Авторские статьи: Кому, с какой целью и в каком раскладе нужен Южный Кавказ
Опубликовал admin, 25 июня 2010
Обсуждающие тему Южного Кавказа многочисленные местные аналитики, а на Кавказе все мудры, твердо уверены в архиважности региона для мирового сообщества. Например, если вникнуть в высказывания местных политических обозревателей, то окажется, что Кавказ для США важнее чем Индия, Аргентина и Нигерия вместе взятые(1) ? И вся их аналитика строится на этой абсурдной “аксиоме”. И если была небольшая боевая стычка – то весь мир этим и “дышет”. Почему-то многие забывают, что речь идет о небольшом территориальном конфликте по масштабам (территории и населению) сопоставимом с спальным районом Москвы, Стамбула или Нью-Йорка.
Например, отношение США к региону очень четко было сформулировано накануне визита Роберта Гейтса в Азербайджан в статье Томаса Гольца: “… США не интересуют ни демократия, ни права человека, ни Израиль с Турцией, не интересует мир в Грузии и Нагорном Карабахе, не интересуют и энергоресурсы Азербайджана”.
Отношение же России к региону (оставив в сторону лингвистику) передается одним словом – За-Кавказом.
Последние региональные развития представляют новую картину расклада интересов, не схожую с пропагандируемой многочисленными политическими деятелями и аналитиками(2). А ведь подобное развитие событий было прогнозируемо.
Речь идет об изменении, по представлениям эрспертов региональных национально-государственных образований, позиций США, РФ и, в меньшей мере, Европы (влияние Европейских стран на события на Кавказе после Югославской войны значительно снизилось), в регионе (подразумеваются национально-государственные образования Северного и Южного Кавказа: как независимые государства, так и непризнанные страны и национальные образования в составе РФ).
К отстало-примитивному кавказскому менталитету отнесем восхваление, ничем от иных не отличающегося региона его жителями.
При более глубоком анализе самой верной характеристикой Кавказа можно назвать ее:
• Краткосрочность выраженную в краткосрочных иностранных инвестициях, кредитах, контрактах в силу скудности региона сырьевыми(3) и интеллектуальными ресурсами и неопределенности ее ближайшего будущего.
• формально-мнимую значимость фиктивно и очень искусно придаваемую региону важными и не очень иностранцами. Для достижения своих целей мировые игроки играют на чувствах неполноценной самодостаточности малых народов. В этом конечно вина малых народов с их замкнутым восприятием мировых развитий.
Формально-мнимая важность со стороны мировых держав – не в обиду, для примера, выражается в назначении послов (людей, готовяшихся к заслуженному отдыху и дорабатывающих рабочий стаж); в изменчивости и непервичности интересов (всегда можно сделать ставку на другого регионального представителя – ВСЕГДА); уверенностью в возможности в любой момент создать очаг напряженности с последующим контролем вовлеченных сторон. И самое важное – в отсутствии реальных, значимых ожиданий от региона. Пример Грузии – пока подпадает под первую категорию краткосрочности.
Эфемерность интересов региональных образований создает возможность подобного отношения к себе. Частая смена вектора под-про–кого-то, постоянная склока с соседями, неумение и нежелание сесть за стол переговоров и решить существующие проблемы, что приведет к росту благосостояния стран региона, дают возможность постоянного манипулиривания этими странами. Существование нерешенных тлеющих конфликтов в свою очередь дает возможность соседним с регионом Кавказа более крупным игрокам втягивать регион Кавказа в свои игры. Это еще больше запутывает узел.
На риторический вопрос “кому из мировых держав нужен Кавказ” я бы ответил: – “никому”. В современном виде клубка проблем он действительно никому не нужен. Соваться в Кавказ для мировых держав означает портить отношения друг с другом из-за мизера. Кавказ должен быть благодарен США за проведенную смену власти в Персии в 1979г. приведший (против рассчетов США) к последующему антиамериканизму Ирана. Желание США исправить ситуацию в Иране обеспечило странам Кавказа крупную финансовую помощь Запада после распада СССР. Не будь иранского фактора и Нагорно-Карабахский конфликт не имел бы такой “популярности”. К слову, закрытие Турцией границы с Арменией – это маловажный элемент для мирового сообщества.
Для чего, гипотетически, России нужен Южный Кавказ? Южный Кавказ для России играет очень важную роль – это сцена для представления мировому сообшеству своих притязаний. В моей статье “Нагорный Карабах взамен Крыма” я представил гипотетическую картину “обмена Крыма на Нагорный Карабах” и всю цепочку предшествующих этой “сделке” событий. Интересы России в этом регионе больше связаны с обеспечением безопасности Южного Федерального Округа России, чем с прямыми интересами в этих странах – этакий пояс безопасности. Кстати, Турция тоже этот регион рассматривает как пояс безопасности в случае гипотетического конфликта с Россией. Поэтому для Турции выгоднее иметь “проблемы передвижения” на Южном Кавказе, чем, Российский Крым.
Интересы США на Кавказе, возможно, ограничиваются фактором сдерживания Ирана и, возможно в будушем, Пакистана. Российский фактор на Кавказе, по моему, США рассматривают в последнюю очередь, т.к уверены в “умении” российской дипломатии создавать себе врагов из друзей. А с бывшими друзьями, превращенными в недоброжелателей третьей стороне легче всего иметь дело.
Как я заметил в начале статьи до сих пор все “кавказские” аналитики искали свою значимость в свете их нужности мировым лидерам. Может стоит поменять постановку и укреплять свое место в улучшении отношений с непосредственными соседями. Я не предлагаю этакую “Закавказскую Конфедерацию”, но решение внутренних региональных проблем повысило бы значимость региона для мировых держав по всем параметрам.
1. Учитывая уязвимость и Армении и Азербайджана, как небольших стран с небольшим насе¬лением окруженных крупными и находящимися друг с другом в непростых отношениях странами, прийти к логическому решению проблемы.
Начавшаяся в 50-х гг. прошлого века суверенизация национальных образований продолжается – Восточный Тимор, Косово, Абхазия, Нагорный Карабах… (не забывайте, что годы назад тоже было с США, Бразилией и т.д). По-моему, быть преградой на пути этого движения не уместное и не подобающее уважающему себя государству поведение. Даже в обеспеченной Бельгии национальные меньшинства желают иметь свое суверенное государство и рано или поздно Бельгия разделится и останутся в прошлом все проблемы.
2. Сколько бы великие державы и крупные региональные игроки не предлагали двум конфликтующим сторонам самим разобраться и решить конфликт они им этого не позволят. Решение конфликта в ближайшие 3-5 лет не выгодно ни одной крупной державе. Причины самые банальные – теряются рычаги давления.
3. Фактор Ирана в решении Нагорно-Карабахского конфликта один из важных. Но сама проблема Ирана не так сложна, как его представляют: персы сами уже устали от навязанной им, и очень может быть специально поддерживаемой извне, идеалогии. Некая борьба противоположностей – силы извне и против существующей власти, но эта власть наиболее предсказуемая во всех отношениях для спецслужб.
К сожалению, решение внутренних проблем (речь не только о Нагорно-Карабахском конфликте, много тлеющих конфликтов) своими силами на современном этапе интеллектуального развития Кавказа не представляется возможным.
Из-за неготовности и страха изменить устои весь Кавказский регион подпадает под навязываемый извне очень умными организациями комплекс безысходности, проявляемый в заранее предписываемой странам региона направленности их действий: “должна быть война, т.к. иначе быть не может”; “должны быть против, т.к. были против ваши деды”; “он враг, нельзя с ним быть в нормальных отношениях” и другие, на первый взгляд детские, но, в регионе живущем с некоторыми ложными ценностями, действующие механизмы.
Только, излечившись от комплекса безысходности и взглянув на события по-новому, кавказский регион может стать долговременно прогнозируемым регионом и иметь истинную ценность в глазах других.
Примечания:
1 И не надо со мной спорить, представляю, как любой кавказец читающий эти строки обижен, что в список стран я не включил Таиланд и Ливию.
2 В выступлениях многих экспертов до сих пор прослеживается надежда на чьи-либо постоянные интересы в регионе. Понимаю, что так легче строить прогнозы.
3 К сожалению и нефтяные ресурсы Азербайджана оказалось в недостаточном количестве, чтобы мировые державы “закрепили” свое присутствие и, естественно, более пристальное внимание к региону. Транзитная составляющая региона, с развитием альтернативного моторного топлива, скоро перестанет играть значимую роль.
Например, отношение США к региону очень четко было сформулировано накануне визита Роберта Гейтса в Азербайджан в статье Томаса Гольца: “… США не интересуют ни демократия, ни права человека, ни Израиль с Турцией, не интересует мир в Грузии и Нагорном Карабахе, не интересуют и энергоресурсы Азербайджана”.
Отношение же России к региону (оставив в сторону лингвистику) передается одним словом – За-Кавказом.
Последние региональные развития представляют новую картину расклада интересов, не схожую с пропагандируемой многочисленными политическими деятелями и аналитиками(2). А ведь подобное развитие событий было прогнозируемо.
Речь идет об изменении, по представлениям эрспертов региональных национально-государственных образований, позиций США, РФ и, в меньшей мере, Европы (влияние Европейских стран на события на Кавказе после Югославской войны значительно снизилось), в регионе (подразумеваются национально-государственные образования Северного и Южного Кавказа: как независимые государства, так и непризнанные страны и национальные образования в составе РФ).
К отстало-примитивному кавказскому менталитету отнесем восхваление, ничем от иных не отличающегося региона его жителями.
При более глубоком анализе самой верной характеристикой Кавказа можно назвать ее:
• Краткосрочность выраженную в краткосрочных иностранных инвестициях, кредитах, контрактах в силу скудности региона сырьевыми(3) и интеллектуальными ресурсами и неопределенности ее ближайшего будущего.
• формально-мнимую значимость фиктивно и очень искусно придаваемую региону важными и не очень иностранцами. Для достижения своих целей мировые игроки играют на чувствах неполноценной самодостаточности малых народов. В этом конечно вина малых народов с их замкнутым восприятием мировых развитий.
Формально-мнимая важность со стороны мировых держав – не в обиду, для примера, выражается в назначении послов (людей, готовяшихся к заслуженному отдыху и дорабатывающих рабочий стаж); в изменчивости и непервичности интересов (всегда можно сделать ставку на другого регионального представителя – ВСЕГДА); уверенностью в возможности в любой момент создать очаг напряженности с последующим контролем вовлеченных сторон. И самое важное – в отсутствии реальных, значимых ожиданий от региона. Пример Грузии – пока подпадает под первую категорию краткосрочности.
Эфемерность интересов региональных образований создает возможность подобного отношения к себе. Частая смена вектора под-про–кого-то, постоянная склока с соседями, неумение и нежелание сесть за стол переговоров и решить существующие проблемы, что приведет к росту благосостояния стран региона, дают возможность постоянного манипулиривания этими странами. Существование нерешенных тлеющих конфликтов в свою очередь дает возможность соседним с регионом Кавказа более крупным игрокам втягивать регион Кавказа в свои игры. Это еще больше запутывает узел.
На риторический вопрос “кому из мировых держав нужен Кавказ” я бы ответил: – “никому”. В современном виде клубка проблем он действительно никому не нужен. Соваться в Кавказ для мировых держав означает портить отношения друг с другом из-за мизера. Кавказ должен быть благодарен США за проведенную смену власти в Персии в 1979г. приведший (против рассчетов США) к последующему антиамериканизму Ирана. Желание США исправить ситуацию в Иране обеспечило странам Кавказа крупную финансовую помощь Запада после распада СССР. Не будь иранского фактора и Нагорно-Карабахский конфликт не имел бы такой “популярности”. К слову, закрытие Турцией границы с Арменией – это маловажный элемент для мирового сообщества.
Для чего, гипотетически, России нужен Южный Кавказ? Южный Кавказ для России играет очень важную роль – это сцена для представления мировому сообшеству своих притязаний. В моей статье “Нагорный Карабах взамен Крыма” я представил гипотетическую картину “обмена Крыма на Нагорный Карабах” и всю цепочку предшествующих этой “сделке” событий. Интересы России в этом регионе больше связаны с обеспечением безопасности Южного Федерального Округа России, чем с прямыми интересами в этих странах – этакий пояс безопасности. Кстати, Турция тоже этот регион рассматривает как пояс безопасности в случае гипотетического конфликта с Россией. Поэтому для Турции выгоднее иметь “проблемы передвижения” на Южном Кавказе, чем, Российский Крым.
Интересы США на Кавказе, возможно, ограничиваются фактором сдерживания Ирана и, возможно в будушем, Пакистана. Российский фактор на Кавказе, по моему, США рассматривают в последнюю очередь, т.к уверены в “умении” российской дипломатии создавать себе врагов из друзей. А с бывшими друзьями, превращенными в недоброжелателей третьей стороне легче всего иметь дело.
Как я заметил в начале статьи до сих пор все “кавказские” аналитики искали свою значимость в свете их нужности мировым лидерам. Может стоит поменять постановку и укреплять свое место в улучшении отношений с непосредственными соседями. Я не предлагаю этакую “Закавказскую Конфедерацию”, но решение внутренних региональных проблем повысило бы значимость региона для мировых держав по всем параметрам.
1. Учитывая уязвимость и Армении и Азербайджана, как небольших стран с небольшим насе¬лением окруженных крупными и находящимися друг с другом в непростых отношениях странами, прийти к логическому решению проблемы.
Начавшаяся в 50-х гг. прошлого века суверенизация национальных образований продолжается – Восточный Тимор, Косово, Абхазия, Нагорный Карабах… (не забывайте, что годы назад тоже было с США, Бразилией и т.д). По-моему, быть преградой на пути этого движения не уместное и не подобающее уважающему себя государству поведение. Даже в обеспеченной Бельгии национальные меньшинства желают иметь свое суверенное государство и рано или поздно Бельгия разделится и останутся в прошлом все проблемы.
2. Сколько бы великие державы и крупные региональные игроки не предлагали двум конфликтующим сторонам самим разобраться и решить конфликт они им этого не позволят. Решение конфликта в ближайшие 3-5 лет не выгодно ни одной крупной державе. Причины самые банальные – теряются рычаги давления.
3. Фактор Ирана в решении Нагорно-Карабахского конфликта один из важных. Но сама проблема Ирана не так сложна, как его представляют: персы сами уже устали от навязанной им, и очень может быть специально поддерживаемой извне, идеалогии. Некая борьба противоположностей – силы извне и против существующей власти, но эта власть наиболее предсказуемая во всех отношениях для спецслужб.
К сожалению, решение внутренних проблем (речь не только о Нагорно-Карабахском конфликте, много тлеющих конфликтов) своими силами на современном этапе интеллектуального развития Кавказа не представляется возможным.
Из-за неготовности и страха изменить устои весь Кавказский регион подпадает под навязываемый извне очень умными организациями комплекс безысходности, проявляемый в заранее предписываемой странам региона направленности их действий: “должна быть война, т.к. иначе быть не может”; “должны быть против, т.к. были против ваши деды”; “он враг, нельзя с ним быть в нормальных отношениях” и другие, на первый взгляд детские, но, в регионе живущем с некоторыми ложными ценностями, действующие механизмы.
Только, излечившись от комплекса безысходности и взглянув на события по-новому, кавказский регион может стать долговременно прогнозируемым регионом и иметь истинную ценность в глазах других.
Примечания:
1 И не надо со мной спорить, представляю, как любой кавказец читающий эти строки обижен, что в список стран я не включил Таиланд и Ливию.
2 В выступлениях многих экспертов до сих пор прослеживается надежда на чьи-либо постоянные интересы в регионе. Понимаю, что так легче строить прогнозы.
3 К сожалению и нефтяные ресурсы Азербайджана оказалось в недостаточном количестве, чтобы мировые державы “закрепили” свое присутствие и, естественно, более пристальное внимание к региону. Транзитная составляющая региона, с развитием альтернативного моторного топлива, скоро перестанет играть значимую роль.
Ваге Гароян
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
- Просмотров: 4207
- Версия для печати