История » имам Шамиль: Часть I. Наковальня для героя. Странствие муталима

Опубликовал Gabaraty, 8 октября 2007
Шамилю шел пятнадцатый год. Магомед был старше его на два года. С тех пор
они жили как братья и почти никогда не расставались. Магомед старался
удерживать Шамиля от опрометчивых поступков и внушал ему необходимость
поиска новых знаний. "У кого нет учителя - у того учитель шайтан", - говорил
он.
Стремление к знаниям - одна из главных мусульманских добродетелей.
Считается, что если знания спрятаны даже в Китае - искать их нужно и там. Но
знаний хватало и в Дагестане.
И вскоре друзья-мугалимы, с лепешкой и куском сыра в хурджинах, с
чернильницей и пером на поясе, отправились в путь. Они обошли весь Дагестан
в поисках новых знаний и учителей.
Дар предвидения (горцы называют это иначе - видение сокрытого),
проявившийся в Шамиле еще в детстве, развился в удивлявшую всех способность
Шамиля раскрывать недобрые замыслы, чувствовать приближение опасности,
совершать, казалось бы, нелогичные поступки, которые оборачивались
несомненной пользой. Чтобы проверить, такой ли провидец Шамиль, как о нем
говорят, один мулла спрятал под порогом медресе Коран. Все ученики спокойно
перешагнули его, и только Шамиль остановился и потребовал убрать то, что
спрятано: "А что именно - известно Аллаху, учителю и мне".
Молва о необыкновенном муталиме летела впереди Шамиля. Однажды, когда он
направлялся в отдаленное село, мальчишки решили испытать его силу и устроили
засаду, спрятавшись за огромным камнем. Но Шамиль вдруг исчез. Когда
мальчишки решили посмотреть, куда он подевался, Шамиль окликнул их с вершины
камня: "Я шел к вам учиться, а не драться, а кто хочет помериться со мной
силой, пусть заберется сюда". Мальчишки оторопели, потому что этот камень
был знаменит тем, что на него не мог взобраться никто. Они с почетом
проводили Шамиля до медресе, а на том камне выбили следы его ног и прозвали
камнем Шамиля.
Жизнь муталимов была нелегкой. Они вели полунищенское существование, жили
в холодных кельях вдали от родного дома, среди разных народов. Досыта они
ели только в праздники, когда у горцев принято наделять нуждающихся. Обычной
же пищей их были комки толокна, смоченные в воде. Скудные средства к
существованию друзья добывали переписыванием Корана и других почитаемых
книг. Но никакие трудности не смогли остановить будущих имамов, которые
искали знания, как жаждущий ищет в пустыне оазис.
Выдающиеся ученые Саид Араканский, Абдурахман-хаджи Согратлинский,
Хаджи-Магомед Ирганайский считали их своими лучшими учениками. К природным
талантам юных гимринцев они прибавили свою духовную силу, приобщили к
высоким знаниям и открыли им новые пути, о которых большинство других
учеников даже не подозревали. Магомед и Шамиль получили лучшее образование
из возможного, в совершенстве знали арабский язык, глубоко изучили шариат -
исламское законоведение и другие науки.
Позже, когда они уже достаточно созрели для восприятия тариката -
суфийского пути к познанию истины, их духовными наставниками стали святой
шейх Магомед Ярагинский и потомок Пророка Джамалуддин Казикумухский.
Была у Шамиля и своя тайна. После долгих бдений над книгами, после
головокружительных зикров, а порой и во сне - ему представлялось, будто он
дошел до края горной страны, за которой начинался новый, пленительной
красоты мир. И над разделявшей их бездонной пропастью вдруг появлялся
светлый мост. Но как только Шамиль решался ступить на него, мост исчезал и
возвращалась реальность. В бесконечных дервишских странствиях Шамилю много
раз казалось, что он вот-вот найдет этот чудесный мост. Он шел все дальше,
поднимался к самым вершинам Кавказа, он почти уже видел его, но мираж всякий
раз ускользал от него, тая в туманной дали.
Он видел аулы, разрушенные завоевателями, и леса надмогильных камней,
продаваемых в рабство детей и женщин, вырубленные сады и сожженные поля.
Видел крепости, построенные на отнятых у горцев землях. Видел дьявольский
оскал кровной мести, губившей целые племена. Видел голод и страдания простых
людей. Но видел и несомненную решимость горцев защитить свою родину и
свободу, честь и достоинство, веру и справедливость. В горах зрела ненависть
к ханам и прочей знати, деспотизм которых покоился на царских штыках и
обретал уже невыносимые размеры.
Горы были полны преданиями о деяниях шейха Мансура, о царских генералах,
подавлявших восстания на Кавказе.
Но народы гор были разобщены, вера колебалась, знания превращались в
отвлеченную науку.
Казалось, будто несокрушимый Голиаф явился погубить Кавказ, не ожидая
встретить своего Давида.

Научный консультант кандидат исторических наук И. В. КАРПЕЕВ, "Казиев Ш. Имам Шамиль", М., Молодая гвардия, 2001

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Похожие новости:

  • В Дагестане обстреляна машина главы райизбиркома
  • Часть I. Наковальня для героя. Бейбулат
  • Часть I. Наковальня для героя. Юность Шамиля
  • Часть I. Наковальня для героя. Мир горца
  • Часть I. Наковальня для героя. Рождения сына
  • Предисловие. Притяжение Кавказа. Шейх Мансур
  • Предисловие. Притяжение Кавказа. Кавказский престол
  • имам Шамиль
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Июнь 2020 (2)
    Май 2020 (8)
    Апрель 2020 (1)
    Март 2020 (1)
    Февраль 2020 (5)
    Январь 2020 (4)
      Осетия - Алания