Главная > Осетия > «Вольтова дуга» вдохновения Владикавказский Русский театр открывает свой 143-й сезон. И обещает зрителям немало подарков

«Вольтова дуга» вдохновения Владикавказский Русский театр открывает свой 143-й сезон. И обещает зрителям немало подарков


30 сентября 2013. Разместил: admin
«Вольтова дуга» вдохновения   Владикавказский Русский театр открывает свой 143-й сезон. И обещает зрителям немало подарков…Когда неслышными шагами уходят из человеческих сердец сострадание и доброта, любовь и милосердие, когда, ниточка за ниточкой, рвутся самые святые узы, соединяющие людей – семейные, когда отцы и дети оказываются по разные стороны глубокой пропасти, со дна которой тянет арктическим холодом – это не просто беда. Это – диагноз: «Век расшатался». И – призыв спросить с самих себя, честно и жестко: ну почему мы так легко размениваем на липкие, позеленевшие медяки золото человечности? Почему на схожих поворотах спирали Истории упрямо делаем одни и те же ошибки и выбираем одни и те же кривые тропы? А когда спохватываемся, исправить что-то бывает уже поздно…
Именно об этом – и спектакль «Последние» по одноименной пьесе Максима Горького, которым 28 сентября открывает свой 143-й сезон владикавказский Русский академический театр им. Е. Вахтангова. Билеты на него разлетелись уже практически без остатка – так что можно даже не сомневаться: в зале здесь в этот вечер вновь будет аншлаг. И вновь будут нести зрители на сцену из лож и партера цветы, вновь благодарно и самозабвенно, стоя, аплодировать выходящим на поклоны актерам – и снова объединят зал и сцену два звонких светлых слова: «С праздником!..»
Чем обещает нас удивить и порадовать Русский театр в нынешнем сезоне? Под знаком каких новых творческих проектов пройдет здесь осень-2013? Какие премьеры мы увидим на его сцене еще до конца года? Об этом – интервью «СО» с его художественным руководителем и директором, народным артистом России Владимиром УВАРОВЫМ.

– «Старт» театрального сезона – это всегда еще и экзамен для труппы: как не уронить планку заинтригованно-нетерпеливых зрительских ожиданий, как удержать ее «на высоте»? И можно уже приоткрыть эту завесу интриги, Владимир Иванович: какие новые постановки пополнят в нынешнем сезоне репертуар Русского театра?
– Планов у нас немало. Буквально на днях, 24 сентября, в театре прошла сдача нового детского спектакля-сказки «Кот Баюн». Поставил его Антон Морозов – наш талантливый актер, выпускник Щепкинского училища, семь лет проработавший в свое время в Москве, в Театре Российской армии. На сцене нашего театра он сыграл уже целый ряд просто замечательных ролей, успел получить звание заслуженного артиста Северной Осетии, а теперь пробует себя и в режиссуре. Это уже вторая его постановка: первой была полюбившаяся нашим маленьким зрителям сказка «Машенька и медведь». Я это только приветствую – когда молодежь ищет себя в каких-то параллельных творческих направлениях внутри театра. И «Кот Баюн» тоже у Антона получился очень удачным спектаклем: ярким, красивым, музыкальным. Музыку к этому спектаклю – совершенно замечательную – для нас, кстати, специально написал композитор из Театра Российской армии. Так что, думаю, это будет хороший подарок для детворы.
«Вольтова дуга» вдохновения   Владикавказский Русский театр открывает свой 143-й сезон. И обещает зрителям немало подарковА на 12 октября у нас намечена премьера комедии американского драматурга Кена Людвига «Примадонны» в постановке режиссера Валерия Попова. Это искрометная, смешная, веселая, написанная очень умным, грамотным, талантливым языком пьеса. Но ставить такие пьесы, в то же время, всегда очень опасно: это все равно что идти по лезвию ножа или по минному полю. Неосторожный шаг вправо-влево – и взрыв. Потому что есть здесь соблазн «пересолить» – и, в итоге, скатиться в пошлость. Что для нашего театра недопустимо: у него есть свои традиции, к которым мы очень бережно относимся, свое реноме и своя планка, уронить которую он никак не может себе позволить. Хотя сама пьеса, повторюсь, очень интересная и очень любопытная.
– И «кассовая»: она с успехом обошла подмостки театров США и Западной Европы, ставилась не так давно и во МХАТе… А сюжет ее – этакая «Здравствуйте, я ваша тетя!» наоборот: два молодых безработных актера переодеваются в женское платье – и выдают себя за потерявшихся племянниц-наследниц престарелой миллионерши…
– И вот это самое переодевание – сюжетный ход, который всегда таит в себе немалый риск. Риск пойти по пути наименьшего сопротивления – и немножко, скажем так, покривляться на сцене на потребу публике, вызывая в зале таким образом раскаты гомерического хохота. Чего я терпеть не могу. Я против такого театра. И соблазна выбрать этот путь мы в «Примадоннах» с самого начала работы над спектаклем постарались избежать. А что в итоге получилось – судить уже зрителю.
Третья премьера в октябре пройдет на малой сцене нашего театра – это спектакль «Кошки-мышки» по пьесе одесского драматурга Александра Морданя, который поставил Вячеслав Вершинин. А дальше он же, Вячеслав Григорьевич, приступит к работе над очередной новогодней сказкой, которую по традиции мы готовим к зимним каникулам в подарок детворе.
Ну а после Нового года у нас – совершенно грандиозные планы. Которые я хочу «озвучить» просто с самой искренней гордостью за наш театр.
Мы давно дружим с Юрием Михайловичем Поляковым. Это имя, думаю, читателям «СО» представлять не надо. Замечательный писатель, человек большой души, умнейший и светлый, гордость современной российской литературы, главный редактор «Литературной газеты», ведущий авторских программ на федеральном ТВ, член Совета по культуре при Президенте России… У нас идут две его пьесы – «Халам-бунду» и «Одноклассница». И недавно Юрий Михайлович позвонил нам из Москвы и сообщил, что выполнил обещание, которое дал в свое время владикавказскому Русскому театру: написал специально для нас новую пьесу. «Вы первые, кто ее прочитает – и первые в России, кому я доверяю ее поставить. Для меня высокая честь сотрудничать с таким театром, как ваш», – согласитесь, что услышать эти слова из уст такого человека дорогого стоит… Причем право на постановку этой пьесы Юрий Михайлович предоставил нам абсолютно безвозмездно.
Пьеса – потрясающая: мы приступаем к работе над ней сразу после премьеры «Примадонн». Во-первых, написана она с огромным чувством юмора. И в то же время – по-настоящему острая, проблемная. Я бы даже обозначил ее жанр как «социальная трагедия». Это пьеса про нас, сегодняшних. Про то, что сейчас происходит в стране. Пьеса с печальным, в общем-то, финалом – но именно такой вот финал здесь абсолютно закономерен. Будь он другим – это было бы фальшью и враньем, как в дешевом «мыльном» телесериале…
А еще ведем сейчас серьезные переговоры о совместном постановочном проекте с одним из известных столичных режиссеров. Пока рассказывать подробнее об этих планах не буду. Но если они осуществятся, это тоже будет просто необыкновенно интересно для Осетии.
– Последние два сезона выдались для Русского театра щедрыми на обменные гастроли и на участие в фестивальных проектах российского и международного уровней. И это здорово – то, что вновь, шаг за шагом, начинают возрождаться его творческие связи с коллегами и зрителями из-за пределов Северного Кавказа, когда-то такие прочные и хорошие. Есть ли у театра такие планы в нынешнем году?
– Очень хочет приехать к нам на гастроли Русский драматический театр из Элисты. Намечается, что этот гастрольный проект будет обменным: мы съездим дней на десять в Калмыкию, а они дадут свои спектакли у нас.
А кроме того, состоится в октябре на сцене Русского театра событие, о котором тоже можно совершенно смело сказать: такого у нас в Осетии еще не было. Это фестиваль актерской песни, который проводит республиканский Союз театральных деятелей. Участие в нем примут «поющие» актеры из всех наших театров – и, конечно, из труппы Русского театра тоже (помимо того что мы предоставляем фестивалю площадку). Открывается фестиваль 15 октября, а 21-го у нас пройдет гала-концерт его дипломантов. Так что с удовольствием приглашаем на него всех владикавказцев!
– И такой вопрос «под занавес». Вопрос, который на «старте» каждого нового сезона вновь и вновь встает перед театрами республики во всей своей неприкрытой остроте. Да и не только перед ними одними. Это – проблема, для театрального пространства нашего Отечества нынче общая: зачем мы ходим в театр? Просто для того чтобы развлечься, бездумно посмеяться, сбежать на два часа из скучной и тревожной реальности – или чтобы услышать с этой «кафедры, с которой много можно сказать миру» взволнованное и страстное: «Человек, останься человеком! Размышляй над тем, что ты увидел на сцене, трудись и расти душой, задавай себе и обществу неудобные вопросы…»? И как не соскользнуть сегодня театру в России с тонкой грани, отделяющей китч, эпатаж и непритязательную «развлекаловку» от настоящего искусства?
– Я очень люблю спектакль «Последние», которым мы открываем этот сезон. Во-первых, он поставлен талантливым человеком, большим другом Осетии и потрясающе интересным режиссером – Модестом Абрамовым, давно уже сотрудничающим с нашим театром. А во-вторых, я счастлив, когда вижу: зритель воспринимает этот спектакль именно так, как мы того хотели, работая над его постановкой. «Я хочу Горького «очеховить». Мне в этой пьесе он интересен не как «буревестник революции», а то, как решает он в ней вечную тему – тему семьи, тему человеческих отношений», – так ставилась в «Последних» режиссерская задача. И зрители плачут на этом спектакле. Отзываются на него сердцем. Она есть в нем, она искрит – «вольтова дуга» между зрительным залом и сценой…
И современной нашей драматургии очень не хватает именно вот такой мощи. Мощи Шекспира и Горького, сочной колоритности Островского, силы и горечи Гоголя… Все как-то размыто в большинстве сегодняшних пьес, где герой – полуинтеллигент-полухам, а в конечном итоге – получеловек… И, конечно, театр должен говорить со зрителем о том, что по-настоящему его, зрителя, волнует. Говорить ярко и честно. Будет это – будет и та самая «вольтова дуга»…

Автор: Беседовала Е. Толоконникова



Избавляемся от аварийной автомашины
На современных дорогах и автотрассах ситуации бывают совершенно разные и поэтому практически каждый, даже самый опытный шофер может попасть в аварию. Последствия дтп могут быть совершенно разными и в ряде случаев уже невозможно или просто не рационально использовать свою автомашину. В таком случае, по мнению очень многих современных водителей, самый разумный вариант – это выкуп аварийных авто, который позволит забыть о проблемной машине и получить за нее реальную рыночную стоимость.

Вернуться назад