Главная > История > Убыхи

Убыхи


18 октября 2007. Разместил: Gabaraty
Убыхи (самоназв. пeх, дыухъы). Экзоэтноним убых из адыг. яз. По П. Услару, адыги их называли апгуэхъуэ. У. относились к адыго-абхазской группе автохтонов Кавказа. Они иногда характеризуются как один из субэтносов адыгов. Существует мнение и об их абазинском происхождении. Антропологически относятся к понтийскому типу европеоидной расы.

Убыхия XIX в. занимала бассейн р. Шахе, Сочи, Хоста. Однако нет точного географического описания этнической территории У.: на зап. она граничила с землями шапсугов; на востоке — с абазинами-джигетами (асадзуа, садзен); на сев.-вост. — с абадзехами.

В 1-й пол. XIX в. Убыхия представляла собой систему сел. об., управлявшихся как местной знатью, так и выборными старшинами. В нее входили три субгеополит. единицы: Вордане, Саше и собственно

Убых, каждая из которых делилась на независимые субэтнические группы. В состав Вордане входили Субешх, Хизе, Псахе и собственно Вордане; в Саше — Хоста и Саше (Соцва). Убыхи, Вордане и Саше были билингвами: население Вордане — адыгоязычным, а Саше — абазиноязычным. Самобытная часть этноса, говорившая только на убыхском языке, была расселена в Верх. Убыхии, которая являлась родиной известных военных деятелей Хаджи-Дагамука и Керендука (Джерендука) Берзеговых, привелигированной фамилии Дишан (Дечен) и др. Убых. яз. как самостоят. лингвистическая система существовал до сер. XX в., так и не став письменным. К утрате им коммуникативной функции и обретению статуса мертвого языка к концу века привел ассимиляционный процесс, разрушивший полностью этнокультуру народа. Билингвизм У., имевший место как частное явление еще на Кавказе, после депортаци и в Турцию приобретает необратимый характер и приводит к постепенной утрате родного языка.

В демограф. статистике нет абсолютной цифры, соответствующей численности У.: она колеблется от 10 тыс. до 115 тыс. После завершения Кавказской войны с 1864 г. У. оказались полностью вытесненным в Турцию. На ист. родине не осталось ни одного населенного пункта, являющегося местом компактного расселения У. Оставшиеся в дисперсном состоянии среди адыгов и абхазов У. ассимилированы иноэтнической средой. Данных о численности диаспоры У. нет, т. к. они определяются под общим этнонимом черкесы. В Турции они были расселены в р-не г. Дюздже, Измит, Гeнен и др.

Внешняя торговля была ориентирована в основном на Турцию. Убыхия также выполняла роль посредника между Абадзехией и Турцией. Из Турции импортировались соль, ситцы, железо, оружие, порох, свинец. Убыхский экспорт — мед, воск, стро-евой лес (бук, орех, самшит) и др. Имела место торговля пленными и рабами.

Матер. культура наделена общекавказ. чертами: деревянные дома с тесовыми или соломенными крышами. Жилище знати отличалось не только богатством убранства, но и особенностями традиц. зодчества.

Соц. структура была представлена четырьмя сословиями: рабы, крепостные, свободные крестьяне и дворяне. К сословию «куашхъа» — дворяне в Убыхии относились Аблагуо, Берзек, Дзепш, Хамыш и др.

Хоз-во — смешанное. Ведущие отрасли — отгонное скотоводство и земледелие. У. славились лесо-садами, виноградарством. Сортовая и видовая структура садов отличалась разнообразием: семячковые, которые обеспечивали круглогодичное употребление свежих фруктов, орехоплодные, косточковые. Развивалось пасечное пчеловодство. Охота и рыболовство играли подсобную роль. Занимались шелководством, которое обеспечивало внутренние нужды. Земледелие — плужное, террасное. Сеяли кукурузу, просо, ячмень, пшеницу. Сажали лук, чеснок, горький перец и др. Широкую известность получили кузнечное и оружейное дело: шашки и ружья убых. работы высоко ценились на Сев.-Зап. Кавказе.

Внутренний обмен осуществлялся как между верх. и прибреж. У., так и с абадзехами.

У. — мусульмане суннитского толка; сохранились и политеистические взгляды. Был развит культ дерева. Бога Ахына, покровителя животных, считали своим прародителем. В верованиях У. прослеживается и христианская обрядность — поклонение кресту.

Гуманитарная культура У. представлена речевым, хореографическим и музыкальным фольклором. Однако не сохранилось ни одной убыхской песни, нет сведений о муз. инструментах. Мало фольклорных текстов домиграционного времени. Бесследно ушло в прошлое орнамент. искусство У.

Культура и быт У. — органическая часть общеадыго-абхазской трансэтничности.



Автор: Унарокова М.Ю. (Майкоп)


Литература:
Фонвиль А. Последний год войны Черкесии за независимость 1863—1864 гг. Краснодар, 1927;
Фадеев А. Убыхи в освободит. движении на Зап. Кавказе // Ист. сб. Т. 4. М.;Л., 1935;
Званба С.Т. Этнограф. этюды. Сухуми, 1955;
Лавров Л.И. Этнограф. очерк убыхов // Уч. зап. Адыгейс. НИИ. Т. 8. Майкоп, 1968;
G. Dumezil. La langue des Ou Bykhs. P., 1931.


источник

Вернуться назад