История » Кавказская война: Общественный строй «вольных» обществ Дагестана в XVIII — первой пол. XIX в. Краткая история вопроса
Опубликовал Gabaraty, 26 декабря 2007
В дореволюционной историографии проблему общественного строя Дагестана изучали главным образом представители русской науки. В традициях дворянского направления высказывались С. Вроневский, А. В. Комаров, Ф. И. Леонтович, Н. Ф. Дубровин и др., рассматривавшие Дагестан как страну с демократическими, федеративно-республиканскими порядками. На уровне европейской науки XIX в. проблема исследовалась тогда лишь М. М. Ковалевским. Обратившийся к конкретному историческому материалу, ученый видел в Дагестане наряду с феодализмом господство родовых отношений4. Он пришел к выводу, что «в процессе образования дагестанских сословий мы находим подтверждение тому взгляду, что феодализация не составляет особенности одного германо-романского мира, что она — мировое явление»5.
Первым советским исследователем общественного строя «вольных» обществ Дагестана был М. Н. Покровский. Отмечая демократизм этих обществ, он сравнивал горцев Дагестана с германскими племенами, «которых знал Цезарь». Вместе с тем уже в те годы М. Н. Покровский подчеркивал наличие у Кавказской войны внутренней социальной основы, которую он видел в «демократических общинах Дагестана, где родился и больше всего продержался кавказский мюридизм»6. А. Скачко, автор 30-х годов, расходился с М. Е. Покровским в общей оценке общественного строя Дагестана. По его мнению, к концу XVIII в. большая часть Дагестана представляла феодальные образования и «только в местах», наиболее «удаленных от плоскости,.. сохранились еще союзы вольных обществ»7. Он же предложил рассматривать набеги горцев как «способ производства», который «неизбежно вел к разложению родового патриархального строя и образованию феодализма»8. «Военная удача, — считал А. Скачко, — большое количество захваченного скота и рабов — создавали мощь отдельных родов и власть их над другими»9. Идея о феодализме в Дагестане несколько категорично провозглашена в работе А. Таммай: признавалось повсеместное господство феодализма и фактически отрицались особенности в общественно-экономическом развитии горных районов Дагестана10. И. П. Петрушевский указал, с одной стороны, на сохранение «родового коммунизма и родового строя», с другой — на генезис феодализма. Важен его тезис о крайне «подвижном» характере социальной структуры «вольных» обществ Дагестана, сравнительно позднем возникновении там процесса феодализации и известном значении в этом военных набегов, рассматриваемых им как «коммерческие предприятия»11. В отличие от своих предшественников, С. В. Юшков заметил «крайнюю пестроту укладов» в «вольных» обществах. Мысль о «преобладании» в них «родо-племенных отношений» и пока только наметившемся «развитии феодальных отношений» у С. В. Юшкова основывалась на учете господства в горах скотоводческого хозяйства12 .
Предвоенную историографию «вольных» обществ завершили работы С. К. Бушуева13 и Р. М. Магомедова14. Исследуя Кавказскую войну, оба автора снабдили свои монографии очерками социально-экономического развития горного Дагестана и высказали ряд новых для того времени идей. По мнению С. К. Бушуева, в «вольных» обществах Дагестана «были налицо значительные патриархально-родовые пережитки» в стадии разложения и перехода к «патриархально-полуфеодальному быту, а в некоторых районах и к феодализму, особенно там, где границы последних соприкасались с феодальными владениями, ханствами»15. Эту же точку зрения С. К. Бушуев повторил позже, в 1956 году16. Подобной оценки по существу придерживался тогда и Р. М. Магомедов, видевший в Дагестане «оттенки и прямые следы различных общественных отношений, начиная от первобытно-патриархальных отношений и кончая сложившимися феодальными»17.
Большой интерес к проблеме проявили этнографы. М. О. Косвен поднял вопрос о дагестанском тухуме (по М. М. Ковалевскому тухум — род) и определил его как форму патронимической семьи18. М. В. Саидова, привлекшая обширный этнографический материал, усматривала в «вольных» обществах общинно-родовую организацию и признаки феодализации19.
В 1957 г. Р. М. Магомедов впервые в кавказоведении подверг комплексному исследованию как общественно-экономический строй, так и специфику социальной структуры «вольных» обществ. В отличие от многих исследователей, предлагавших лишь частные положения по теме, Р. М. Магомедов выдвинул законченную научную концепцию. По мнению ученого, в XVIII — начале XIX в. каждая из дагестанских народностей имела «свой особый строй социально-экономических отношений». У одних народностей Дагестана в силу местных условий рано образовалась феодальная знать и зависимые крестьяне, у других классообразовательные процессы задержались. Что касается «вольных» обществ, то, как считал Р. М. Магомедов, часть из них жила «в условиях разлагавшейся сельской общины», часть переживала стадию раннего феодализма. В целом же они унаследовали все «организационные черты племенного строя периода военной демократии» °. Методологической посылкой для историка послужило положение Ф. Энгельса: «народное собрание, совет родовых старейшин, военачальник»21 — образуют органы развивающейся из родового строя военной демократии22. Отсюда и другой вывод Р. М. Магомедова: «война и организация войны стали регулярными функциями аварских племен, вооруженное население племен составляло войско»23. Эти наблюдения историка получили высокую оценку в дагестанской историографии24.
Отдельно следует отметить исследование Х.-М. Хашаева25, заметный историографический факт в дальнейшем изучении общественного строя народов Дагестана. Он, как и Р. М. Магомедов, поднял целый комплекс проблем. Не обратив внимания на данные Р. М. Магомедова (в работе Х.-М. Хашаева они игнорируются), фактически пришел к тем же выводам, что и его предшественник. Больше посвятив свое исследование анализу адатного и других норм права горцев, Х.-М. Хашаев, вслед за Р. М. Магомедовым, подчеркивал неодинаковый уровень феодальных отношений во «владениях» Дагестана. Он указал на преобладание в «вольных» обществах «свободного и независимого от феодалов узденства», «основного производительного населения»26. Вместе с тем Х.-М. Хашаев иначе, нежели его предшественники, подходил к социальной природе «вольных» обществ, видя в них «территориальные объединения с наличием резких классовых противоречий»27. Это, однако, не означало отрицания их военно-демократического устройства. Напротив, рассматривая организацию управления Аварского ханства, куда входила основная часть «вольных» обществ, Х.-М. Хашаев писал, что ханы «опирались на сельских старейшин и сельских судей» и не могли без их разрешения назначить сельских судей и даже глашатаев» . Он также уточнил: сельские старшины «принимали на себя предводительство в военных походах и держали в своих руках право судебного разбирательства»29. Вместе с тем Х.-М. Хашаев преувеличивал степень феодализации «вольных» обществ, находя в них сильные классообразовательные тенденции. Неправомерность такого вывода уже тогда, в 60-х гг., подтвердили исследования Е. Н. Кушевой30, широко мобилизовавшей русские источники. В частности, она обосновала тезис, что в горных скотоводческих районах Дагестана классообразовательный процесс задержался, и для XVI—XVII вв. можно говорить лишь о начальных его признаках31. Одновременно была подчеркнута напряженная социальная обстановка во «владениях» Дагестана, вызванная военными набегами горцев с целью угона скота и пленения людей32.
Работа по изучению общественного строя Дагестана, особенно его «вольных» обществ, заметно оживилась в 70-х гг. Она развивалась в двух направлениях: конкретное исследование отдельных «вольных» обществ и частных аспектов их общественно-экономической жизни; углубленный теоретический анализ фактического материала. Попытки осветить социальную структуру «вольных» обществ на примере одного из них предпринимались и ранее33. Однако в этом направлении оригинальные работы34 впервые, пожалуй, были выполнены Б. Г. Алиевым. Изучив Акуша-Дарго, ученый установил основные формы собственности на землю, господствовавшие в этом союзе «вольных» обществ в XVIII — нач. XIX в., и сделал вывод: определяющими были раннефеодальные отношения со значительными пережитками патриархально-родового строя35. Б. Г. Алиев подчеркнул большую роль войны в жизни этого союза: Акушинский союз мог выставить до 10 тыс. воинов36. Не меньший интерес представляет монография Б. Г. Алиева о другом союзе «вольных» обществ — Каба-Дарго. Историк утверждает, что в «Каба-Дарго, как и в других союзах сельских обществ Дагестана, еще не было четкого классового деления, не было здесь еще феодалов, которые имели бы право внеэкономического принуждения в отношении общинников и права юрисдикции; общественный строй в нем характеризовался наличием коллективной формы землевладения лично свободных общинников»3'. В отличие от ряда историков (Х.-М. Хашаева, X. X. Рамазанова, А. Р. Шихсаидова и др.), он на конкретном материале подтвердил существование на территории горного Дагестана общинной собственности не только на пастбища и леса, но и на пахотные и сенокосные участки38. Наряду с этим Б. Г. Алиев подчеркивает напряженную борьбу за земли, особенно пастбищные, в которой протекала жизнь отдельных обществ39. Напомним, что о явлениях, подобных тем, о которых пишет Б. Г. Алиев, К. Маркс говорил: «Чем дальше племя удаляется от своего первоначального поселения и захватывает чужие земли, следовательно, попадает в существенно новые условия труда, где энергия каждого отдельного человека получает большее развитие, чем в большей мере общий характер племени проявляется и должен проявляться как негативное единство по отношению к внешнему миру, — тем больше имеется условий для того, чтобы отдельный человек стал частным собственником земли — особой парцеллы — обособленная обработка которой предоставляется ему и его семье»40. Наконец, Б. Г. Алиев исследовал также одно из обществ Верхнего Кайтага, именуемого Гапш, и обратил внимание на специфику административно-политической структуры подобных обществ горного Дагестана: по мнению автора, административные и политические функции, отправлявшиеся в повседневной жизни Гапш, были военными и хозяйственными41.
Некоторые выводы М.-С. Умаханова, исследовавшего общественный строй «вольных» обществ в XVII в., могут быть отнесены и к XVIII — началу XIX в. В частности, не лишена интереса его мысль, согласно которой сельская община в Дагестане полностью «не феодализировалась» не только в XVII, но и в XIX в. Это объяснено замкнутостью общин, господством адата, лишавшего выделившегося из общины человека «права на недвижимое имущество, на пай при переделах общественных пахотных земель и сенокосных участков», на помощь и поддержку не только общинников, но «своего тухума»42.
Идея о различных уровнях общественно-экономического развития отдельных регионов Дагестана получила широкую мотивировку в исследованиях М. Р. Гасанова по истории Табасарана XVIII — начала XIX в.43 Подтвердив, что основную массу табасаранского населения составляли уздени — свободные общинники, он уточнил один из источников рабства: пленение не только иноверцев, но и единоверцев44. В работе о торгово-экономических связях Дагестана М. Р. Гасанов привел новые данные, свидетельствующие о тесных контактах с Грузией, и в форме тезиса подчеркнул историческую реальность набеговой практики горцев, нарушавшей эти контакты45.
Добротный корпус источников привлечен в работах Д. М. Магомедова46, исследовавшего социально-экономическую структуру союзов сельских общин Западного Дагестана. По его данным, в рассматриваемое время в союзе сельских обществ Томе в общинной собственности находилось на 11128 саб засева земли в Андийском округе — пастбищ на 900 тыс. овец и на 25 тыс. крупного рогатого скота, в Гунибском округе общественные покосы и пахота составляли 1851,56 десятин; в собственности общины пахотные и покосные земли встречались и в союзе сельских обществ Дидо47.
В историографии проблем общественного строя «вольных» обществ принято акцентировать внимание на наличие у общинников частной собственности на пахотные земли, указывать на раннее ее происхождение, а также на право собственника отчуждать свой участок48. По Д. М. Магомедеву, в горных районах Дагестана отчуждение пахотного участка было редким явлением из-за его высокой цены. По этой причине в обществах Дидо, Анцух, Капуча, Богнода, Джурмут, расположенных по Главному Кавказскому хребту, отдельные лица и семьи были лишены возможности сосредоточить в своих руках участки земель сколько-нибудь значительных размеров49. В другой работе, возвращаясь к господствовавшим в «вольных» обществах формам собственности, Д. М. Магомедов указывает, что в ряде мест после сбора урожая земля общинника снова переходила в пользование общины50. Он подтверждает существование обычного права, не позволявшего общиннику свободно распорядиться принадлежащим ему недвижимым имуществом и чувствовать себя полноправным хозяином своей земли51. В этом факте Д. М. Магомедов справедливо видит сохранение у общинников взгляда на землю как на «базис коллектива», когда, по словам К. Маркса, «к земле люди относятся с наивной непосредственностью как к собственности коллектива», когда «каждый отдельный человек является собственником только в качестве звена этого коллектива, в качестве его члена»52.
Д. М. Магомедов обращает внимание исследователей на систему набегов как на главный путь формирования социальных прослоек у населения «вольных» обществ. В результате военных походов, по мнению историка, в союзах сельских общин наряду с узденством появилось новое, не характерное для данного общества сословие — раб53. Вместе с тем в Западном Дагестане имелись союзы обществ, где еще не сложились условия для использования рабского труда; в союзах Дидо, Кануга, Анцух, например, «не держали пленных», поскольку там не применялся «чужой труд»54. Это обстоятельство способствовало сохранению в этом районе социальной однородности. Ссылаясь на статистические данные 1893 г. по Дагестанской области, Д. М. Магомедов насчитывает в Дидойском наибстве всего 972 дыма, из них 971 уз-денских55. Опираясь на эти факты и данные, собранные во время полевых исследований, Д. М. Магомедов указывает на отсутствие в большей части Западного Дагестана зависимых сословий. По его мысли, отношения зависимости стали складываться лишь в союзах Ункратль, Багулал, Чамалал, Анди, Технуцал, Каналал, где в XVIII в. происходил «интенсивный» процесс разложения общины и феодализации обществ56. В свете приведенных научных наблюдений несколько неожиданно положение, высказанное Д. М. Магомедовым в одной из последних его работ: «На территории союзов сельских общин до XIV — XV вв. господствующими были феодальные производственные отношения», и «вольные» общества образовались «в рамках феодальной формации, а не в результате разложения родоплеменных отношений»57.
В целом из обзора исторической литературы по общественному строю Дагестана XVIII — первой половине XIX в. видно, что накоплен значительный фактический материал, сложились научные направления, способствующие решению важнейших аспектов проблемы. В успешном продвижении исследовательской работы особая роль принадлежит усилиям, связанным со сбором и систематизацией конкретных данных, позволяющих раскрыть социальный облик отдельных союзов «вольных» обществ (работы Б. Г. Алиева, М. С. Гасанова, Д. М. Магомедова и др.). Вместе с тем в дагестанской историографии заметны субъективные подходы к проблеме, «завышение» уровня общественного строя Дагестана, особенно «вольных» обществ. Подобный подход в известной мере присущ работам Х.-М. Хашаева, X. X. Рамазанова и А. Р. Шихсаидова, статьям Р. Г. Маршаева, А. Р. Магомедова и др.58 Стремление «подтянуть» «вольные» общества до уровня феодальной формации, по мнению В. Г. Гаджиева, специалиста по истории Дагестана, объясняется отчасти игнорированием добытого наукой фактического материала, «неумелым анализом его», ложным пониманием «национального престижа», желанием выявить в истории своего народа более развитую модель общественной организации59. В советском кавказоведении набирает силу и другое направление — исследование проблемы горских обществ в аспекте теоретических и методологических задач науки. Начало этому направлению положил академик Г. А. Меликишвили, предложивший использовать для районов Северного Кавказа термин «протофеодальный», обозначающий переходную от дофеодальной к феодальной стадию общественного развития60. Г. А. Меликишвили, несколько раньше В. Г. Гаджиева заметивший тенденцию со стороны отдельных историков к «завышению» уровня общественно-экономического строя «вольных» обществ61, подчеркнул, что горская знать еще не владела землями и душами и выполняла в основном военно-управленческие функции. Вслед за дагестанскими исследователями, он уточнил, что «общинники, занимавшиеся набегами — похищением у соседей скота и других богатств, а также захватом пленных, прокладывали себе путь в знать, превращались в основателей «сильных родов»62. Однако вопрос о системе набегов, о ее стадиальной обусловленности впервые довольно широко поставил В. Н. Гамрекели. По его оценке, в «вольных» обществах Дагестана к XVIII в. «далеко еще не был завершен» «ведущий генеральный процесс — распад сельской общины и феодализация общественного строя». Деклассирование общинников и классообразование в союзах «вольных» обществ находились «в своей крайне активной стадии»; в этом процессном явлении В. Н. Гамрекели видел «существеннейшие внутренние для горского Дагестана стимулы и движущие силы» набеговой системы63.
В плане теоретического осмысления проблему общественных структур освещает А. И. Робакидзе. На его взгляд, у горцев Кавказа, в том числе в дагестанских «вольных» обществах, раннефеодальные отношения вырастали не непосредственно из родового строя, а на основе более высокой ступени общественного развития, которую принято считать переходной от социального неравенства к классовому обществу64. Характеризуя эту стадию, А. И. Робакидзе использует понятие — «общинный строй без первобытности», допускаемое А. И. Неусыхиным65 применительно к подобным общественным структурам Западной Европы. Проанализировав традиционную культуру горских народов, этнограф сделал ряд важных наблюдений: у горца «все было проникнуто духом военной демократии, нашедшим свое выражение и в психологии, и в идеологии», «в которых личная храбрость с культом героя, оружия и коня занимали первостепенное место»6 . Эволюция этих черт вела к перерастанию общества в военно-аристократический уклад с более или менее четко выраженными признаками социальной дифференциации67.
Вопрос об общественном строе горских народов выдвинут также в связи с объяснением социальных истоков и сущности Кавказской войны. Высказана мысль о феодализации как ведущей тенденции в общественной жизни горцев, приводившей к расслоению общинников, распаду кровно-родственной общины (тухума) и образованию союза сельских общин, ставших не только очагами военной экспансии, но и важной ступенью на пути к феодализму68.
В сугубо методологическом плане написана статья А. Р. Магомедова о горской дагестанской общине69. По А. Р. Магомедову, горская община уже в средневековье прошла «переходную» фазу, стадиально соответствовала русской и германской общинам эпохи феодализма и представляла собой «средневековую модификацию античного типа»70. Такой подход потребовал и объяснения набеговой системы — социальной энергии, которая составляла характерную черту «вольных» обществ Дагестана. Поэтому были приведены слова К. Маркса о военной функции античной формы общины: «война является той важной общей задачей, той большой совместной работой, которая требуется либо для того, чтобы захватить объективные условия существования, либо для того, чтобы захват этот защитить и увековечить. Вот почему состоящая из ряда семей община организована прежде всего по-военному, как военная и войсковая организация, и такая организация является одним из условий ее существования в качестве собственницы»71.
Отрывая таким образом горскую общину от «азиатской формы собственности» и определяя ее как общину с «античной формой собственности», А. Р. Магомедов, однако, упускает из виду, что по Марксу «эта вторая форма предполагает в качестве своего базиса не земельную площадь как таковую, а город как уже созданное место поселения (центр) земледельцев (земельных собственников). Пашня является здесь территорией города, тогда как в первом случае (при азиатской форме собственности —ред.) село выступало как простой придаток к земле» 2. Горская община, в частности «вольные» общества Дагестана, основанные на скотоводческом типе хозяйства, естественно, не могут быть отождествлены с той категорией поселения, где город — центр «земледельцев и земельных собственников». Не менее важно другое: при вторичной форме собственности, как писал К. Маркс, общинная собственность выступает в качестве государственной и отделена от частной собственности. «Собственность отдельного человека, — пояснял свою мысль К. Маркс, — сама непосредственно не является здесь общинной собственностью», как при азиатской форме собственности, «когда она, следовательно, не была собственностью отдельного лица в отрыве от общины, а лишь владением этого лица»73. Как показали исследования74, в «вольных» обществах общинник не стал полноправным хозяином земли и находился в условиях, когда община, по выражению К. Маркса, «выступает как высший собственник или единственный собственник»75.
Высказывания К. Маркса о войне и военной организации, относящиеся к античной (второй) форме собственности, не применимы и к набеговой системе горцев Дагестана. Цитируя К. Маркса по поводу свойственного общине при античной форме собственности стремления вести войны, А. Р. Магомедов, к сожалению, опустил то место, где К. Маркс объясняет строгую соотносительность военной функции общины с совершенно определенной общественно-экономической средой. Так, при античной форме собственности «концентрация жилищ в городе — основа этой военной организации»76, — указывал К. Маркс. Понятно, в горных районах Кавказа, в том числе в «вольных» обществах Дагестана, где развивалась практика военных набегов, было далеко до «концентрации жилищ в городе», способной послужить «основой военной организации».
Источники:
4.Ковалевский М.М. Родовое устройство Дагестана. ЮВ. М., 1888, кн. 1; т. XXIX; его же: Закон и обычай на Кавказе. М., 1890, т. I—II; См. также: Омаров А.С. Ковалевский М.М. как исследователь обычного права народов Дагестана. — УЗДФ. АНСССР, 1957, т. III; Калоев Б.А. М.М.Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979.
5. Ковалевский М.М. Родовое устройство Дагестана..., с. 524.
6. Покровский М.Н. Указ. соч., с. 199, 207.
7. Скачко А. Дагестан. М, 1931, с. 32.
8. Там же.
9. Там же.
10. Таммай А. Материалы к вопросу о феодализме в истории Дагестана. — РВ, 1935, № 5, с. 117. 11. Петрушевский И.П. Джаро-Белоканские вольные общества первой трети XIX столетия. Тифлис, 1934, с. 5, 19.
12. Юшков СВ. К вопросу об особенностях феодализма в Дагестане. — УЗСГП, 1938, с. 66; Не совсем точная оценка взглядов С.В.Юшкова на уровень общественного строя Дагестана дана в работе Х.-М.Хашаева, считавшего, будто «основным мерилом» для установления различных стадий общественного развития у С.В.Юшкова являлась «удаленность того или иного района Дагестана от Каспийского моря: чем ближе район к морю, тем больше развит был в нем феодализм». (См. Хашаев Х.-М. Общественный строй... с. 127).
13. Бушуев С.К. Указ. соч.
14. Магомедов P.M. Борьба горцев...
15. Бушуев С.К. Указ. соч., с. 39.
16. Бушуев С.К. О кавказском мюридизме. — ВИ, 1956, № 12.
17. Магомедов P.M. Указ. соч., с. 3.
18. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.
19. Саидова М.В. Переход народов Дагестана от общинно-родовых отношений к феодальным (канд. дисс). М., 1947.
20. Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй..., с. 67, 395—397.
21. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 143—144.
22. Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй..., с. 67.
23. Там же, с. 60.
24. Алиев Б.Г. Каба-Дарго..., с. 8; Умаханов М.-С.К. О социальной борьбе в союзе сельских обществ Дагестана в XVIII в. — ВИД, 1975, с. 199 и др.
25. Хашаев Х.-М. Общественный строй...
26. Там же, с. 251.
27. Там же, с. 240.
28. Там же, с. 141,
29. Там же, с. 188.
30. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа...; Она же: О некоторых особенностях генезиса феодализма...
31. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа..., с. 41—42.
32. Там же, с. 58.
33. Маршаев Р.Г. К вопросу о социальном строе Ахтыпарин-ского «вольного» общества в XVIII — нач. XIX вв. УЗДФАНСССР, 1957, т. III. На материалах Ахтыпаринского «вольного» общества автор ставил перед собой задачу обосновать тезис о феодальном характере социальных отношений в этом обществе. Вместе с тем указывалось на то важное место, какое в XVIII — нач. XIX вв. в жизни ахтыпаринцев занимали набеги на соседей. (См. Маршаев Р.Г. Указ. соч., с. 120—121).
34. Алиев Б.Г. Акуша-Дарго...; Он же. Каба-Дарго...; Он же. К вопросу об административно-политической структуре общества Гапш в XVIII—XIX вв. — ВИД, 1975, т. III; Он же. Общественный строй Сюргинского союза сельских общин в XVIII—XIX вв. — В кн.: Общественный строй союза сельских общин Дагестана в XVIII — начале XIX вв. Махачкала, 1981 и др.
35. Алиев Б.Г. Акуша-Дарго..., с-18.
36. Там же, с. 23.
37. Алиев Б.Г. Каба-Дарго..., с. 182—183.
38. Алиев Б.Г. Общинное землевладение в Дагестане в позднем средневековье. — ВИД, 1975, т. II, с. 163, 166 и др.
39. Алиев Б.Г. Каба-Дарго..., с. 102—103; Так, интерес представляет сообщение о военных столкновениях, происходивших в конце XVIII в. между верхнедаргинским и урахинским обществами из-за пастбищной горы «Даргала бубурти», о раздорах урахинцев с мекегинца-ми. Заявление одного из урахинцев: «Эх, прошли счастливые времена, когда перед нашим именем дрожали сотни аулов» — лишь подтверждало степень напряженности, которую вызывали земельные споры в «вольных» обществах. (См. Алиев Б.Г. Каба-Дарго..., с. 102—103.)
40. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. 1, с. 466.
41. Алиев Б.Г. К вопросу об административно-политической структуре общества Гапш..., с. 207. 42. Умаханов М.-С. Взаимоотношения феодальных владений и освободительная борьба народов Дагестана в XVII в. Махачкала, 1975, с. 53—54.
43. Гасанов М.Р. Некоторые вопросы социально-экономического развития Табасарана в XVIII — начале XIX в. ВИД, 1975, т. II; Он же. Из истории Табасарана XVIII — начала XIX в. Махачкала, 1978.
44. Гасанов М.Р. Некоторые вопросы..., с. 153, 156.
45. Гасанов М.Р. Из истории экономических взаимоотношений Дагестана и Грузии (конец XVIII — нач. XIX в.). — Развитие феодальных отношений в Дагестане. Махачкала, 1980, с. 154.
46. Магомедов Д.М. Социально-экономическое развитие сельских общин Западного Дагестана в XVIII — нач. XIX вв. — Развитие феодальных отношений в Дагестане. Махачкала, 1980; Он же. Некоторые особенности социального союза сельских общин Западного Дагестана в XV—XVIII вв. — Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII — нач. XIX в. и др.
47. Магомедов Д.М. Социально-экономическое развитие сельских общин..., с. 101, 104.
48. Хашаев Х.-М. Общественный строй..., с. 181, 187 и др.
49. Магомедов Д.М. Социально-экономическое развитие сельских общин..., с. 112.
50. Магомедов Д.М. Некоторые особенности..., с. 33.
51. Там же, с. 35.
52. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. 1, с. 463.
53. Магомедов Д.М. Некоторые особенности..., с. 37.
54. Там же, с. 35.
55. Там же, с. 40.
56. Там же, с. 41.
57. Магомедов Д.М. К вопросу об образовании союзов сельских общин Дагестана. — Тезисы научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований института ИЯЛ в 1982—1983 гг. Махачкала, 1984, с. 24—28.
58. Рамазанов Х.Х. и Шихсаидов А.Р. Указ. соч.; Магомедов А.Р. Горская средневековая община. — ИСКНЦВШ, 1984, № 4.
59. Гаджиев В.Г. Союзы сельских общин. — Общественный строй союза сельских общин Дагестана в XVIII — начале XIX в., с. 24.
60. Меликишвили Г.А. К вопросу о характере древних закавказских и средневековых горских северокавказских классовых обществ. — ИСССР, 1975, № 6, с. 52.
61. Меликишвили Г.А. К вопросу о характере древнейших классовых обществ Ближнего Востока и Кавказа. — Юбилейный сборник, посвященный 100-летию со дня рождения акад. И.А.Джавахишвили. Тбилиси, 1976, с. 165.
62. Меликишвили Г.А. К вопросу о характере древних закавказских..., с. 51.
63.
Гамрекели В.Н. Вопросы взаимоотношений Восточной Грузии с Северным Кавказом в XVIII в. (докт. дисс). Тбилиси, 1971, с. 481. Взгляды В.Н.Гамрекели на общественный строй Дагестана В.Г.Гаджиев расценивает как попытку «возродить родовую теорию». (См. Гаджиев В.Г. Указ. соч., с. 10). Уточним: В.Н.Гамрекели считал, что население горного Дагестана в XVI—XVIII вв. было организовано в социально-экономических образованиях двух видов: 1) в союзах сельских общин, находившихся на заключительной стадии своего развития и стоявших на пути феодализации; 2) в ханствах, сформированных как раннефеодальные общественно-политические образования. (См. Гамрекели В.Н. Социально-экономическая почва развития «лекианоба» в XVIII в. — ВООН АНГССР, 1972, № 1, с. 113).
64. Робакидзе А.И. Некоторые черты горского феодализма на Кавказе. — СЭ, 1978, № 2, с. 24.
65. Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родоплеменного строя к феодальному. ВИ, 1967, № 1, с. 58.
66. Робакидзе А.И. Указ. соч., с. 23. 67. Там же.
68. Блиев М.М. Кавказская война..., с. 58.
69. Магомедов А.Р. Указ. соч. — ИСКНЦВШ, 1984, № 4.
70. Там же, с. 31.
71. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. 1, с. 465.
72. Там же.
73. Там же.
74. Магомедов Д.М. Некоторые особенности..., с. 35.
75. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. 1, с. 463.
76. Там же, с. 465.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Первым советским исследователем общественного строя «вольных» обществ Дагестана был М. Н. Покровский. Отмечая демократизм этих обществ, он сравнивал горцев Дагестана с германскими племенами, «которых знал Цезарь». Вместе с тем уже в те годы М. Н. Покровский подчеркивал наличие у Кавказской войны внутренней социальной основы, которую он видел в «демократических общинах Дагестана, где родился и больше всего продержался кавказский мюридизм»6. А. Скачко, автор 30-х годов, расходился с М. Е. Покровским в общей оценке общественного строя Дагестана. По его мнению, к концу XVIII в. большая часть Дагестана представляла феодальные образования и «только в местах», наиболее «удаленных от плоскости,.. сохранились еще союзы вольных обществ»7. Он же предложил рассматривать набеги горцев как «способ производства», который «неизбежно вел к разложению родового патриархального строя и образованию феодализма»8. «Военная удача, — считал А. Скачко, — большое количество захваченного скота и рабов — создавали мощь отдельных родов и власть их над другими»9. Идея о феодализме в Дагестане несколько категорично провозглашена в работе А. Таммай: признавалось повсеместное господство феодализма и фактически отрицались особенности в общественно-экономическом развитии горных районов Дагестана10. И. П. Петрушевский указал, с одной стороны, на сохранение «родового коммунизма и родового строя», с другой — на генезис феодализма. Важен его тезис о крайне «подвижном» характере социальной структуры «вольных» обществ Дагестана, сравнительно позднем возникновении там процесса феодализации и известном значении в этом военных набегов, рассматриваемых им как «коммерческие предприятия»11. В отличие от своих предшественников, С. В. Юшков заметил «крайнюю пестроту укладов» в «вольных» обществах. Мысль о «преобладании» в них «родо-племенных отношений» и пока только наметившемся «развитии феодальных отношений» у С. В. Юшкова основывалась на учете господства в горах скотоводческого хозяйства12 .
Предвоенную историографию «вольных» обществ завершили работы С. К. Бушуева13 и Р. М. Магомедова14. Исследуя Кавказскую войну, оба автора снабдили свои монографии очерками социально-экономического развития горного Дагестана и высказали ряд новых для того времени идей. По мнению С. К. Бушуева, в «вольных» обществах Дагестана «были налицо значительные патриархально-родовые пережитки» в стадии разложения и перехода к «патриархально-полуфеодальному быту, а в некоторых районах и к феодализму, особенно там, где границы последних соприкасались с феодальными владениями, ханствами»15. Эту же точку зрения С. К. Бушуев повторил позже, в 1956 году16. Подобной оценки по существу придерживался тогда и Р. М. Магомедов, видевший в Дагестане «оттенки и прямые следы различных общественных отношений, начиная от первобытно-патриархальных отношений и кончая сложившимися феодальными»17.
Большой интерес к проблеме проявили этнографы. М. О. Косвен поднял вопрос о дагестанском тухуме (по М. М. Ковалевскому тухум — род) и определил его как форму патронимической семьи18. М. В. Саидова, привлекшая обширный этнографический материал, усматривала в «вольных» обществах общинно-родовую организацию и признаки феодализации19.
В 1957 г. Р. М. Магомедов впервые в кавказоведении подверг комплексному исследованию как общественно-экономический строй, так и специфику социальной структуры «вольных» обществ. В отличие от многих исследователей, предлагавших лишь частные положения по теме, Р. М. Магомедов выдвинул законченную научную концепцию. По мнению ученого, в XVIII — начале XIX в. каждая из дагестанских народностей имела «свой особый строй социально-экономических отношений». У одних народностей Дагестана в силу местных условий рано образовалась феодальная знать и зависимые крестьяне, у других классообразовательные процессы задержались. Что касается «вольных» обществ, то, как считал Р. М. Магомедов, часть из них жила «в условиях разлагавшейся сельской общины», часть переживала стадию раннего феодализма. В целом же они унаследовали все «организационные черты племенного строя периода военной демократии» °. Методологической посылкой для историка послужило положение Ф. Энгельса: «народное собрание, совет родовых старейшин, военачальник»21 — образуют органы развивающейся из родового строя военной демократии22. Отсюда и другой вывод Р. М. Магомедова: «война и организация войны стали регулярными функциями аварских племен, вооруженное население племен составляло войско»23. Эти наблюдения историка получили высокую оценку в дагестанской историографии24.
Отдельно следует отметить исследование Х.-М. Хашаева25, заметный историографический факт в дальнейшем изучении общественного строя народов Дагестана. Он, как и Р. М. Магомедов, поднял целый комплекс проблем. Не обратив внимания на данные Р. М. Магомедова (в работе Х.-М. Хашаева они игнорируются), фактически пришел к тем же выводам, что и его предшественник. Больше посвятив свое исследование анализу адатного и других норм права горцев, Х.-М. Хашаев, вслед за Р. М. Магомедовым, подчеркивал неодинаковый уровень феодальных отношений во «владениях» Дагестана. Он указал на преобладание в «вольных» обществах «свободного и независимого от феодалов узденства», «основного производительного населения»26. Вместе с тем Х.-М. Хашаев иначе, нежели его предшественники, подходил к социальной природе «вольных» обществ, видя в них «территориальные объединения с наличием резких классовых противоречий»27. Это, однако, не означало отрицания их военно-демократического устройства. Напротив, рассматривая организацию управления Аварского ханства, куда входила основная часть «вольных» обществ, Х.-М. Хашаев писал, что ханы «опирались на сельских старейшин и сельских судей» и не могли без их разрешения назначить сельских судей и даже глашатаев» . Он также уточнил: сельские старшины «принимали на себя предводительство в военных походах и держали в своих руках право судебного разбирательства»29. Вместе с тем Х.-М. Хашаев преувеличивал степень феодализации «вольных» обществ, находя в них сильные классообразовательные тенденции. Неправомерность такого вывода уже тогда, в 60-х гг., подтвердили исследования Е. Н. Кушевой30, широко мобилизовавшей русские источники. В частности, она обосновала тезис, что в горных скотоводческих районах Дагестана классообразовательный процесс задержался, и для XVI—XVII вв. можно говорить лишь о начальных его признаках31. Одновременно была подчеркнута напряженная социальная обстановка во «владениях» Дагестана, вызванная военными набегами горцев с целью угона скота и пленения людей32.
Работа по изучению общественного строя Дагестана, особенно его «вольных» обществ, заметно оживилась в 70-х гг. Она развивалась в двух направлениях: конкретное исследование отдельных «вольных» обществ и частных аспектов их общественно-экономической жизни; углубленный теоретический анализ фактического материала. Попытки осветить социальную структуру «вольных» обществ на примере одного из них предпринимались и ранее33. Однако в этом направлении оригинальные работы34 впервые, пожалуй, были выполнены Б. Г. Алиевым. Изучив Акуша-Дарго, ученый установил основные формы собственности на землю, господствовавшие в этом союзе «вольных» обществ в XVIII — нач. XIX в., и сделал вывод: определяющими были раннефеодальные отношения со значительными пережитками патриархально-родового строя35. Б. Г. Алиев подчеркнул большую роль войны в жизни этого союза: Акушинский союз мог выставить до 10 тыс. воинов36. Не меньший интерес представляет монография Б. Г. Алиева о другом союзе «вольных» обществ — Каба-Дарго. Историк утверждает, что в «Каба-Дарго, как и в других союзах сельских обществ Дагестана, еще не было четкого классового деления, не было здесь еще феодалов, которые имели бы право внеэкономического принуждения в отношении общинников и права юрисдикции; общественный строй в нем характеризовался наличием коллективной формы землевладения лично свободных общинников»3'. В отличие от ряда историков (Х.-М. Хашаева, X. X. Рамазанова, А. Р. Шихсаидова и др.), он на конкретном материале подтвердил существование на территории горного Дагестана общинной собственности не только на пастбища и леса, но и на пахотные и сенокосные участки38. Наряду с этим Б. Г. Алиев подчеркивает напряженную борьбу за земли, особенно пастбищные, в которой протекала жизнь отдельных обществ39. Напомним, что о явлениях, подобных тем, о которых пишет Б. Г. Алиев, К. Маркс говорил: «Чем дальше племя удаляется от своего первоначального поселения и захватывает чужие земли, следовательно, попадает в существенно новые условия труда, где энергия каждого отдельного человека получает большее развитие, чем в большей мере общий характер племени проявляется и должен проявляться как негативное единство по отношению к внешнему миру, — тем больше имеется условий для того, чтобы отдельный человек стал частным собственником земли — особой парцеллы — обособленная обработка которой предоставляется ему и его семье»40. Наконец, Б. Г. Алиев исследовал также одно из обществ Верхнего Кайтага, именуемого Гапш, и обратил внимание на специфику административно-политической структуры подобных обществ горного Дагестана: по мнению автора, административные и политические функции, отправлявшиеся в повседневной жизни Гапш, были военными и хозяйственными41.
Некоторые выводы М.-С. Умаханова, исследовавшего общественный строй «вольных» обществ в XVII в., могут быть отнесены и к XVIII — началу XIX в. В частности, не лишена интереса его мысль, согласно которой сельская община в Дагестане полностью «не феодализировалась» не только в XVII, но и в XIX в. Это объяснено замкнутостью общин, господством адата, лишавшего выделившегося из общины человека «права на недвижимое имущество, на пай при переделах общественных пахотных земель и сенокосных участков», на помощь и поддержку не только общинников, но «своего тухума»42.
Идея о различных уровнях общественно-экономического развития отдельных регионов Дагестана получила широкую мотивировку в исследованиях М. Р. Гасанова по истории Табасарана XVIII — начала XIX в.43 Подтвердив, что основную массу табасаранского населения составляли уздени — свободные общинники, он уточнил один из источников рабства: пленение не только иноверцев, но и единоверцев44. В работе о торгово-экономических связях Дагестана М. Р. Гасанов привел новые данные, свидетельствующие о тесных контактах с Грузией, и в форме тезиса подчеркнул историческую реальность набеговой практики горцев, нарушавшей эти контакты45.
Добротный корпус источников привлечен в работах Д. М. Магомедова46, исследовавшего социально-экономическую структуру союзов сельских общин Западного Дагестана. По его данным, в рассматриваемое время в союзе сельских обществ Томе в общинной собственности находилось на 11128 саб засева земли в Андийском округе — пастбищ на 900 тыс. овец и на 25 тыс. крупного рогатого скота, в Гунибском округе общественные покосы и пахота составляли 1851,56 десятин; в собственности общины пахотные и покосные земли встречались и в союзе сельских обществ Дидо47.
В историографии проблем общественного строя «вольных» обществ принято акцентировать внимание на наличие у общинников частной собственности на пахотные земли, указывать на раннее ее происхождение, а также на право собственника отчуждать свой участок48. По Д. М. Магомедеву, в горных районах Дагестана отчуждение пахотного участка было редким явлением из-за его высокой цены. По этой причине в обществах Дидо, Анцух, Капуча, Богнода, Джурмут, расположенных по Главному Кавказскому хребту, отдельные лица и семьи были лишены возможности сосредоточить в своих руках участки земель сколько-нибудь значительных размеров49. В другой работе, возвращаясь к господствовавшим в «вольных» обществах формам собственности, Д. М. Магомедов указывает, что в ряде мест после сбора урожая земля общинника снова переходила в пользование общины50. Он подтверждает существование обычного права, не позволявшего общиннику свободно распорядиться принадлежащим ему недвижимым имуществом и чувствовать себя полноправным хозяином своей земли51. В этом факте Д. М. Магомедов справедливо видит сохранение у общинников взгляда на землю как на «базис коллектива», когда, по словам К. Маркса, «к земле люди относятся с наивной непосредственностью как к собственности коллектива», когда «каждый отдельный человек является собственником только в качестве звена этого коллектива, в качестве его члена»52.
Д. М. Магомедов обращает внимание исследователей на систему набегов как на главный путь формирования социальных прослоек у населения «вольных» обществ. В результате военных походов, по мнению историка, в союзах сельских общин наряду с узденством появилось новое, не характерное для данного общества сословие — раб53. Вместе с тем в Западном Дагестане имелись союзы обществ, где еще не сложились условия для использования рабского труда; в союзах Дидо, Кануга, Анцух, например, «не держали пленных», поскольку там не применялся «чужой труд»54. Это обстоятельство способствовало сохранению в этом районе социальной однородности. Ссылаясь на статистические данные 1893 г. по Дагестанской области, Д. М. Магомедов насчитывает в Дидойском наибстве всего 972 дыма, из них 971 уз-денских55. Опираясь на эти факты и данные, собранные во время полевых исследований, Д. М. Магомедов указывает на отсутствие в большей части Западного Дагестана зависимых сословий. По его мысли, отношения зависимости стали складываться лишь в союзах Ункратль, Багулал, Чамалал, Анди, Технуцал, Каналал, где в XVIII в. происходил «интенсивный» процесс разложения общины и феодализации обществ56. В свете приведенных научных наблюдений несколько неожиданно положение, высказанное Д. М. Магомедовым в одной из последних его работ: «На территории союзов сельских общин до XIV — XV вв. господствующими были феодальные производственные отношения», и «вольные» общества образовались «в рамках феодальной формации, а не в результате разложения родоплеменных отношений»57.
В целом из обзора исторической литературы по общественному строю Дагестана XVIII — первой половине XIX в. видно, что накоплен значительный фактический материал, сложились научные направления, способствующие решению важнейших аспектов проблемы. В успешном продвижении исследовательской работы особая роль принадлежит усилиям, связанным со сбором и систематизацией конкретных данных, позволяющих раскрыть социальный облик отдельных союзов «вольных» обществ (работы Б. Г. Алиева, М. С. Гасанова, Д. М. Магомедова и др.). Вместе с тем в дагестанской историографии заметны субъективные подходы к проблеме, «завышение» уровня общественного строя Дагестана, особенно «вольных» обществ. Подобный подход в известной мере присущ работам Х.-М. Хашаева, X. X. Рамазанова и А. Р. Шихсаидова, статьям Р. Г. Маршаева, А. Р. Магомедова и др.58 Стремление «подтянуть» «вольные» общества до уровня феодальной формации, по мнению В. Г. Гаджиева, специалиста по истории Дагестана, объясняется отчасти игнорированием добытого наукой фактического материала, «неумелым анализом его», ложным пониманием «национального престижа», желанием выявить в истории своего народа более развитую модель общественной организации59. В советском кавказоведении набирает силу и другое направление — исследование проблемы горских обществ в аспекте теоретических и методологических задач науки. Начало этому направлению положил академик Г. А. Меликишвили, предложивший использовать для районов Северного Кавказа термин «протофеодальный», обозначающий переходную от дофеодальной к феодальной стадию общественного развития60. Г. А. Меликишвили, несколько раньше В. Г. Гаджиева заметивший тенденцию со стороны отдельных историков к «завышению» уровня общественно-экономического строя «вольных» обществ61, подчеркнул, что горская знать еще не владела землями и душами и выполняла в основном военно-управленческие функции. Вслед за дагестанскими исследователями, он уточнил, что «общинники, занимавшиеся набегами — похищением у соседей скота и других богатств, а также захватом пленных, прокладывали себе путь в знать, превращались в основателей «сильных родов»62. Однако вопрос о системе набегов, о ее стадиальной обусловленности впервые довольно широко поставил В. Н. Гамрекели. По его оценке, в «вольных» обществах Дагестана к XVIII в. «далеко еще не был завершен» «ведущий генеральный процесс — распад сельской общины и феодализация общественного строя». Деклассирование общинников и классообразование в союзах «вольных» обществ находились «в своей крайне активной стадии»; в этом процессном явлении В. Н. Гамрекели видел «существеннейшие внутренние для горского Дагестана стимулы и движущие силы» набеговой системы63.
В плане теоретического осмысления проблему общественных структур освещает А. И. Робакидзе. На его взгляд, у горцев Кавказа, в том числе в дагестанских «вольных» обществах, раннефеодальные отношения вырастали не непосредственно из родового строя, а на основе более высокой ступени общественного развития, которую принято считать переходной от социального неравенства к классовому обществу64. Характеризуя эту стадию, А. И. Робакидзе использует понятие — «общинный строй без первобытности», допускаемое А. И. Неусыхиным65 применительно к подобным общественным структурам Западной Европы. Проанализировав традиционную культуру горских народов, этнограф сделал ряд важных наблюдений: у горца «все было проникнуто духом военной демократии, нашедшим свое выражение и в психологии, и в идеологии», «в которых личная храбрость с культом героя, оружия и коня занимали первостепенное место»6 . Эволюция этих черт вела к перерастанию общества в военно-аристократический уклад с более или менее четко выраженными признаками социальной дифференциации67.
Вопрос об общественном строе горских народов выдвинут также в связи с объяснением социальных истоков и сущности Кавказской войны. Высказана мысль о феодализации как ведущей тенденции в общественной жизни горцев, приводившей к расслоению общинников, распаду кровно-родственной общины (тухума) и образованию союза сельских общин, ставших не только очагами военной экспансии, но и важной ступенью на пути к феодализму68.
В сугубо методологическом плане написана статья А. Р. Магомедова о горской дагестанской общине69. По А. Р. Магомедову, горская община уже в средневековье прошла «переходную» фазу, стадиально соответствовала русской и германской общинам эпохи феодализма и представляла собой «средневековую модификацию античного типа»70. Такой подход потребовал и объяснения набеговой системы — социальной энергии, которая составляла характерную черту «вольных» обществ Дагестана. Поэтому были приведены слова К. Маркса о военной функции античной формы общины: «война является той важной общей задачей, той большой совместной работой, которая требуется либо для того, чтобы захватить объективные условия существования, либо для того, чтобы захват этот защитить и увековечить. Вот почему состоящая из ряда семей община организована прежде всего по-военному, как военная и войсковая организация, и такая организация является одним из условий ее существования в качестве собственницы»71.
Отрывая таким образом горскую общину от «азиатской формы собственности» и определяя ее как общину с «античной формой собственности», А. Р. Магомедов, однако, упускает из виду, что по Марксу «эта вторая форма предполагает в качестве своего базиса не земельную площадь как таковую, а город как уже созданное место поселения (центр) земледельцев (земельных собственников). Пашня является здесь территорией города, тогда как в первом случае (при азиатской форме собственности —ред.) село выступало как простой придаток к земле» 2. Горская община, в частности «вольные» общества Дагестана, основанные на скотоводческом типе хозяйства, естественно, не могут быть отождествлены с той категорией поселения, где город — центр «земледельцев и земельных собственников». Не менее важно другое: при вторичной форме собственности, как писал К. Маркс, общинная собственность выступает в качестве государственной и отделена от частной собственности. «Собственность отдельного человека, — пояснял свою мысль К. Маркс, — сама непосредственно не является здесь общинной собственностью», как при азиатской форме собственности, «когда она, следовательно, не была собственностью отдельного лица в отрыве от общины, а лишь владением этого лица»73. Как показали исследования74, в «вольных» обществах общинник не стал полноправным хозяином земли и находился в условиях, когда община, по выражению К. Маркса, «выступает как высший собственник или единственный собственник»75.
Высказывания К. Маркса о войне и военной организации, относящиеся к античной (второй) форме собственности, не применимы и к набеговой системе горцев Дагестана. Цитируя К. Маркса по поводу свойственного общине при античной форме собственности стремления вести войны, А. Р. Магомедов, к сожалению, опустил то место, где К. Маркс объясняет строгую соотносительность военной функции общины с совершенно определенной общественно-экономической средой. Так, при античной форме собственности «концентрация жилищ в городе — основа этой военной организации»76, — указывал К. Маркс. Понятно, в горных районах Кавказа, в том числе в «вольных» обществах Дагестана, где развивалась практика военных набегов, было далеко до «концентрации жилищ в городе», способной послужить «основой военной организации».
Источники:
4.Ковалевский М.М. Родовое устройство Дагестана. ЮВ. М., 1888, кн. 1; т. XXIX; его же: Закон и обычай на Кавказе. М., 1890, т. I—II; См. также: Омаров А.С. Ковалевский М.М. как исследователь обычного права народов Дагестана. — УЗДФ. АНСССР, 1957, т. III; Калоев Б.А. М.М.Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979.
5. Ковалевский М.М. Родовое устройство Дагестана..., с. 524.
6. Покровский М.Н. Указ. соч., с. 199, 207.
7. Скачко А. Дагестан. М, 1931, с. 32.
8. Там же.
9. Там же.
10. Таммай А. Материалы к вопросу о феодализме в истории Дагестана. — РВ, 1935, № 5, с. 117. 11. Петрушевский И.П. Джаро-Белоканские вольные общества первой трети XIX столетия. Тифлис, 1934, с. 5, 19.
12. Юшков СВ. К вопросу об особенностях феодализма в Дагестане. — УЗСГП, 1938, с. 66; Не совсем точная оценка взглядов С.В.Юшкова на уровень общественного строя Дагестана дана в работе Х.-М.Хашаева, считавшего, будто «основным мерилом» для установления различных стадий общественного развития у С.В.Юшкова являлась «удаленность того или иного района Дагестана от Каспийского моря: чем ближе район к морю, тем больше развит был в нем феодализм». (См. Хашаев Х.-М. Общественный строй... с. 127).
13. Бушуев С.К. Указ. соч.
14. Магомедов P.M. Борьба горцев...
15. Бушуев С.К. Указ. соч., с. 39.
16. Бушуев С.К. О кавказском мюридизме. — ВИ, 1956, № 12.
17. Магомедов P.M. Указ. соч., с. 3.
18. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.
19. Саидова М.В. Переход народов Дагестана от общинно-родовых отношений к феодальным (канд. дисс). М., 1947.
20. Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй..., с. 67, 395—397.
21. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 143—144.
22. Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй..., с. 67.
23. Там же, с. 60.
24. Алиев Б.Г. Каба-Дарго..., с. 8; Умаханов М.-С.К. О социальной борьбе в союзе сельских обществ Дагестана в XVIII в. — ВИД, 1975, с. 199 и др.
25. Хашаев Х.-М. Общественный строй...
26. Там же, с. 251.
27. Там же, с. 240.
28. Там же, с. 141,
29. Там же, с. 188.
30. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа...; Она же: О некоторых особенностях генезиса феодализма...
31. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа..., с. 41—42.
32. Там же, с. 58.
33. Маршаев Р.Г. К вопросу о социальном строе Ахтыпарин-ского «вольного» общества в XVIII — нач. XIX вв. УЗДФАНСССР, 1957, т. III. На материалах Ахтыпаринского «вольного» общества автор ставил перед собой задачу обосновать тезис о феодальном характере социальных отношений в этом обществе. Вместе с тем указывалось на то важное место, какое в XVIII — нач. XIX вв. в жизни ахтыпаринцев занимали набеги на соседей. (См. Маршаев Р.Г. Указ. соч., с. 120—121).
34. Алиев Б.Г. Акуша-Дарго...; Он же. Каба-Дарго...; Он же. К вопросу об административно-политической структуре общества Гапш в XVIII—XIX вв. — ВИД, 1975, т. III; Он же. Общественный строй Сюргинского союза сельских общин в XVIII—XIX вв. — В кн.: Общественный строй союза сельских общин Дагестана в XVIII — начале XIX вв. Махачкала, 1981 и др.
35. Алиев Б.Г. Акуша-Дарго..., с-18.
36. Там же, с. 23.
37. Алиев Б.Г. Каба-Дарго..., с. 182—183.
38. Алиев Б.Г. Общинное землевладение в Дагестане в позднем средневековье. — ВИД, 1975, т. II, с. 163, 166 и др.
39. Алиев Б.Г. Каба-Дарго..., с. 102—103; Так, интерес представляет сообщение о военных столкновениях, происходивших в конце XVIII в. между верхнедаргинским и урахинским обществами из-за пастбищной горы «Даргала бубурти», о раздорах урахинцев с мекегинца-ми. Заявление одного из урахинцев: «Эх, прошли счастливые времена, когда перед нашим именем дрожали сотни аулов» — лишь подтверждало степень напряженности, которую вызывали земельные споры в «вольных» обществах. (См. Алиев Б.Г. Каба-Дарго..., с. 102—103.)
40. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. 1, с. 466.
41. Алиев Б.Г. К вопросу об административно-политической структуре общества Гапш..., с. 207. 42. Умаханов М.-С. Взаимоотношения феодальных владений и освободительная борьба народов Дагестана в XVII в. Махачкала, 1975, с. 53—54.
43. Гасанов М.Р. Некоторые вопросы социально-экономического развития Табасарана в XVIII — начале XIX в. ВИД, 1975, т. II; Он же. Из истории Табасарана XVIII — начала XIX в. Махачкала, 1978.
44. Гасанов М.Р. Некоторые вопросы..., с. 153, 156.
45. Гасанов М.Р. Из истории экономических взаимоотношений Дагестана и Грузии (конец XVIII — нач. XIX в.). — Развитие феодальных отношений в Дагестане. Махачкала, 1980, с. 154.
46. Магомедов Д.М. Социально-экономическое развитие сельских общин Западного Дагестана в XVIII — нач. XIX вв. — Развитие феодальных отношений в Дагестане. Махачкала, 1980; Он же. Некоторые особенности социального союза сельских общин Западного Дагестана в XV—XVIII вв. — Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII — нач. XIX в. и др.
47. Магомедов Д.М. Социально-экономическое развитие сельских общин..., с. 101, 104.
48. Хашаев Х.-М. Общественный строй..., с. 181, 187 и др.
49. Магомедов Д.М. Социально-экономическое развитие сельских общин..., с. 112.
50. Магомедов Д.М. Некоторые особенности..., с. 33.
51. Там же, с. 35.
52. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. 1, с. 463.
53. Магомедов Д.М. Некоторые особенности..., с. 37.
54. Там же, с. 35.
55. Там же, с. 40.
56. Там же, с. 41.
57. Магомедов Д.М. К вопросу об образовании союзов сельских общин Дагестана. — Тезисы научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований института ИЯЛ в 1982—1983 гг. Махачкала, 1984, с. 24—28.
58. Рамазанов Х.Х. и Шихсаидов А.Р. Указ. соч.; Магомедов А.Р. Горская средневековая община. — ИСКНЦВШ, 1984, № 4.
59. Гаджиев В.Г. Союзы сельских общин. — Общественный строй союза сельских общин Дагестана в XVIII — начале XIX в., с. 24.
60. Меликишвили Г.А. К вопросу о характере древних закавказских и средневековых горских северокавказских классовых обществ. — ИСССР, 1975, № 6, с. 52.
61. Меликишвили Г.А. К вопросу о характере древнейших классовых обществ Ближнего Востока и Кавказа. — Юбилейный сборник, посвященный 100-летию со дня рождения акад. И.А.Джавахишвили. Тбилиси, 1976, с. 165.
62. Меликишвили Г.А. К вопросу о характере древних закавказских..., с. 51.
63.
Гамрекели В.Н. Вопросы взаимоотношений Восточной Грузии с Северным Кавказом в XVIII в. (докт. дисс). Тбилиси, 1971, с. 481. Взгляды В.Н.Гамрекели на общественный строй Дагестана В.Г.Гаджиев расценивает как попытку «возродить родовую теорию». (См. Гаджиев В.Г. Указ. соч., с. 10). Уточним: В.Н.Гамрекели считал, что население горного Дагестана в XVI—XVIII вв. было организовано в социально-экономических образованиях двух видов: 1) в союзах сельских общин, находившихся на заключительной стадии своего развития и стоявших на пути феодализации; 2) в ханствах, сформированных как раннефеодальные общественно-политические образования. (См. Гамрекели В.Н. Социально-экономическая почва развития «лекианоба» в XVIII в. — ВООН АНГССР, 1972, № 1, с. 113).
64. Робакидзе А.И. Некоторые черты горского феодализма на Кавказе. — СЭ, 1978, № 2, с. 24.
65. Неусыхин А.И. Дофеодальный период как переходная стадия развития от родоплеменного строя к феодальному. ВИ, 1967, № 1, с. 58.
66. Робакидзе А.И. Указ. соч., с. 23. 67. Там же.
68. Блиев М.М. Кавказская война..., с. 58.
69. Магомедов А.Р. Указ. соч. — ИСКНЦВШ, 1984, № 4.
70. Там же, с. 31.
71. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. 1, с. 465.
72. Там же.
73. Там же.
74. Магомедов Д.М. Некоторые особенности..., с. 35.
75. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. 1, с. 463.
76. Там же, с. 465.
М.М. Блиев, В.В. Дегоев "КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА", Москва "Росет" 1994 г.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
- Просмотров: 13173
- Версия для печати