История: Объективность и субъективность в современной историографии Кавказа (Постановка вопроса)

Опубликовал admin, 16 сентября 2010
В. Д. Дзидзоев
д.и.н, профессор, главный научный сотрудник СОИГСИ им. В.И.Абаева (г. Владикавказ)

Тема доклада настолько актуальна, многолика и многогранна, что для ее освещения понадобятся, как минимум, несколько часов, что по сути нереально, так что некоторые аспекты обозначенной проблемы из-за нехватки времени будут обойдены, о других - по той же причине, будет сказано недостаточно. Более подробно я попытаюсь остановиться на проблемах современной историографии грузино-осетинских, грузино-абхазских, ингушско-осетинских, российско-чеченских отношениях, а также Великой Отечественной войны.

Многонациональный Кавказ с древнейших времен привлекал внимание путешественников, ученых, купцов и т.д. О проблемах Кавказа писали тысячи исследователей разных стран и народов, начиная от «отца истории» Геродота и кончая нашими современниками.

В Российской Федерации Северный Кавказ является наиболее сложным многонациональным регионом, злободневные проблемы которого известны далеко за пределами нашего государства. Это сепаратизм, терроризм, политический экстремизм, межнациональное противостояние, которые серьезно угрожают национальной безопасности Российской Федерации на юге страны.

Не будет преувеличением утверждение, что на Кавказе всегда был огромный интерес к истории, к историческим исследованиям. С конца 80-х годов XX в. и по настоящее время этот интерес заметно вырос. Нет необходимости доказывать, что исторические труды способствуют формированию общественного сознания, а от правильного, объективного объяснения некоторых вопросов истории в немалой степени зависит благополучие и в межнациональных отношениях, в этнополитической обстановке в республике, в регионе, в целом в государстве. Отсюда большая научная, гражданская и нравственная ответственность не только профессиональных историков, но и всех, кто на любительском уровне упражняется в вопросах истории. Обращаю внимание на то, что последних становится все больше и больше и они вносят свою лепту в идеологические сражения между отдельными народами Кавказа, в которых отчетливо видны столкновения национальных интересов.

Анализ современной историографии Кавказа убеждает в том, что многие исследования страдают субъективностью авторов, под которым понимается отношение к чему-либо (фактам истории, процессам в этнополитике, деятельности лидеров и активистов общественных, религиозных организаций, партий и т.д.), выражающее точку зрения, вкусы, интересы, убеждения и взгляды отдельного человека, т.е. субъекта1. Сегодня уже нет сомнений в том, что исторические сочинения, написанные с пристрастием, с субъективистских позиций стали инструментом этнокультурной самоидентификации народов Кавказа, формируют общественное сознание определенной части общества. В то же время издаются труды, где авторы придерживаются строгих правил научно-исследовательского труда, постоянно ориентируются на научную объективность, нейтральность и правдивость в оценке и характеристике изучаемых явлений общественной жизни. Эти авторы формулируют выводы в своих исследованиях на основе солидной источниковой базы, сопоставляя достоверные данные науки. Конечно, в реализации объективного подхода к социальной действительности и в оценке достижений исторической науки могут быть и имели место отступления от требований познания объективной истины. Вина за это лежит и на тех исследователях, которые сознательно, или даже по независящим от них причинам, искажали факты истории, пренебрегали правилами научно-исследовательской работы, давали конъюнктурные оценки действительности (вспомним, например, совершенно разные оценки начала, хода и завершающей стадии Великой Отечественной войны или «реформ» М.С.Горбачева). Под объективностью в исторических исследованиях подразумевается такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желаний автора, группы ученых, партии, религиозной организации и т.д. Истина «не конструируется по воле и желанию людей, а определяется содержанием отражаемого объекта, что и обусловливает ее объективность»2.

В постсоветское время противостояние между отдельными народами Кавказа приняло угрожающий размах и переросло в настоящие войны в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, Северной Осетии и Ингушетии и т.д. Всем им предшествовали острые дискуссии историков и дилетантов от истории по вопросам сугубо научным (этногенез народов, древние, средневековые и современные границы между ними, принадлежность той или иной территории тому или иному народу и т.д.). Эти дискуссии продолжаются до сих пор. Иногда они дают горькие плоды, о чем пойдет речь ниже.




Примечания

1 Термин «субъективность» применяется к тем историческим сочинениям, где имеются явно ошибочные версии, выводы, суждения, односторонние трактовки вопросов истории, т.е. лишенные объективной истинности.

2 Философский словарь (Издание четвертое под редакцией И.Т.Фролова). М., 1981. С. 258.

Источник:
Кавказоведение: опыт исследований
Материалы международной научной конференции (Владикавказ, 13-14 октября 2005 г.)
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Похожие новости:

  • Основные направления кавказоведческих исследований в Абхазии
  • Объективность и субъективность в современной историографии Кавказа (Постановка вопроса). Заключение.
  • Историки-кавказоведы в поисках истины в русско-чеченских взаимоотношениях
  • Некомпетентность - в ранг истины в вопросах истории Великой Отечественной войны
  • Взаимоотношения Осетии и Чечено-Ингушетии (Республики Ингушетия) и их интерпретация: мифы, политические спекуляции и поиски исторической объективности
  • Грузия и Южная Осетия: этапы противостояния и их интерпретация в Тбилиси и Цхинвале
  • История Северного Кавказа: новые исследовательские подходы
  • В школьную программу могут включить изучение культур этносов России
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Купить печать - печать фото. Печать фотографий через интернет.

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Сентябрь 2018 (1)
    Август 2018 (8)
    Июль 2018 (2)
    Июнь 2018 (10)
    Май 2018 (2)
    Март 2018 (5)
      Осетия - Алания