Главная > Интересно > Проблемы в ирано-российских отношениях в 1990-е гг. ΧΧ в.

Проблемы в ирано-российских отношениях в 1990-е гг. ΧΧ в.


6 декабря 2014. Разместил: admin
Н.Э. Ногаев

Проблемы в ирано-российских отношениях в 1990-е гг. ΧΧ в.Конец 1980-х - начало 1990-х годов – это период разрядки напряженности и нормализации ирано-советских, а в последствии и ирано-российских отношений.

Именно тогда произошли важные изменения геополитических реалий современного мира, непосредственно затронувшие Иран и Россию и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие этих двух государств, а также на характер их внешнеполитических приоритетов, в том числе и в том, что касается развития двусторонних отношений.

Процесс улучшения отношений в первую очередь был связан с внутриполитическими изменениями в обеих странах.

Распад СССР и появление на международной арене Российской Федерации принципиальным образом изменил геополитическое положение ИРИ: если Советский Союз с его коммунистической идеологией и более чем двухтысячикилометровой границей с Ираном уподоблялся в сознании иранцев гигантской скале, нависшей над Ираном, которая может обрушится на него, то после распада Союза и с появлением Российской Федерации основания для подобных опасений оказались снятыми.

Ещё раньше, 4 января 1989 года представителем имама Хомейни – Джавади Амоли в Москву было доставлено письмо имама на имя президента СССР Горбачёва. Хомейни не занимая в Иране какого-либо государственного поста - являлся духовным лидером и фактически первым лицом страны. Содержание письма носило философский и во многом пророческий характер для истории и политики СССР и новой России. Иранский лидер позитивно оценивая действия Горбачёва по разрядке международной напряжённости и демократизации во внутриполитическом курсе, в тоже время предостерегает его от перенимания либерального опыта и слепого подражания Западу: «…если ныне марксизм зашёл в тупик в своих экономических проблемах, то и западный мир погряз в тех же проблемах, только в другой форме и в других сферах».1

«Вам следует обратиться к истине - пишет Хомейни, – Основная проблема Вашей страны лежит не вопросах собственности, экономики и свободы».2 Имам Хомейни призывает Горбачёва обратится в этой связи к основам и смыслу религии вообще, и ислама в частности, для постижения истины, нравственности и морали. Весьма значимой и интересной является заключительная часть послания: «…хочу твёрда заявить что Исламская Республика Иран как самый могущественный оплот исламского мира может с лёгкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе Вашего общества. Как бы то ни было, наша страна по – прежнему придерживается принципов добрососедства и развития двусторонних отношений и уважает эти принципы. Желаю благословения тем, кто следует праведным путём».3

Как пишет в книге своих мемуаров глава МИД СССР при правительстве Горбачёва – Эдуард Шеварднадзе: «…Письмо Хомейни заставило Михаила Горбачёва задуматься. Он не знал что ему ответить. Я тоже, конечно, не знал. … Горбачёв как атеист – руководитель КПСС – естественно не понимал философии духовного лидера Ирана. Горбачёв в своём ответе ограничился вопросами двусторонних отношений, регионального сотрудничества способами их решения».4

Совершенно очевидно, что именно в последний год жизни Хомейни т.е. в 1989году, наметился существенный прогресс а фактический новый позитивный этап в ирано – советских а после 1991 и в ирано – российских отношениях.

После смерти имама Хомейни в 1989 году, в Иране был избран президентом Али Акбар Хашеми - Рафсанджани – с именем которого было связанно восстановление страны и активизация действий во внешней политике.5

С середины 90-х годов президент Рафсанджани активно высказывался по проблемам американского экономического эмбарго и комментировал безосновательные обвинения США в адрес Ирана, о том что Иран, якобы создаёт ядерное оружие. В многочисленных интервью западным и региональным средствам массовой информации он отчетливо выражал свою позицию по этим и другим вопросам. В частности в интервью американской телекомпании – CNN, президент Рафсанджани ответил на вопросы о ядерном сотрудничестве с Россией, экономическом бойкоте со стороны США и о проблемах Ближнего Востока. Касаясь отношений с США он отметил: «Американцы оказались заложниками сионистской пропаганды. Сами что-то пропагандируют и сами себя обманывают. Отравляют общественную атмосферу, а потом вынуждены в этой атмосфере жить и принимать неразумные решения». По вопросу ядерного оружия: «…Мы не только не хотим иметь это оружие, но и испытываем к нему отвращение. Мы считаем, что атомное оружие невозможно использовать в столкновении между людьми».6

Вследствие многих факторов, как политических, так и экономических, Иран с начало 90-х годов начинает приобретать роль союзника России. Несмотря на то, что он не является непосредственным соседом России, он граничит со многими государствами СНГ, с которыми РФ поддерживает особые отношения. Нестабильность и переменчивость ситуации в Средней Азии и Закавказье беспокоят как российских, так и иранских политиков с точки зрения обеспечения безопасности региона. Поэтому позиции двух стран по ряду конфликтных ситуаций, возникающих в регионе, достаточно близки. Это таджикская проблема, положение в Афганистане, разграничение Каспийского моря и другие. Иран оказывает противодействия устремлениям Турции и усилиям Пакистана в проникновении в Центральную Азию, что, несомненно, отвечает интересам России.7

Россия еще в начале 90-х годов высказалась против намерения США изолировать Иран от внешнего мира и ведет с Ираном активный диалог, что вызывало и вызывает недовольство со стороны США. Иран занял близкие с Россией позиции по ряду региональных проблем (таджикская, карабахская, каспийская) и заявил о поддержке Москвы в ее противостоянии Североатлантическому альянсу. Тегеран с начало 90-х годов открыто выступил против НАТО и его продвижение на Восток, а также на южный фланг НАТО, через Турцию и страны Залива – против Исламского Ирана.8 В этой связи уровень и насыщенность политического диалога и взаимодействия являются естественными в условиях, когда политиков обеих стран объединяет, как указывалось выше видение многих основных параметров современной обстановки в мире. Все более тесно обе страны вынуждены взаимодействовать в сфере международной безопасности и по другим проблемам глобального характера. И Иран и Россия, не приемлют попыток навязать миру однополюсность, выступая за примат международного права против использования силы в международных отношениях в обход Устава ООН.9

Новая фаза активизации во внешней политике Ирана и в частности в отношениях с Россией происходит после избрания в 1997 году – президентом Ирана Мохаммада Хатами – достаточно либерального политика. Провозглашенная Хатами концепция «диалога цивилизации» получила активную поддержку в основных мировых столицах в том числе в Москве. С различных международных трибун, в том числе и с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, М.Хатами излагал основы своей концепции, высказываясь в том ключе, что: «Диалог между цивилизациями – необходимое условие существования в современном мире»10 - И добавим мы, залог долгосрочного прогресса. В этом вопросе Иран и Россия могут достичь многого, учитывая тысячелетнюю историю межцивилизационного обмена.

Президент Ирана высказался за еще больше углубление ирано -российского взаимодействия в технической, научной, промышленной и торговой сферах а так же отметил эффективность сотрудничества в деле нормализации ситуации в регионе.

В геополитическом отношении близость или совпадение интересов Тегерана и Москвы предопределены прежде всего похожестью политических ситуаций, в которых оказались на данном историческом этапе обе страны.

Иран и Россия не интегрированные в современные военно-политические структуры, находятся в поисках своего места и вынуждены противостоять давлению внешних сил.

Для национальных интересов, как Ирана, так и России, существуют примерно одни и те же источники угроз. Среди них – угроза территориальной целостности поддерживаемых извне сепаратистских и националистических сил; постоянное военное присутствие в регионе западных государств, масштабное внедрение западных корпораций в экономику «буферных» государств и т.д.11.

Иран, будучи в 1997-2000 годах председателем Организации Исламская Конференция (ОИК), последовательно блокировал принятия антироссийских резолюций на форумах этой влиятельной организации. Примечательно также, что Иран одним из первых поддержал инициативу Президента РФ В.В. Путина о расширении взаимодействия России с ОИК.

Иран признает особые интересы России на пространстве СНГ.

В Иране видят Россию надежным и перспективным партнером. Важной вехой в отношении двух стран стал визит президента Ирана М. Хатами в Москву, 12 марта 2001 года, и подписание Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между РФ и ИРИ. Этот договор заложил прочную правовую базу двухсторонних связей в качественно новой международной обстановке.

Делая попытку анализа проблем в двусторонних отношениях, которые несомненно, имели место быть, – следует отметить очень важный на наш взгляд момент. Речь идёт о существовавшей фундаментальной разнице во внутренней (политической, идеологической, экономической) структуре Ирана и России.

Очевидно, тесно поддерживать Иран и сотрудничать с ним Россия не могла не только из за своих болезней, которые всем известны. Сутью Исламской революции 1978 – 1979гг. было радикальное перенацеливание нефтяных сверхдоходов – на поддержку рядового населения; сутью же российской « августовской революции» 1991 стал прямо обратный процесс. Именно в этом смысле Иран и Россия планеты разные. Для большинства российской элиты 1990-х годов США были родней и ближе всегда - по понятным причинам. Именно по той же причине Россия сдала всех своих бывших друзей и союзников ставшими ей идеологически чуждыми.

В российской элите доминировали самоидентификация с Западом и настороженное, а порой и враждебное отношение к исламским странам и Ирану. Зависимость от Западных финансовых структур и стремление интегрироваться в Европу не позволяли России в полной мере реализовать свои собственные интересы в её отношениях с Ираном, заставляли её действовать с оглядкой.

Как уже отмечалось, важное место в ирано-российских отношениях занимал интенсивный диалог по Каспию. Тегеран и Москва едины в том, чтобы сделать Каспий регионом мира, стабильности, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. В решении проблемы Каспия Иран и Россия занимают схожие позиции, но есть еще некоторые разногласия. Важно то, что обе страны выступают за углубление хозяйственно-экономического сотрудничества на Каспий, как в нефтегазовой сфере так и по всему спектру возможностей.12

Что касается иранской ядерной проблемы, следует указать - Россия всегда поддерживала законное право Ирана как государства – участника ДНЯО на мирное использование ядерной энергии и развивало и развивает сотрудничество с ИРИ в этой области.

Россия объективно заинтересована в том, чтобы соседний с ней Иран оставался фактором стабильности и сотрудничества на южных рубежах СНГ. В Москве исходят из того, что добрососедские российско-иранские отношения крайне важны для обеспечения интересов национальной безопасности обеих стран, мира и стабильности в регионе и за его пределами.13

Нельзя отрицать также того, что с начало 1990-х годов многих в России волнует возможное сближение Ирана с США, так как это могло и может иметь самые различные по направленности политические и экономические последствия. Если это сближение будет постепенно приобретать характер экономической зависимости от США, то это осложнит проведение Ираном самостоятельной политики в регионе. И этим будет осложнено проведение Россией свой региональной политики. С другой стороны, возможная отмена санкций США в отношений Ирана могло бы разблокировать осуществление крупномасштабных региональных проектов, участие в которых является политически и экономически выгодным как для Ирана, так и для России.

Проблемы и характер экономических связей Ирана и России в 90-е годы, в значительной степени определялись тем, что Иран и тогда и сейчас рассматривается Россией в качестве потенциального союзника по многим важнейшим направлениям. Это, во-первых как указывалась выше, ситуация в Центральной Азии и Закавказье, где политика Ирана не вступает в противоречие с национальными интересами России. Во-вторых, практически схожая позиция по Каспию. В-третьих, противостояние турецкому влиянию, в том числе развитию тюркского сепаратизма на территории Российской Федерации. В-четвертых, сотрудничество в плане развития современных технологий и энергетики, закупки военной техники дают возможность усилить роль России в решении региональных проблем.

Иран проявлял к налаживанию всесторонних отношений с Россией повышенный интерес. С помощью России он рассчитывает повысить статус региональной державы, а также укрепить свой экономический и военный потенциал. Высшие официальные лица Ирана неоднократно заявляли о том, что отношения с Россией для них неконъюнктурны и не зависят от состояния ирано–американских связей.

С начало первого срока президентства Хашеми – Рафсанджани Иран показывает устойчивые темпы роста. Среднегодовой темп прироста ВВП в 90-е годы, составлял 6%. В начале XXI века, темпы роста ВВП в Иране увеличились, несмотря на сохраняющийся режим американских экономических санкций.14

С началом 90-х годов, когда произошла активизация экономического сотрудничества между Россией и Ираном, локомотивом этого взаимодействия стало строительство атомной электростанции в г. Бушере. Соглашение между правительствами РФ и ИРИ о сотрудничестве в сооружении на территории Ирана атомной электростанции подписанное 25 августа 1992 года, предусматривает сооружение на территории Ирана на условиях «под ключ» пяти энергоблоков атомных топливных таблеток. Кроме этого, в состав АЭС входят вспомогательные объекты инфраструктуры, обеспечивающие безопасную работу каждого энгергоблока. Стоимость этого проекта оценивается суммой более миллиарда американских долларов.

Кроме того энергетической программой Ирана предусматривается значительное увеличение мощностей АЭС к 2021 году, в чем Россия так же окажет содействие.15

С начала рассматриваемого периода, наряду с сотрудничеством в области мирного атома, наиболее выгодным направлением стала торговля оружием. С конца 80-х годов общая стоимость поставленных в Иран из России вооружений превысила 2,5 млрд. долларов. Планируются новые поставки российских вооружений в Иран на сумму в 4 млрд. долларов. В систему поставляемых в Иран вооружений входят истребители бомбардировщики Су-24, МиГ-29, танки Т-72 и другие виды новейшей военной техники.

Иран заказал в России и несколько новейших подводных лодок.

В 1999 году был подписан протокол об организации в Иране лицензионного производства самолетов ИЛ-76.16

В целом, если товарооборот между двумя странами в 90-е годы составлял 500-600 млн. долларов, то в начале 2000 годов он удвоился и составляет 1,5 млрд. долларов в год.

С 1997 года отмечается активизация деятельности российских компаний на энергетическом рынке Ирана. Компания ГПВО «Технопромэкспорт» поставляет энергетическое оборудование и занимается строительством электростанций. Качественное улучшение произошло в этой сфере деятельности с приходом на иранский рынок крупнейшей российской компании РАО «Газпром». Совместно с французской компание «Тоталь», «Газпром» участвует в освоении 2-й и 3-й фазы месторождения «Южный Парс». Но деятельность РАО «Газпром» этим не ограничилась. У компании подписано более 20 соглашений с Министерством нефти и Ирана по различным направлениям сотрудничества (проекты подземных газохранилищ, экспорта иранского газа, поставки российского и иного оборудования, научно-техническое сотрудничество).

Интерес к иранскому рынку проявили так же российские компании: «Лукойл», «Юкос», в области электроэнергетики – АО «Энергомашэкспорт»,

Таким образам основными направлениями торгово-экономического сотрудничества между Ираном и Россией служат, энергетика, металлургия, нефтегазовая и химическая промышленность, транспорт. Россия вошла в первую десятку внешнеторговых партнеров Ирана. Товарооборот между двумя странами достиг более 1 млрд. долларов в конце 90-х годов. При этом 90% товарооборота приходится на российский экспорт в Иран, а в его структуре основную часть составляет промышленная продукция.

Продолжается строительство первого блока АЭС «Бушер» в рамках соглашения от 1992 года между Россией и Ираном на условиях «под ключ».17

Иранская сторона подчеркивает свою заинтересованность во взаимодействии с Россией и в области координации поставок газа на мировые рынки.

Итак, следует отметить, что несмотря на наличие некоторых проблем в двусторонних ирано–российских отношениях в 90-е годы, характерным моментом этого периода стал процесс позитивного, поступательного развития отношений. Тем более что к концу рассматриваемого десятилетия российская внешняя политика начинает выходить из общего состояния стагнации и слепого подражания Западу. Это выразилось в частности в более самодостаточном и прагматическом курсе по отношению к Ирану. Оценивая двусторонние отношения в целом, можно констатировать, что они в рассматриваемый период развивались вполне успешно. В Иране даже появился относимый к России термин «стратегический союзник».


Примечания

1 Послание Имама Хомейни М.С. Горбачёву.// http://www.iranembassy.ru/ imam_letter.htm#Иран_-_Аятолла Хомейни.

2 Послание Имама Хомейни М.С. Горбачёву.// http://www.iranembassy.ru/ imam_letter.htm#Иран_-_Аятолла Хомейни.

3 Послание Имама Хомейни М.С. Горбачёву.// http://www.iranembassy.ru/ imam_letter.htm#Иран_-_Аятолла Хомейни.

4 http://www.iranembassy.ru/ imam_letter.htm#Иран_-_Аятолла Хомейни.

5 Орлов Е.А. Россия и Иран в ХХ веке (основные этапы взаимоотношений). // Иран: ислам и власть. М., 2001. С. 205-206.

6 Интервью президента ИРИ американской телевизионной компании CNN. // Третий взгляд. М., 1995. № 39.

7 Кулагина Л.М., Ахмедов В.М. Иран выходит из изоляции// Иран: ислам и власть. М., 2001. С. 161.

8 Кейхан, 2.03.1996.

9 Арунова М.Р. РФ – ИРИ политический диалог: 1999-2000 гг.// Иран: ислам и власть. М., 2001. С. 185.

10 Хатами Мохаммад. Ислам, диалог и гражданское общество. М., 2001. С.185.

11 Гушер А. Возможна ли ось Москва-Тегеран?// Азия и Африка сегодня. 2002.. №1. С. 29-33.

12 Ивашенцов Г. Россия-Иран. Горизонты партнерства// Международная жизнь. 2004. №10. С. 20-27.

13 Ивашенцов Г. Россия-Иран. Горизонты партнерства// Международная жизнь. 2004. №10. С. 20-29.

14 Вишняков В. Россия-Иран и региональная стабильность// Международная жизнь. 1998, №11-12. С. 118-119.

15 Рахматов А. Россия-Иран. На стройплощадке АЭС в Бушере// Азия и Африка сегодня. 2002. №1. С. 61.

16 Алиев С.М. История Ирана XX век. М., 2004. С. 530-531.

17 Ивашенцов Г. Россия-Иран. Горизонты партнерства// Международная жизнь. 2004. №10. С. 20-27.


Ногаев Н.Э. Проблемы в ирано-российских отношениях в 1990-е гг. ΧΧ в. // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 1 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008.

Вернуться назад