторонних отношений между двумя этими странами. Их международно-правовая база состоит из ряда соглашений, охватывающих разные направления. Основополагающим документом среди них является Договор о дружбе и добрососедстве между Турцией и Грузией, заключенный 30 июля 1992 г.[3] На начальной стадии оформления двусторонних отношений был также заключен «Договор о торговле и экономическом сотрудничестве» и созданы совместная экономическая комиссия, а также турецко-грузинская бизнес-ассоциация. Однако, в силу нестабильного положения в Грузии и ряда иных факторов, внедрение турецкого капитала в самом начале 90-х гг. Грузию не носило сколько-нибудь долговременного характера. Экономическое оживление началось в Грузии лишь с конца 90-х гг., параллельно с началом реализации значимых геополитических и геоэкономических проектов, что привело, в числе прочих, к притоку иностранного капитала в Грузию, в котором турецкая доля заняла значительное место. [4] Так, по данным министерства торговли Турции, в 2005 г. торговый оборот Турции с Грузией составил $ 575 млн., в том числе экспорт – $ 272 млн., импорт – $ 303 млн. По представлению департамента по статистике министерства экономического развития Грузии товарооборот между двумя странами в 2005 г. составил $ 405 млн., в том числе экспорт в Турцию $ 122 млн., импорт из Турции $ 283 млн. По сравнению с 1996 г. торговый оборот между двумя странами вырос на 400% [5, с.53-54]. Если в 1996−2001 гг. ведущее место в турецком экспорте в Грузию занимали сельскохозяйственные и продовольственные продукты, то теперь основу экспорта составляют товары перерабатывающей промышленности (72,2% от общего объема экспорта в 2005 г.). Главным образом это товары машиностроения, химической и легкой промышленности, т.е. товары тех секторов турецкой экономики, которые больше всего нуждаются в новых рынках. В свою очередь, основную статью грузинского экспорта в Турцию составляет минеральное сырье. [6]

Территория Грузии стала своего рода «экономическим» мостом между Турцией и Азербайджаном, без которого не представляется возможным реализовать проекты строительства нефтепроводов Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзерум и Баку-Супса для транспортировки азербайджанских углеводородов в Турцию и на другие рынки. Существенную роль в качестве транспортной артерии, связывающей регион Закавказья с Турцией, играет железная дорога Баку-Карс.[7]

Важным этапом в рамках установления официальных отношений между Турцией и Грузией явилось подписание 4 апреля 1996 г. в Анкаре «Соглашения о сотрудничестве в военной сфере» по которому представилась возможность использования турецкого опыта и помощи в формировании материально-технической базы ВС Грузии. Со своей стороны Анкаре было важно, чтобы произошедшие в Грузии политические изменения стали необратимыми, поэтому она с готовностью откликнулась на просьбы новых грузинских властей оказать им помощь в становлении грузинской армии, подготовке военных кадров, в оснащении создаваемых силовых структур оружием и военной техникой. Все эти шаги осуществлялись с учетом особых расчетов, которые строит Запад в отношении Грузии – главным образом, как на перспективного и надежного союзника в противостоянии России на Кавказе. В результате, турецко-грузинское сотрудничество стало важнейшим фактором экономического выживания Грузии, что также устраивает США. И все же, наиболее важной политической задачей Турции в Грузии и в Южном Кавказе, согласно планам США и их атлантических партнеров, является противостояние России на Кавказе и отчасти политике Ирана.[8]

Таким образом, диалог, проводимый между Турцией и Грузией на двусторонней и многосторонней основе в последней четверти ХХ – начале ХХI вв. имел положительные результаты для обеих сторон, поскольку он способствовал совпадению их политических и экономических интересов – как в ближайшей, так и долгосрочной перспективе.


Источники и литература

1. Политика Турции в кавказском направлении http://husell.at.ua/news/politika_turcii_na_kavkazskom_napravlenii/2010-03-31-38 (дата обращения 12.04.2013)

2. Коджаман О. Южный Кавказ в политике Турции и России в постбиполярный период http://cheloveknauka.com/yuzhnyy-kavkaz-v-politike-turtsii-i-rossii-v-postsovetskiy-period (дата обращения 13.04.2013)

3. Охрименко И.В. Турция и кризис на Кавказе. Некоторые политические и экономические аспекты http://www.iimes.ru/?p=7652 (дата обращения 13.04.2013)

4. Грузино-турецкие отношения: реалии и перспективы http://bs-kavkaz.org/2013/01/gruzino-tureckie-otnoshenia-realii-i-perspektivy-i/ (дата обращения 13.04.2013)

5. Егиазарян А. Грузия: структурные проблемы экономики и турецкая экономическая экспансия (1994-2007). Ереван; Москва, 2007.

6. Там же.

7. Политика Турции в кавказском направлении http://husell.at.ua/news/politika_turcii_na_kavkazskom_napravlenii/2010-03-31-38 (дата обращения 12.04.2013)

8. Политические цели Турции на Южном Кавказе http://republic.com.ua/article/14833-old.html (дата обращения 13.04.2013)
Вернуться назад