Геополитика: Представления дагестанских подростков о месте и перспективе России в мировом сообществе (на примере учащихся образовательных учреждений Махачкалы)
Опубликовал admin, 2 марта 2014
X. А. Ибрагимов
В отношении структуры новой мировой системы, приходящей на смену биполярном миру, нет единства мнений. Одни исследователи и аналитики, указывая на особую роль США — единственной сохранившейся супердержавы, — говорят о ее моноцентричности. Другие отстаивают полицентрический характер данной системы, утверждая, что США уже не имеют и не могут иметь тех позиций, которые занимали бы, случись распад СССР не в начале 1990-х, а лет на 30-40 раньше. Действительно, за это время появились новые центры силы — Европейский Союз, Китай, Япония, исламский мир. Постсоветской России предстоит найти в этой системе свое место [1, с. 494].
По исследованиям Аналитического центра Юрия Левады, большинство россиян в 2007 г. не имели ясного и четкого представления о том, в каком направлении движется наша страна. Лишь 18% опрошенных сказали, что они хорошо понимают, какие цели ставят перед ней нынешнее руководство России; 42% опрошенных заявили, что у них есть довольно смутное представление об этом, остальные ответили, что у них нет никакой идеи относительно данного вопроса (24%), либо, по их мнению, дела в стране пущены на самотек (9%), а 8% затруднились вообще ответить на этот вопрос [2, с. 257].
По результатам опроса ИС РАН (сентябрь-октябрь 2009 г.), большинство россиян достаточно сдержанно оценивают результаты внешнеполитической деятельности российского руководства «эпохи Путина». Лишь 22% опрошенных не только оценивают перемены в этой сфере со знаком плюс, но и считают их значительными, в то время как 39% не видят ни особых провалов, ни особых достижений. Вообще не усматривают никаких изменений, либо считают их негативными 27% опрошенных. Если в 2002 г. более трети россиян казалось, что России удалось улучшить свои отношения с США, то к 2009 г. число «оптимистов» упало до 29%, а число «пессимистов» напротив удвоилось. Тем не менее, и тогда и сейчас большинство (51% и 46%) полагали и полагают, что российско-американские отношения нельзя оценить однозначно, поскольку в них были и есть достижения и провалы. Соответственно, нашей стране в каких-то вопросах удалось укрепить свои позиции, а в каких-то нет [3, с. 5].
Итак, в России продолжаются «поиски» объединительной национальной идеи; идут жаркие споры вокруг принципиальной стратегии политического и социально-экономического развития страны; сталкиваются, порой диаметрально противоположные, точки зрения на ее недавнее и далекое прошлое, ее место, роль в современном миропорядке и ее судьбу в XXI в. Современное подрастающее поколение — конкретно учащиеся 10-11-х классов — опрошенных, «подростки, которые сегодня являются только заинтересованными свидетелями, наблюдателями этой идеологической борьбы, завтра непосредственно включатся в нее, делая тот или иной электоральный выбор, участвуя в политических и социальных движениях, акциях» (4, с. 32].
Для выявления самых общих представлений о чувствах, которые остальной мир испытывает к России, подросткам были предложены 4 вопроса (см. табл. 1).
Представления учащихся 10— 11-х классов образовательных учреждений Махачкалы о месте и перспективе России в мировом сообществе по вопросам:*, **
1. На твой взгляд, какие страны в настоящий момент можно отнести к мировым лидерам***?
2. А какие страны будут мировыми лидерами через 10 лет?
3. С твоей точки зрения, какие страны относятся к России наиболее дружественно?
4. А какие страны относятся к России наиболее недружественно?
Отвечая на вопрос: «С твоей точки зрения, какие страны относятся к России наиболее дружественно?» они назвали в числе таких 31 страну и 10 групп стран, объединенных по тому или иному признаку — географическому, этническому, религиозному. Эти страны представляют почти все континенты. Рейтинг возглавляет Китай; его назвали 19% из числа опрошенных. За ним следуют Белоруссия и США (по 13% из числа опрошенных). За ними следуют: Франция (12%), Украина (9%), Страны СНГ (8%), Казахстан (6%), Германия, Польша, Венесуэла (по 4%), Азербайджан, Армения, Бразилия (по 3%).
В ответах на альтернативный вопрос: «А какие страны относятся к России наиболее недружественно?» — 21 страна и 5 групп стран. Лидером в этом негативном рейтинге является США, ее назвали 117 респондента (37% из числа опрошенных). Вот остальные страны первой десятки по мере убывания их удельного веса: Грузия (24%), Украина (11%), Япония, Англия, страны Прибалтики (по 3%), Франция, Германия, Польша (по 2%).
Итак, по нашему исследованию (см. табл. 1), негативные отношения правнуки победителей демонстрируют в отношении США, Грузии и Украины. В то же время, существующие отдельные разногласия российских и белорусских властей практически не повлияли на отношения наших респондентов к Белоруссии. Оценкам, которые даются отдельным странам, присуща очевидная амбивалентность: одной и той же стране респонденты приписывают две прямо противоположные позиции в их отношении к России. У опрошенных учащихся позитивная оценка страны численно преобладает над негативной в случае Китая, Франции, Германии, Белоруссии. Негативная оценка над позитивной — в случае США, Японии, Украины, Грузии. Сбалансированная оценка дается Англии.
Таблица 1
Представляют интерес ответы респондентов на первые два вопроса, относительно того, кого можно отнести к мировым лидерам в настоящий момент и через десять лет? Отвечая на первый вопрос, респондентами были названы до 50 стран и групп стран (43 и 7 соответственно): в настоящий момент можно отнести к мировым лидерам, по мнению 70% опрошенных, — США, 45% — Россию, 33% — Китай, 22% — Япония, 20% — Германию, по 18% — Англию и Францию.
Что касается ответов на второй вопрос: «А какие страны будут мировыми лидерами через десять лет?» — нельзя не заметить «достаточно высокий уровень прагматизма» подрастающего поколения, «когда речь заходит о геополитических целях, к которым должна стремиться наша страна».
По нашему исследованию, более трети опрошенных (35%) считают, что через десять лет мировым лидером будет Россия, когда в данном статусе, по представлением 25% опрошенных учащихся, — Китай, 19% — США, 11% — Япония, 6% — Англия, 5% — Германия, 4% — Франция.
Здесь обращает на себя внимание то обстоятельство, что, по исследованиям ИС РАН, мыслить в категориях «сверхдержавы» склонны представители старшего поколения россиян. «Так, 50% россиян старше 60-ти лет хотели бы видеть Россию именно как воссозданную сверхдержаву, такую, какой был в свое время СССР. В группе тех, кому не более 20 лет, таких всего 21%, а доминирует мнение, что Россия должна войти в число 10-15 ведущих стран мира (62%) [1, с. 9].
В нашем случае, рассматривание России через 10 лет 35% опрошенных в качестве мирового лидера, можно сказать, совпадает со стремлением представителей всех основных возрастных, образовательных и социально-профессиональных групп видеть страну и как одну из ведущих держав мира.
Как известно, «процесс соотношения между центрами силы на мировой арене продолжается. Однако роль России в этом процессе остается не вполне определенной» [1, с. 494].
Примечания:
* Опрос проводился методом анкетирования среди учащихся 10-11 классов образовательных учреждений Махачкалы в марте-апреле 2010 г. Всего было опрошено 316 респондента — подростки от 15 до 17 лет: 85 (27%) аварской, 46 (15%) даргинской, 35 (11%) кумыкской, 33 (10%) лезгинской, 50 (16%) лакской, 37 (12%) русской, 30 (9%) другой национальностей. 46% составили юноши.
** В таблице 1 не указаны: по 1 вопросу — Израиль, Пакистан, названные лакцами; Австрия, Корея — русскими; Швеция — другими. По 2 вопросу: мусульманские страны — даргинцами; Израиль — лакцами; Страны Восточной Европы — русскими. По 3 вопросу: Латинская Америка, Швеция, Болгария, славянские народы — лезгинами; Абхазия, соседи, Арабские страны, кавказские страны — лакцами; Абхазия, кому нужна нефть — русскими; Таджикистан — другими. По 4 вопросу: Израиль — даргинцами; Эстония, почти все страны — лакцами; Молдова, Латвия — русскими.
*** Тип вопроса открытый.
Список использованной литературы:
1. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. Учебное пособие / Под ред. В. А. Ядов.—М.: Флинта, 2005.—583 с.
2. Кончаловский А. С., Пастухов В. Б. На трибуне реакционера.—М.: Эксмо, 2007.—320 с.
3. Петухов В. В. Внешнеполитические приоритеты массового сознания россиян Ц Социологические исследования.—2010.—№ 11.—С. 3—13.
4. Подростки и юношество в многонациональной Москве: формирование этнического самосознания и межэтнических отношений / В. Д. Шапиро и др.—М.: Изд-во ИС РАН, 2007.— 80 с.—(ИНАБ. Информационно-аналитический бюллетень; № 3).
Источник:
Ибрагимов X. А. Представления дагестанских подростков о месте и перспективе России в мировом сообществе (на примере учащихся образовательных учреждений Махачкалы) // Кавказ спустя 20 лет: геополитика и проблемы безопасности: тр. междунар. науч. конф. (Владикавказ-Цхинвал, 20-30 июня 2011 г.). / Отв. ред. Э.В.Канукова, А.Б.Крылов, А.Г.Кусраев. —Владикавказ: ЮМИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2011. —326 с. С. 93 - 96.
Ибрагимов X. А. Представления дагестанских подростков о месте и перспективе России в мировом сообществе (на примере учащихся образовательных учреждений Махачкалы) // Кавказ спустя 20 лет: геополитика и проблемы безопасности: тр. междунар. науч. конф. (Владикавказ-Цхинвал, 20-30 июня 2011 г.). / Отв. ред. Э.В.Канукова, А.Б.Крылов, А.Г.Кусраев. —Владикавказ: ЮМИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2011. —326 с. С. 93 - 96.
- Просмотров: 3934
- Версия для печати