История: Проблема религиозного фактора на Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войны

Опубликовал admin, 4 декабря 2014
А.Г. Дряев

Проблема религиозного фактора на Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войныВ современной историографии до сих пор недостаточно изученной остается тема религиозного фактора на Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войны. Религию в ходе жестокого противоборства использовали как Советская власть, так и немецко-фашистская пропагандистская машина. Поэтому обратим внимание на фашистскую тактику использования ислама в регионе.

Как известно, глава Восточного министерства Альфред Розенберг предлагал энергичнее использовать «исторически закоренелую ненависть между кавказскими народностями, развивая ее, идя навстречу гордости и тщеславию тех или других», играть на национальных противоречиях, следуя принципу «разделяй и властвуй» с целью закрепления германского господства на Кавказе. Готовясь к нападению на Советский Союз, военно-политическое руководство Вермахта одной из главных задач считало разрушение многонационального государства изнутри и привлечение на свою сторону в борьбе с «большевистским игом» и «московским империализмом» представителей разных народов. Для решения этой задачи помимо изучения официальных советских документов, переписей населения и литературы, германские власти использовали некоторых эмигрантов, являвшихся знатоками языка, культуры и истории народов региона. Один из них, как отмечает Э.Абрамян, в мае 1942 г. Представил германскому командованию два меморандума с советами и предложениями, касавшимися использования народов Кавказа в интересах Германии. Автор, в частности, рекомендовал немецким оккупантам изгнать с Северного Кавказа всех русских и украинцев. В развитие этого положения во втором меморандуме обращалось внимание на важность использования конфессионального фактора1. При этом основной акцент делался на то, что Германии «нужно завоевать душу исламского мира». Для отдельных национальных групп организовались политзанятия, а для поднятия национального духа были организованы специальные курсы, на которых серьезное внимание уделяли истории религии.

Фашистская идеология учитывала ситуацию, сложившуюся в СССР накануне войны. К моменту нападения фашистских войск на нашу страну права мусульман, так же как и права верующих в целом, не соблюдались. Мусульманские общины страны подчинялись духовному центру, находящемуся в г.Уфе. Всего по стране функционировало 1312 мечетей (а в начале 1920-х годов только по одному северокавказскому региону было зарегистрировано до 2 тысяч мечетей); численный состав прихожан составлял, по официальным данным, 35947 человек.2 Тем не менее ситуация говорила о том, что закрытие мечетей и медресе, запрет на регистрацию мусульманских общин еще не означали, что верующие отказались от своего образа жизни и традиций. К тому же, политика подавления, проводимая властью, нередко способствовала усилению религиозности мусульман.

Как показывают исследования, даже к началу войны в Чечено-Ингушской АССР действовали 401 мечеть, продолжать читать проповеди более 400 мулл. Власти подозревали о существовании на территории этой республики тайных суфистских тарикатов, в которые входило большое количество мюридов, подчиняющихся своим мюриидам.3 В отличие от других республик, в Северной Осетии к этому времени позиции ислама были сильно подорваны.

На первом этапе войны Гитлер предполагал, что в целях дальнейшей ориентации на мусульманские регионы было бы неплохо создать из горцев-кавказцев мусульманского вероисповедания специальные батальоны. В связи с этим он заявил: «…Я считаю формирование чисто кавказских батальонов предварительно рискованным делом, но не вижу опасности в создании чисто мусульманских частей».4

Чтобы привлечь на свою сторону мусульманское население Северного Кавказа, гитлеровцы прикидывались сторонниками и любителями исламских обычаев и нравов. Так, командующий 1-й танковой армией генерал Макензен даже «принял ислам», ходил в мечеть, выдавая себя за приверженца горских обычаев.5 Воздействуя на сознание советских граждан фашисты заявляли о своем «либеральном» и «особом» отношении к мусульманам. С этой целью широко вещала из оккупированного Ставрополя радиостанция «Голос Кавказа», которая на кабардинском, осетинском, карачаевском, балкарском, чеченском, ингушском языках и языках народов Дагестана распространяла фашистскую пропаганду о мнимых успехах немецких войск, о поражениях Красной Армии, о дружеских отношениях, складывающихся между горцами-мусульманами и оккупационными войсками фашистской Германии.6 Так, например, 11 октября 1942 г. В Кисловодске устроили большой национально-религиозный праздник «Ураза-Байрам» с участием представителей германского командования и карачаевского населения. В своем выступлении заместитель старшины Карачая М.Байчоров заявил: «Карачаевцы будут беспощадно расправляться с партизанами, со всеми большевистскими элементами, которые попытаются включиться в ряды подлинных патриотов, которые будут пытаться посеять смуту и разложение. Первым даром великой германской армии Карачай дает добровольческий эскадрон, который в ближайшие дни вырастет в полк. В свою очередь представитель гитлеровцев отметил «мужество, упорство, храбрость сынов Карачая»».7

Для мусульман региона печатались газеты. Одна из низ под название «Газават» на своих страницах основное внимание уделяла формированию мусульманских батальонов-легионов. Например, 9 июня 1943 г. В № 17 газета поместила статью М.Мансура под названием «Легионер должен быть героем, легион – героическим».8 В каждой роте легионов была введена должность муллы. Действовал также старший мулла в каждом батальоне. Помимо этого в лагерях военнопленных, уроженцев Северного Кавказа, на каждую сотню назначался мулла, которых готовили в специальной школе. В целом оккупационные власти старались всячески активно использовать служителей мусульманского культа в своих интересах. Фактически во всех оккупированных населенных пунктах с мусульманским населением они восстановили должности мулл, старших мулл, установили для них льготы и привилегии. В то же время патриотически настроенных священнослужителей оккупанты притесняли, убивали, а культовые сооружения уничтожали. Заигрывая с верующими, используя самые разные средства и методы, фашисты старались «завоевать душу исламского мира». Однако, толком ничего из этого не вышло. Разумеется, ислам использовался в своих интересах как фашистами, так и их сторонниками. Но исторические события и факты показывают, что религиозный фактор, в частности исламский, не стал решающим в трагический для Отечества период. Подавляющее большинство мусульман как всей страны, так и Северного Кавказа, активно участвовали в борьбе с ненавистным врагом.

Великая Отечественная война на долгие годы породила подлинную национальную идею, а фашистам так и не удалось «завоевать исламского мира».


Примечания

1 Абрамян Э. Кавказцы в Абвере. М.: Издатель Быстров. 2006. С. 55.

2 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 125. Д. 35. Л. 82.

3 См. Каратаева М.А. Развитие массового атеизма в Чечено-Ингушетии в период строительства социализма (192-1940) // Из истории борьбы за власть Советов и социалистических преобразований в Чечено-Ингушетии. Грозный, 1983. С. 140.

4 Верт А. Россия в войне 1991-1945 годов. М.: 1967. С. 418.

5 Государственный архив Кабардино-Балкарской республики (ГАКБР). Ф. 292. Оп. 1. Д. 68. Л. 3.

6 См. Алискеров И.Ш. Влияние религиозных и этнических факторов на военно-политическую обстановку на Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Религиозные организации Советского Союза в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). М., 1995. С. 84.

7 См. Материалы международной научной конференции, посвященной 60-летию битвы за Кавказ (1942-1945 гг.). Владикавказ, 2003. С. 116.

8 См. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 166. Л. 182.


Дряев А.Г. Проблема религиозного фактора на Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войны // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 1 / Под ред. докт.полит.наук, проф. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008.

Похожие новости:

  • Некоторые аспекты грузинской историографии о Великой Отечественной войне: битва за Кавказ
  • Южный Кавказ в военно-стратегических планах нацистской Германии на Втором этапе ВОВ
  • Некомпетентность - в ранг истины в вопросах истории Великой Отечественной войны
  • Объективность и субъективность в современной историографии Кавказа (Постановка вопроса)
  • Раскрыта неизвестная страница истории Сталинградской битвы
  • Российская морская пехота отмечает свой День
  • Владикавказ будет Городом воинской славы!
  • В России появилась седьмая памятная дата
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
    Сентябрь 2020 (1)
    Август 2020 (4)
    Июнь 2020 (2)
    Май 2020 (8)
      Осетия - Алания