Новости » Осетия: Нужна ли нам свобода нравов?

Опубликовал admin, 24 ноября 2009
Нужна ли нам свобода нравов?Время меняет многое. Даже за такой небольшой для истории период как последние 100 лет, институт семьи претерпел значительные изменения. Также менялись представления о роли мужчины и женщины внутри семьи.

С этим и другими вопросами мы обратились к академику Нафи Джусойты:

- Как Вы считаете, те традиции, которые нам достались от предков, чтят в нынешних осетинских семьях?

- Вы спрашиваете о традициях в семье, соблюдаются ли они, наследие предков, в современной осетинской семье?..

Прежде чем ответить на ваш вопрос, мне хочется уточнить мое представление о самом понятии - традиция. Во-первых, это - нормы поведения личности в частном быту и в общественной жизни. Нормы, соблюдение коих народное сознание считало и все еще считает необходимым каждым человеком, если он не желает терять свое человеческое достоинство. Это - прежде всего нравственные традиции, которые вас и интересуют, судя по вашим вопросам. И я буду отвечать именно исходя из этого вашего интереса.

Думаю, что в современной осетинской семье, особенно в семье городского типа, традиции предков уже далеко не соблюдаются. И это ведет не к улучшению нравов, не к повышению человеческого достоинства, а к его разрушению и утере. Некоторые из семейных нравственных норм сами по себе ушли в страну забвения за ненадобностью и о них можно и не упоминать. Но соблюдение подавляющего большинства из них и в наше время молодому человеку прибавляет достоинства, не унижает его. Скажем, сын в присутствии отца никогда не садился, если отец его не просил об этом. И еще: младший всегда вставал и уступал место вошедшему старшему, кто бы он ни был. Разве эту норму традиционного нашего этикета не надо соблюдать и ныне? Думаю, что нужно, - соблюдение такой нормы повышает чувство уважения к молодому поколению, к его национальному и личному достоинству.

- По Вашим наблюдениям, что переживают сейчас наши традиции, насколько время вносит в них свои коррективы?


- Верно, конечно, что время и условия современного быта вносят много корректив в наши нравственные нормы. Однако время не разрушает их, народное сознание приспосабливает их к новым условиям жизни или же предает забвению за ненадобностью. Иное дело, когда многие молодые люди свое несоблюдение этих норм оправдывают ссылкой на новое время и на якобы устаревшие нравственные традиции, коих невозможно уже исполнять.

- Становимся ли мы "современными", и нужна ли нам такая свобода нравов?

- Вот это желание и выдают за "свободу нравов". Иначе говоря, свою безнравственность пытаются оправдать велением нового времени.

Кстати сказать, нравственные нормы исторически являются следствием запрета, а не разрешения вести себя как твоей капризной воле нравится.

Нравственную свободу от традиционных норм Коста Хетагуров считал не свободой, а "привольем дикарей". И, думаю, всем нам следует считаться с наставлением нашего национального гения: безнравственность, т.е. свобода нравов, разрушает человеческое достоинство, обращает человека в дикаря, а не в цивилизованного члена общества.

- Какой должна быть семья и каким должно быть общество (детский сад, школа, университет и т.д.), окружающее человека на разных стадиях его развития?

- Я не хочу вступать в рассуждения о современном состоянии осетинской семьи. А также о том, какими должны быть современные дошкольные учреждения, школа и университет. Могу отчетливо сказать лишь об одном своем пожелании: осетинских детей и в семье, и в яслях и садах, в школах и университетах (осетинских) должны воспитывать и обучать на родном им осетинском языке, если мы не манкурты и нам не чуждо простое национальное желание быть не только благополучным народом, но и вечным, т.е. желание сохранить наш национальный язык и культуру во веки веков, пока на нашей планете есть люди, говорящие на своем национальном языке.

- Какой статус имела в традиционной семье женщина? На Ваш взгляд, отношение к ней было правильным?

- О статусе женщины в традиционной осетинской семье написаны горы разного рода статей. Отношение к женщине было разнородным. Наряду с несомненно уважительным отношением к ней бытовало и пренебрежительное. И обосновывалось оно якобы умственным превосходством мужчины: "Усаен йае дзыкку - даргь, йае зонд - цыбыр".

Пословичное оправдание такого отношения можно счесть за глупость мужчин, возомнивших себя мудрецами, но существование самой максимы говорит о долгой и упорной борьбе в семье между матерью и отцом за первенство. И началось сие, по-видимому, с той поры, когда мужчина стал добытчиком, кормильцем семьи, а женщина - хранительницей очага. У некоторых народов и сейчас Очаг (дом и дети) принадлежит (по нравственному и по юридическому закону) женщине. Это по сию пору наблюдается в Италии. Там ежегодно справляется и День Матери. Это - торжественный и прекрасный, по-моему, праздник. Жаль, что нет у нас такой традиции, такого праздника.

- На Кавказе молодые люди испокон веков вступали в традиционные браки, и это было равносильно теперешнему штампу в паспорте. Такие браки есть и сейчас. Но в наше время браки распадаются чаще, и встает вопрос о разделе имущества, алиментах. Как ни странно, мужчины (не все, но большинство) ведут себя не по-кавказски, бросая свою семью на произвол судьбы, ссылаясь на законы и оставаясь фактически безнаказанными.

- То, что ныне браки расторгаются часто и то, что отцы меньше заботятся о содержании своих чад, связано с широким распространением эгоистических тенденций в нравственных представлениях современных молодых людей. И женятся во многих случаях не по любви, а ради удовлетворения своей похоти или, как ныне принято говорить, своих сексуальных потребностей. А в таком случае ни о какой семье и речи не может быть. Удовлетворил свою нужду и дай Бог бежать к иной самке!.. И "ведут себя не по-кавказски" ни о чем их сознанию не говорит: эгоизм - всемирная болезнь или скверна, и думает он о луковице собственной головки, а не о детях, родителях и других людях. Еще в 60-е годы прошлого века я знал два случая, когда молодые осетины платили своим родителям алименты по решению суда. И с той поры такие скверные особи для меня - жалкие ничтожества.

- Выпивка, гуляния, наркотики - эти дурные привычки заполонили полмира. Все это стало доходить и до нас. Неужели кавказский дух будет сломлен?

- Сломят ли "кавказский дух" выпивка, гуляния, наркотики?.. Трудно ответить однозначно. По-моему, они дух наш пока не сломили, но половину наших надежд на молодое поколение уже сожрали... Вот в чем беда. И всем нам, кавказцам, всем миром осознанно и всенепременно надо драться с этим явлением, трагическим для всех народов Кавказа, да и России тоже.

- Нужен пример, авторитет, на кого бы равнялась наша молодежь. Есть ли он? Или каким должен быть истинный осетин?

- Нужен ли авторитет для молодежи?.. Не знаю, но думаю, что увлечение наркотиками, "свободой нравов" и прочими "прелестями" нашего частнособственнического мира никаким авторитетом не победить. Нужна, по-моему, постоянная и организованная борьба против разложения, нравственного распада нашей молодежи во всех средствах массовой информации, во всех дошкольных и школьных общественных организациях. На такую борьбу стоит нацелить и все возможности литературы, искусства и культуры.

- Ваши пожелания своему народу, и, особенно, подрастающему поколению?


- Думаю, формулировать, каким "должен быть истинный осетин" не стоит. Истинный осетин - это хороший человек и хороший осетин. На мой вкус, он должен знать всю нашу традиционную культуру - фольклор, литературу, песенный и хореографический репертуар, красноречие, обряды и обычаи. Думать не только о себе, но о других людях, о судьбе родного народа и всего человечества. Быть способным отдать людям все, чем располагает, в том числе и свой разум и сердце, а при крайней необходимости и свою жизнь. А еще следовать Горьковскому завету: знать все, во всяком случае, как можно больше. Вот, пожалуй, и все...
Гана ЯНОВСКАЯ

Похожие новости:

  • Добро вновь становится нормой?
  • Продолжаются преследования женщин, одетых "неподобающим образом"
  • Обращение Оргкомитета Северо-Осетинской республиканской религиозной организации «Уацдин»
  • Зарегистрирована религиозная община, исповедующая традиционную осетинскую веру
  • Юноше, размышляющему о жизни
  • В Чечне издан древний этический кодекс "Къонахалла"
  • Российские мыслители о черкесах
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    liex

    Авторизация

    Реклама

    Зимние шины 185 65. Зимние шины для джипа.

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Май 2018 (1)
    Март 2018 (5)
    Февраль 2018 (5)
    Январь 2018 (1)
    Декабрь 2017 (10)
    Ноябрь 2017 (5)
      Осетия - Алания