История: Петровск промышленный

Опубликовал admin, 16 ноября 2016
Петровск промышленныйВо второй половине XIX в. в состав Российской империи вошел ряд новых территорий. Одной из них был Дагестан, завоеванный Россией в ходе Кавказской войны. Поскольку новые земли находились у границ метрополии, правительство было вынуждено решать проблемы поддержания единства экономической системы, несмотря на разнообразие экономики регионов, вошедших в состав империи. В силу территориальной близости и единства границ, а также сознательной централизаторской стратегии правительства, экономическая взаимозависимость центра и окраин была достаточно сильной [1, 29].

Метрополия тратила большие деньги на обеспечение обороны и безопасности завоеванных земель, содержала большую армию. Эти затраты не покрывались доходами с новоприобретенных земель. Позже, когда укрепились экономические связи окраин с центром, их вклад в государственный бюджет заметно повысился, но и тогда затраты империи на содержание были выше [1, 29].

В XIX — начале XX в. Россия переживала процессы модернизации. Происходила трансформация традиционной системы хозяйствования и феодально-крепостнических основ ее функционирования в направлении модернизации либерально-капиталистического типа. Модернизационные процессы включали в себя индустриализацию, структурную и функциональную дифференциацию общества, образовательную революцию и т.д. Эти процессы в разной степени затронули и Дагестан. Возникновение новых городов в Дагестане произошло, когда он стал частью Российской империи.

Городское население составляло незначительную часть населения области. Если в 1860 г. горожане составляли 2,9 %, то в 1913 г. — 11 % населения Дагестана. Вместе с тем, города играли большую роль в социально-экономическом и культурном развитии Дагестанской области. Они были центрами развития промышленности, торговли. Следствием развития российского капитализма вширь было появление в городах Дагестана фабрично-заводской промышленности.

Во второй половине XIX — начале XX в. в Дагестанской области было три города: Дербент, возникновение которого уходит в глубокую древность, и два молодых города — Петровск и Темир-Хан-Шура, преобразованные в города из русских военных укреплений в 50-60-е гг. XIX в.

Дербент был торгово-ремесленным городом, административный центр области город Темир-Хан-Шура был городом военных и чиновников, а Петровск стал промышленным центром области.

Русское военное укрепление Петровское было возведено в 1844 г. До него существовало укрепление Низовое, «назначением которого, — как пишет А. Л. Зиссерман, — было служить прикрытием, выгружающихся для войск и провианта и военных принадлежностей» [2, 339]. В 1843 г. укрепление Низовое было разрушено горцами, и в следующем году в нескольких верстах от старого укрепления, недалеко от селения Тарки, «на скалистом взгорье, отдельно поднявшимся из плоскости, вдоль берега, на расстоянии саженей 300 от моря» [3] было построено укрепление Петровское.

В феврале 1857 г. наместник Кавказа А. И. Барятинский в письме к председателю Кавказского комитета князю Орлову предлагал преобразовать укрепление Петровское в крепость 3 го класса и портовый город «…в видах поощрения торговли и промышленности по северокавказскому берегу Каспийского моря и для привлечения к сему пункту большого народонаселения…» Далее он писал, что «создание города в этом пункте оживит целый край и доставит прочную опору возрождающемуся каспийскому судоходству» [4, 351].

Предложение Барятинского было поддержано верховной властью, и 24 октября 1857 г. император Александр II подписал указ об учреждении портового города Петровск. Тогда же было принято «Положение об управлении портового города Петровска». В §5 «Положения» говорилось, что «портовый город Петровск назначается преимущественно для поселения жителей торгового и промышленного класса», т.е. изначально город планировался как торгово-промышленный [5, 32].

Для привлечения населения во вновь создаваемый город власти предоставляли новым горожанам льготы. В §15 «Положения» говорилось: «Желающим переселиться в портовый город Петровск из внутренних губерний Империи или из Закавказского края и записаться в оном в купцы, мещане, цеховые дается льгота от платежа гильдейских пошлин и государственных повинностей, поставки рекрут и военного постоя в течении десяти лет со дня утверждения сего положения» [5, 33]. Кроме того, «все лица, причисленные к городу Петровску, обязываются не далее трех лет со дня приписки, завести там прочную оседлость» [4, 33]. Оседлыми считались те лица, которые на отведенных им местах сделают постройки или разведут сады и огороды, приносящие им доход, или купят недвижимость у ранее поселившихся в Петровске жителей.

Важным был §16 Положения, в котором говорилось, что «каждому приписавшемуся к городу Петровск предоставляется право производить свободный внутренний и заграничный торг на неопределенную сумму и всякому дозволяемую промышленность и ремесло, а также учредить фабрики и заводы, сообразно с его средствами во все продолжения льготного срока» [5, 34].

На новый город возлагали большие надежды. Он должен был оживить северо-западное побережье Каспия, сделать его центром транзитной торговли со Средней Азией и Персией.

Еще во второй половине 40-х — начале 50-х гг. в укреплении Петровском несколько предприимчивых армян, астраханских мещан и евреев из южных и западных губерний, по сведениям И. С. Костемеревского, завели мелочную торговлю в возникающем поселении [3]. Он сообщает, что «два коммерческих дома астраханских капиталистов и один саратовский, выслали в Петровское своих агентов, построили магазины и положили первые основания морской торговли между Петровском и Астраханью. С этого времени, отмечает Костемеревский, «царица Каспия, Петербург азиатский, — Астрахань стала ежегодно высылать свои флоты на рейды Петровского» [3]. При Петровском было два рейда: один казенный для судов с казенным грузом и коммерческий для купеческих судов. Из-за мелководья суда не могли подходить к берегу, и доставка грузов с судов на берег осуществлялась лодками.

Предвидя значение Петровского как рынка для населения Дагестана и «хлебородной низовой России», правительство учредило в нем таможню.

С 1 апреля 1852 г. при Петровском укреплении на расстоянии 120 саженей от него «от вечерней зари до утренней» начал действовать маяк. Он был нанесен на карту Каспийского моря [6, 304, 305].

С открытием навигации в Петровское приезжало много народа «и с моря и с материка» [3]. С середины марта в рейды прибывали сначала небольшие суда, так называемые кусовые. На них мелкие торговцы привозили из Астрахани небольшие партии пшеничной муки — товар, всегда имеющий хороший сбыт в Дагестане, а перед праздником Пасхи раскупающийся русским населением нарасхват.

В начале апреля в Петровск прибывал пароход и караван судов с казенным провиантом. Затем появлялись купеческие суда с пшеницей, овсом, ячменем, лесом и другими товарами. В Петровске они брали на борт марену, грецкие орехи, яблоки, карабудахкентские груши, невыделанные кожи и сало, которые с выгодой продавали в Астрахани [3].

После окончания Кавказской войны Петровск из военного укрепления постепенно превращается в торгово-промышленный центр области. Этому способствовало строительство морского порта. Вопрос о порте обсуждался в Тифлисе, у наместника Кавказа, затем в Санкт-Петербурге в Кавказском комитете. Комитетом было признано «существенно полезным и необходимым устроить на Петровском рейде постоянную пристань, особенно теперь, при развитии пароходного сообщения по Каспийскому морю» [5, 36]. Император Александр II признал необходимым строительство порта в Петровске и на журнале Кавказского комитета 23 мая 1858 г. начертал «Исполнить» [5, 37]. Порт был построен в 1869 г. [7] Оборудование для его строительства закупали в Англии. Строительство порта и оборудование обошлись в полтора миллиона рублей [8, 12]. Порт сыграл значительную роль в экономическом развитии Петровска и Дагестанской области в целом. С каждым годом увеличивался его товарооборот. Большую роль в этом сыграло пароходное общество «Кавказ и Меркурий», которое еще с 1861 г. установило регулярное сообщение Петровска с Астраханью [8, 16]. Пароходный флот общества отличался профессионально обученными командами, среди шкиперов часто встречались немцы. До этого по Каспию ходили большой частью морально и физически устаревшие парусные корабли. Как писал по этому поводу И. Березин, «на Каспийском море плавают, при том небольшом числе очень плохие судна, под управлением самых невежественных шкиперов» [9, 58].

Общество «Кавказ и Меркурий» со времени основания в 1858 г. выполняло крупные государственные заказы: перевозку провианта от Астрахани к портам Каспийского моря, в том числе Петровску, для всех кавказских армий. По условиям контракта общество брало на себя обязательство перевозить от 350000 до 500000 четвертей ежегодно в течение семи лет. В Уставе общества были установлены тарифы на перевозку, которые не могли изменяться до истечения срока договоренности. Перевозка груза из Астрахани до Петровска была оценена в 80 копеек серебром [10, 19].

С каждым годом увеличивалось количество пароходов, прибывавших в Петровск. Они постепенно вытесняли парусные суда. Е. И. Козубский сообщал, что «в 1860 г. в Петровск пришло 16 паровых и 437 парусных, а в 1868 116 паровых и 218 парусных судов. На этих судах в 1868 г. было привезено товаров без казенных грузов на 1 711 744 руб., одних галантерейных товаров — на 562 500 руб., металлических изделий — на 80 336 руб., строительного леса — на 62 612 руб., вывезено товаров на сумму 186 644 руб., в том числе марены — на 12 457 руб.» [11, 130].

Наличие морского порта, а также строительство Дагестанской ветви Владикавказской железной дороги, которая в 90-е гг. XIX в. прошла вдоль Каспийского побережья через территорию области, способствовали развитию здесь промышленности. На территории Дагестана было построено 10 железнодорожных станций, разъездов, десятки мостов и зданий. На железной дороге и железнодорожных станциях в начале XX в. работало около 1000 рабочих, большинство которых составляли русские [12, 216].

В Петровске, как и в других городах Дагестанской области, получила развитие в основном обрабатывающая промышленность. Это текстильная фабрика, табачные фабрики, пивоваренные предприятия и т.д. После строительства железной дороги стала интенсивно развиваться рыбная промышленность.

Самым крупным промышленным предприятием в Петровске и на всем Северном Кавказе была текстильная фабрика «Каспийская мануфактура», начавшая работу в 1899 г. Учредителями были русские предприниматели С. Решетников и Ф. Петрококино. Возникновению прядильно-ткацкой фабрики в Петровске способствовала благоприятная экономическая конъюнктура, т.е. близость сырьевых хлопковых рынков (хлопок из Средней Азии привозили на пароходах), рядом находились источники топлива для фабрики — бакинская нефть. Наличие в городе порта и железной дороги, т.е. путей сообщения, по которым можно было отправлять готовую продукцию, делало Петровск привлекательным для основания здесь хлопчатобумажной фабрики. Кроме того, рынки сбыта продукции фабрики — Закавказье, Персия, Средняя Азия — находились рядом.

Текстильные фабрики Центральной России выпускали тонкие сорта хлопчатобумажных тканей, а персидский рынок требовал тканей грубых, прочных и дешевых. Выпускаемые «Каспийской мануфактурой» суровая бязь и грубый миткаль пользовались там большим спросом. Бязь охотно покупали и дагестанские горцы, привыкшие к домотканой одежде [13, 93].

Фабрика была хорошо оборудована машинами новейшего типа, приобретенными в Англии. В прядильном цехе было установлено 50 кардных машин, 54 прядильных ватера с общим числом 18200 веретен. В ткацком цехе 528 самоткацких станков приводились в движение электромоторами [13].

Для работы на фабрике требовались высококвалифицированные рабочие, которых в Дагестане не было. Выход нашли, пригласив необходимые кадры из текстильных центров империи, в частности из Подмосковья. Рабочим оплачивали дорогу, давали квартиры, хорошую зарплату, создавали для них сносные бытовые условия. Некоторые из рабочих осели в Петровске и стали его жителями. Другие не смогли перенести непривычный климат и условия жизни и возвращались на старое место жительства. Если вначале подавляющее большинство рабочих «Каспийской мануфактуры» составляли русские рабочие, то постепенно увеличивалось число дагестанцев, работавших на фабрике. Это были крестьяне из окрестных селений, в частности из Тарки, Альбурикента, Кяхулая. Работая на фабрике, они не теряли связь с сельским хозяйством, сочетали труд промышленного рабочего с крестьянским.

Русские рабочие обычно выполняли работы, требующие высокой квалификации, например, в механической мастерской, паровой и котельной, масленщиками, по ремонту оборудования. Дагестанские рабочие чаще работали в прядильном и ткацком цехах, а также на подсобных работах [14, 1 3].

Плата рабочим составлялся от 65 до 70 коп. в день на собственных харчах. Работа на фабрике была непрерывной, в две смены. Каждая смена работала по 9 часов [15, 37].

Для рабочих были построены 8 казарм, лавка, хлебопекарня, библиотека, баня и первая в Дагестане оборудованная больница на 25 коек. В здании больницы было три палаты, кабинет врача, аптека, операционный зал, ванная и зал для прогулок выздоравливающих больных. Поскольку фабрика была построена в нескольких верстах от города, то врач ежедневно приезжал из Петровска [15].

При фабрике была построена механическая мастерская для производства необходимых ремонтных работ. Станки в мастерской приводились в движение с помощью двух керосиновых моторов мощностью в 12 лошадиных сил [15].

Фабрика динамично развивалась. Увеличивалась производительность труда. В 1901 г. объем производства составлял 602 тыс. рублей, в 1903 г. он составил более 818 тыс. рублей. Ежегодно перерабатывалось 40-45 тыс. пудов хлопка [16, 53].

Вместе с тем, на работе фабрики сказывались экономические кризисы, время от времени охватывавшие экономику развитых стран мира, в том числе Россию. В годы кризисов закрывались предприятия, происходили массовые увольнения рабочих. Кроме того что экономические кризисы негативно сказывались на работе «Каспийской мануфактуры», на иранском рынке ей приходилось конкурировать с английскими товарами и товарами хлопчатобумажной фабрики бакинского миллионера З. Тагиева [17, 30]. Все это привело к тому, что в течение четырех лет, с 1907 по 1910 гг., фабрика не работала [17, 31]. Но с экономическим подъемом, начавшемся в России, «Каспийская мануфактура» в 1911 г. вновь заработала.

К этому времени поменялись владельцы фабрики. Вместо Решетникова ими стали фабриканты Кнопп, братья Крафт и Алексеев [17, 31]. В их владении фабрика пробыла недолго. В 1913 г. фабрику «Каспийская мануфактура» приобрел промышленник З. Тагиев, владевший ею до 1920 г., когда она была национализирована и передана в ведение Дагестанского областного Совета народного хозяйства [12, 217].

С началом Первой мировой войны русские квалифицированные рабочие фабрики были мобилизованы в армию и отправлены на фронт, равноценной замены из местных рабочих им не было [13, 96]. В 1915 г. число рабочих на «Каспийской мануфактуре» по сравнению с довоенным 1913 годом сократилось на четверть, а в 1916 г. — наполовину, на столько же сократилась и валовая продукция фабрики [18, 280]. С началом Первой мировой войны «Каспийская мануфактура» была включена в список заводов и предприятий Дагестанской области, работающих на государственную оборону [19, 1].

Фабрика «Каспийская мануфактура», созданная на основе русского капитала, играла большую роль в проникновении и развитии капиталистических отношений в Дагестане. Фабрика создавала рабочие места не только для рабочих из центральных областей империи, но и способствовала притоку на постоянную работу горцев. Русские специалисты содействовали подготовке квалифицированных рабочих из коренного населения.

Наряду с крупной фабрикой «Каспийская мануфактура» промышленность Петровска была представлена более мелкими предприятиями. В 1876 г. в Петровске начал функционировать пивоваренный завод, принадлежащий российскому подданному Фельшау. В 1902 г. на заводе было выварено 30000 ведер пива на сумму 40000 руб. [20, 91] В 1910 г. завод был куплен А. П. Вейнером. В этот год на заводе работало 56 рабочих. Во время варки пива рабочий день длился с 5 часов утра до 22 часов вечера. На заводе имелись электроотделение, а также машинное, сортировочно-бондарное, бродильное, пастеризационное отделения, склады для пива, льда, холодильные отделения, хмелевой отдел, машины для мойки бутылок, несколько резервуаров для воды, чаны на 100 пудов ячменя, прессы [20, 94]. На 1 марта 1912 г. бюджет завода составлял 369 872 руб. [20, 94] Завод имел оптовые пивные склады в Темир-Хан-Шуре, Дербенте, Владикавказе, Пятигорске [21, 6], Баку, Кубе, Сальяне [22, 7 8].

В том же 1876 г., когда был открыт пивоваренный завод, в Петровске начала работать типография А. М. Михайлова. Это было первое в Дагестанской области предприятие подобного рода. В типографии производились работы по печатанию книг и линованию бумаги. Здесь работало 14 взрослых и 18 подростков [23, 12].

В 80-е гг. XIX в. в Петровске появились две табачные фабрики. На них перерабатывали листья табака, который выращивали с промышленной целью на плантациях в Кайтаго-Табасаранском и Кюринском округах Дагестанской области. Владельцем табачной фабрики «Фортуна» был предприниматель А. М. Михайлов, уже имевший типографию. На фабрике работало 87 человек [23, 12]. В 1902 г. на ней было переработано 2929 пудов табака, изготовлено

16 млн 250 тыс. папирос на сумму 61 895 руб., годовое производство составляло 170 000 руб. Продукция «Фортуны» реализовывалась в Закавказье, Терской области, других регионах России, а также за границей [12, 222].

Вторая табачная фабрика в Петровске — «Дагестан» — принадлежала предпринимателю А. Мамедову. Она была меньше, чем табачная фабрика А. М. Михайлова: на ней работало 50 рабочих, и в 1902 г. на ней было изготовлено 1 млн 105 тыс. папирос [12, 222].

В Петровске, других городах и селениях Дагестанской области имелось несколько десятков табачных лавок [24, 12], где продавалась продукция, произведенная на местных табачных фабриках.

В 1908 г. в Петровске был построен гвоздильный завод. Он выпускал 20 видов гвоздей и жженую проволоку. На заводе работало 50 человек [20, 53]. Поставщиком сырья для гвоздильного завода являлись Брянский рельсопрокатный железоделательный завод, Александровский завод в Екатеринославле, Русско-балтийское металлическое общество [20, 53]. Гвоздильный завод в Петровске был одним из предприятий, которые развивались и работали стабильно.

В самом конце XIX в. в Петровске открылся небольшой завод искусственных минеральных вод, продукция которого реализовывалась на месте [13, 101].

Заметное место в экономике Петровска занимала рыбная промышленность. Владельцами рыбных промыслов были русские промышленники. Самым крупным из них был астраханский купец К. П. Воробьев. Из-за упадка сельдяного промысла на Волге в 80-х гг. XIX в. он взял в аренду на 12 лет у шамхала тарковского принадлежавшие тому рыболовные воды в районе города Петровск. Воробьев организовал на своих рыбных промыслах лов сельди в море закидными неводами и ее промышленную обработку, а также промысел красной рыбы. Для хранения рыбы в 1895 г. в Петровске он построил холодильник «Заморозка», рассчитанный на 187 тыс. пудов рыбы, где работало 250 рабочих, а также бондарный завод, на котором трудились 70 рабочих. На его рыбных промыслах и предприятиях работало несколько сот рабочих. Это были жители Петровска, а также квалифицированные рабочие — рыбаки, преимущественно из Поволжья — губерний Саратовской, Астраханской и Самарской [13, 104 105]. Работали там и горцы Дагестана.

Петровск превратился в крупный центр рыбной промышленности после проведения в 90-х гг. XIX в. железной дороги через территорию Дагестанской области. Газета «Россия» отмечала, что «с проведением Баку-Петровской линии, этот край (Дагестан. — Авт.) приобретает высокую ценность. Прилив предпринимательской инициативы наблюдается с каждым днем» [25].

Рыбопромышленники получали хорошие доходы. Так, один чан засоленной селедки продавали по цене от 250 до 300 руб. [26] Красная рыба стоила намного дороже. Как писал А. И. Бородин, «весь юг России питается уже петровской и дербентской сельдью морского лова» [27, 180].

В начале XX в. в Петровске было создано монополистическое рыбопромышленное объединение «Г. З. Тагиев и сыновья», директором которого стал родственник бакинского миллионера Г. З. Тагиева дербентский купец Гамдулла Абдуллаев. Постепенно все петровские промыслы, ранее принадлежавшие фирме «Наследники К. П. Воробьева», стали собственностью фирмы «Г. З. Тагиев и компания» [20, 126].

Рыбная промышленность была одной из важных отраслей экономики Петровска.

Петровск развивался как промышленный центр области во многом благодаря порту и железной дороге, где трудилось много рабочих. Еще при строительстве Петровской гавани в 1861 г. здесь появилась механическая мастерская, которая была первым в Дагестане крупным промышленным заведением фабричного типа. В 1912 г. военный губернатор Дагестанской области Вольский сообщал в Департамент полиции: «что касается рабочего класса, то таковой сосредоточен исключительно в Петровске, в порту и на железной дороге… В порту работают, — писал губернатор, — исключительно артели рабочих из персидско-поданных, по своей неприхотливости и дешевизне оплаты труда вытеснившие русских рабочих» [28, 1об.]. В начале ХХ в. в порту работало 1,2 тыс. человек.

На железной дороге квалифицированную работу выполняли русские рабочие, а дагестанцы трудились чернорабочими, постепенно перенимая знания и опыт у своих русских товарищей. Петровский участок железной дороги представлял в начале ХХ в. крупное предприятие со своими железнодорожными мастерскими, депо и т.п. В мастерских и депо, в паровозных бригадах трудились машинисты, металлисты, слесари, токари, электрики, котельщики, кузнецы, столяры и другие квалифицированные специалисты.

Таким образом, появление городов Петровск и Темир-Хан-Шуры в Дагестане связано с модернизационными процессами в Российской империи второй половины XIX — начала XX в. Одним из направлений модернизации была урбанизация. Города сыграли большую роль в проникновении и развитии в Дагестане капиталистических отношений. Здесь возникли первые промышленные предприятия, шло формирование рабочего класса из представителей коренного населения, перенимавших производственный опыт у высококвалифицированных русских рабочих, работавших с ними на фабриках, на железной дороге, в порту, на рыбных промыслах и т.д.

Промышленное развитие города Петровска и Дагестанской области в целом ускорилось со строительством Дагестанского отрезка Владикавказской железной дороги, связавшей область с внутренними губерниями империи, с Закавказьем, Персией.

Анализ фактического материала показывает пестроту социально-экономической структуры промышленности в Петровске и в Дагестане в целом. Здесь имелись мелкотоварное производство, капиталистическая мануфактура и крупная машинная индустрия. Отдельные предприятия, например, «Каспийская мануфактура», с самого начала возникли как сугубо капиталистические, стоявшие на фабричной стадии развития. Они создавались по образцу русского и европейского производства. Особенностью развития капиталистической промышленности в Дагестане и в Петровске в том числе является то, что она возникли за исторически короткий период. Эта особенность была следствием развития русского капитализма вширь, когда многие промышленные предприятия возникали по воле русской буржуазии, в соответствии с потребностями российского рынка. В целом же промышленное развитие Петровска, как и других городов края, оказывало положительное влияние на экономическое развитие всей Дагестанской области.



Литература:

     1. Бахлов И. В., Наполкова И. Г. Экономическая модернизация и трансформация территориальной системы Российской империи // Экономическая история. 2010 (2). № 9.
     2. Зиссерман А. Л. Двадцать пять лет на Кавказе. М., 2014.
     3. Костемеревский П. И. Петровское // Кавказ. 1856. № 72.
     4. Акты Кавказской археографической комиссии (далее АКАК). Тифлис, 1904. Т. XII.
     5. Махачкала 1844‑1998: Сборник документов. Махачкала, 1999.
     6. АКАК. Тифлис, 1885. Т. X.
     7. Центральный государственный архив Республики Дагестан (далее ЦГА РД). Ф. 126. Оп. 2. Д. 71. Л. 68.
     8. Кажлаев А. Н. Возникновение и экономическое развитие Махачкалы. Махачкала, 1967.
     9. Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань, 1850.
     10. ЦГА РД. Ф. 126. Оп. 1. Д. 2.
     11. Дагестанский сборник. Темир-Хан-Шура, 1904. Вып. 2.
     12. История многовековых взаимоотношений и единения народов Дагестана с Россией. Махачкала, 2009.
     13. Далгат Э. М. Город и городская жизнь в Дагестане во второй половине XIX — начале XX в. Махачкала, 2015.
     14. ЦГА РД. Ф. 26. Оп. 2. Д. 15.
     15. Обзор Дагестанской области за 1902 г. Темир-Хан-Шура, 1903.
     16. ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 3. Д. 28.
     17. Милованов Г. И. Очерки формирования и развития рабочего класса в Дагестане. Махачкала, 1963.
     18. История Дагестана. М., 1968. Т. 2.
     19. ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 4. Д. 104.
     20. Мансурова А. Г. Промышленность Дагестана во второй половине XIX — начале XX в. Махачкала, 2006.
     21. ЦГА РД. Ф. р-175. Оп. 2. Д. 1.
     22. ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 1. Д. 3.
     23. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 182.
     24. ЦГА РД. Ф. р-175. Оп. 2. Д. 6.
     25. Россия. 4 октября 1900 г.
     26. Казбек. 3 октября 1900 г.
     27. Рамазанов Х. Х. Сельское хозяйство и промышленность Дагестана в пореформенный период. Махачкала, 1972.
     28. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 3. Д. 21»б».
     29. Милованов Г. И. Рабочий класс Дагестана. Махачкала, 1991.



Об авторе:
Далгат Эльмира Муртузалиевна — доктор исторических наук, зав. отделом новой и новейшей истории Дагестана Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН; elmira.dalgat@yandex.ru
Салихова Лейла Багаутдиновна — кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН; leila.salihova@yandex.ru

Dalgat Elmira Murtuzalievna — doctor of historical sciences, professor, head of the department of Modern and Contemporary Dagestan history, Institute of History, Archaeology and Ethnography of Dagestan Scientific Center of Russian Academy of Sciences; elmira.dalgat@yandex.ru
Salikhova Leila Bagautdinovna — candidate of historical sciences, researcher, Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Centre of RAS, leila.salihova@yandex.ru




Источник:
Далгат Э.М., Салихова Л.Б. Петровск промышленный // Известия СОИГСИ. 2016. Вып. 21 (60). С.38—46.

Похожие новости:

  • «…недостаток в медиках и средствах служит причиною неточного исполнения обязанностей»: медицина города Дербента в первой половине XIX в.
  • Приметы модернизации: хозяйственно-экономическое развитие Северного Кавказа по материалам неофициальной части «Терских ведомостей» (60-70 е гг. XIX в.)
  • Развитие австрийской текстильной промышленности в XIX - начале XX вв.
  • От самоуправления к имперскому порядку: опыт создания низовых управленческих структур на Центральном Кавказе (вторая половина XIX – начало XX в.)
  • От «Военно-народного» управления к «Гражданскому»: административная практика России на Центральном Кавказе в конце 50-х – начале 70-гг. XIX в.
  • Народы Северного Кавказа в составе России после 1813 г. Русско-иранская война (1826-1828).
  • Формирование мюридизма — идеологии Кавказской войны
  • КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЦАРСКОЙ РОССИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Часть 2.
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания