Политология: Политическая модель Пятой Республики во Франции

Опубликовал admin, 30 декабря 2014
Г.Е. Минасян
канд. ист. наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и исторической политологии СОГУ

Политическая модель Пятой Республики во ФранцииВ условиях глобализированного мира, изучение различных форм государственного и общественного устройства других стран, особенно высокоразвитых, весьма поучительно. В этом отношении большой интерес представляет режим V республики во Франции, который достаточно эффективно функционирует с 1958 г.

В данной работе попытаемся в самых общих чертах рассмотреть основные компоненты французской политической и социально-экономической модели.

Как известно, Франция пережила пять революций, эпоху Народного фронта. Традиции свободомыслия, гуманизма, прогресса стали плотью французской национальной психологии. Даже профашистский режим Виши не посмел ликвидировать элементы парламентаризма. Авторитарные черты были в значительной мере присущи политическому строю Франции периода президентства Ш. де Голля (1958-1969 гг.), который установил «режим личной власти». После ухода с политической арены основателя V республики созданный им режим постепенно превратился в классическую республику президентского типа с элементами авторитаризма.

Идеологическим обоснованием V республики является целостная политическая философия, разработанная генералом де Голлем - голлизм. Это учение соответствует национальным традициям Франции. В единой доктрине сочетались революционный пафос и государственный практицизм, принципы жесткого государственного регулирования, включавшие частичную национализацию и идеи народного суверенитета, консерватизм и сильная социальная политика. Ключевой идеей голлизма, объединяющей все аспекты политики – от государственного строительства до экономического регулирования - стало «национальное величие» Франции. Голлистская идея «величия Франции» была далека от традиционного национализма, шовинистического представления о национальном превосходстве. «Только великие деяния способны избавить Францию от пагубных последствий индивидуализма, присущего ее народу, - писал де Голль - Я думаю, что Франция, лишенная величия, перестает быть Францией».1

Стать гарантом национальной независимости, единства, общественного порядка, справедливости может, по мнению де Голля, только сильное государство. В своих военных мемуарах он писал: «Я вижу в нем не сумму противоречивых частных интересов, итогом которой могут быть лишь гнилые компромиссы, как это было вчера, и восстановления чего желали бы партии, а инструмент решительных, честолюбивых действий, инструмент, выражающий только интересы нации и поставленный на службу только им. Чтобы планировать и принимать решения, государство нуждается в органах власти, во главе которых стоит компетентный арбитр».2

Идея главенства президентской власти нашла в Конституции 1958 г. свое последовательное воплощение. Президент «обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов» (ст. 5). Из парламентской республики согласно Конституции IV Республики Франция превратилась в республику президентскую. Президент избирается на семь лет (с 2000 года на 5 лет), назначает членов правительства, включая премьера, обладает законодательной инициативой, может вернуть любой закон на повторное рассмотрение в парламент, имеет право распустить парламент, вводить чрезвычайное положение, представляет страну на международной арене - иными словами, не подотчетен парламенту и является «гарантом независимости и целостности Франции».3

Вторым лицом в государстве Конституция Франции 1958 г. называет премьер-министра, который руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов (раздел III). Парламент V республики состоит из двух палат – Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием граждан, а члены Сената – косвенным. Обе палаты французского парламента наделены почти равными правомочиями, что создает систему внутрипарламентских противовесов (раздел IV).

Среди новых органов, учрежденных на основе Конституции V республики особое место принадлежит Конституционному совету (раздел VII), который состоит из девяти членов, срок полномочий которых составляет 9 лет и не подлежит возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и президентом. В состав Совета пожизненно входят бывшие президенты. Конституционный совет решает вопросы законности выборов президента, депутатов, проведения референдумов, а также соответствия Конституции нормативных актов, принятых парламентом. Решения Конституционного совета обжалованию не подлежат.4

Режим V республики, который вначале воспринимался многими как временный, созданный под определенную личность, оказался достаточно устойчивым, способным адаптироваться к новым условиям. С его помощью были осуществлены структурная перестройка экономики, обеспечены высокие темпы развития ВНП. За 10 лет, с 1958 по 1968г., объем промышленного производства увеличился в 1,5 раза, превысив довоенный уровень в 3,5 раза. Производство сельскохозяйственных продуктов выросло на 66%.5 Правда, глубокие социальные антагонизмы в обществе сохранились. «Красный май» 1968 г., когда в политической забастовке участвовало более 10 млн. французов – наглядное тому подтверждение.

Во Франции, как и в большинстве западных стран, правительство формируется на основе партии или коалиции партий, победивших на парламентских выборах. И это имеет существенное значение. Здоровая оппозиция неоднократно способствовала корректировке политического курса режима V республики. Приведем два примера. В первой половине 80-х годов, пришедшие к власти социалисты во главе с Ф. Миттераном осуществили серию глубоких реформ социалистического характера, включавшую масштабную национализацию банков и ряда передовых отраслей промышленности. Правительство правоцентристов во главе с Ж.Шираком (1986-1988гг) поставило преграду на пути «левого эксперимента». Сосуществование «левого» президента с «правым» премьер-министром не потрясло основ режима.

Во второй половине 90-х годов, когда президентом стал Ж.Ширак (1995 г.) правительство правого большинства зашло слишком далеко по пути распродажи государственного сектора, сокращения расходов на социальные цели, поддержки корпоративного капитала. Резкий крен вправо привел к сокрушительному поражению правящих партий на выборах 1997 г. и победе коалиции социалистов, коммунистов и «зеленых». Правительство «розово-красного-зеленого альянса» во главе с Л. Жоспеном добилось беспрецедентного повышения налога на прибыль крупных предприятий (15%), снизило безработицу, дефицит бюджета.

Либеральная составляющая режима V республики состоит из двух компонентов – политического и экономического. В преамбулу Конституции 1958 г. внесена знаменитая Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Она провозглашала в качестве естественных и неотъемлемых прав человека свободу, собственность, безопасность, сопротивление угнетению, свободу печати, вероисповедания, неприкосновенность личности, право всех граждан участвовать в создании закона и другие демократические права.6

Под экономическим либерализмом подразумевается свобода предпринимательства. Рыночная конкуренция и сегодня играет решающую роль в процессе воспроизводства в развитых капиталистических странах. Во Франции рыночная конкуренция жестко регламентируется государством и происходит в цивилизованных формах. Например, во Франции запрещена реклама большинства лекарственных препаратов, так как только врач может определить, что необходимо его пациенту.

В Конституции 1958 г. Франция определялась как «неделимая, светская, демократическая и социальная республика» (ст. 2). Еще в своих военных мемуарах де Голль по этому поводу писал: «Или мы сверху и быстро осуществим заметное изменение положения рабочих и частичное сокращение привилегий денег, или страдающая и разочарованная масса трудящихся вызовет потрясение, в которых Франция может потерять все, что у нее осталось».7

С точки зрения социального содержания Конституция V республики сохраняла значительную преемственность с предыдущей. Преамбула Конституции 1946 г., разработанная Учредительным собранием, в котором преобладали коммунисты и социалисты, вошла в Конституцию 1958 г. без изменений. Она предусматривает очень широкий перечень социальных прав «как особо необходимых в наше время»: право на труд, право на отдых, право на образование и другие.8

Это были не только декларации. К моменту освобождения Франции объем промышленного производства упал до 38%, а объем сельскохозяйственного производства до 60% от довоенного уровня. Но даже в условиях послевоенной разрухи в 1946 г. был принят закон о 40 - часовой рабочей неделе, о 2-недельном оплачиваемом отпуске для рабочих. Заработная плата работников промышленности и торговли к лету 1946 г. выросла на 80%, а сельскохозяйственных рабочих на 25%. Размеры пенсий и семейных пособий с целью стимулирования рождаемости увеличились от 80% до 130%. Правительство социалиста Ги Молле в 1956 году увеличило продолжительность оплачиваемого отпуска с 2 до 3 недель, повысило заработную плату и пенсии.9

В условиях режима V республики социальная политика государства значительно усилилась. После драматических событий «красного мая» 1968 года правительство де Голля увеличило минимум заработной платы на 35%, саму зарплату - на 10%. Пособие по безработице повысили на 15%. Заметных успехов в социальной сфере французские трудящиеся добились в социалистическую «эпоху Миттерана» (1981-1995гг.) и в годы пребывания у власти социалистического правительства Л. Жоспена (1997-2002гг.). В результате французы имеют 35 – часовую рабочую неделю, 5-недельный оплачиваемый отпуск, уровень пенсии трудящихся составляет 75% от прежней зарплаты.10 Конечно, во Франции сохраняются глубокие социальные контрасты, безработица, бедность, но сильная социальная политика государства способствует смягчению и ослаблению классовой борьбы.

Во Франции, как и в других развитых странах, после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. государство навсегда отказалось от роли «ночного сторожа». Оно активно применяет планирование, методы прямого и косвенного регулирования экономики. Известный российский ученый А.А. Зиновьев по этому поводу пишет: «Западная экономика является плановой в очень высокой степени, и степень плановости неуклонно растет. Это является неизбежным следствием усложнения делового аспекта общества… Усиливающаяся роль государства в экономике (налоговая политика, кредиты, общественные законы, инвестиции) и распределение гигантского бюджета вполне сопоставимы с планирующей ролью коммунистического государства».11

В 1947 г. правительство Франции приняло первый в истории общий государственный план модернизации и реконструкции промышленности. После его завершения увидел свет второй план, действовавший до конца IV республики. Государственные планы экономического (а затем и социального) развития стали постоянным элементом французской экономики. Французская система планирования имеет не обязательный, а рекомендательный («индикативный») характер. Разработанные правительством программы обязательны только для предприятий национализированного сектора. С частными предприятиями государство заключает социальные контракты, по которым предприниматели обязываются придерживаться плановых заданий. Государство влияет на развитие экономики в нужном для страны направлении системой косвенных мер (кредиты, налоговые скидки, разрешение на строительство предприятий и т.п.).

Следует подчеркнуть, что наличие во многих странах Запада (за исключением США) значительного государственного сектора экономики - не советское или французское изобретение. В 1945-1948 годах масштабная национализация произошла в колыбели капитализма и буржуазного либерализма - в Англии. Под контроль государства были поставлены железнодорожный и речной транспорт, угледобывающая и газовая промышленность, электроэнергетика и средства связи. Осуществляя масштабную национализацию, правящие круги Франции и Великобритании отнюдь не руководствовались высокими идеалами построения социализма или коммунизма. Их цель была предельно проста и прагматична – обеспечить дешевым углем, электроэнергией, газом, транспортом, доступным кредитом производящие отрасли, и тем самым создать оптимальные условия для их функционирования.

Сам Запад, и капитализм вообще, стали привлекательными, приобрели «человеческое лицо» не только в результате внутреннего саморазвития, но и под мощным воздействием социалистических идей и реальных достижений Советского Союза. Приведем два примера из послевоенной истории Франции на которые обратил внимание потомок русских аристократов советник де Голля К.К. Мельник. «Во Франции, - пишет он - действовала мощная компартия, набиравшая на выборах до 29% голосов и поэтому де Голлю «нужно было построить социальную модель более привлекательную, чем социалистическая». Идею планирования де Голля взял из советского опыта и приноровил к французской реальности».12

Таким образом, режим V республики, установленный Конституцией 1958 года, сочетает, на наш взгляд, четыре основных компонента: сильную президентскую власть с элементами авторитаризма; традиционные буржуазные политические и экономические ценности; внушительную социальную политику; различные формы государственного регулирования экономики. Поэтому современную структуру французского общества можно характеризовать, как авторитарно-либеральный, социальный, государственно-регулируемый капитализм.


Примечания

1 Голль Ш. де. Военные мемуары. Т. 1 М., 1957, с. 37

2 Голль Ш. де. Военные мемуары. Т. 1 М., 1957, с. 234

3 Конституция Пятой республики 4 октября 1958г. – в кн.:// Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и новейшее время. М., 2000, с. 236-238.

4 Конституция Пятой республики. с. 245-246.

5 История новейшего времени стран Европы и Америки. / Под ред. проф. Е.Ф. Язькова. М., 2003, с. 181.

6 Хрестоматия, с. 39-40.

7 Голль Ш. де Ук. Соч., с. 252.

8 Хрестоматия, с. 230-231.

9 Смирнов В.П. Новейшая история Франции М., 1979, с. 228, 242-243, 296

10 Смирнов В.П. Франция на исходе XX века// Новая и новейшая история. 2000, №2, с. 60.

11 Зиновьев А.А. Запад. М., 2000, с. 142

12 Труд // 2005, 17 февраля.


Минасян Г.Е. Политическая модель Пятой Республики во Франции // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 1 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008.

Похожие новости:

  • Проблемы взаимодействия культур народов России в государственной национальной политики РФ
  • К вопросу о несостоятельности отечественного парламентаризма, как причине Октябрьской революции в мемуарах русских либералов
  • К вопросу становления парламентаризма в России (1906 – 1917 гг.)
  • Саакашвили принял выработанные РФ и Францией принципы урегулирования конфликта
  • Абхазия обратилась с просьбой признать ее независимость к ООН и парламентам мира
  • В Грозном обсудили перспективы экономического развития Чечни
  • Нино Бурджанадзе обвинила министра обороны Франции в провоцировании российской агрессии
  • Грузии в политической жизни Франции не существует
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Пенополиуретан шумоизоляция работа цены. Пенополиуретан прайс цены.;запчасти для птицеводства

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Ноябрь 2018 (3)
    Октябрь 2018 (3)
    Сентябрь 2018 (2)
    Август 2018 (8)
    Июль 2018 (2)
    Июнь 2018 (10)
      Осетия - Алания