Интересно: Проблема наркобизнеса в Афганистане

Опубликовал admin, 20 сентября 2014
Кулумбегов М.М.

Проблема наркобизнеса в АфганистанеНа сегодняшний день наркомания является одной из самых больших социальных проблем человечества. Производство наркотиков является важной статьей доходов для криминальных кругов и организованных преступных группировок. Они организовывают весь цикл производства наркотиков – от выращивания, до переработки в готовый для употребления «продукт». Производство опиатов в Афганистане же стало статьей дохода не только для криминальных элементов, но и для большого круга крестьян, и стала сельскохозяйственной культурой, помогающей крестьянам выживать в условиях гражданских войн и разрух.

Конец 90-х годов был ознаменован беспрецедентным для последних десятилетий ростом производства наркотиков в Афганистане. В конце 1999 г. генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем докладе о положении в этом государстве посвятил специальную главу афганскому буму в производстве опия, отметив, что в 1999 г. на это государство пришлось 75% мирового производства опия. По оценке ежегодного обзора Программы ООН по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП), объем производства опия в Афганистане достиг в 1999 г. рекордного на то время уровня в 4600 тонн. Площадь под опийным маком достигла 90-91 тыс. га.[1] Если учесть и площади под индийской коноплей (в том числе дикорастущей), то наркосодержащие растения представлены практически во всех провинциях страны. Это государство является также одним из крупнейших в мире производителей гашиша. Рост производства наркотиков позволил афганской наркомафии укрепить свои позиции в качестве ведущего поставщика героина, морфина, опия-сырца и гашиша в Россию и другие страны СНГ, а также в европейские государства.[2]

В отличие от Индии, Ирана и ряда других азиатских стран, опий не был традиционной для Афганистана культурой: даже в провинции Бадахшан, где опийный мак в ограниченных масштабах стал выращиваться раньше, чем в других районах страны, он возделывался лишь с XVIII в.[3] Если на протяжении большей части XX в. производство опия в Афганистане росло крайне медленными темпами, то за последнюю четверть века оно сделало гигантский скачок, в результате которого страна стала крупнейшим производителем опиатов в мире.

Столь бурный рост производства наркотиков в Афганистане обусловлен целым рядом причин, как внутренних, так и внешних. Так в 1970-е годы крупнейшие на то время поставщики наркотиков в регионе – Терция и Иран, резко ограничили или прекратили производство наркотиков. Однако сохранение и рост мирового спроса на опиаты поставило Афганистан в число проблемных стран, которые могли бы восполнить потребности теневого рынка в опии и его производных.

Главным фактором в переходе к расширенному производству опия в Афганистане в 1980-е – начале 1990-х гг. стала гражданская война, начавшаяся в конце 1970-х годов и вылившаяся в противодействие режиму Народно-демократической партии (НДПА), впоследствии и советским войскам, активно поддержанное внешними силами. В результате вооруженного конфликта произошла деградация сельского хозяйства, которым занималось 85% населения страны. За 10 лет – с 1979 по 1989 г. – 9% процентов населения погибло, треть покинуло страну, уничтожено 70% поголовья скота, разрушено от 1⁄4 до 1⁄3 ирригационных систем и заброшено около 30% всех хозяйств.[4]

Упадок традиционного сельскохозяйственного производства стимулировал поиск населением новых экономических способов выживания в условиях вооруженного противостояния.

В начале 1980-х гг. те районы Афганистана, где к тому времени уже выращивался опийный мак, оказались под контролем сил, которые вели вооруженную борьбу против центрального правительства НДПА и советских войск. Наряду с оружием и трансрегиональной контрабандой, опий стал одним из немногих прибыльных товаров в Афганистане, а опийный бизнес стал одним из источников финансирования движения сопротивления. В результате производство опия в Афганистане только с 1980 по 1983 г. возросло с 200 до 575 т.[5] К 1986 году наркопосевы в стране составили 29 000 гектаров. В героин и морфий опий перерабатывался преимущественно на территории соседних стран, а затем наркотики через Турцию вывозились на европейские рынки, но территория СССР из-за сильной пограничной охраны все еще оставалось закрытой для нелегального экспорта.

Для большинства крестьянства культивирование опия стало средством экономического выживания. Выращивание опийного мака требовало меньше воды, чем многие другие сельскохозяйственные культуры, его можно возделывать на большей части территории страны. Опий-сырец как непортящийся товар не требовал специальных условий хранения и транспортировки, что делало его культурой, более приспособленной для сельской экономики, инфраструктура которой разрушена войной. Неприхотливость опийного мака сочеталась с его прибыльностью: в отдельных районах культивирование мака могло быть почти в 30 раз прибыльным, чем выращивание пшеницы, и в 40 раз более прибыльным, чем хлопководство.[6]

Однако помимо прибыльности мака были и другие социально-экономические факторы, влиявшие на масштабы возделывания этой наркокультуры. Для большинства малоземельных и безземельных крестьян производство опия стало средством доступа к земле, воде и рынкам сбыта. Так как именно землевладелец диктовал арендаторам выбор основной культуры возделывания, которой все чаще становился мак, крестьяне получали возможность в ограниченных масштабах выращивать на арендуемой земле и продовольственные культуры для собственного потребления. Со временем землевладельцы стали исчислять натуральный эквивалент земельной ренты в объеме урожая опийного мака, а не пшеницы, как раньше. В то же время производство мака облегчало крестьянам доступ к кредиту. В условиях вооруженного противостояния, обесценивания национальной валюты и отсутствия формальной банковской и кредитной системы, относительно стабильные цены на опий и простота хранения делали его идеальной формой сбережения, средством обращения, так как крестьяне расплачивались опием за покупки, и источником кредита. При этом применялась форма кредита, при котором посредники, торговцы или землевладельцы давали крестьянину деньги под залог будущего урожая.

Для многих, особенно беднейших хозяйств, многофункциональность опийного мака этим не ограничивалась: при сборе урожая мака в ход шло буквально все – помимо высушенного мака и опийной смолы на продажу, стебли и коробочки использовались как топливо (что немало важно для страны, испытывавшей острый дефицит древесного топлива); из опийного мака также получали масло, на котором готовили пищу, а жмых шел на корм скоту. Следует сказать, что связь между выращиванием опийного мака и общей бедностью населения была особенно явной в зонах неирригированного земледелия (например, в Бадахшане), где единственной альтернативой выращиванию мака для местного населения часто был лишь переход на положение беженца или вступление в ряды вооруженных формирований.

Следует также учитывать, что культивирование мака (как и торговля опием) в Афганистане во многих районах традиционно не рассматривались как криминальные действия. Производством опийного мака занимались представители практически всех основных этнических групп. В то же время потребление опия и гашиша, более широко распространенное, в том числе как и традиционное средство лечения болезней, среди таджиков и туркменов на севере страны, могло приравниваться к уголовному преступлению.[7]

В целом за 1980-е гг. Афганистан стал одним из ведущих производителей опия в мире: за десять лет – с 1980 г. по 1990 г. – производство опия возросло с 270 до 1570 т в год.[8] Однако, несмотря на то, что вооруженное противостояние режиму НДПА и советскому присутствию и его последствия для экономики страны послужили стимулом к расширению производства и торговли наркотиками, в 1989 году опиаты афганского происхождения все еще составляли не более трети мирового производства опиатов. Настоящий «бум» наркопроизводства, выведший Афганистан на первое место в числе поставщиков опиатов в мире, произошло уже после вывода советских войск, отказа СССР от прямого вмешательства в дела этой страны и последовавшего вскоре распада его самого. Новообразовавшиеся среднеазиатские государства еще недостаточно окрепли, чтобы обеспечить полноценную охрану собственных границ. Положение усугубила гражданская война в Таджикистане, в результате которой страна, лишенная единого управления, на долгие годы стала перевалочным пунктом при вывозе наркотиков в Россию и страны Запада. С 1990 по 1994 гг. производство опия выросло более чем в два раза: с 1570 т до 3416 т.[9]

С уходом советских войск вооруженный конфликт не прекратился, а принял форму этнополитического противостояния. Началась борьба за власть между бывшими союзниками в войне против режима НДПА и советских войск. Поэтому сохранялась потребность в финансировании вооруженных формирований. Доходы от наркобизнеса оставались стабильным источником средств в междоусобной войне. Одновременно с уходом советских войск значительно сократилась и внешняя финансовая помощь. Следовательно, усилилась потребность в поиске собственных источников, что служило стимулом к дальнейшему расширению производства опия. В то же время с распадом СССР открылись и северные границы, что значительно расширило транзитные пути через центральноазиатские республики и рынки сбыта.

В результате несмотря даже на то, что с 2001 года в стране пребывают многотысячные коалиционные войска США и их союзников, рост производства наркотиков не только не сократился, а наоборот, увеличивается с каждым годом: 3600 т опия в 2003 г. и 4200 т в 2004 г.[10] При этом, наблюдается динамический рост производства опиатов.

Динамика развития наркобизнеса в Афганистане за 8 лет.[11]

Проблема наркобизнеса в Афганистане


Как видно из таблицы, доля Афганистана в мировом производстве опиатов стала составлять 93 %. В то же время происходит вовлечение в наркопроизводство и выращивание наркокультур весьма значительного процент населения страны. Как показывают опросы более половины крестьян выращивающих сегодня опий начали это делать после 2001 года. В стремительном росте производства опиатов в 90-е годы многие обвиняли талибов, которые даже ввели специальный налог на крестьян, занимавшихся выращиванием опия. Но в 2000-м талибами был наложен запрет на производство наркотиков. По данным таблицы можно сделать вывод насколько эффективным он был – площадь посевов сократилась более чем в 10 раз, а объем производства опия упал с 3300 тонн, до 185 тонн. Это говорит и об уровне централизации власти в стране при талибах. Однако в результате операции США и их союзников в октябре 2001 года и падения режима талибов, данный запрет стал неактуальным. И производство возобновилось практически повсеместно и больших объемах. Большинство крестьян, выращивающих данную культуру, в беседах с опросчиками ссылается на финансовые затруднения и заявляет о готовности прекратить преступный бизнес, если государство предоставит им альтернативные источники доходов. Однако объяснение "опийной проблемы" вызывает сильные сомнения у аналитиков ООН. По их данным главными центрами выращивания опия являются Кандагар и Гельманд, богатейшие и наиболее плодородные районы страны. В более бедных же областях Севера запрет на опий гораздо более эффективен. Сами афганцы считают, что в силу климатических особенностей урожай опия-сырца в северных провинциях меньше, чем на юге и юго-востоке страны, что делает его выращивание не таким выгодным.[12]

В 2006 году президент Афганистана Хамид Карзай заявил с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, что борьба с производством наркотиков в Афганистане будет продолжаться еще, по меньшей мере, 10-15 лет. По словам афганского лидера, столько времени потребуется для того, чтобы убедить беднейшие слои афганского крестьянства отказаться от выращивания опиума-сырца. «Отчаяние и нищета в результате 20 лет войны побудили наших фермеров превратить сады и виноградники в маковые плантации», - подчеркнул он, добавив, что производство наркотиков составляет сегодня до 30% экономики Афганистана. Однако, пока в стране не наладится мирная жизнь, пока присутствуют иностранные силы, воспринимаемые народом враждебно, и не будет восстановлена экономика, что к великому сожалению еще не скоро, Афганистан по-прежнему будет оставаться мировым лидером поставщиком опиатов.


Примечания

1. Транснациональный наркобизнес: новая глобальная угроза. М., 2002. С. 141.

2. Князев А. Маршруты афганских наркотиков // Азия и Африка сегодня. 2004. № 10. С. 39.

3. Степанова Е.А. Роль наркобизнеса в политэкономии конфликтов и терроризма. М., 2005. С. 35

4. Афганистан: справочник. М.: Ин-т востоковед. РАН, 2000. С. 139.

5. Степанова Е. А. Указ. соч. С. 49.

6. Мендкович Н. Сводки с полей // http://afghanistan.ru/doc/9906.html. 20.12.2011.

7. Степанова Е. А. Указ. соч. С. 52.

8. Тыссовский Ю. Моджахеды разворачивают наркобизнес. ∕∕ Азия и Африка сегодня. 1991. №9. С. 12.

9. Степанова Е.А. Указ. соч. С. 58.

10. Спирин Ю. Афганский героин под американским прикрытием. ∕∕ Россия и мусульманский мир. 2005. №3. С. 93.

11. Мендкович Н. Сводки с полей // http://afghanistan.ru/doc/9906.html. 20.12.2011.

12. Там же.

Похожие новости:

  • Кудрин: экономика Азербайджана - самая успешная в СНГ
  • Мировые державы и конфликтный потенциал в горячих точках
  • Власти Грузии дотируют вырубку виноградников
  • Число азербайджанских военных в Афганистане увеличится вдвое
  • Рост цен на хлеб специалисты связывают с «необузданным экспортом зерна»
  • К каждому учебному заведению Северной Осетии прикрепят наркополицейского
  • ФНС России восстанавливает лицензии на производство спирта
  • Всерьез о Сталине
  • Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Цитата

    «Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...» А. Бестужев-Марлинский

    Реклама

    Популярное

    Авторизация

    Реклама

    Наш опрос

    Ваше вероисповедание?

    Ислам
    Христианство
    Уасдин (для осетин)
    Иудаизм
    Буддизм
    Атеизм
    другое...

    Архив

    Октябрь 2021 (1)
    Март 2021 (7)
    Февраль 2021 (5)
    Январь 2021 (6)
    Ноябрь 2020 (3)
    Октябрь 2020 (1)
      Осетия - Алания