Культура: Краткий словарь-справочник по северокавказской демонологии

Опубликовал admin, 19 марта 2010
Абдал – у цахуров то же что и Авдал.

Авдал – у лакцев покровитель диких коз, оленей, туров. А. иногда крадет из утробы матери еще не родившегося ребенка и делает его пастухом туров. Так ребенок со временем становится Авдалом.

Аздага – у ногайцев "лесной человек", имеющий те же функции, что и "Аждаха" у некоторых народов Дагестана.

Азмыч – у балкарцев и карачаевцев страшно уродливая женщина, искусно умеющая говорить проклятия. А. издает неприятные звуки.

Алмасты – у адыгских народов "лесная женщина", бытующая у многих народов. А. представляется в образе обнаженной женщины с безобразным лицом и длинными распущенными волосами. Она никогда ни на кого не нападает. Живет в оврагах, чащобах, кустарниках. Когда она рождает младенца, то, не боясь людей, ходит по селу с криками и плачем: "Я родила младенца, он голенький, оденьте мне его". По поверьям адыгов, если поймать А. и вырвать из ее косы волосок, то она всю жизнь (пока не найдет свой волосок) будет прислуживать в доме.

Алмасы, Алмазы – у ингушей и чеченцев злые лесные духи. А. бывают мужского и женского пола. А. – мужчины покрыты волосами, страшного вида, свирепы и коварны; на груди у них находится острый топор. А.-женщины отличаются необыкновенной красотой, но также злы, коварны и опасны. Иногда они представляются страшными созданиями огромного роста с огромными грудями, перекинутыми через плечи за спину. Любимое их занятие – пляска: закинув груди за спину, подняв руки вверх, они пляшут при лунном свете. Живут А. в чаще леса, на высокогорьях. Они покровительствуют диким животным. Иногда вступают с охотником в любовную связь. Удача на охоте, по поверьям, зависит от благоволения Алмасы.

Арбаъ – у кумыков голодный дух.

Артъауз (Артъауз) – у осетин злой дух, прикованный Богом за ослушание (за сотворение всяких гадов и насекомых) к луне. Чтобы А. не вырвался и не уничтожил Землю, каждый кузнец во время работы должен был сделать лишний удар молотом по наковальне.

Ахсавидар (Æхсæвидар) – у осетин зло-вещее ночное приведение в виде черного всадника, иногда черта. А. считается самым опасным и вредным из чертей. Если А. приснится человеку, или встретится наяву, то человек заболевал тяжелой неизлечимой болезнью. От А. можно было защититься специальным заклинанием, который проводили знахари.

Аццалов – у лакцев домашний дух. А. бывает добрым и злым. Оказывает помощь обитателям дома. Иногда же он начинает душить спящего. От него можно избавиться, сорвав с него ожерелье. При этом ожерелье следует бросить в маслобойку.

Байчы – у балкарцев и карачаевцев злой дух, преследующий одинокого человека. Б. обычно действует ночью. Он начинает звать человека по имени, и если он по неосторожности отзовется, то он может потерять силу и полностью подчиниться воле Б.

Бакараб рух – у аварцев голодный дух в облике старца. По некоторым поверьям Б. р. бывает женского пола. Верхом на коне Б. р. является в дома, требуя еды. Те, которые насытили его, вознаграждаются благополучием, отказавших ему в еде – наказывает нищетой.

Басдырыкъ – у кумыков домашний дух, совершенно лишенный положительных качеств. Б. нападает, как правило, на больных, страдающих хронической болезнью.

Бляго, Благо (Благъуэ) – у адыгов чудовище огромных размеров, дракон, олицетворение злых сил природы. Б. обычно запруживает реку и не дает никому и глотка воды, пока ему не доставят дань – красивую девушку. Ударом своего хвоста может сокрушать все на своем пути, способен втягивать в себя животных и людей. Глаза Б. обладают гипнотической силой. Расправиться с ними возможно только одним способом: закинуть в их пасть снопы и копна камыша, терновника, отчего они задыхаются, затем их добивают стрелами или срезают головы. Кровь Б. может прожечь не только тело человека, но и землю, или каменную глыбу. Местопребыванием Б. служит подземный мир. Считается, что затмение луны или солнца происходит по вине Б., который проглатывает их. Чтобы освободить светило, необходимо напугать Б. выстрелами из ружья или барабанной дробью по металлическим предметам.

Будуалы – у аварцев покровители охоты, диких зверей, туров, оленей. Будуалы всегда выступают группой. Грешных людей забрасывают камнями, безгрешных же пропускают беспрепятственно. Иногда угощают охотника, при этом собирают кости съеденного животного и оживляют его после трапезы. По поверьям, если осенью на высохшей траве обнаружатся следы Будуалов, то будет засуха, но если подняться на гору и сделать жертвоприношение, то пойдет дождь. По некоторым поверьям Б. забирают к себе невинных детей из утробы матери для замены умершего Будуала.

Бундор – (у осетин-иронцев Бынаты хицау "хозяин места") – у осетин дух-покровитель дома, домовой, живущий в кладовой. Изо-бражается в виде уродливой старухи с клы-ками, но может принимать образ мальчика, белого барашка, белой змеи или других жи-вотных.

Бундорта – (у осетин-иронцев "Хæйрæджыты хсæв" ‘ночь чертей’, "Бынаты хсæв" ‘ночь Места’, Дыууæйы æхсæн" ‘между двух’, "Дзинкъуыртæ", "Кæйдæртæ" ‘чьи-то’) – у осетин праздник в ночь со вторника на среду перед старым Новым го-дом, посвященный "Бундору". Жертвенным мясом и продуктами нельзя угощать гостей. После трапезы целые кости зарываются глубоко в землю, также как и кровь жертвенного животного с внутренностями.

Бурку – (у осетин-иронцев "Куырыс") – у осетин место ежегодного сборища под Новый год колдунов, шабаш.

Буркудзау – (у осетин-иронцев "Куырысмæдзог") – у осетин участник шабаша.

Бусурб-джин – у ингушей джинны-христиане. Считается, что болезни, вызванные бусурб-джиннами редко поддаются излечению, потому они наиболее опасны для встречи с ними (ср. Керст-джин).

Васвасинекал – у аварцев шайтан, злой дух, способный обрекать на болезни еще не рожденного человека.

Галхулчи – у аварцев дикий человек с топором в груди. Предания про Г. идентичны общекавказским преданиям о саблегрудом человеке. В некоторых преданиях выступает саблегрудая женщина, называемая "Дангъалай". У других народов Дагестана этот персонаж известен под именами "Темиртеш" ("Железная грудь"), "Кылычтеш" ("Саблегрудый мужчина") – у кумыков, "Рикирал дак" ("Грудь топором") – у лакцев, "Старец-кине" ("Старец-призрак") – у даргинцев.

Гамалакар (ГIамалкIар) – злой дух в мифологии жителей с. Шуланиб Гунибского района Дагестана, антипод доброго духа, покровителя ковроткачестваТемир-хьояс. Г. собирает клубки ниток как подаяние в семьях, где были девочки. Если Г. давали клубок ниток, который пряла не сама девочка, то Г. отвергало подношение. Иногда Г. требовало мальчика. Тогда ему в качестве выкупа давали нож. Г. представляется существом без рук, без ног, с кожаным мешком, наполненным шерстью.

Гам-саг, Гамсилг – у чеченцев колдунья. Г. может покидать свое тело и входить в животное. Если в ее отсутствие перевернуть тело, то, по возвращении из странствий, она не сможет вернуться в свое тело и умирает.

Гумери – у осетин великан, сотворенный Богом раньше нартов и "уайугов". Г. обита-ли в пещерах и неприступных крепостях в горах. Враждуют с нартами, которые одолевают их хитростью. В современном осетинском языке также обозначает "идол".

Далуймон (Дæлуймон, ир. Дæлимон) – бес, черт, злой дух, обитатель подземного мира.

Дардза-нянильг – у чеченцев и ингушей богиня вьюг. Она сидит на вершине горы Казбек. Д. начертала на снежном конусе Казбека волшебный круг, через который ни один смертный не осмеливается перешагнуть. Перешагнувших этот круг Д. сбрасывает в пропасть или заваливает ледяной го-рой. Она пугает людей петушиным криком.

Джагвардыгар (Джагварды гIар) – у рутульцев домашний дух.

Джиным – в мифологии чеченцев и ингушей джинн, делятся на добрых и злых, находятся между ангелами и дьяволами.

Емыныж (Емынэжь) – у адыгов чудовище, дракон. Сочетает в себе черты Бляго и Иныжей. Е. может летать и вызывать явления, аналогичные грому и молнии.

Жундул – у аварцев злой или добрый дух, как правило, охраняет человека, но на обидевшего его насылает различные болезни.

Залиаг калм ("Залийский змей") – у осетин змей-дракон, владеющий водными источниками. За пользование водой требует дань в виде красивой девушки.

Зинта, Дзинта (Зинтæ, Дзинтæ) – у осетин джинны, бывают добрыми и злыми, как правило, живут под землей в стране Далуймонов. В эпических сказаниях осетин о Царциата, от связи девушки из рода чертей (хæйрæг) и джинна (зин) рождается уродливая девочка Мамми, которая всячески вредит Царциатам и приводит их к гибели.

Иныж – у адыгов великан, выступающий всегда как отрицательный герой. Он представляется как одноголовым, так и многоголовым. Чем больше голов у И., тем больше в нем силы. И. может быть одноглазым, трехглазым, пятиглазым и т. д. Человек побеждает его всегда хитростью.

Йадлад Нин образ злого духа – матери болезней у рутульцев, рисуется в облике женщины огромного роста, с длинным носом, нечесаными волосами, в лохмотьях.

Кадзи (Каджи) – у осетин бесы, злые силы, обитающие под землей. Имеют свое царство и своего царя. Враждуют с нартами.

Кади сайтан (Гъæди сайтан "шайтан леса") – у осетин антипод доброго лесного духа-покровителя "Гъæдсар". К. с. – злой лесной дух. Он изображается как страшное, уродливое существо, всячески вредящий человеку, оказавшемуся в лесу. К. с. изрыгает изо рта пламя.

Каланганаг (Кæлæнгæнæг) – у осетин знахарь, колдун. Могут излечивать, но мо-гут и порчу навести. Заговаривают от сглаза, способны противостоять злым силам и защитить от них.

Кандзаргас (Хъандзæргæс) – у осетин огромное семиглавое чудовище с двумя иногда отделяющимися от него крыльями, на которых оно носится над морем и сушей в поисках добычи. К. является врагом нартов. В результате погибает в единоборстве с Батразом (героем Нартских сказаний).

Кан-тулук (Къан тулукъ букв. "бурдюк, наполненный кровью") – у кумы-ком демонологический образ, близкий рус-скому "вампир". К.-т. выходит из могилы злой женщины после 12 часов ночи и ищет себе добычу. По представлениям кумыков, К.-т. имеет форму груди или длинного со-суда, верхняя оболочка которого очень тон-кая, если даже нечаянно коснуться его, то он выпускает струей кровь человека. То ме-сто, куда попадает кровь, начинает гнить и человек умирает.

Карж – у аварцев, как правило, в детских обрядово-заклинательных песнях, хранительница домашнего очага, представляемая в образе белой змеи. В воззрениях народа К. характеризуется как доброжелательный покровитель домашнего очага. Чтобы поселить К. в доме, во избежание несчастий, проводился специальный обряд-заклинание. После постройки нового дома, хозяева ставили в углу дома чашку молока, приглашая, таким образом, К. в новый дом.

Кафкундар (Кæфхъундар) – в осетинских сказках чудовище, дракон. Преградив путь к воде, допускает людей к воде только в том случае, если ему платят ежегодную дань самой красивой девушкой и красивым юношей.

Кафтар – у рутульцев злой дух, представляются огромными существами с одним круглым глазом размером с тарелки.

Кашкафтар, Качкафтар – у рутульцев хранитель леса.

Квал – у лезгин злой домашний дух, принимающий облик старика или черных домашних животных (кошки, собаки, козла и др.).

Керст-джин – у ингушей джинны-мусульмане. Согласно народным поверьям, в отличие от джиннов-христиан (бусурб-джин), болезни, вызванные мусульманскими джиннами могут излечивать муллы с помощью Корана.

Кехай – у аварцев и некоторых дагестанских народов злой дух, встреча с которым (или нечаянно нанесенная человеком обида) сулит человеку неприятности: вызывает у него различные недуги (искривление шеи, рассеянность и пр.), вредит скотине.

Кибирхан – у даргинцев существо, иногда выступающий в образе домашнего духа. К. посещает избранных людей к большой удаче или к большому несчастью, к перемене судьбы. Тому, кто сможет у него спросить "Что мне?" он предсказывает судьбу. Часто душит ночью спящих, не давая им возможности пошевелиться.

Кини, Кине в мифологии лакцев и дидойцев добрый домашний дух, покровительствующий семейному очагу, роду и являющийся в дом каждую пятницу. Он невидим, но если кто увидит его, ему суждено счастье. Принимает облик кошки, хомяка или змеи с золотыми рогами.

Куне – у даргинцев домашний дух в образе женщины высокого роста, с большими грудями, с красными до пят волосами. К. приносит в дом изобилие, покровительствует семейному очагу.

Куни-хунул – покровитель дома, обитает в центральном столбе, в балке, в стене дома. Имеет змееподобный облик.

Курчил, Кырчил – у рутульцев злой дух, приходящий ночью и начинающий душить спящего, в народных представлениях он похож на кошку, а иногда и на большой пузырь с жидкостью, часто является в образе лохматой женщины.

Кылычтеш – у кумыков саблегрудый человек, враждебен человеку, которого старается погубить при встрече с ним в лесу.

Кяла Чири (букв. "белая борода") – у лак-цев голодный дух в облике мужчины с бе-лой бородой в белоснежной одежде. К. Ч. бывает добрый и злой. Он приносит в дом либо достаток, либо постоянную нужду.

Можь – у чеченцев и ингушей злая сестра солнца и луны. М. сожрала всех своих родственников на небе и теперь постоянно гонится за солнцем и луною. Когда она догоняет их и заслоняет, происходит затмение. М. отпускает солнце и луну только после того, как ее об этом попросит невинная перворожденная девушка.

Мэзыл ("лесной человек") – у адыгов человекообразное существо с топором в груди, тело которого покрыто шерстью. М. одеваются в звериные шкуры. Образ М. распространен и у других народов Кавказа.

Нашгушидзе (адыгейское НэгъучIыц, кабардинское НэжьгъущIыдзэ) – у адыгейцев и кабардинцев старуха с железными зубами и с огромными перекинутыми через плечо грудями. Н. обладает чародейской силой и гипнотическим даром. Она может предсказать судьбу. В некоторых вариантах Н. выступает как людоедка. Герой может спастись от нее, если он подкрадется к ней и приложиться к ее груди. Тем самым он становится ее молочным сыном, и старуха вынуждена помочь ему.

Нумнегир – у татов домашний дух, домовой в облике ласки или большой крысы. По поверьям татов, шкурка одной из этих животных, прибитая над постелью роженицы, больной, может предохранить их от злых духов. Появление же Н. рассматривается как предвестник несчастья.

Обуры – у балкарцев и карачаевцев злые оборотни, которые могли принимать облик разных животных и зверей, чтобы вредить людям. Не могли лишь принять облик коня и каким-либо образом причинить ему вред.

Рохдулай
у аварцев воплощение злого, враждебного человеку начала в виде женщины огромного роста, с вывернутыми назад ступнями, длинными черными волосами на ногах, одетой в лохмотья. Обитает она в скалах. Человек, увидевший ее, заболевал и, мучимый лихорадкой, умирал. Обычно она вступает в поединок со встреченным ею человеком и всегда одолевает его. Убить ее может только злаковый бульон.

Руймон – у осетин змееподобное чудовище, дракон. Иногда лань рождает змееподобное существо. Когда это случается, лань отбегает в сторону и оглядывается на свое детище. Если это Руймон, то она убегает. Р. бывает от рождения слеп. Увеличиваясь в размерах, Р. начинает приобретать зрение. Увеличившись до неимоверных размеров, он уничтожит всех людей. Но до этого не допускает Уацилла (бог-громовержец), который набрасывает на него цепи и поднимает на небо. По некоторым вариантам Уацилла приковывает Р. к луне. Лишний удар кузнецов по наковальне не дают ему освободиться. По другим вариантам духи разрубают тело Р. мечом на куски и раздают умершим. Последние, вкусив снадобье из тела Р., воскресают в том возрасте, в кото-ром умерли.

Рукъурлъи ила у андийцев злой дух – мать болезней (= Йадлад нин см.).

Рух баб – у табасаранцев злой дух, приходящий к спящему, чтобы его душить.

Сайтан у осетин-дигорцев шайтан, полностью соответствует осетинскому хайраг.

Сау бараг (Сау барæг "черный всадник") – у осетин покровитель воров и разбойников. Изображается на черном коне в черных одеждах. Является антиподом Уастырджи (св. Георгия). Всегда едет впереди людей, отправляющихся на разбой, воровство.

Суткъатын у кумыков лесной дух в образе женщины, бродящей по ночам в окрестностях селений, но не представлявшей опасности для людей. К нему обращались во время обряда вызывания дождя.

Сухасулу – у лакцев злой домашний дух. С. имеет облик старухи в лохмотьях, с огромными дряблыми грудями, которые она, как правило, перекидывает через плечо. У нее длинные распущенные волосы. Ночью может навалиться на спящего и начать его душить. Обычно она живет за закромами. Человек может стать хозяином С. в том случае, если ему удастся схватить ее ожерелье.

Тарам – у чеченцев и ингушей невидимые духи-хранители, защищающие своего хозяина от всяческих бедствий. По представлениям чеченцев и ингушей, каждый чело-век, каждый дом (семья), все природные объекты имеют своего Т.

Тушедрышбе (Тушед рышбаI) – у рутульцев добрый домашний дух с функциями покровителя ковроткачества.

Уайуг (Уæйуг, ир. Уæйыг) – у осетин великан, которого Бог сотворил перед нартами. У. наделены огромным ростом и неимоверной силой. Имеют одну или несколько голов. У. ведут постоянную борьбу с нартами, царциатами и героями Даредзановских сказаний, но, как правило, всегда терпят поражение.

Убура – у чеченцев злой, кровожадный дух, вошедший в какое-нибудь животное. Близок русскому "вампиру".

Удд – у адыгов носитель зла. Удд представляется в виде сухонькой беззубой старушки, сгорбленной и суетливой, обладающей невероятной силой. Она может заколдовать человека, животное, предметы, вызвать пургу, наслать туман. Ударом плетью или плевком она может превратить человека в осла, собаку, лошадь, вола, или в камень. Удды могут и сами превращаться в животное. Среди них встречаются и добрые, которые выручают человека из критического положения своим советом или не-посредственной помощью. Иногда она выступает как вампир, высасывая кровь у своих жертв. Главное оружие Удд – магия. Она действует главным образом в ночное время. Может проникнуть в дом через щели, дымоход, крышу. Каждый год, весной, все Удды слетаются к какой-то горе и устраивают там шабаш. Прилетают они туда на кошках, крысах, собаках, кабанах и др. животных. С наступлением рассвета Удды разлетались, прихватив мешки, в которых содержались либо все блага земные, либо все вредное для человечества. Они имеют собственный, только им понятный, язык. Образ Удд близок осетинским Буркуд-зау/Куырисмæдзог.

Унтул эбел (Мать болезней), Гадалъи ила – у аварцев дух женского пола, предвещающая несчастье. По поверьям аварцев, если она назовет человека по имени, он умрет, если попросит еду – ожидается голод, если попросит тряпку, не будет мануфактуры, если попросит шкуру – мор скота. Чтобы умилостивить ее и уберечь себя от бед, надо дать ей выкуп.

Фандагсодзаг (Фæндагсодзæг) – у осетин существо, наносящее умершему вред (в загробном мире) на его пути к "Раю".

Хайраг (Хæйрæг, у осетин-дигорцев Сайтан) – в мифологии осетин отрицательный персонаж, созданный Богом в одно время с сотворением человека. Рисуется как антропоморфное существо, покрытое шерстью, с пятками вперед. Может принимать образ человека, близок русскому “черт” и мусульманскому “шайтан”.

Хашховыло (хьэщхьэвылъэ) – у адыгов существо с головой собаки и туловищем быка. Обитает на морском побережье, в глухих затонах и оврагах. Х. боится людей, но оглянувшийся на него человек гибнет.

Хегело – у аварцев домашний злой дух. Х. ночью начинает душить спящего, не давая ему заговорить, крикнуть. Он сотворен из обожженной глины. Представляется как что-то лохматое, ростом с человека.

Хузесаг (Хузесæг, ир. Хуызисæг) у осетин зловещее существо, с которым сталкивается умерший в загробном мире на пути к "Раю".

Хунсаг, Хунстаг – у чеченцев и ингушей дух-покровитель леса и лесных животных. Х. стремиться погубить всякого охотника, встретившегося с ним в лесу. Из его груди торчит костяной топор. На защиту Х. встают лесные звери, птицы, деревья, трава.

Хьварс, Хьварц злой домашний дух у табасаранов (у цахуров и рутульцев – Хьварц). Х. изображается как антропоморфное существо с одной ноздрей. По поверьям табасаранцев тот, кто завладеет шапкой-невидимкой Хварса, которую он кладет, заходя в комнату, на кувшин с водой, станет его хозяином и повелителем.

Цыр (цIыр) – у рутульцев плачущий дух. Рутульцы так называют голодного духа, якобы за то, что он плачет, когда ему не приносят жертвоприношений. Ц. представляется в образе мужчины в черном, а иногда – в образе белых мотыльков.

Челкан – у андийцев домашний дух в образе кошки, напоминающей своим обликом человека. Ч. может вызывать у четырех-пятимесячных детей кровь из носа, от чего они умирают.

Шайтан – в мифологии большинства народов Северного Кавказа самый яркий представитель демонических сил, заимствованный из мусульманской мифологии. Ш. близок русскому “черт” и осетинскому “хайраг”.

Шямга – у даргинцев (на кайтагском диалекте) домашний злой дух, способный принимать форму любых предметов, даже старой обуви.

Эмеген ("многосущий") – у балкарцев и карачаевцев великан, обладающий неимоверной физической силой.

Источник:
Таказов Ф.М. Очерки по демонологии народов Северного Кавказа.Монография; Сев.-Осет. институт гуманитарных и социальных исследований. Владикавказ, 2008. 103 с.

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Похожие новости:

  • Вербальная магия абхазов (Единство слова и действия в заговоре)
  • Очерки по демонологии народов Северного Кавказа. Заключение
  • Домовой
  • Великан
  • Алмасты
  • Бесы
  • Очерки по демонологии народов Северного Кавказа
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Декабрь 2018 (2)
    Ноябрь 2018 (7)
    Октябрь 2018 (3)
    Сентябрь 2018 (2)
    Август 2018 (8)
    Июль 2018 (2)
      Осетия - Алания