История » Кавказская война: Чеченский тайп (род) в период его разложения. История вопроса
Опубликовал Gabaraty, 8 января 2008
По своей социально-экономической типологии ближе всего к «вольным» обществам Дагестана стояла Чечня. В конце XVIII — первой половине XIX в. в ее общественном организме господствовал тайп — патриархальная экзогамная группа людей, происходивших от одного общего предка252. Этот факт вызвал в кавказоведении крайне противоречивые суждения об общественном строе чеченцев.
Вопрос о характере социальной жизни чеченцев первым в русской науке затронул С. Броневский. В 1823 г. — когда внутреннее устройство чеченцев сохраняло еще исторически сложившиеся архаические черты — он свидетельствовал: «чеченцы не имеют князей..., а призывают таковых из соседственных владений, из Дагестана и Лезгистана, как паче от колена аварского хана; но сии князья малого пользуются доверенностию и уважением»253. С. Броневский фиксировал и тот факт, что население Чечни управлялось «выборными старшинами, духовными законами и древними обычаями»254. Сообщение этого автора подтвердил А. П. Берже в очерке «Чечня и чеченцы»255. Издатель богатейшего корпуса исторических источников (АКАК), один из выдающихся кавказоведов XIX в., А. П. Берже, как и его предшественники, не видел у чеченцев «сословных подразделений» и рассматривал их как «один класс — вольных людей»256 . «Мы все уздени — говорят чеченцы», — этим отзывом чеченцев о себе подтверждал свои наблюдения А. П. Берже. Данные А. П. Берже, основанные на письменных источниках, значительно пополнились полевым материалом, записанным в разные годы У. Лаудаевым, воспитанником Петербургского кадетского корпуса, первым чеченцем-историком, видным просветителем. По поводу социальной жизни чеченцев У. Лаудаев в сущности не расходился со своими предшественниками: «Чеченцы, — писал он, — не имели князей и были все равны между собою, а если случалось, что инородцы высших сословий селились между ними, то и они утрачивали свой высокий род и сравнивались с чеченцами. Чеченцы называют себя узденями... у чеченцев же все люди стояли на одной ступени узденства, различаясь между собою только качествами личного свойства: умом, храбростью и т. д.»257. По оценке У. Лаудаева, «жизнь чеченского народа» строилась на основе кровно-родственных, тайповых отношений258. Эти положения автор обосновал конкретным историческим и этнографическим материалом.
Об утверждении среди чеченцев, переселявшихся в XVIII в. на равнину, «кабардинского феодального устройства» писал И. Иванов259. В отличие от С. Броневского и К. Самойлова, он затронул важный вопрос — о социальных переменах, происходивших у чеченцев на равнине благодаря земледельческой экономике. Значительный фактический материал о чеченцах был систематизирован в «культурно-экономическом исследовании» Н. С. Иваненкова. Несмотря на то, что его данные собирались в конце XIX в., ретроспективно они существенны в научной реконструкции общественных отношений у чеченцев: Н. С. Иваненков, как и его предшественники, находил в горных районах Чечни родовую организацию на стадии разложения260.
Выдающийся русский ученый М. М. Ковалевский, подчеркивавший неодинаковый уровень в общественном развитии народов Кавказа, впервые обратил внимание на переходный характер социальной жизни чеченцев: «всего слабее, — писал он, — развиты отдельные элементы феодального строя», «доселе мы встречаемся с господством архаических форм родового быта»261. Эта оценка относилась к общественным отношениям конца XIX в. Касаясь же более ранних периодов, М. М. Ковалевский считал, что чеченцы «были устроены» на «началах родовой демократии»262. М. Н. Покровский, рассматривавший Чечню конца XVIII в. как страну с «дофеодальной, патриархальной демократией», основывался на учете господствовавшей в ней формы собственности на землю. По М. Н. Покровскому, в горной Чечне «земля принадлежала родам, а не отдельным лицам»263.
В те годы несколько иной, пожалуй, более верной, точки зрения придерживался А. Бальшин, видевший в чеченском обществе «распад родового быта и возникновение феодализма»264. С этим мнением расходился X. Ошаев, утверждавший, что еще накануне Октябрьской революции в Чечне не было даже зачатков феодализма; встречаемые в документах упоминания о феодальных владетелях Чечни он связывал с равнинными районами и подчеркивал нечеченское происхождение этих социальных элементов265. С. К. Бушуев усматривал в общественном строе Чечни «целый ряд характерных черт патриархально-родового быта в стадии его разложения»266 . Такой же оценки придерживался Р. М. Магомедов, полагавший, что среди чеченских общинников формировалась социальная верхушка, стремившаяся к постепенному распространению своего влияния267.
Этот подход к проблеме нашел сторонников и в послевоенные годы268. В 1960 г. А. В. Фадеев писал о незавершенности процесса феодализации в Чечне и о свободном состоянии общинников269. Более обстоятельно этот тезис проводил Н. П. Гриценко, считавший, что в Чечне «родовая организация находилась в стадии разложения, а феодальные отношения в различной форме пробивали себе дорогу»270. По его мысли, в пору, когда соседние народы уже прошли феодализм и вступили в стадию генезиса капитализма, в Чечне только происходило становление феодальной формации271. Однако суждения Н. П. Гриценко в известной мере носили общий характер, поскольку исследователь не соотносил специфику организации чеченского общества с двумя географическими и хозяйственными зонами Чечни — равнинной и горной. Позже, дифференцировав эти зоны, он уточнит: в XVIII в. в горной Чечне только начинался процесс феодализации, тогда как на равнине новая формация складывалась сравнительно быстро272. Крайне предвзято оценивал Н. П. Гриценко дореволюционных авторов. Так, А. П. Берже, эрудит в области кавказоведения, безупречный в обращении с фактами, был обвинен в незнании истории чеченского народа, а У. Лаудаев, собиратель ценнейших данных фольклора чеченцев, — в компилятивности273. (Попутно заметим: сам Н. П. Гриценко, касаясь социальных отношений чеченского общества, не счел некорректным привести слова М. М. Ковалевского о смене родового строя феодальным, относившиеся не к чеченцам, а к народам Кавказа вообще274.) В целом же заслуживающие внимания наблюдения Н. П. Гриценко не оформились в самостоятельную и законченную научную идею. Это удалось сделать М. А. Мамакаеву275 , прекрасному знатоку истории, быта и культуры чеченцев, тонко чувствовавшему такую историческую категорию, как психический склад народа, его, как выражался Н. И. Костомаров, «деятельную душу».
М. А. Мамакаев не был отягощен предвзятыми стереотипами, мешающими объективной оценке внутреннего устройства чеченцев. По его убеждению, «в XVIII веке и даже в первой половине XIX века у чеченцев все еще прочно сохранились ярко выраженные черты тайпового строя, но рядом с ними и вопреки им вырастали и неуклонно развивались элементы новых феодальных отношений»276. Подчеркивая упорное сопротивление свободных общинников новому социальному порядку, М. А. Мамакаев называл XVIII — первую половину XIX в. временем, когда «каждый чеченец» еще мог гордо заявить: «Я — свободный». Он дал блестящий анализ чеченским тайпам как родовым и хозяйственным коллективам, составлявшим общую социальную анатомию чеченского общества; по М. А. Мамакаеву, тайп зиждился на 23 принципах277, реализация которых гарантировалась господством обычного права.
Неодинаковый уровень общественных отношений в разных районах Чечни констатирует Е. Н. Кушева. На равнине, занимавшей до XVIII в. небольшую территорию, Е. Н. Кушева допускает (среди «акинцев-ауховцев») феодальные отношения. Других равнинных жителей («окочан») она считает зависимыми от кабардинских феодалов. Что касается горной Чечни, то она, по мнению исследователя, еще не знала классовых отношений278. Е. Н. Кушева указала два «параллельных процесса: с одной стороны, выделение сильных, богатых родов — тайпов или целых токху-мов и упадок слабых, с другой — возвышение родовой верхушки, старейшин тайпов и патронимии». По Е. Н. Кушевой, феодализм в общественной жизни Чечни «не получил сколько-нибудь значительного выражения»279. В 1978 г. в работе, выполненной в соавторстве с М. А. Усмановым, Е. Н. Кушева расширила наши представления о социальной структуре чеченцев, однако вывод исследователя остался прежним280.
Пережиточные формы родовых отношений освещались М. О. Косвеном. Он довольно полно описал родовую общественную структуру, сохранившуюся в измененном виде у ряда горских народов, проследил остатки племенного деления, общие черты патронимии и другие дошедшие до XIX в. формы древней общественной организации. М. О. Косвен обратил внимание на описание Чечни, составленное в прошлом веке В. И. Голенищевым-Кутузовым, по данным которого ведущим общественным укладом у чеченцев остается родовой строй с признаками разложения281. Солидаризируясь с М. О. Косвеном, Б. А. Калоев подчеркивает: в отличие от соседей — кумыков, кабардинцев и осетин — чеченцы не имели своих беков, ханов, князей282. Этой мысли созвучно утверждение Ф. В. Тотоева, что «развитие Чечни проходило при значительном сохранении устоев родовых отношений, которые составляли господствующий уклад»283.
Грузинские этнографы А. И. Робакидзе и Р. Л. Харадзе пишут об усложнении в XVIII — первой половине XIX в. социальной жизни чечено-ингушского общества. Их интересуют пути формирования общественных сил, превращавшихся в прообразы классов. Отличившиеся в набегах, — считают они, — затем легче подчиняли себе своих соплеменников; более сильные тайпы брали на себя обязанность охранять слабых, тем самым ставя их в зависимость. От этих выводов А. И. Робакидзе и Р. Л. Харадзе идут к тезису, что в Чечне процесс образования привилегированного сословия сопровождался появлением крупных оборонительных сооружений, наличие которых, по их мнению, свидетельствовало о зачатках социальной дифференциации, а формирование более совершенных укреплений замкового типа — о выделении из общей массы общинников двух социальных сил — знати (эзди) и зависимых (лай)284. Прием соотнесения башенных поселений с общественными процессами широко использовал С. Ц. Умаров, высказавший мысль, что оформление замков типа цитадели «явилось отражением раннефеодальных отношений». Зарождение этих отношений он датирует XV—XVI веками, т. е. периодом, когда, по мнению С. Ц. Умарова, создавались замки-цитадели285. При таком подходе, однако, необходимо учитывать, что строительство боевых башен и замков-цитаделей было делом всего тайпа, а не отдельных представителей общины, -приобретших якобы исключительную социальную силу: «в сооружении башни участвовали все члены данной фамилии»286, так как «построение башни должно было свидетельствовать о родовой сплоченности и мощи»287. Замки-цитадели также не могут стать аналогом феодальному замковому поместью. Эти факты делают малоплодотворной попытку С. Ц. Умарова рассмотреть имущественное расслоение горных чеченцев на фоне формировавшихся в Чечне башенных поселений288. В самом общем виде подобный фон мог бы помочь составить представление лишь о социальных различиях между тайпами, но не отдельными общинниками. В целом же данные о боевых башнях и оборонительных комплексах при всей их ценности малопригодны для оценки общественного процесса. К стадиальной классификации общества, как справедливо указывает Г. А. Меликишвили, применим единственно возможный критерий — степень развития института частной собственности и раскола общества на антагонистические классы289. К исследованию процессов складывания земельной собственности у чеченцев и ингушей призывал и Е. И. Крупное. Вместе с тем ученый подчеркивал: «Хотя в начале XIX в. элементы социальной дифференциации и прослеживались, настоящая феодальная аристократия здесь еще не сложилась»290. Е. И. Круп-нов заметил в вайнахском обществе высокий динамизм, свойственный «последней стадии развития родового строя», с ее «военными столкновениями между отдельными племенами и даже родами»291.
Над проблемой общественного строя Чечни успешно работает В. Б. Виноградов. В его статье о генезисе феодализма на Центральном Кавказе освещены актуальные вопросы социальной организации горцев. Однако стремление найти у всех горских народов единую модель общественной структуры придает его выводам схематичность, а утверждение, что в исторической науке «сложилась и стала фактически общепризнанной концепция развития классового общества у населения горного Кавказа»292 следует рассматривать как небрежность в историографической оценке литературы по проблеме. Более реалистичен вывод Л. И. Лаврова, признавшего господство и поныне в кавказоведении положения, когда, с одной стороны, указывают на наличие в ряде районов Кавказа сложившихся феодальных государственных образований, с другой — на сохранение вплоть до XIX в. союзов сельских общин, так называемых «вольных» обществ со слабо выраженной социальной структурой»293. Ко второму типу обществ, кстати, Л. И. Лавров относил и горную Чечню.
В конце 70-х — начале 80-х годов в Чечено-Ингушетии активизировалась работа над проблемой общественного строя вейнахов. Четко обозначилось единое концептуальное направление, призванное аргументировать идею о господстве в Чечне в XVII— XIX вв. феодального способа производства. Поиски новых фактов в пользу этого тезиса объективно расширяют исследовательскую базу проблемы. Однако поверхностный подход к таким важнейшим явлениям, как классообразовательные процессы, формы собственности, эксплуатации и др., явно предвзятая настроенность отдельных авторов, а в ряде случаев и некомпетентность ведут к еще большему осложнению исследовательской работы. Нередко, например, высказываются такие положения: «Оценка характера общественно-экономического строя Чечено-Ингушетии на протяжении ряда последних столетий неоднократно менялась»294 (несведущий читатель, понятно, может заключить, что изучение общественного строя чеченцев и ингушей насчитывает несколько столетий); или еще: «У Московского правительства XVI— XVII веков (в том числе у администрации русских крепостей на Кавказе) не было сомнений в том, что у вейнахов господствовал феодальный строи»295 .
Автор приведенных строк явно забывает, что само московское правительство той эпохи не осознавало и свою принадлежность к «феодальному строю» в нашем его понимании, тем более оно не могло определять уровень общественных отношений других народов. Под стать этим курьезам и такое заявление: «В Чечено-Ингушетии юридически узаконенного крепостного состояния не было, но сословная неполноправность процветала и, по существу, мало чем отличалась от крепостного права»296. Подобные поиски феодально-крепостнической системы в Чечне не только малопродуктивны, но способны нанести урон делу дальнейшего изучения проблемы.
К работам, «завышающим» уровень общественных отношений чеченцев XVIII — первой половины XIX в., относится и статья Ш. Б. Ахмадова, с одной стороны, указавшего на наличие в горной Чечне лишь имущественного неравенства периода разложения родоплеменных отношений, с другой — на формирование господствующего сословия — князей, феодалов, владельцев и т. д.297 О князьях, мурзах, владельцах, якобы «уживавшихся» в чеченской общине, пишут также Т. А. Исаева и С.-А. Исаев298. Между тем хорошо известно, что внутренняя социальная жизнь чеченских горцев в рассматриваемый период еще не успела создать «собственных князей и мурз»; верхи, о которых идет речь, — это «пришлые князья и владельцы, являвшиеся либо кабардинскими, либо кумыкскими, либо аварскими»299. В чечено-ингушской литературе заметна и другая тенденция — стремление сопоставить «чеченскую модель» общественной структуры, сложившуюся к XVIII в., с общественным строем других народов Северного Кавказа. На таком подходе особенно настаивают Т. Т. Мальсагова300 и С. Ц. Умаров301. Бесспорно, для выяснения ряда особенностей общественной организации вейнахов важно было бы применить историко-сравнительный метод. Здесь особенно перспективным представляется сопоставление общественных структур таких народностей Большого Кавказа, как хевсур, тушинов, пшавов, осетин Куртатинского общества, «вольных» обществ Дагестана и т. д., переживавших одну и ту же переходную стадию социального развития. Что касается «сравнений», к которым прибегают отдельные авторы, то здесь, к сожалению, иные цели — «унифицировать» общественный строй чеченцев по образу районов с феодальным устройством. О такой методе справедливо высказался лауреат Ленинской премии Е. И. Крупное: «Печальнее всего, — писал он, — что эти заключения молодых авторов не базируются на каких-либо серьезных доказательствах... Главный же недостаток таких работ заключается в том, что в них состояние вайнахского общества рассматривается обобщенно, как бы вне времени и пространства. Сделанными же позитивными выводами напрочь стирается сама неравномерность исторического развития, что так характерно для истории всего Северного Кавказа»302.
Источники:
252. Мамакаев М.А. Чеченский тайп (род) в период его разложения. Грозный, 1973, с. 22.
253. Броневский С. Указ. соч., с. 181.
254. Там же.
255. Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.
256. Там же, с. 90.
257. Лаудаев У. Указ. соч., с. 23—24.
258. Там же, с. 14.
259. Иванов И. Чечня. — Москвитянин. № 19, 20, кн. 1, 2, 1851.
260. Иваненков Н.С. Указ. соч., с. 7—12.
261. Ковалевский М.М. Поземельные и сословные отношения у горцев Северного Кавказа. — РМ, 1883, № 12, с. 138.
262. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе..., т. II, с. 265.
263. Покровский М.Н. Указ. соч., с. 200.
264. Бальшин А. Социально-экономическое состояние нагорной Чечни, — В кн.: О тех, кого называли абреками. Грозный, 1927, с. ПО.
265. Ошаев X. Очерк начала революционного движения в Чечне. Грозный, 1927, с. 16.
266. Бушуев С.К. Указ. соч., с. 27; его же: О кавказском мюридизме. ВИ, 1956, № 12, с. 73. 267. Магомедов P.M. Борьба горцев за независимость..., с. 12.
268. ШССТАК, с. III.
269. Фадеев А.В. Россия и Кавказ..., с. 295.
270. Грищенко Н.П. Социально-экономическое развитие Притеречных районов в XVIII — перв. пол. XIX в. Грозный, 1961, с. 9.
271. Там же.
272. Грищенко Н.П. К вопросу о феодальных отношениях в Чечено-Ингушетии. ИСКНЦВШ, 1976, № 4, с. 17.
273. Там же.
274. Там же; Ковалевский М.М. Поземельные и сословные отношения..., с. 138.
275. Мамакаев М.А. Указ. соч. (Первым изданием эта работа вышла в 1962 г. под названием «Чеченский тайп (род) и процесс его разложения»).
276. Там же, с. 3.
277. Там же, с. 7, 29—38.
278. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа..., с. 80, 81.
279. Кушева Е.Н. О некоторых особенностях генезиса феодализма..., с. 180, 184.
280. Кушева Е.Н. Усманов М.А. К вопросу об общественном строе вайнахов. — СЭ, 1978, № 6, с. ПО.
281. Косвен М.О. Указ. соч., с. 213—214.
282. Калоев Б.А Чеченцы. — В кн.: Народы Кавказа. М., 1960, т. I, с. 364.
283. Тотоев Ф.В. Общественно-экономический строй Чечни (вторая половина XVIII — 40-е годы XIX века). Автореф. канд. дисс. М., 1966, с. 9.
284. Харадзе Р.Л., Робакидзе А.И. Характер сословных отношений в горной Ингушетии. — КЭС, 1968, т. II, с. 144—145.
285. Умаров С.Ц. Средневековая материальная культура горной Чечни XIII—XVII вв. М., 1970, с. 22.
286. Крупное Е.Н. Средневековая Ингушетия. М., 1971, с. 70.
287. Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1928—1929 гг. Владикавказ, 1930, с. 395.
288. Умаров С.Ц. Средневековая материальная культура..., с. 22; В этой связи нельзя не согласиться с критикой, которой подверглось допущенное С.Ц. Умаровым «голословное отрицание у вайнахов родового строя». (См.: Крупное Е.И. Указ. соч., с. 161 — 162).
289. Меликишвили Г.А. К вопросу о характере древних закавказских..., с. 53.
290. Крупное Е.И. Указ. соч., с. 176.
291. Там же, с. 160.
292. Виноградов В.В. Генезис феодализма..., с. 35.
293. Лавров Л.И. Назревшие вопросы изучения социальных отношений на докапиталистическом Кавказе. — Социальная история народов Азии. М., 1975, с. 6—7.
294. Умаров С.Ц. О некоторых особенностях классообразования и антифеодальной борьбы в средневековой Чечено-Ингушетии. — Вопросы истории классообразования и социальных движений в дореволюционной Чечено-Ингушетии (XVI —начало XX в.). Грозный, 1980, с. 7.
295. Там же.
296. Тавакалян Н.А. О классах и классовой борьбе в чечено-ингушском обществе so второй половине X VIII — первой половине XIX в. — В кн.: Социальные отношения и классовая борьба в Чечено-Ингушетии в дореволюционный период (XI — начало XX в.). Грозный, 1973, с. 35.
297. Ахмадов Ш.Б. К вопросу о социальных отношениях в Чечено-Ингушетии в XVIII веке. — В кн.: Социальные отношения и классовая борьба в Чечено-Ингушетии..., с. 51.
298. Исаева Т.А. и Исаев С.-А.А. Вопросы сельской общины чеченцев и ингушей (XVI—XVIII вв.). — В кн.: Общественные отношения у чеченцев и ингушей в дореволюционном прошлом (XIII — начало XX в.). Грозный, 1982, с. 52.
299. Ахмадов Ш.Б. Указ. соч., с. 53.
300. Мальсагов Т.Т. О классовой дифференциации и формах социальной зависимости среди чеченцев и ингушей. — Материалы научной сессии по вопросам истории Чечено-Ингушетии. Грозный, 1964, с. 150.
301. Умаров С.Ц. О поселениях н некоторых особенностях социально-экономического развития горной Чечено-Ингушетии эпохи позднего средневековья. АЭС. Грозный, 1969, т. III, с. 163.
302. Крупнов Е.И. Указ. соч., с. 162.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Вопрос о характере социальной жизни чеченцев первым в русской науке затронул С. Броневский. В 1823 г. — когда внутреннее устройство чеченцев сохраняло еще исторически сложившиеся архаические черты — он свидетельствовал: «чеченцы не имеют князей..., а призывают таковых из соседственных владений, из Дагестана и Лезгистана, как паче от колена аварского хана; но сии князья малого пользуются доверенностию и уважением»253. С. Броневский фиксировал и тот факт, что население Чечни управлялось «выборными старшинами, духовными законами и древними обычаями»254. Сообщение этого автора подтвердил А. П. Берже в очерке «Чечня и чеченцы»255. Издатель богатейшего корпуса исторических источников (АКАК), один из выдающихся кавказоведов XIX в., А. П. Берже, как и его предшественники, не видел у чеченцев «сословных подразделений» и рассматривал их как «один класс — вольных людей»256 . «Мы все уздени — говорят чеченцы», — этим отзывом чеченцев о себе подтверждал свои наблюдения А. П. Берже. Данные А. П. Берже, основанные на письменных источниках, значительно пополнились полевым материалом, записанным в разные годы У. Лаудаевым, воспитанником Петербургского кадетского корпуса, первым чеченцем-историком, видным просветителем. По поводу социальной жизни чеченцев У. Лаудаев в сущности не расходился со своими предшественниками: «Чеченцы, — писал он, — не имели князей и были все равны между собою, а если случалось, что инородцы высших сословий селились между ними, то и они утрачивали свой высокий род и сравнивались с чеченцами. Чеченцы называют себя узденями... у чеченцев же все люди стояли на одной ступени узденства, различаясь между собою только качествами личного свойства: умом, храбростью и т. д.»257. По оценке У. Лаудаева, «жизнь чеченского народа» строилась на основе кровно-родственных, тайповых отношений258. Эти положения автор обосновал конкретным историческим и этнографическим материалом.
Об утверждении среди чеченцев, переселявшихся в XVIII в. на равнину, «кабардинского феодального устройства» писал И. Иванов259. В отличие от С. Броневского и К. Самойлова, он затронул важный вопрос — о социальных переменах, происходивших у чеченцев на равнине благодаря земледельческой экономике. Значительный фактический материал о чеченцах был систематизирован в «культурно-экономическом исследовании» Н. С. Иваненкова. Несмотря на то, что его данные собирались в конце XIX в., ретроспективно они существенны в научной реконструкции общественных отношений у чеченцев: Н. С. Иваненков, как и его предшественники, находил в горных районах Чечни родовую организацию на стадии разложения260.
Выдающийся русский ученый М. М. Ковалевский, подчеркивавший неодинаковый уровень в общественном развитии народов Кавказа, впервые обратил внимание на переходный характер социальной жизни чеченцев: «всего слабее, — писал он, — развиты отдельные элементы феодального строя», «доселе мы встречаемся с господством архаических форм родового быта»261. Эта оценка относилась к общественным отношениям конца XIX в. Касаясь же более ранних периодов, М. М. Ковалевский считал, что чеченцы «были устроены» на «началах родовой демократии»262. М. Н. Покровский, рассматривавший Чечню конца XVIII в. как страну с «дофеодальной, патриархальной демократией», основывался на учете господствовавшей в ней формы собственности на землю. По М. Н. Покровскому, в горной Чечне «земля принадлежала родам, а не отдельным лицам»263.
В те годы несколько иной, пожалуй, более верной, точки зрения придерживался А. Бальшин, видевший в чеченском обществе «распад родового быта и возникновение феодализма»264. С этим мнением расходился X. Ошаев, утверждавший, что еще накануне Октябрьской революции в Чечне не было даже зачатков феодализма; встречаемые в документах упоминания о феодальных владетелях Чечни он связывал с равнинными районами и подчеркивал нечеченское происхождение этих социальных элементов265. С. К. Бушуев усматривал в общественном строе Чечни «целый ряд характерных черт патриархально-родового быта в стадии его разложения»266 . Такой же оценки придерживался Р. М. Магомедов, полагавший, что среди чеченских общинников формировалась социальная верхушка, стремившаяся к постепенному распространению своего влияния267.
Этот подход к проблеме нашел сторонников и в послевоенные годы268. В 1960 г. А. В. Фадеев писал о незавершенности процесса феодализации в Чечне и о свободном состоянии общинников269. Более обстоятельно этот тезис проводил Н. П. Гриценко, считавший, что в Чечне «родовая организация находилась в стадии разложения, а феодальные отношения в различной форме пробивали себе дорогу»270. По его мысли, в пору, когда соседние народы уже прошли феодализм и вступили в стадию генезиса капитализма, в Чечне только происходило становление феодальной формации271. Однако суждения Н. П. Гриценко в известной мере носили общий характер, поскольку исследователь не соотносил специфику организации чеченского общества с двумя географическими и хозяйственными зонами Чечни — равнинной и горной. Позже, дифференцировав эти зоны, он уточнит: в XVIII в. в горной Чечне только начинался процесс феодализации, тогда как на равнине новая формация складывалась сравнительно быстро272. Крайне предвзято оценивал Н. П. Гриценко дореволюционных авторов. Так, А. П. Берже, эрудит в области кавказоведения, безупречный в обращении с фактами, был обвинен в незнании истории чеченского народа, а У. Лаудаев, собиратель ценнейших данных фольклора чеченцев, — в компилятивности273. (Попутно заметим: сам Н. П. Гриценко, касаясь социальных отношений чеченского общества, не счел некорректным привести слова М. М. Ковалевского о смене родового строя феодальным, относившиеся не к чеченцам, а к народам Кавказа вообще274.) В целом же заслуживающие внимания наблюдения Н. П. Гриценко не оформились в самостоятельную и законченную научную идею. Это удалось сделать М. А. Мамакаеву275 , прекрасному знатоку истории, быта и культуры чеченцев, тонко чувствовавшему такую историческую категорию, как психический склад народа, его, как выражался Н. И. Костомаров, «деятельную душу».
М. А. Мамакаев не был отягощен предвзятыми стереотипами, мешающими объективной оценке внутреннего устройства чеченцев. По его убеждению, «в XVIII веке и даже в первой половине XIX века у чеченцев все еще прочно сохранились ярко выраженные черты тайпового строя, но рядом с ними и вопреки им вырастали и неуклонно развивались элементы новых феодальных отношений»276. Подчеркивая упорное сопротивление свободных общинников новому социальному порядку, М. А. Мамакаев называл XVIII — первую половину XIX в. временем, когда «каждый чеченец» еще мог гордо заявить: «Я — свободный». Он дал блестящий анализ чеченским тайпам как родовым и хозяйственным коллективам, составлявшим общую социальную анатомию чеченского общества; по М. А. Мамакаеву, тайп зиждился на 23 принципах277, реализация которых гарантировалась господством обычного права.
Неодинаковый уровень общественных отношений в разных районах Чечни констатирует Е. Н. Кушева. На равнине, занимавшей до XVIII в. небольшую территорию, Е. Н. Кушева допускает (среди «акинцев-ауховцев») феодальные отношения. Других равнинных жителей («окочан») она считает зависимыми от кабардинских феодалов. Что касается горной Чечни, то она, по мнению исследователя, еще не знала классовых отношений278. Е. Н. Кушева указала два «параллельных процесса: с одной стороны, выделение сильных, богатых родов — тайпов или целых токху-мов и упадок слабых, с другой — возвышение родовой верхушки, старейшин тайпов и патронимии». По Е. Н. Кушевой, феодализм в общественной жизни Чечни «не получил сколько-нибудь значительного выражения»279. В 1978 г. в работе, выполненной в соавторстве с М. А. Усмановым, Е. Н. Кушева расширила наши представления о социальной структуре чеченцев, однако вывод исследователя остался прежним280.
Пережиточные формы родовых отношений освещались М. О. Косвеном. Он довольно полно описал родовую общественную структуру, сохранившуюся в измененном виде у ряда горских народов, проследил остатки племенного деления, общие черты патронимии и другие дошедшие до XIX в. формы древней общественной организации. М. О. Косвен обратил внимание на описание Чечни, составленное в прошлом веке В. И. Голенищевым-Кутузовым, по данным которого ведущим общественным укладом у чеченцев остается родовой строй с признаками разложения281. Солидаризируясь с М. О. Косвеном, Б. А. Калоев подчеркивает: в отличие от соседей — кумыков, кабардинцев и осетин — чеченцы не имели своих беков, ханов, князей282. Этой мысли созвучно утверждение Ф. В. Тотоева, что «развитие Чечни проходило при значительном сохранении устоев родовых отношений, которые составляли господствующий уклад»283.
Грузинские этнографы А. И. Робакидзе и Р. Л. Харадзе пишут об усложнении в XVIII — первой половине XIX в. социальной жизни чечено-ингушского общества. Их интересуют пути формирования общественных сил, превращавшихся в прообразы классов. Отличившиеся в набегах, — считают они, — затем легче подчиняли себе своих соплеменников; более сильные тайпы брали на себя обязанность охранять слабых, тем самым ставя их в зависимость. От этих выводов А. И. Робакидзе и Р. Л. Харадзе идут к тезису, что в Чечне процесс образования привилегированного сословия сопровождался появлением крупных оборонительных сооружений, наличие которых, по их мнению, свидетельствовало о зачатках социальной дифференциации, а формирование более совершенных укреплений замкового типа — о выделении из общей массы общинников двух социальных сил — знати (эзди) и зависимых (лай)284. Прием соотнесения башенных поселений с общественными процессами широко использовал С. Ц. Умаров, высказавший мысль, что оформление замков типа цитадели «явилось отражением раннефеодальных отношений». Зарождение этих отношений он датирует XV—XVI веками, т. е. периодом, когда, по мнению С. Ц. Умарова, создавались замки-цитадели285. При таком подходе, однако, необходимо учитывать, что строительство боевых башен и замков-цитаделей было делом всего тайпа, а не отдельных представителей общины, -приобретших якобы исключительную социальную силу: «в сооружении башни участвовали все члены данной фамилии»286, так как «построение башни должно было свидетельствовать о родовой сплоченности и мощи»287. Замки-цитадели также не могут стать аналогом феодальному замковому поместью. Эти факты делают малоплодотворной попытку С. Ц. Умарова рассмотреть имущественное расслоение горных чеченцев на фоне формировавшихся в Чечне башенных поселений288. В самом общем виде подобный фон мог бы помочь составить представление лишь о социальных различиях между тайпами, но не отдельными общинниками. В целом же данные о боевых башнях и оборонительных комплексах при всей их ценности малопригодны для оценки общественного процесса. К стадиальной классификации общества, как справедливо указывает Г. А. Меликишвили, применим единственно возможный критерий — степень развития института частной собственности и раскола общества на антагонистические классы289. К исследованию процессов складывания земельной собственности у чеченцев и ингушей призывал и Е. И. Крупное. Вместе с тем ученый подчеркивал: «Хотя в начале XIX в. элементы социальной дифференциации и прослеживались, настоящая феодальная аристократия здесь еще не сложилась»290. Е. И. Круп-нов заметил в вайнахском обществе высокий динамизм, свойственный «последней стадии развития родового строя», с ее «военными столкновениями между отдельными племенами и даже родами»291.
Над проблемой общественного строя Чечни успешно работает В. Б. Виноградов. В его статье о генезисе феодализма на Центральном Кавказе освещены актуальные вопросы социальной организации горцев. Однако стремление найти у всех горских народов единую модель общественной структуры придает его выводам схематичность, а утверждение, что в исторической науке «сложилась и стала фактически общепризнанной концепция развития классового общества у населения горного Кавказа»292 следует рассматривать как небрежность в историографической оценке литературы по проблеме. Более реалистичен вывод Л. И. Лаврова, признавшего господство и поныне в кавказоведении положения, когда, с одной стороны, указывают на наличие в ряде районов Кавказа сложившихся феодальных государственных образований, с другой — на сохранение вплоть до XIX в. союзов сельских общин, так называемых «вольных» обществ со слабо выраженной социальной структурой»293. Ко второму типу обществ, кстати, Л. И. Лавров относил и горную Чечню.
В конце 70-х — начале 80-х годов в Чечено-Ингушетии активизировалась работа над проблемой общественного строя вейнахов. Четко обозначилось единое концептуальное направление, призванное аргументировать идею о господстве в Чечне в XVII— XIX вв. феодального способа производства. Поиски новых фактов в пользу этого тезиса объективно расширяют исследовательскую базу проблемы. Однако поверхностный подход к таким важнейшим явлениям, как классообразовательные процессы, формы собственности, эксплуатации и др., явно предвзятая настроенность отдельных авторов, а в ряде случаев и некомпетентность ведут к еще большему осложнению исследовательской работы. Нередко, например, высказываются такие положения: «Оценка характера общественно-экономического строя Чечено-Ингушетии на протяжении ряда последних столетий неоднократно менялась»294 (несведущий читатель, понятно, может заключить, что изучение общественного строя чеченцев и ингушей насчитывает несколько столетий); или еще: «У Московского правительства XVI— XVII веков (в том числе у администрации русских крепостей на Кавказе) не было сомнений в том, что у вейнахов господствовал феодальный строи»295 .
Автор приведенных строк явно забывает, что само московское правительство той эпохи не осознавало и свою принадлежность к «феодальному строю» в нашем его понимании, тем более оно не могло определять уровень общественных отношений других народов. Под стать этим курьезам и такое заявление: «В Чечено-Ингушетии юридически узаконенного крепостного состояния не было, но сословная неполноправность процветала и, по существу, мало чем отличалась от крепостного права»296. Подобные поиски феодально-крепостнической системы в Чечне не только малопродуктивны, но способны нанести урон делу дальнейшего изучения проблемы.
К работам, «завышающим» уровень общественных отношений чеченцев XVIII — первой половины XIX в., относится и статья Ш. Б. Ахмадова, с одной стороны, указавшего на наличие в горной Чечне лишь имущественного неравенства периода разложения родоплеменных отношений, с другой — на формирование господствующего сословия — князей, феодалов, владельцев и т. д.297 О князьях, мурзах, владельцах, якобы «уживавшихся» в чеченской общине, пишут также Т. А. Исаева и С.-А. Исаев298. Между тем хорошо известно, что внутренняя социальная жизнь чеченских горцев в рассматриваемый период еще не успела создать «собственных князей и мурз»; верхи, о которых идет речь, — это «пришлые князья и владельцы, являвшиеся либо кабардинскими, либо кумыкскими, либо аварскими»299. В чечено-ингушской литературе заметна и другая тенденция — стремление сопоставить «чеченскую модель» общественной структуры, сложившуюся к XVIII в., с общественным строем других народов Северного Кавказа. На таком подходе особенно настаивают Т. Т. Мальсагова300 и С. Ц. Умаров301. Бесспорно, для выяснения ряда особенностей общественной организации вейнахов важно было бы применить историко-сравнительный метод. Здесь особенно перспективным представляется сопоставление общественных структур таких народностей Большого Кавказа, как хевсур, тушинов, пшавов, осетин Куртатинского общества, «вольных» обществ Дагестана и т. д., переживавших одну и ту же переходную стадию социального развития. Что касается «сравнений», к которым прибегают отдельные авторы, то здесь, к сожалению, иные цели — «унифицировать» общественный строй чеченцев по образу районов с феодальным устройством. О такой методе справедливо высказался лауреат Ленинской премии Е. И. Крупное: «Печальнее всего, — писал он, — что эти заключения молодых авторов не базируются на каких-либо серьезных доказательствах... Главный же недостаток таких работ заключается в том, что в них состояние вайнахского общества рассматривается обобщенно, как бы вне времени и пространства. Сделанными же позитивными выводами напрочь стирается сама неравномерность исторического развития, что так характерно для истории всего Северного Кавказа»302.
Источники:
252. Мамакаев М.А. Чеченский тайп (род) в период его разложения. Грозный, 1973, с. 22.
253. Броневский С. Указ. соч., с. 181.
254. Там же.
255. Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.
256. Там же, с. 90.
257. Лаудаев У. Указ. соч., с. 23—24.
258. Там же, с. 14.
259. Иванов И. Чечня. — Москвитянин. № 19, 20, кн. 1, 2, 1851.
260. Иваненков Н.С. Указ. соч., с. 7—12.
261. Ковалевский М.М. Поземельные и сословные отношения у горцев Северного Кавказа. — РМ, 1883, № 12, с. 138.
262. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе..., т. II, с. 265.
263. Покровский М.Н. Указ. соч., с. 200.
264. Бальшин А. Социально-экономическое состояние нагорной Чечни, — В кн.: О тех, кого называли абреками. Грозный, 1927, с. ПО.
265. Ошаев X. Очерк начала революционного движения в Чечне. Грозный, 1927, с. 16.
266. Бушуев С.К. Указ. соч., с. 27; его же: О кавказском мюридизме. ВИ, 1956, № 12, с. 73. 267. Магомедов P.M. Борьба горцев за независимость..., с. 12.
268. ШССТАК, с. III.
269. Фадеев А.В. Россия и Кавказ..., с. 295.
270. Грищенко Н.П. Социально-экономическое развитие Притеречных районов в XVIII — перв. пол. XIX в. Грозный, 1961, с. 9.
271. Там же.
272. Грищенко Н.П. К вопросу о феодальных отношениях в Чечено-Ингушетии. ИСКНЦВШ, 1976, № 4, с. 17.
273. Там же.
274. Там же; Ковалевский М.М. Поземельные и сословные отношения..., с. 138.
275. Мамакаев М.А. Указ. соч. (Первым изданием эта работа вышла в 1962 г. под названием «Чеченский тайп (род) и процесс его разложения»).
276. Там же, с. 3.
277. Там же, с. 7, 29—38.
278. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа..., с. 80, 81.
279. Кушева Е.Н. О некоторых особенностях генезиса феодализма..., с. 180, 184.
280. Кушева Е.Н. Усманов М.А. К вопросу об общественном строе вайнахов. — СЭ, 1978, № 6, с. ПО.
281. Косвен М.О. Указ. соч., с. 213—214.
282. Калоев Б.А Чеченцы. — В кн.: Народы Кавказа. М., 1960, т. I, с. 364.
283. Тотоев Ф.В. Общественно-экономический строй Чечни (вторая половина XVIII — 40-е годы XIX века). Автореф. канд. дисс. М., 1966, с. 9.
284. Харадзе Р.Л., Робакидзе А.И. Характер сословных отношений в горной Ингушетии. — КЭС, 1968, т. II, с. 144—145.
285. Умаров С.Ц. Средневековая материальная культура горной Чечни XIII—XVII вв. М., 1970, с. 22.
286. Крупное Е.Н. Средневековая Ингушетия. М., 1971, с. 70.
287. Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1928—1929 гг. Владикавказ, 1930, с. 395.
288. Умаров С.Ц. Средневековая материальная культура..., с. 22; В этой связи нельзя не согласиться с критикой, которой подверглось допущенное С.Ц. Умаровым «голословное отрицание у вайнахов родового строя». (См.: Крупное Е.И. Указ. соч., с. 161 — 162).
289. Меликишвили Г.А. К вопросу о характере древних закавказских..., с. 53.
290. Крупное Е.И. Указ. соч., с. 176.
291. Там же, с. 160.
292. Виноградов В.В. Генезис феодализма..., с. 35.
293. Лавров Л.И. Назревшие вопросы изучения социальных отношений на докапиталистическом Кавказе. — Социальная история народов Азии. М., 1975, с. 6—7.
294. Умаров С.Ц. О некоторых особенностях классообразования и антифеодальной борьбы в средневековой Чечено-Ингушетии. — Вопросы истории классообразования и социальных движений в дореволюционной Чечено-Ингушетии (XVI —начало XX в.). Грозный, 1980, с. 7.
295. Там же.
296. Тавакалян Н.А. О классах и классовой борьбе в чечено-ингушском обществе so второй половине X VIII — первой половине XIX в. — В кн.: Социальные отношения и классовая борьба в Чечено-Ингушетии в дореволюционный период (XI — начало XX в.). Грозный, 1973, с. 35.
297. Ахмадов Ш.Б. К вопросу о социальных отношениях в Чечено-Ингушетии в XVIII веке. — В кн.: Социальные отношения и классовая борьба в Чечено-Ингушетии..., с. 51.
298. Исаева Т.А. и Исаев С.-А.А. Вопросы сельской общины чеченцев и ингушей (XVI—XVIII вв.). — В кн.: Общественные отношения у чеченцев и ингушей в дореволюционном прошлом (XIII — начало XX в.). Грозный, 1982, с. 52.
299. Ахмадов Ш.Б. Указ. соч., с. 53.
300. Мальсагов Т.Т. О классовой дифференциации и формах социальной зависимости среди чеченцев и ингушей. — Материалы научной сессии по вопросам истории Чечено-Ингушетии. Грозный, 1964, с. 150.
301. Умаров С.Ц. О поселениях н некоторых особенностях социально-экономического развития горной Чечено-Ингушетии эпохи позднего средневековья. АЭС. Грозный, 1969, т. III, с. 163.
302. Крупнов Е.И. Указ. соч., с. 162.
М.М. Блиев, В.В. Дегоев "КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА", Москва "Росет" 1994 г.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
- Просмотров: 19189
- Версия для печати