Культура: «Озарение души...» (по страницам карачаевского романа)

Опубликовал admin, 6 сентября 2011
С.М. Акачиева

Трудно переоценить значение знакомства и изучения подрастающего поколения с литературой народов России. Мы полностью солидарны с авторами-составителями книги «Литература народов России: Учебник-хрестоматия для 9-11 классов национальных школ», которые так обращаются к своим читателям: «Полагаем, что эта книга углубит ваши знания о многообразии литератур России. Надеемся, что она поможет открыть духовный мир различных народов, их мироощущение, историю и традиции и почувствовать, что культура каждого народа, населяющего Россию, уникальна и неповторима».1

Рассматривая формирование жанра карачаевского романа в контексте развития северокавказской литературы, мы не можем не отметить его типологическое родство с романами писателей Северного Кавказа, в том числе и осетинских. Так. в частности, между романами Хасана Аппаева «Черный сундук» (первом романе в карачаевской литературе) и осетинского писателя Коста Фарниона «Шум бури» прослеживается сходство в сюжетах, образах главных героев.2 Созданные в одни и те же годы, романы карачаевского и осетинского писателей во многом созвучны, в центре внимания обоих авторов тема пробуждения народа к борьбе за свободу и проникновения революционных идей в его среду. И в том и в другом романе общей является проблематика абречества (Канамат, Царай Сырхаев).

Главные герои и здесь, и там — абреки, предводители борьбы за идеалы добра и справедливости угнетенных горцев, живших под гнетом и собственных богатеев, и мусульманского духовенства, с помощью религии обезоруживающего народ в его борьбе за свои права, и царских чиновников.

По словам Ж. А. Глоовой, «герои романов 30-х годов — Царай, Канамат, Хасан, Хамид — бунтари-одиночки, которые впервые в истории подняли свой голос, восстали против врагов. В силу исторических обстоятельств они так и не стали сознательными борцами с социально-политическим строем. Эти герои только предвосхищают появление истинных революционеров».3

Героев характеризует нравственная чистота, например, их целомудренная любовь к женщине, которая приносит им не только радость, но иногда и горести.4

Одним из достоинств романов X. Аппаева и К. Фарниона является воссоздание ими пленительного по своей чистоте, гордости, скромности и трудолюбию образа горянки, причем сознанием ее психологии, с большим тактом. Это Байдымат («Черный сундук») и Мисурат («Шум бури»), с чьими именами связана «любовная, психологическая линия» произведений.5

Говоря словами критика З.М. Салагаевой, герой этих романов убежден: «человек рожден свободным, полон надежд и ожиданий, а потом его начинают коверкать».6

Итак, мы в своей монографии, названной выше, отмечая типологическое родство северокав-казского романа, опирались на изыскания представителей осетинского литературоведения З.М. Салагаевой, Ж.А. Глоовой и др., а также на труды А.И. Караевой, проф. Л.П. Егоровой по данной проблеме.

А ныне объектом нашего исследования стал современный художественно-документальный роман «Озарение души...» карачаевской писательницы, ученого-искусствоведа 3. Хабичевой-Боташевой.7

Если в карачаевской литературе создан только один историко-биографический роман, посвященный одному человеку — Крымшамхалову и его друзьям — Коста Хетагурову и Н. Ярошенко, то в осетинской литературе трудом известных ученых и писателей созданы о Коста Хетагурове весомые, интересные как в художественном, так и фактическом плане книги (романы, повести, рассказы): «Вторая родина Коста» Б. Калоева, «Горная звезда» Т. Джатиева, «За Вас я отдам жизнь» Т. Джатиева и Л. Либединской и др.8

Повторимся, что главный герой романа «Озарение души...» — Ислам Крымшамхалов — и его ближайшее окружение, в т.ч. Коста Хетагуров и Николай Ярошенко. Подобно Данко, герою рассказа М. Горького, они — поэты, художники — всегда были готовы ценой своей жизни освещать путь людям к свободе и счастью, вывести их из тьмы к свету.

На страницах вышеназванной книги дана трогательная, пронесенная через всю жизнь дружба представителей трех народов — русского, карачаевского и осетинского (Н. Ярошенко, И. Крымшамхалова и К. Хетагурова).

Т.Ш. Биттирова, к.ф.н., с.н.с. КБНИИ. в 1986 году (через год после выхода книги) дала высокую оценку художественно-документальному роману «Озарение души. Картины жизни Ислама Крымшамхалова» молодого писателя 3. Хабичевой-Боташевой в своей статье «Хороший вклад — в духовную сокровищницу: Мнение ученой о книге»9 сначала в областной газете «Коммунизмге жол» (Кабардино-Балкария), потом в областной газете «Ленинни байрагьы» (Карачаево-Черкесия) (ныне Т.Ш. Биттирова. д.ф.н., зав. сектором балкарской литературы в КБИГИ КБНЦ РАН).

Т. Биттирова была удивлена, что спустя много лет, автор романа обратилась к теме «Ислам Крымшамхалов» (1864-1910 гг.), в поисках фактического материала изъездила всю страну, побывала в музеях и центральных архивах, в городах и селах Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Ставропольского края, встречалась со многими людьми. И вот в результате неустанного труда была создана хорошая книга о карачаевском поэте, художнике и просветителе, а также о его друзьях и соратниках.

Это произведение дает обширный материал для изучения карачаевского романа и расширяет знания о выдающихся людях Северного Кавказа, оставивших след своей безупречной жизнью в народной памяти.

Нами также подготовлен фотоальбом по теме исследования — «Коста Хетагуров в периодической печати КЧР, КБР и г. Ставрополя»


Примечания

1. Литература народов России: Учебник-хрестоматия для 9-11 кл. нац. шк. / Авт.-сост. Р.З. Хайруллин, С.К. Бирюкова. СПб.: Отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. С.8.

2. См. Акачиева С.М.. Карачаевский роман. Становление и развитие жанра. / С.М. Акачиева. Ставроп. кн. изд-во (Карачаево-Черкес. отд-ние), 1980. 160 с.

3. Глоова Ж.А. Становление и развитие жанра историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1971.

4. Литература народов России: Учебник-хрестоматия для 9-11 кл. нац. шк. / Авт.-сост. Р.З. Хайруллин, С.К. Бирюкова. СПб.: Отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. С. 23.

5. Там же. С. 24.

6. Салагаева З.М. Четыре этюда об осетинской прозе / 3. Салагаева. Орджоникидзе: ИР, 1970.

7. Хабичева-Боташева З.М. Озарение души. Картины жизни Ислама Крымшамхалова / З.М. Хабичева-Боташева. Черкесск: Карачаево-Черкес. отд-ние Ставроп. кн. изд-ва, 1985. 295 с.

8. Джатиев Т.И. Горная звезда. Роман-хроника. Пер. с осет. А. Мусатова и Л. Либединской. / Т.И. Джатиев. М.: Современник, 1978. 384 е.; Джатиев. Т.. Либединская Л. За Вас отдам я жизнь. Повесть / Т. Джатиев, Л. Либединская М.: Политиздат. 1969; Джатиев Т.И. Кем ты будешь, лаппу?/ Т.И. Джатиев. М.: Дет. литература, 1980; Калоев. Б.А. Вторая родина Коста. Роман. / Б.А. Калоев Ставрополь: Ставроп. кн. изд-во, 1988. 319 е.; Наш Коста: Рассказы о народном поэте Осетии. М.: Детгиз, 1950.

9. Князева Н. «Весь мир — мой храм, любовь — моя святыня...»: Имя на карте / Н. Князева // День республики. 2008. 20 марта.


Об авторе от адм. сайта:
Акачиева Софья Магометовна – к.филол.н., доцент Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева


Источник:
Материалы международной юбилейной научной конференции
«Россия и Кавказ» (Владикавказ, 6-7 октября 2009 г.). Стр. 185 - 187.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

Похожие новости:

  • Проза - описание состояния души
  • Очерки по демонологии народов Северного Кавказа
  • Северокавказский литературный регион. Проблемы теории и методологии
  • Дигорская сага Василия Акоева
  • В КБР вышла книга о добровольцах, участвовавших в грузино-абхазском конфликте
  • Общественность Осетии квалифицирует грузинскую агрессию как геноцид осетинского народа
  • В республиках Северного Кавказа сохраняется опасность схода лавин
  • В преддверии праздника Черкесск украшают портретами президента Карачаево-Черкесии
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания