История: Взаимоотношения Грузии и Абхазии и их историческая интерпретация

Написал admin, 17 сентября 2010
Взаимоотношения Грузии и Абхазии периодически носили натянутый характер. Грузинские и абхазские историки по-разному трактовали древнюю, средневековую и современную историю Грузии и Абхазии, а также их взаимоотношения. Основные разногласия между грузинским и абхазским видением древней истории Восточного Причерноморья остаются до сих пор предметом ожесточенных споров историков3. Это касается, например, состава населения древней Колхиды. Грузинские историки видели и видят здесь грузиноязычные племена, занимавшие всю ее территорию с незапамятных времен до конца эпохи античности4. Они же относили к грузинским племенам такие древние народы Колхиды как керкетов, колхов, санигов, гениохов и др. Следует отметить, что были и такие грузинские авторы, которые придерживались другой версии - «двуаборигенности». Они утверждали, что в Колхиде жили два разных этнических массива: предки грузин и предки абхазо-адыгов (Г.А.Меликишвили, О.Д.Лордкипанидзе, Ш.Лашхия, Н.Ю.Ломоури и др.)5. Но и эти авторы считали, что абхазо-адыги появились там лишь в первых веках н.э. в ходе расселения горских племен по равнине, а ранее в Колхиде жили одни лишь картвелы, т.е. предки грузин.

История: Объективность и субъективность в современной историографии Кавказа (Постановка вопроса)

Написал admin, 16 сентября 2010
Тема доклада настолько актуальна, многолика и многогранна, что для ее освещения понадобятся, как минимум, несколько часов, что по сути нереально, так что некоторые аспекты обозначенной проблемы из-за нехватки времени будут обойдены, о других - по той же причине, будет сказано недостаточно. Более подробно я попытаюсь остановиться на проблемах современной историографии грузино-осетинских, грузино-абхазских, ингушско-осетинских, российско-чеченских отношениях, а также Великой Отечественной войны.
Многонациональный Кавказ с древнейших времен привлекал внимание путешественников, ученых, купцов и т.д. О проблемах Кавказа писали тысячи исследователей разных стран и народов, начиная от «отца истории» Геродота и кончая нашими современниками.

История: Новейшая история Южной Осетии: опыт изучения социальной самоорганизации

Написал admin, 11 августа 2010
Новейшая история Южной Осетии: опыт изучения социальной самоорганизацииИстория осетинского народа, в том числе южной его ветви, является весьма древней и достаточно сложной для исследования. Понадобились усилия нескольких поколений многих десятков ученых, чтобы прояснить основные ее этапы и сделать некоторые выводы. Сейчас уже отчетливо прослеживается на протяжении более чем 2,5 тысяч лет этногенетический и культурно-преемственный скифо-алано-осетинский исторический «ствол», вобравший в себя в качестве органичного элемента также и хорошо различимые следы ассимилированных кавказских этносов иных языково-культурных групп.

История: Этнополитическая ситуация в предвоенной Абхазии (Конец 80-х - начало 90-х гг. XX века)

Написал admin, 27 июня 2010
Этнополитическая ситуация в предвоенной Абхазии (Конец 80-х - начало 90-х гг. XX века)Грузино-абхазский конфликт, имеющий глубокие корни, - один из самых трудноразрешимых конфликтов на всем постсоветском пространстве. Исследование этнополитической ситуации Абхазии перестроечного периода дает возможность выявить причины, условия разжигания грузино-абхазской войны (1992-1993 гг.), ставшей кульминационной точкой этого конфликта.

История: Модернизационные процессы социально-экономического развития Дагестана в 20-30-е годы XX в.: аспекты проблемного исследования

Написал admin, 20 мая 2010
Модернизационные процессы социально-экономического развития Дагестана в 20-30-е годы XX в.: аспекты проблемного исследованияПо мере того как расширяются наши конкретно-исторические знания и уточняются теоретические представления о сущности, характере и формах модернизации традиционных обществ, внимание исследователей все больше концентрируется на социально-экономическом и на социокультурном составляющих этого процесса.
Особенно актуальна данная проблематика в национальных регионах Российской Федерации.
В любом обществе формируются и функционируют определенные пласты общественных отношений - политических, правовых, экономических, социальных, духовных, которые взаимосвязаны и в совокупности характеризуют содержание и структуру данного типа общества. Экономические отношения представляют базис общества, а экономика - материальную основу.

История: Христианская миссия Месропа Маштоца на Северном Кавказе

Написал admin, 19 апреля 2010
Христианская миссия Месропа Маштоца на Северном КавказеВажное сведение о миссии Кардоста /Маштоца/ в страну гуннов сохранил для нас сирийский автор VI века Псевдо Захарий Ритор. Анализ сведения из труда Псевдо Захария Ритора показал, что и в нем речь идет скорее всего об аланах и миссии Маштоца среди алан, чем о гуннах или савирах, упоминаемых в источнике, вопрос о происхождении которых до сих пор остается спорным и не установленным в исторической науке. Наряду с этим было высказано мнение, согласно которому есть неопровержимые данные о том, что в среде савиров превалируют иранские корни. Сравнительный анализ нами всего произведения Захария Ритора показал, что упоминаемые им гунны локализуются на территории Центрального Предкавказья до берегов Каспийского моря, а значит, скорее всего Захарий Ритор рассказывает нам об аланах, и о действиях Месропа Маштоца среди алан.

История: Первая государственная дума и проблемы межнациональных отношений на Северном Кавказе

Написал admin, 8 апреля 2010
Первая государственная дума и проблемы межнациональных отношений на Северном КавказеПервая Государственная дума (27 апреля - 8 июля 1906 г.) стала институтом, где проявились национально-региональные интересы народов Российской империи. «Результаты выборов в первую Государственную думу были почти для всех полною неожиданностью»1, - отмечал один из политических деятелей социал-демократической фракции в I и II Думах Ф. Дан. Действительно, неожиданно для власти первый российский парламент оказался крестьянско-разночинским по преобладающему составу (более 50% членов Думы происходили из крестьян, казаков, мещан) и оппозиционным по настроениям большинства членов Думы (до 80% состава)2. Еще одним «сюрпризом» для правительства стал многонациональный состав депутатского корпуса. Представители нерусских народов в I Государственной думе составили около 200 депутатов. Почти половина этих депутатов были крестьянами из национальных регионов.

История: Этнополитический фактор федерализма на Северном Кавказе в конце XX - начале XXI в.

Написал admin, 7 февраля 2010
Этнополитический фактор федерализма на Северном Кавказе в конце XX - начале XXI в.В начале 90-х годов XX в. на Северном Кавказе шло распространение идеи правосубъектности этносов, в результате чего сформировались национальные движения, разработавшие собственные концепции реформирования национально-государственного устройства, программы национального возрождения и развития. Провозглашение правосубъектности народами Северного Кавказа имеет давние исторические корни. В условиях густонаселенности, «этнической густоты» и межэтнических противоречий национальная принадлежность рассматривалась здесь как ведущий фактор самостоятельности. Этничность становилась единственно возможным способом идентификации. Известный ученый, политик и общественный деятель, профессор Р.Г.Абдулатипов отмечает, что в современной этнополитической ситуации «других устойчивых структур не сохранилось: ни партийных, ни классовых, ни социальных. У нас сейчас деструктивное, взорванное общество. И в нем самыми организованными структурами являются этносы».

История: Эволюция религиозных верований у народов Северного Кавказа

Написал admin, 5 февраля 2010
Эволюция религиозных верований у народов Северного КавказаСеверный Кавказ – регион полиэтнический и поликонфессиональный. Здесь проживает более 50 народностей, отличающихся друг от друга не только языком, но и культурой, менталитетом. Этническое разнообразие наличествует при существовании здесь всех мировых религий. Большинство этнического населения проживает в 7 национальных республиках, в которых, кроме Республики Северная Осетия-Алания, доминирует ислам.

История: Переселение горцев Центрального Кавказа в Османскую империю во второй половине XIX века

Написал admin, 4 февраля 2010
Переселение горцев Центрального Кавказа в Османскую империю во второй половине XIX векаМноголетнее, кровавое противостояние, завершившееся победой русского оружия, имело тяжелые последствия для горцев Северного Кавказа как в экономическом, так и в психологическом аспектах. Оканчивая дело покорения Кавказа, Россия вполне естественно должна была обратиться к мерам упрочения за собой обладания этим краем через устройство порядка в управлении покоренными народами: определение прав и обязанностей как отдельных лиц, так и целых обществ; обеспечение права собственности; обращение туземцев к правильному труду и вообще привидение между ними начал гражданственности.

Цитата

«Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

Реклама

Популярное

Авторизация

Реклама

Наш опрос

Ваше вероисповедание?

Ислам
Христианство
Уасдин (для осетин)
Иудаизм
Буддизм
Атеизм
другое...

Архив

Октябрь 2021 (1)
Март 2021 (7)
Февраль 2021 (5)
Январь 2021 (6)
Ноябрь 2020 (3)
Октябрь 2020 (1)
  Осетия - Алания