Новости: Построй свой дом, забудь обиды!

Опубликовал admin, 19 июня 2007
Этот девиз мог бы стать универсальным рецептом межэтнического примирения

Известная русская поговорка гласит: «Обещанного три года ждут». Если этой пого ворке придать конкретный юридический статус, следует признать: для обосновавшихся близ селения Майское Пригородного района ингушских беженцев все мыслимые сроки давно уже вышли. Впрочем, и без того понятно - процесс ожидания обещанного властями для этих людей как-то уж очень затянулся...
«Затянуть пояса» и ждать до бесконечности - адресованный этим людям «мудрый» совет давно себя исчерпал. Бесконечными обещаниями и щедрыми посулами сыт не будешь: рано или поздно накопившиеся обиды дадут о себе знать. Лишний раз убедиться в этом заставила акция по переселению обосновавшихся в вагончиках возле селения Майское ингушских беженцев. Переселяли их в поселок Новый, что в нескольких километрах от Майского. К слову, еще в конце 2006 года в этих вагончиках проживало порядка 220 ингушских семей. Постепенно людей перевозили в поселок Новый, и к маю нынешнего года здесь осталось всего шестнадцать вагончиков. Проживающие в них люди оказались самыми несговорчивыми, наотрез отказываясь покидать свои временные пристанища. Однако вопреки их желанию беженцев все-таки вывезли на новое место жительства. «Закон есть закон», - так прокомментировали свои действия организаторы акции, ссылаясь на вступившее в силу судебное решение. Состоялась эта акция 13 июня, принесла она искомый результат, но не обошлась без нежелательных эксцессов. Осуществить намеченное прибыли сотрудники правоохранительных органов во главе с начальником Пригородного УВД Ю. Лебедкиным и судебные приставы, возглавляемые начальником Управления В. Козаевым. При перевозке вагонов также присутствовали пожарные из МЧС, представители энергонадзора и газоснабжения. Вначале все проходило достаточно спокойно, без особых эмоциональных выплесков. Однако все резко изменилось после того, как один из беженцев достал бутылку с бензином и начал поливать горючим свой вагончик, явно намереваясь его поджечь. Милиционеры незамедлительно отреагировали, скрутив нарушителя и затащив его в автобус. На помощь возмутителю спокойствия бросились стоявшие поблизости беженцы, началась потасовка. Относительно ее итогов поступает весьма противоречивая информация. Одни уверяют, что беженцы были избиты милиционерами, другие утверждают, что подобного не было и в помине. Причем разночтения имеют место как среди ингушей, так и среди осетин. В конце концов страсти улеглись, людей отвезли, как и планировалось, в месту их нового жительства.
После этих событий у многих возник резонный вопрос: почему ингушские беженцы столь упорно не желают покидать стихийно созданную среду обитания? Чем поселок Новый, который людям предложен в качестве вполне разумной альтернативы, им так не угодил? В поисках ответа довелось услышать об этом поселке немало «ужастиков»: что он, дескать, представляет из себя настоящий концлагерь, что обнесен этот поселок колючей проволокой и что жить там практически невозможно... Захотелось лично убедиться, насколько эта информация соответствует реальности. Заместитель главы администрации Пригородного района по межнациональным вопросам Идрис Таркоев пошел корреспонденту «СК» навстречу: отложив срочные дела, повез журналиста в служебной машине прямиком в поселок Новый.
...Из окна серебристой «Волги» пытаюсь разглядеть колючую проволоку и бараки концлагеря. Что-то не видно... Зато бросается в глаза чистота ухоженных улиц, весьма привлекательный вид компактно расположенных домиков. И автомобиль наш едет слишком уж мягко и плавно - непривычно для разбитых российских дорог: поселковая трасса ровная, без ухабов.
- В первую очередь мы положили асфальт на главную улицу поселка, - поясняет Идрис Таркоев. - Остальные дороги пока на грейдере. Их тоже постараемся заасфальтировать.
Асфальтовое покрытие - далеко не единственное, что удалось сделать районной администрации в поселке Новый. Здесь проведено электричество, так что каждая улица вечерами ярко освещена: далеко не все закоулки Владикавказа этим могут похвастать. Недавно в поселке появился газ. Нависшие над обочиной дороги газовые трубы хорошо видны из окон служебной «волжанки». Горячей воды пока, правда, нет, зато холодная в избытке. Останавливаемся возле одного из домов. Его хозяйка - Зина Дидигова, до событий осени 92-го проживавшая во Владикавказе. В поселке Новый обосновалась одной из первых. Надеется получить деньги за разрушенное жилье и построить здесь капитальный дом вместо деревянной времянки. Впрочем, «капитальный» громко сказано...
- Нашей семье из пяти человек в качестве компенсации полагается всего 400 тысяч рублей, - говорит Зина Дидигова. - На эти деньги разве что двухкомнатный дом построишь. Согласитесь, для такой семьи, как наша, этого явно маловато.
Однако и эти деньги Зина пока еще в глаза не видела. И неизвестно, когда увидит. В аналогичном положении и остальные жители поселка. Однако они не унывают - приспосабливаются к трудностям как могут. Например, согласно нормам пожарной безопасности им запрещено использовать газовое отопление в своих деревянных домиках. Беженцы нашли выход из положения, не нарушая при этом строжайший запрет: прямо у деревянных домов они соорудили кирпичные пристройки, решив таким образом проблемы газификации.
Одним словом, в поселке Новый жить можно вполне. Скромно и без особого комфорта, но все же лучше, чем в деревянных вагончиках на пустыре возле Майского. Почему же беженцы столь упорно не желали покидать места стихийного проживания? За ответом на этот вопрос устремляемся к месту нашумевших событий 13 июня. Это примерно в пяти минутах езды от поселка Новый. Прибыв к месту назначения, видим группу немолодых уже мужчин, сидящих возле самодельного столика. Прибывших гостей встречают радушно. Начинается разговор «за жизнь»: что держит здесь этих людей, каковы их планы на будущее и т.д. Неожиданно все встают: метрах в ста от нас замаячила фигура седовласого старца. Приблизившись к нам, благообразный старик называет свое имя - Юсуп Точиев.
- А вы тоже здесь живете? - задаю вопрос и тут же понимаю, что допустил бестактность.
- Ты сказал - живу?! - в голосе 82-летнего Юсупа послышалась обида. - Запомни, корреспондент: мы здесь не живем, а существуем!
Возражать было нечего. Оставалось лишь выяснить, что держит здесь этих людей.
- А что нам остается делать? - вопросом на вопрос отвечает 52-летний Амирхан Ахриев. - Ведь если мы отсюда уедем, кое-кто отчитается перед властями: мол, людей мы переселили, быт их обустроили. И проблемы наши так и останутся нерешенными.
А проблемы у Амирхана и остальных беженцев все те же: получить положенную им денежную компенсацию за разрушенное жилье. Получить их очень непросто. Процессу «выбивания» денег можно дать название толстовского романа «Хождение по мукам». Буквально на каждом шагу беженцев ждут изощренные бюрократические проволочки. Допустим, в 1989 году отец подарил дочери - теперешней беженке - домовладение. В то время оно располагалось по адресу Калинина, 15. Однако после переписи населения этот дом официально значится под номером 15-а. Вот из-за этой лишней буквы женщина не может доказать, что разрушенный в ходе событий 92-го дом принадлежал именно ей. Другой вариант бюрократизма-идиотизма: у человека дом был поврежден до такой степени, что проживать в нем было невозможно. Однако жить у родственников беженец в силу своей деликатности желанием явно не горел. Для этого он кое-как «подмарафетил» свое разрушенное домовладение, чтобы хотя бы временно в нем обосноваться. А чиновники ему говорят: у вас же вполне нормальное жилище, зачем вам компенсация? Подобных примеров - неисчислимое количество... И скорее всего создавать беженцам препятствия кому-то очень выгодно. Но кому? Чиновникам, боящимся лишиться мягких кресел и сытных окладов? Криминалу, все еще уповающему на дестабилизацию обстановки в зоне конфликта и мечтающему погреть руки на продаже оружия? Государственным мужам, разыгрывающим свою карту в грязном политическом пасьянсе?
Пока идут поиски ответов на эти глобальные вопросы, в Пригородном решаются проблемы вполне локальные, но не менее злободневные. В кабинете главы администрации села Чермен возглавляющая АМС Белла Агкацева и заместитель главы АМС Пригородного района по межнациональным вопросам Идрис Таркоев оживленно обсуждают возможные пути выхода из кризиса, вызванного недавними событиями в Майском. Кстати, если кто не знает: Белла Агкацева - осетинка, Идрис Таркоев - ингуш. Они вместе решают наболевшие вопросы, и нет никакого намека на разногласия. И было бы странно, если бы было иначе. Они оба здешние, черменские. Это их земля, и на ней им нечего делить.
- Между прочим, у временной администрации по урегулированию последствий осетино-ингушского конфликта был прекрасный девиз, адресованный всем пострадавшим в ходе событий осенью 1992-го, -вспоминает Белла Агкацева. - Звучал он следующим образом: «Построй свой дом, забудь обиды!». Вряд ли есть более емкое определение тому, что должно объединить всех людей - независимо от их национальной принадлежности...
Ну что еще к этому можно добавить?
Виталий Городецкий, Пригородный район, селения Октябрьское, Майское, Чермен, поселок Новый

Похожие новости:

  • Беженцы в лагере "Ангушт" стали арендаторами
  • Президент Ингушетии: вопрос о границах республики должен быть решен до конца года
  • Февраль. Мигранты митингуют
  • МВД Северной Осетии расследует нападение на милиционеров на границе республики с Ингушетией
  • Трудно первые 15 лет
  • В Сочи приставы принудительно выселяют беженцев из Абхазии
  • Беженцы из Северной Осетии объявили голодовку
  • В Ингушетии беженцы из Пригородного района Северной Осетии начали голодовку
  • #1 написал zero
    Когда: 20 августа 2008 10:03
    просто супер...
    Зарегестрирован: -- | ICQ: |
    | | | |

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Сентябрь 2018 (1)
    Август 2018 (8)
    Июль 2018 (2)
    Июнь 2018 (10)
    Май 2018 (2)
    Март 2018 (5)
      Осетия - Алания