Авторские статьи: Некоторые аспекты турецко-грузинских отношений в последней четверти XX – начале XXI в.
Опубликовал admin, 14 февраля 2014
З.С. Дулаева,
аспирант кафедры новой, новейшей истории и исторической политологии
Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова
аспирант кафедры новой, новейшей истории и исторической политологии
Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова
Распад СССР, приведший к образованию суверенных государств из бывших союзных республик, способствовал активизации политики ведущих западных стран во главе с США на бывшем постсоветском пространстве, включая кавказское направление. При этом в районе Большого Кавказа ими решались следующие основные задачи: добиться беспрепятственного доступа к богатым нефтяным и газовым источникам Кавказско-Каспийского региона, вытеснить из этого региона Россию и приобрести возможность транспортировки нефти и газа в обход России. Важную роль в рамках выполнения этого плана играла ориентированная на Запад Грузия: именно она рассматривалась в качестве плацдарма для доставки на мировой энергетический рынок огромных запасов нефти Кавказско-Каспийского региона. Успехом по реализации западного плана по вытеснению России из Кавказско-Каспийского региона можно считать строительство в 2005 г. трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, с его значительными возможностями хорошей перспективой в будущем. Этот проект объединяет два закавказских государства — Азербайджан и Грузию с соседней Турцией, позиции которой, как регионального лидера, усилились после окончания «холодной войны». В результате Турция, Азербайджан и Грузия стали занимать важное место в современных геополитических процессах в районе Большого Кавказа. В этой связи уместно отметить то, что Грузия уже вскоре после выхода из состава СССР и провозглашения своей независимости обратилась к соседней Турции с предложением о дружбе и сотрудничестве, что собственно и было оформлено соответствующим соглашением между двумя странами. Данное обстоятельство особенно важно для США и их западных союзников, поскольку Турция является их стратегическим партнером, и с ней связано реализация целей и задач США на Ближнем Востоке, а также районе Большого Кавказа. Но очевидным является и то, что в последнее время турецкое государство стремится утвердиться в мировой политике и международных отношениях в качестве ведущей региональной державы, для чего предпринимает попытки выйти из амплуа «младшего партнера США» и утвердиться в качестве «старшего брата Азербайджана» с целью проведения более самостоятельной политики, в том числе, в кавказском направлении. Но в рамках практической реализации этой стратегии Турция сталкивается с немалыми препятствиями. В качестве примера можно привести в целом неудачную попытку проведения руководством Турции политики «ноль проблем с соседями»: продекларированная в качестве лозунга сохранения добрососедских отношений с соседними государствами, она на деле ставит своей целью экспорт неоосманской идеологии. В этих условиях военно-политическое и экономическое сотрудничество Турции с Западом, казалось бы, строится на взаимовыгодных условиях: кроме того, Анкара рассчитывает на принятие Турции в состав Европейского Союза (ЕС). Однако Евросоюз откладывает решение о принятии Турции в свои ряды. При этом в основе данного явления лежит ряд моментов, а именно: участие Турции в захвате в 1975 г. Северного Кипра и провозглашение на оккупированной турецкими войсками части острова Турецкой Республики Северного Кипра, сохранение в конфликтном состоянии турецко-греческих отношений, наконец, неразрешенность курдской проблемы в Турции. Не менее важную роль в этом контексте играет также исламский фактор: Европа политически и психологически пока не готова к приему в ЕС крупного мусульманского государства, учитывая сохранение многочисленных проблем в современном исламском мире. Ситуация осложняется и тем, что в Турции стремительно усиливаются антиамериканские настроения, сопровождаемые критикой безнравственности западного общества. Безусловно, турецкое государство, вовлеченное во многие глобальные проекты Запада, продолжает оставаться союзницей США, рассматривающих его, в том числе, в качестве препятствия для влияния сначала советского, а затем и российского влияния на Ближнем и Среднем Востоке. Вместе с тем, Европа продолжает демонстрировать неготовность к полноценной интеграции Турции в европейские структуры [1]. Соответственно, это государство все более отчетливо постепенно меняет свои внешнеполитические ориентиры, демонстрируя высокую активность в восточном (кавказском) направлении.
В конце XX - начале XXI вв. Турция поставила перед собой цель, стать доминирующей политической, экономической и военной державой на Кавказе и одновременно, активизировать усилия для расширения своего влияния на молодые государства — как региона Южного Кавказа, так и Центральной Азии. В рамках реализации своих замыслов Турция активно взялась за налаживание с Азербайджаном, Грузией и некоторыми другими странами постсоветского пространства военно-экономического, военно-технического и торгово-экономического сотрудничества, а также культурных обменов с ними. Если в начале 90-х гг. турецко-грузинские отношения носили несколько напряженный характер*, то уже после 1994 г., когда стало ясно, что в новом энергетическом проекте Грузия играет важную роль, как транзитное звено в доставке азербайджанской нефти в Турцию, значение этого государства для Анкары существенно возросло [2]. В свою очередь, Грузия стремится с помощью турецкого посредничества решить вопрос о своем вхождении в НАТО. Начиная с правительство З.Гамсахурдиа, а затем и Э. Шеварднадзе закладывался фундамент двусторонних отношений между двумя этими странами. Их международно-правовая база состоит из ряда соглашений, охватывающих разные направления. Основополагающим документом среди них является Договор о дружбе и добрососедстве между Турцией и Грузией, заключенный 30 июля 1992 г. [3]. На начальной стадии оформления двусторонних отношений был также заключен «Договор о торговле и экономическом сотрудничестве» и созданы совместная экономическая комиссия, а также турецко-грузинская бизнес-ассоциация. Однако в силу нестабильного положения в Грузии и ряда иных факторов, внедрение турецкого капитала в самом начале 90-х гг. Грузию не носило сколько-нибудь долговременного характера. Экономическое оживление началось в Грузии лишь с конца 90-х гг., параллельно с началом реализации значимых геополитических и геоэкономических проектов. В числе прочих, это привело к притоку иностранного капитала в Грузию, в котором турецкая доля заняла значительное место [4]. Так, по данным министерства торговли Турции, в 2005 г. торговый оборот Турции с Грузией составил $ 575 млн. (в том числе экспорт - $ 272 млн., импорт - $ 303 млн.). По представлению департамента по статистике министерства экономического развития Грузии товарооборот между двумя странами в 2005 г. составил $ 405 млн. (в том числе экспорт в Турцию $ 122 млн., а импорт из этой страны был равен $ 283 млн.). По сравнению с 1996 г. торговый оборот между двумя странами вырос на 400% [5, 53-54]. Если в 1996-2001 гг. ведущее место в турецком экспорте в Грузию занимали сельскохозяйственные и продовольственные продукты, то теперь основу экспорта составляют товары перерабатывающей промышленности (72,2% от общего объема экспорта в 2005 г.). Главным образом это продукция машиностроения, а также химической и легкой промышленности - т.е. товары тех секторов турецкой экономики, которые больше всего нуждаются в новых рынках. В свою очередь, основную статью грузинского экспорта в Турцию составляет минеральное сырье [5, 54].
Территория Грузии стала своего рода «экономическим мостом» между Турцией и Азербайджаном, без которого не представляется возможным реализовать проекты строительства нефтепроводов Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзерум и Баку-Супса для транспортировки азербайджанских углеводородов в Турцию и на другие рынки. Существенную роль в качестве транспортной артерии, связывающей регион Закавказья с Турцией, играет железная дорога Баку-Каре [6].
Важным этапом в рамках развития двусторонних отношений между Турцией и Грузией стало подписание 4 апреля 1996 г. «Соглашения о сотрудничестве в военной сфере». В рамках этого соглашения грузинская сторона получила возможность использования турецкого опыта в военном строительстве и что не менее важно, стала пользоваться помощью Анкары в формировании материально-технической базы своих вооруженных сил. Со свое стороны турецкие власти были заинтересованы в необратимости политических изменений в Грузии, поэтому они с готовностью откликнулась на просьбы руководства этой страны в помощи для становления грузинской армии, подготовке ее военных кадров, в оснащении создаваемых силовых структур оружием и техникой. В результате, сотрудничество с Турцией стало важным фактором становления и развития грузинского государства. При этом важно отметить, что для Анкары это сотрудничество полностью вписывается в рамки стратегических целей и задач стран-членов НАТО, которые предусматривают всяческое противостояние влиянию России на Кавказе и отчасти, политике Ирана в этом районе [7].
Таким образом, диалог, проводимый между Турцией и Грузией на двусторонней и многосторонней основе, имел положительные результаты для обеих сторон, ибо он способствовал совпадению их политических и экономических интересов в ближайшей и долгосрочной перспективе.
* Власти Грузии выражали свое недовольство претензиями Турции на территорию Аджарии, а также тем, что многочисленная абхазская диаспора в Турции, оказывая влияние на конфликт в Абхазии, препятствовала его разрешению по грузинскому сценарию.
Источники и литература
1. Политика Турции в кавказском направлении http://husell.at.ua/news/politika_turcii_na_kavkazskom_napravlenii/2010-03-31-38 (дата обращения 12.04.2013).
2. Коджаман О. Южный Кавказ в политике Турции и России в постбиполярный период http://cheloveknauka.com/yuzhnyy-kavkaz-v-politike-turtsii-i-rossii-v-postsovetskiy-period (дата обращения 13.04.2013).
3. Охрименко И.В. Турция и кризис на Кавказе. Некоторые политические и экономические аспекты http://www.iimes.ru/?p=7652 (дата обращения 13.04.2013)
4. Грузино-турецкие отношения: реалии и перспективы http://bs-kavkaz.org/2013/02/gruzino-tureckie-otnoshenia-realii-i-perspektivy-ii/ (дата обращения 13.04.2013).
5. Егиазарян А. Грузия: структурные проблемы экономики и турецкая экономическая экспансия (1994-2007). Ереван; Москва 2007.
6. Политика Турции в кавказском направлении http://huselI.at.ua/news/politika_turcii_na_kavkazskom_napravlenii/2010-03-31-38 (дата обращения 12.04.2013).
7. Политические цели Турции на Южном Кавказе http://republic.com.ua/article/14833-old.html (дата обращения 13.04.2013).
Дулаева З.С. Некоторые аспекты турецко-грузинских отношений в последней четверти XX – начале XXI в. // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов: Выпуск № 5 / Под ред. докт. полит, наук, проф. Б.Г. Койбаева; ФГБУН Сев.-Осет. ин-т гум. и соц. исслед. - Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2013.-225 с. С. 21- 26.
- Просмотров: 4697
- Версия для печати