Главная > Политология > Проблемы российской демократии в американской прессе (2008-2011 гг.)

Проблемы российской демократии в американской прессе (2008-2011 гг.)


6 марта 2015. Разместил: admin
Койбаев Б.Г.,
докт. полит. наук, проф., Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

Одним из центральных элементов внутриполитической составляющей воспринимаемого политического имиджа России в прессе США выступает образ российской демократии, основной характеристикой которой является незавершенность демократических реформ, проявляющаяся как в российском обществе, так и в российской власти.

По мнению М.А. Горбуновой, для обществ, которые не имеют устойчивых демократических традиций и отличаются традиционалистским отношением к власти, характерно пренебрежение инструментальным аспектом демократии. Демократизации страны могут препятствовать политические, экономические и культурные факторы. Автор приводит точку зрения Г. Дилигенского, согласно которому, для современного российского государства этими препятствиями являются: «дефицит демократического политического лидерства, навыков и воли к устойчивой политической самоорганизации». Т. Заславская считает, что препятствием являются нетрансформированные базовые политические практики, в которых все слои общества России принимают участие. В. Петухов фактором, мешающим демократизации России, называет отсутствие устойчивых и сильных демократических традиций. 1

Характерной чертой российского политического уклада является примат государства над частными общественными институтами. Следствием этого является то, что большая часть населения ожидает от государства готовых решений всех проблем вместо того, чтобы проявить инициативу и помочь самим себе, что повлекло бы за собой уменьшение зависимости от государственного аппарата, который, как утверждает М.А. Горбунова, не восприимчив к потребности изменений, которые необходимо провести в социально-экономической сфере. В своей работе М.А. Горбунова, беря за основу существующие политические практики, приходит к выводу, что в России демократические политические институты должны создаваться и внедряться «сверху», подстраиваясь под имеющиеся традиции и политические реалии. 2

В попытках отнести российскую политическую культуру к тому или иному типу практик, сложившихся на Западе или Востоке, была выработана консенсусная точка зрения, согласно которой, в российском политическом пространстве существуют элементы различных традиций. Так как демократический режим не сводится к одной единственной определенной унифицированной системе институтов и правил, рационально говорить о моделях специфического демократического устройства каждого отдельного государства. Конкретная своеобразная форма демократии в конкретной стране зависит от социально-экономических условий, традиций государственного устройства и политической культуры, сложившегося в обществе имиджа власти. По мнению таких ученых, как Т. Заславская и В. Петухов, российская демократия в представлении народа – это не участие населения в принятии решений государственного уровня, а, прежде всего, экономическая свобода. Целесообразность политических свобод, таким образом, напрямую зависит от решения экономических и социальных задач. 3

В. Третьяков утверждает, что в России получила распространение делегативная демократия, получившая переосмысление и преобразованная в модель так называемой «управляемой демократии», которую он определяет как авторитарный тип государства с квазидемократическими элементами, в чем с исследователем сходится большинство современных российских ученых. Практика 2000-х гг. свидетельствует о том, что подобная модель «управляемой демократии» далеко не способствует в должной степени «усвоению населением демократических ценностей и консолидации демократического устройства общества, и может вести к дискредитации демократии в глазах населения». 4

М.А. Горбунова поддерживает позицию Н.А. Баранова, согласно которой процесс российской демократизации носит в значительной степени имитационный характер, что явилось результатом отсутствия в России достаточных внутренних предпосылок для возникновения новых политических институтов и наполнения их соответствующим нормативно-ценностным содержанием. Она также утверждает, что в России сложилась элитарная модель демократии, которая в конкретных условиях российской политической практики характеризуется следующими чертами: добровольная передача политической элите прав руководить государством; иррациональная неустойчивость предпочтений населения, ограничивающая политическое участие народа выборами; создание политических и иных институтов в зависимости от целей развития, определяемых политической элитой; идеализация власти, в условиях политической инфантильности населения приводящая к усилению авторитарных тенденций в управлении обществом. 5

При этом упреки Вашингтона в адрес Москвы из-за недостаточной демократичности в России становятся в определенной степени лишенными основания, т.к. исходя из вышесказанного в США также элитарная форма демократии, то есть власть принадлежит ограниченному кругу избранных. Безусловно, в США и России степени фактических свобод и прав человека находятся на разном уровне, что, тем не менее, не меняет сути – крупнейшие и авторитетнейшие СМИ придерживаются центристских позиций в освещении большинства тем. То есть, при заявленной высокоразвитой демократии логично было бы предположить, что в американских СМИ будет присутствовать множество точек зрения, согласно принципу свободы слова. Одной из причин данного явления служит отмечаемое исследователями повышенное внимание средств массовой информации к институтам и интересам правящих кругов или истэблишмента.

Рассматривая публикации средств массовой информации США о России важно подчеркнуть мысль, выдвинутую В.С. Соколовым и С.А. Михайловым, согласно которой, СМИ США насаждают искаженное, деформированное априорными установками представление о мире, зачастую давая проправительственную пропагандистскую интерпретацию событий. Исследователи также приходят к выводу, что определенно происходит «дьяволизация» противников США на глобальной политической арене. 6

Зачастую именно правительство США выступает источником информации для американских средств массовой информации: напрямую или косвенно посредством брифингов, «утечек» информации и пр. 7 Если же в правящих кругах мнения разделились, то СМИ обращаются к различным экспертам: аналитикам, публицистам и другим комментаторам.

Так редактор онлайнового информационного бюллетеня «Alternative Insight» Дэн Либерман отмечает, что отношение СМИ к тому или иному лидеру конкретной страны отражают непосредственное отношение Госдепартамента к этому лидеру. При этом его заслуги и упущения, политический курс и мотивы не имеют никакого значения. Если лидер соглашается с внешней политикой США – то он получает положительное освещение в средствах массовой информации, если осуждает, то, каким бы хорошим правителем он ни был, СМИ США покрывают критикой эту политическую фигуру. 8

Применительно к российским политическим событиям, как отмечает К.В. Жданов, у американских СМИ изначально присутствует определенный угол зрения, выявляющий ряд стереотипов, существующих в американском обществе по отношению к России. В значительной степени многом из-за этих стереотипов, а также ощутимому участию средства массовой информации США в конкуренции России и США на геополитической арене, СМИ дают негативную оценку демократическим процессам, происходящим в России с 2000 г. 9

С точки зрения М.А. Горбуновой, тенденции дальнейшего развития России различны и неоднозначны: от достижения следующего этапа консолидации и усиления демократии до перехода к модели «сверхуправляемой демократии», для которой характерно: управление обществом посредством «пакта неучастия»; возможность дальнейшего отхода от социальных идеалов; продолжение создания субинститутов, выполняющих функции отдельных демократических институтов. В сравнении с моделью «управляемой демократии» «сверхуправляемая демократия» отличается более высокой степенью централизации власти, уменьшением пространства для политической состязательности и ключевой ролью субинститутов. 10

Проведенный контент-анализ публикаций за рассматриваемый период позволил установить, что в конструировании политического имиджа российского демократического процесса чаще всего используются следующие лексемы и словосочетания: arrest, bureaucracy (bureaucratic); Cold War; Khodorkovsky; Nemtsov; Soviet.

С 2008 по 2011 годы, в основном, происходит рост негативной тональности политического имиджа российского демократического процесса, что может объясняться следующими событиями. В 2008 году внимание журналистов привлекает подавление оппозиции, как, например, цензура на телевидении 11, а также поддержка «недемократических» режимов Кремлем на примере выборов в Беларуси – как отражение и продолжение внутриполитического курса во внешней политике на постсоветском пространстве.12

Жесткие ограничения на европейских наблюдателей на президентских выборах 2008 года также вызывают негодование Запада и ставят под вопрос демократичность российского государства 13, ссылаясь на нарушение демократических норм и прав человека. Нарушение прав человека видится американскими СМИ не только на государственном уровне, но и на уровне общества как такового . 14

В 2009 году американская пресса вновь подняла тему отсутствия прогресса в расследовании убийств журналистов в России. 15

Тема, актуальная и в 2009 году у американских журналистов – подавление оппозиции – как физическое при разгоне демонстраций 16, так и юридическое. Так, по утверждениям Бориса Немцова, его избирательной кампании в мэры города Сочи были поставлены разнообразные административные и юридические препятствия 17. Надежду на ослабление Кремля над обществом выразил и президент России. Он осудил российскую государственную систему в своей статье, размещенной в онлайн в блоге президента, порицая коррупцию, призывая к большей демократичности, фокусе на индивидуализме, как в предпринимательстве, так и политической сфере 18. Признание президентом Медведевым слабости демократических институтов в России и надежду на их укрепление уважает и разделяет администрация президента США Барака Обамы 19. При этом Дмитрий Медведев, сравнивая уровень демократического развития страны в 1993 и 2008 годах приходит к выводу о значительном шаге вперед в восприятии демократических ценностей гражданским обществом Российской Федерации.20

В 2010 году в публикациях фигурирует дело Алексея Магнитского, российского юриста, умершего в 2009 году в бутырском следственном изоляторе, пытавшегося разоблачить крупную преступную схему, в которую были вовлечены государственные чиновники разных уровней 21. Также активно муссировался судебный процесс над Михаилом Ходорковским по делу ЮКОСа, в котором новым моментом явилось увеличение срока пребывания в заключении еще на 6 лет 22.

В 2011 году на страницах прессы США вновь появились статьи о подавлении оппозиции в России 23. Активно обсуждался вопрос выдворения британского журналиста из России 24, написавшего статьи по данным из скандального ресурса WikiLeaks. Позже репортер все же получает возможность вернуться в Россию, благодаря значительному резонансу на Западе, вызванному подобной реакцией Москвы 25. «The New York Times» акцентирует внимание на отсутствии развитой демократии в России, цитируя Михаила Горбачева, осуждающего Владимира Путина, как фигуру, стоящую за недемократичными выборами в стране 26.

Соединенные Штаты Америки официально заявляют о своей миссии развития демократии во всем мире, что отражено не только в концепции национальной безопасности 27, но и в многочисленных заявлениях представителей администрации президента и других американских чиновников.

Одним из ключевых вопросов, имеющих непосредственное влияние на имидж российского государства, является соблюдение прав человека и свобода слова. В данном направлении, по словам Госсекретаря Х.Р. Клинтон, США проводят активную работу в России, направляя свои усилия не только на решение общих задач двух государств, но и на поддержание демократии в России. 28 Очевидно, что данное заявление выражает лишь официальную точку зрения Белого дома, и не отражает ряда факторов, при котором подобная поддержка демократических начинаний преследует определенные геополитические цели. Так, например, в 2010 году по официальным данным «на финансирование поддержки демократии и гражданского общества в России» было потрачено 33,6 миллионов долларов 29, а с 2009 по конец 2011 годов – уже 160 миллионов долларов 30.

Свобода слова и независимость средств массовой информации, по мнению администрации Обамы, являются ключевым моментом построения любого демократического общества. Так, в первой из двадцати семи поправок к конституции США, говорится о запрете на какое-либо ограничение свободы слова или прессы 31. Исходя из этого постулата, администрацией Барака Обамы неоднократно за срок президентства делались заявления и попытки повлиять на Кремль с тем, чтобы СМИ подвергались меньшему контролю со стороны государства, который, по мнению Белого дома, имеет место быть 32.

Несмотря на отдельные достаточно резкие высказывания в адрес российских властей на тему недостаточной поддержки и развития демократических ценностей, прав и свобод человека в стране, заявления администрации США носят хотя и настойчивый, но достаточно мягкий характер, в основном в форме советов и предложений помощи в укреплении демократического процесса в России 33.

Таким образом, по итогам анализа внутриполитической ситуации в России и того, как ее восприятие и интерпретация влияют на политический имидж Российской Федерации, важно сказать о том, что во внутриполитической составляющей имиджа России преобладают негативные характеристики, представляющие Россию авторитарным государством, подавляющим демократические нормы и права человека. Следует подчеркнуть, что статус-кво в восприятии России в США на негласном уровне сводится к тому, что России далеко до демократии западного типа, хотя есть хорошие предпосылки и потенциал.


Примечания:

1. Горбунова М.А. Демократия в России: модели, традиции, тенденции развития / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Пятигорск, 2011. – С. 17.

2. Там же. С. 17-18.

3. Горбунова М.А. Демократия в России: модели, традиции, тенденции развития / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Пятигорск, 2011. – С. 17-18.

4. Там же. С. 19-20.

5. Горбунова М.А. Демократия в России: модели, традиции, тенденции развития / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Пятигорск, 2011. – С. 19-20.

6. Соколов В.С., Михайлов С.А. Периодическая печать Соединенных Штатов Америки: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. – С. 133.

7. Жданов К.В. Американские СМИ о демократических процессах современной России / Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. – СПб., 2006. – С. 70-71.

8. Lieberman D. Crushing Vladimir Putin // Scoop. – 2011. – December 26. – Режим доступа: http://www.scoop.co.nz/stories/HL1112/S00166/dan-lieberman-crushing-vladimir-putin.htm.

9. Жданов К.В. Американские СМИ о демократических процессах современной России / Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. – СПб., 2006. – С. 151.

10. Горбунова М.А. Демократия в России: модели, традиции, тенденции развития / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Пятигорск, 2011. – С. 23.

11. Levy C. It Isn’t Magic: Putin Opponents Vanish From TV // The New York Times. 03.06.2008.

12. http://www.nytimes.com/2008/12/17/world/europe/17belarus.html.

13. http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2008/01/29/AR2008012901701.html.

14. http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2008/04/07/AR2008040702718.html.

15. Chivers C. A Fearless Activist in a Land of Thugs // The New York Times. 17.07.2009.

16. Pan P. Russian Rights Activist Beaten in Latest Attack on Opposition Figures in Moscow // The Washington Post. 02.04.2009.

17. http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2009/04/25/AR2009042502877.html.

18. http://online.wsj.com/article/SB125304798636513405.html.

19. Russell D.A., Deputy Assistant Secretary, Bureau of European and Eurasian Affairs. U.S.-Russian Relations: First Year of the Obama Administration. World Russia Forum. – Washington, DC. – 2010. – April 26. – Режим доступа: http://www.state.gov/p/eur/rls/rm/2010/140850.htm.

20. Стенографический отчет о встрече с участниками международного клуба «Валдай». – 2008. – 12 сентября. – Режим доступа: http://kremlin.ru/transcripts/1383.

21. Barry E. After Russian Death, Inquiry Doors Open and Shut // The New York Times. 22.12.2010.

22. Levy C. Russian Judge Extends Term for Tycoon by 6 Years // The New York Times. 30.12.2010.

23. http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2011/01/31/AR2011013104518.html.

24. Corcoran J., Meyer H. Russia expels U.K. reporter Luke Harding, who covered corruption // The Washington Post. 08.02.2011.

25. Levy C. Russia Reinstates a Reporter It Expelled // The New York Times. 13.02.2011.

26. http://www.nytimes.com/2011/02/22/world/europe/22briefs-Russia.html.

27. Стратегия национальной безопасности США (май 2010). – Режим доступа: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf.

28. Clinton H.R., Secretary of State. Remarks on the Human Rights Agenda for the 21st Century. Georgetown University's Gaston Hall. – Washington, DC. – 2009. – December 14. – Режим доступа: http://www.state.gov/secretary/rm/2009a/12/133544.htm.

29. Gordon P.H., Assistant Secretary, Bureau of European and Eurasian Affairs. U.S.-Russia Relations Under the Obama Administration. Remarks at the German Marshall Fund. – Washington, DC. – 2010. – June 16. – Режим доступа: http://www.state.gov/p/eur/rls/rm/2010/143275.htm.

30. Melia T.O., Deputy Assistant Secretary, Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. U.S. Policy on Supporting Human Rights and the Rule of Law in Russia. Statement Before the U.S. Senate Foreign Relations Committee. – Washington, DC. – 2011. – December 14. – Режим доступа: http://www.state.gov/j/drl/rls/rm/2011/178843.htm.

31. Конституция США. – Режим доступа: http://www.archives.gov/national-archives-experience/charters/constitution.html.

32. Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. 2008 Human Rights Report: Russia. – Washington, DC. – 2009. – February 25. – Режим доступа: http://www.state.gov/j/drl/rls/hrrpt/2008/eur/119101.htm.

33. Burns W.J., Under Secretary for Political Affairs. The United States and Russia in a New Era: One Year After «Reset». Center for American Progress. – Washington, DC. – 2010. – April 14. – Режим доступа: http://www.state.gov/p/us/rm/2010/140179.htm.


Койбаев Б.Г. Проблемы российской демократии в американской прессе (2008-2011 гг.) // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 5 / Под ред. докт. полит, наук, проф. Б.Г. Койбаева; ФГБУН Сев.-Осет. ин-т гум. и соц. исслед. - Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2013.-225 с.

Вернуться назад