История: Чанки и чанка-беки Дагестана

Опубликовал admin, 17 июня 2014
В. Т. Гагиев,
аспирант СОИГСИ им. В.И. Абаева

В социальной структуре средневекового Дагестана наше внимание привлекли сословные группы чанков и чанка-беков. Они различались по нескольким факторам, главным из которых являлся социальный.

Следует отметить эволюцию содержания термина чанка. Первоначально он обозначал отдаленного родственника правителя какого- либо дагестанского княжества. Другие же значения — «ограниченный в правах потомок шамхала, уцмия и т. п. от брака с женщиной из низшего сословия», «незаконнорожденный» — возникли не ранее XVI в. Как выяснили Н.С. Джидалаев и Т.М. Айтберов, понятие «чанка» впервые документально фиксируется на территории распространения даргинских и лакских языков и лишь, затем он проникает к аварцам и кумыкам [1, 67-94]. В стойкой устной традиции аварцев термин «чанка» употреблялся в значении «высокородный, знатный». А в языке аварцев он имеет еще одно значение — «представитель высшего сословия» [1, 67-68].

Согласно «Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго», составленный в период правления Рустам-хана (1616-1645 гг.) в иерархии Кайтага чанки занимали второе после уцмия место. В указанном «Своде» ничего не говорится о происхождении чанка от неравного брака. В то же время в кумыцком языке чанка — «член правящего рода, представитель высшего сословия, высокородный, знатный человек» [1, 68- 71]..

Термин чанка существует и в языке лакцев. В средневековье его носитель в правовом отношении стоял выше узденя, но ниже бека (сына или брата хана); их называли «незаконнорожденными»; а в селении Кумух — «нечистокровными», не имевшими прав на управление ханством. У лакцев разбираемое понятие впервые фиксируются на рубеже XVII-XVIII вв.

«Чанка» не имеет этимологии в местных языках. Н.С. Джидалаева и Т.М. Айтберова, разбираемый титул выводят из китайского чжан — «старший по чину, начальник». В Дагестан он, возможно, попал через гуннов, булгар или хазар [1,82-83].

«Сыновья, рожденные от бека и женщины простого происхождения, назывались чанками (чанка-беками) и не имели всех тех прав, какими пользовались их отцы. Тем не менее, они могли нести вассальную службу у ханов, шамхалов и уцмиев, владеть землями, полученными по наследству в виде ‘чанка-пая’ еще при жизни отца» [1, 82-83]. Это определение социального статуса рассматриваемой категории привилегированного населения Северо-Восточного Кавказа явно доминирует в кавказоведении. Так, в коллективном труде по истории Дагестана с древнейших времен до наших дней сказано: «Значительную прослойку в бекском сословии составляли и чанка-беки, или дети беков от неравных браков, не имевших прямых наследственных прав и владевшие только теми земельными угодьями, которыми их наделяли еще при жизни их отцы (беки)» [2, 44].

В отдельных владениях, например в Тарковском шамхальстве, рассматриваемая категория подразделялась на чанка-беков и просто чанков. Если первые пользовались некоторыми правами и преимуществами высшего сословия, то последние были лишены их [3, 358]. По адатам кумыков чанки «не имеют права наследования движимого и недвижимого имущества своих родителей; если же будет сделан дарственный акт (назру) в пользу чанков или княжеских дочерей, то ближайшие родственники мужского пола не могут завладеть тем имением» [4, 55].

Обычно чанки пользовались угодьями наравне со всеми членами сельского мира. Без наследственных земель они, естественно, «не имели своих узденей и сами считались приближенными тех княжеских родов, от которых они происходили» [5,19-20].

Выселяясь из родительского дома с незначительной долей имущества, чанки не могли претендовать на отцовское наследство и не считались членами клана.

Согласно Б.Г. Алиеву, по своему социальному статусу вслед за беками находились чанка-беки, «дети шамхалов, ханов, уцмиев и дру гих владетелей и беков от неравного брака. Они имели меньше прав на отцовское наследство, чем чистокровные беки». Чанка-беки владели земельными угодьями, полученными по наследству от отца, «как часть, называемая ‘чанка-пай’». Так, в Кайтаге чанка-бекам выделялось, как правило, «из недвижимого имения отца 12 дворов раят, 12 дворов евреев, 12 дворов чагар и один или часть ятага» [6, 89].

Чанка-беки получали также повинности с поступавших в их управление «зависимых поселян», передавали свои земли по наследству и т.д. Поэтому, как со ссылкой на материалы сословно-поземельного комитета считает Б.Г. Алиев, чанка-беки пользовались особыми правами и преимуществами, ставящими их в разряд туземного высшего сословия» [7, 48-49].

Чанки, не имевшие земельные наделы, естественно, «не имели и своих узденей или зависимых крестьян, и сами считались приближенными тех владельческих родов, от которых происходили, или находились в роли почетного слуги (нукера) феодального владетеля или бека, несмотря на то, что они являлись детьми одного отца». В этом случае чанкам обычно принадлежал участок в селении, в котором они жили, пользуясь землями наравне с другими общинниками. По мнению некоторых историков, феодалы практиковали поселение своих детей от неравных браков подальше от себя в феодально-зависимых аулах. «Получив при жизни или после смерти отца незначительную долю отцовского имения, чанки выселялись из родительского дома и затем уже не только не могли претендовать на наследство отца, но и не считались членами фамилии» [8, 49].

По наблюдениям А. Абрамовича, кумыкские чанки земельной собственностью владели только в том случае, если их отцы, «беки, при жизни своей выделяли им часть, тогда частью этой они владели на одинаковых правах с князьями [8, 49].

Уздени первой степени, хотя по обычаю считали чанков выше себя, но своих дочерей за чанков выдавали редко. Чанки не могли оставить своих узденей, а «сами считались приближенными тех княжеских родов, от которых они происходили. В делах кровных и по воровству чанки равны были с прочими свободными сословиями. После прекращения княжеского рода чанки, принадлежащие к этому же роду, становились выше в глазах народа» [9, 56-57].

Резюмируя изложенное, отметим, что в Дагестане отмечено две категории «побочных» детей феодалов: чанка-беков и чанков. В средневековый период оба сословия образовывали довольно многочисленную группу. Позднее большинство из них потеряли свои земли вследствие их незначительности и частых разделов. Многих чанков уничтожил Шамиль. Тем не менее, их количество во второй половине XIX в. оставалось значительным. В аварском ауле Гоцатле проживало 53 чанка. В августе 1884 г. чанки аулов Телетль, Гонода, Ругуджа, Ури, Зиури и Гоготль заявили чиновникам сословной комиссии, что их родовые земли отобрал Шамиль, «но русское начальство возвратило нам... одну треть, а две трети осталось в руках сельского общества» [9,57].

По данным отчета начальника Дагестанской области, в 1871 г. только в Казикумухском округе насчитывалось 820 чанков [9,151].


Литература

1. Джидалаев Н.С., Айтберов Т.М. Чанка // Тюрко-дагестанские языковые взаимоотношения. Махачкала, 1985.

2. Казиев Ш.М., Карпеев И.В. Жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. М., 2003.

3. История Дагестана с древнейших времен до наших дней / Отв. ред. А.И. Османов. Т. I. М., 2004.

4. История Дагестана. Т. 2. М., 1967.

5. Адаты жителей Кумыкской области // ССКГ, 1872. Вып. VI.

6. Феодальные отношения в Дагестане. М., 1969.

7. Алиев Б.Г. Частновладельческое (бекское) землевладение в Дагестане в XVI-XVII вв. // Развитие феодальных отношений в Дагестане. Махачкала, 1980.

8. Алиев Б.Г. Указ. раб.

9. Абрамович А. Указ. раб.


Источник:
Гагиев В. Т. Чанки и чанка-беки Дагестана // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2010. Вып. 4. С. 116 - 119.

Похожие новости:

  • Политическое устройство горских народов
  • Социальная структура горских народов
  • Земельно-правовые отношения на Северном Кавказе
  • Общественный строй «вольных» обществ Дагестана в XVIII — первой пол. XIX в. Общественно-политическая организация «вольных» обществ. Часть 2
  • имам Шамиль
  • Закавказские аварцы
  • "Роль дагестаноязычных народов в истории политических образований Восточного Закавказья в XVIII – начале XIX в."
  • В Дагестане в результате теракта убит начальник РОВД
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания