Главная > Авторские статьи > Экономические факторы сближения народов Кавказа и актуальные проблемы этнополитики

Экономические факторы сближения народов Кавказа и актуальные проблемы этнополитики


14 апреля 2010. Разместил: admin
Э. Д. Сандоян
к.э.н., доцент, проректор по развитию университетского образования Российско-Армянского (Славянского) государственного университета (г. Ереван)
Э. Карапетян

Экономические факторы сближения народов Кавказа и актуальные проблемы этнополитикиПосле приобретения независимости в начале 90-х годов, между республиками бывшего СССР были разорваны не только политические, но и экономические взаимоотношения, что непосредственно сказалось на национальных экономиках всех новых независимых государств. В среднем, по странам СНГ спад ВВП в 1992 г. по отношению к 1991 г. составил 14%, а уже в 1994 г. - 33%. При этом, за первый год независимости наибольший спад был зафиксирован в Грузии и Армении, соответственно на 45% и 42%, однако к 1994 г. рецессия экономик Азербайджана, Армении и Грузии по отношению к 1991 г. соответственно составила - 52%, 44% и 65%. А рецессия российской экономики в среднем определялась общими тенденциями стран СНГ (см. рис. 1).

Экономические факторы сближения народов Кавказа и актуальные проблемы этнополитики


Подобная рецессия экономик стран Южного Кавказа в большей части также связана с наличием многочисленных территориальных и этнических конфликтов, которые не обошли стороной и южные регионы России, т.е. Северный Кавказ. Наличие конфликтов в данном регионе не только осложняла возможности поддержания экономических взаимоотношений между странами внутри региона но и с остальными странами мира, учитывая политику блокады транспортной инфраструктуры определенных субъектов региона.

Отмеченные факты не могли не сказаться на торгово-экономическом сотрудничестве стран кавказского региона. Если на начальном этапе развития новых независимых государств 40-50 процентов внешнеторгового оборота стран Закавказья приходилось на страны СНГ, то уже в 2004 г. только около 30 процентов, при этом для Армении данный показатель составляет всего 21% (табл. 1). Схожая картина и с торгово-экономическими связями стран региона, например, товарооборот Армении с РФ в 2004г. составил около 12%, а с ЕС[15] в три раза больше, между тем в 1995 г. картина была противоположная.

Экономические факторы сближения народов Кавказа и актуальные проблемы этнополитики


Кроме отмеченных факторов, воздействующих на общеэкономическую конъюнктуру региона, существует также другой немаловажный факт, характеризующий регион как перекресток евразийского континента - столкновение геополитических интересов мировых держав. Данный факт является весьма привлекательным для переключения отношений, в зависимости от интересов сверхдержав, от направлений север-юг к направлению запад-восток. В переключении направления север-юг значительную роль сыграли конфликты в Карабахе и Абхазии. Первый конфликт способствовал приостановлению железнодорожного сообщения Армения-Азербайджан-Иран с южной стороны, а на севере движение перекрыто из-за конфликта в Абхазии.

Таким образом, долгосрочными конфликтами не только Закавказье, но и Иран и весь Ближний Восток были оторваны от России.

Параллельно этому достаточно динамично развиваются взаимоотношения запад-восток, в частности с претворением в жизнь двух проектов - ТРАСЕКА (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia) и ИНОГЕЙТ (Interstate Oil and Gas Pipelines Transport to Europe). Рассматриваемые в рамках этих программ проекты являются конкурентными по отношению как к действующим транспортным коммуникациям, проходящим через территорию России, так и к находящимся в стадии проектирования и строительства. В результате реализации данных проектов сокращается экономическая роль России в регионе. Так, ежемесячный грузооборот морских портов Поти и Батуми (одни из узлов ТРАСЕКА) составляет около 1,2 млн. тонн грузов, в то время как, по прогнозам Министерства транспорта РФ, в 2005 году по МТК «Север - Юг», который был инициирован Россией, Ираном и Индией, планировалось перевезти 7 млн. тонн груза. Вышеотмеченное свидетельствует о том, что ослабление экономических связей между странами региона сокращает не только возможности экономической интеграции, но и ставит под удар существующие политические взаимоотношения.

Однако отставание России от транспортных проектов в регионе компенсируется ее значительной ролью в энергетических проектах Закавказья. В частности, под контролем РАО «ЕЭС» находятся 70% энергетических мощностей Армении и 100% высоковольтных распределительных сетей, а в Грузии 20% энергетических мощностей и высоковольтная сеть столичного региона. Если учитывать тот факт, что Россия играет значительную роль в иранской энергетике и собирается продолжать экспансию на турецком рынке электроснабжения, то реальными становятся возможности создания единой энергосистемы не только в Закавказье, но также и в соседних регионах.

Необходимо отметить, что страны кавказского региона, и даже ближайшие соседние государства имеют примерно одинаковый уровень институционального развития. Так, по Индексу экономической свободы, рассчитываемый Фондом Наследия и журналом Wall Street, экономики Азербайджана, Грузии и России оцениваются большей частью как несвободные, а экономика Армении достаточно свободная (табл. 2). Данный индекс рассчитывается на основе оценок международных и региональных организаций по десяти направлениям экономической и государственной деятельности.

Экономические факторы сближения народов Кавказа и актуальные проблемы этнополитики


Если по экономическим критериям страны имеют высокий разброс индексов, то по институциональным характеристикам и уровню администрирования они особо не различаются. Так, если в Армении сформировалось достаточно либеральная законодательная база, регулирующая внешнеэкономическую деятельность, сферу государственных финансов и банковскую деятельность, то по институциональным и административным критериям (государственное регулирование доходов и цен, защита прав собственности и наличие коррупции и теневой экономики) Армения «не уступает» другим странам региона. Как свидетельствуют отчеты по странам региона, основным препятствием для основания бизнеса и привлечения инвестиций являются бюрократия и коррумпированность административных структур.

В частности, в докладах и исследованиях Всемирного банка «Борьба с коррупцией в переходный период» и организации Transparency International представляются показатели коррумпированности отдельных стран.

Организация Transparency International рассчитывает Индекс восприятия коррупции (TI Corruption Perceptions Index), которая характеризует глубину проникновения коррупции в политическую и экономическую сферы. По данному показателю уровня коррупции в 2004 г. Армения занимает 82-е место среди 146-и государств, с показателем 3,1 по шкале с 1 до 10 (1 - полная коррумпированность, 10 - отсутствие коррупции), после Армении идет Россия, а самой коррумпированной по данному индексу считаются Грузия и Азербайджан (см. рис. 2).

Индекс восприятия коррупции характеризует общий уровень коррумпированности государства. Однако существуют разные проявления коррупции, которые не совсем правильно оценивать единым индексом. В частности Всемирный банк в докладе «Борьба с коррупцией в переходный период» представляет два основных вида коррупции: «захват государства» и административная коррупция.

Под «захватом государства» имеются в виду действия отдельных лиц, групп или предприятий как в государственном, так и в частном секторах, предпринимаемые для того, чтобы повлиять на разработку законов, правил, постановлений и на другие меры государственной политики и извлечь из этого личную выгоду путем незаконного и непрозрачного предоставления благ государственным служащим в частном порядке. Проявление такого вида коррупции в переходных экономиках иногда называют олигархизацией власти, в случае которого отдельные лица, группы или предприниматели имеют определенное политическое влияние на принятие экономических и политических решений.

Экономические факторы сближения народов Кавказа и актуальные проблемы этнополитики


Административная коррупция относится к намеренному наложению искажений в процесс выполнения существующих законов, правил и инструкций, для обеспечения преимущества государственных или негосударственных субъектов в результате незаконного и непрозрачного обеспечения частной выгоды должностным лицам («Anticorniption in Transition: A Contribution to the Policy Debate», World Bank 2002.).

В заключение можно сделать вывод, что представленные формы коррупции могут по-разному влиять на экономику и общество. «Захват государства», как правило, наносит ущерб конкуренции, поскольку он препятствует проникновению на рынок новых предприятий, а льготы распределяются между влиятельными предприятиями. Административная коррупция ставит под угрозу принцип господства права, ограничивая возможности государства для применения законов и правил, и подрывая уверенность населения в том, что эти законы и правила будут применяться на последовательной и справедливой основе. Отрицательное воздействие «захвата государства» узаконивается в основных «правилах игры», формирующих и регулирующих рыночную экономику, что вносит фундаментальные диспропорции в развитие этой экономики. Отрицательное воздействие административной коррупции ведет к ослаблению прав собственности, что имеет серьезные последствия для инвестиций, экономического роста и справедливости.

При данных обстоятельствах, экономическому сотрудничеству закавказского региона не только не способствуют наличие региональных конфликтов и отчасти имперские интересы сверхдержав, но и высокий уровень монополизации и олигархизации экономик, коррумпированности и бюрократизации правительственных структур. Вследствие этого, потоки товаров и финансовых средств направляются в более «безопасные» регионы и страны.

В частности, как показал опыт, любое сокращение транзакционных издержек в процессе сотрудничества между странами резко увеличивает возможности экономического сотрудничества. Например, упразднение структуры ГАИ в Грузии (что сократило «транспортные» издержки перехода через Грузию), привело к лавинообразному увеличению потоков туристов из Армении на черноморские курорты Грузии с 5 тыс. в среднем за предыдущие годы до 50 тыс. за 2005 год.

Сотрудничество в рамках кавказского региона необходимо рассматривать, во-первых, с торгово-экономической, а уже после с политической точек зрений. Как показывает опыт, политические решения о создании интеграционных объединений между странами, несвязанных тесными торгово-экономическими отношениями, не имеет значимых экономических эффектов.

По нашему мнению, в решении проблем сближения стран кавказского региона и углубления торгово-экономических отношений значительную роль может сыграть новое направление научной деятельности - кавказоведение. Дальнейшее развитие данного направления науки позволит в значительной степени способствовать урегулированию конфликтов и установлению мира в кавказском регионе.

Источник:
Кавказоведение: опыт исследований
Материалы международной научной конференции (Владикавказ, 13-14 октября 2005 г.)
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Вернуться назад