История: Страницы истории Чечни в двадцатые годы XX столетия
Опубликовал admin, 4 июля 2013
П. Э. Дикиева
Победа над царизмом в 1917 г. всколыхнула всю страну, особенно колониальные регионы империи, в том числе Чечню. Февральская революция дала мощный толчок к пробуждению национального самосознания чеченского народа и надежды на справедливое решение национального и, в особенности, земельного вопроса [1, с. 303]. Полагалось не отрицать национальности как таковые и даже за малейшей национальностью признавать право на свободное самостоятельное существование [2, с. 140]. Известие о февральской революции в Грозном было получено 3 марта. Первоначальной задачей горского национального движения в первый месяц после революции было формирование новых органов самоуправления [3, с. 37]. В мае того же года на I Северо-Кавказском конгрессе был образован ЦК Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана как временное правительство Северо-Кавказского свободного государства. В сентябре 1917 г. на II конгрессе была утверждена и временная конституция Северо-Кавказского государства. Когда же большевики захватили власть в центре, Северный Кавказ объявил о своей полной независимости и выходе из государства российского (11 мая 1918 г.) [4, с. 16].
Первый удар по Северо-Кавказской республике был нанесен Деникиным, а не большевикам. Борьбу против деникинщины можно разделить на три этапа. Первый этап с февраля по май 1919 г. характеризуется слабой организованностью антиденикинского движения, это период поляризации политических сил и поиска союзников. Второй этап борьбы охватывает события с июня по октябрь 1919 г. Это время организации широких трудящихся масс на борьбу с силами противника. Опираясь на широкие слои горского крестьянства во главе с А. Шериповым (в 1918 г. комиссар по делам национальностей Терской Республики), Н. Гикало (председатель Грозненского Совета рабочих и военных депутатов, руководил обороной Грозного в период стодневных боев), горная Чечня превращается в оплот антиденикинского движения. Руководству повстанческих сил приходится идти на временный союз с Северо-Кавказским эмиратом, возникшим в горах Чечни и Дагестана летом 1919 г. во главе с шейхом Узун-Хаджи. Третий этап — ноябрь 1919 г. по март 1920 г. Это период организованной массовой вооруженной борьбы, направленной на восстановление Советской власти [5, с. 261]. Армия Деникина оставила после себя 21 разрушенный аул и 15 тыс. погибших чеченцев [6, с. 25].
Первые целенаправленные практические шаги по созданию основ советской национальной государственности на территории Чечни были осуществлены после победы Красной Армии [5, с. 300].
Уже 3 апреля 1920 г. в Грозном большевики собирают съезд представителей от чеченских селений (по три представителя от каждого селения). Несмотря на то, что формально съезд провозгласил восстановление власти Советов, на самом деле власть была передана чеченскому ревкому (орган власти с чрезвычайными полномочиями) в составе 5 человек, предложенных большевиками [7, с. 104].
Во главе чеченского ревкома становится Т. Эльдарханов, бывший депутат Первой и Второй Госдумы [8, с. 30], депутат IV-x Всероссийских съездов советов, член ВЦИКа нескольких созывов. Воссоздание Советов, существовавших на Северном Кавказе до деникинской оккупации, РКП (б) считала нецелесообразным, поскольку руководителей большевиков не устраивало наличие в них представителей других партий.
Таким образом, ревкомы становились орудием откровенной однопартийной диктатуры [7, с. 104].
В течение длительного времени государственный аппарат, создаваемый в Чечне в форме Советов или ревкомов, не был в состоянии контролировать ее территорию. Во многих районах советская власть существовала номинально, ограничиваясь стенами советских учреждений [7, с. 106]. Одной из причин охлаждения к советской власти было то, что в Советы не допускалось духовенство, которое пользовалось большим авторитетом среди чеченского населения. Уже 20 января 1921 г. во Владикавказе был созван Горский учредительный съезд [4, с. 17-18]. На нем было принято решение о создании Горской Автономной Советской Социалистической Республики (ГАССР). Учредительный съезд Советов ГАССР, состоявшийся во Владикавказе с 16 по 22 апреля 1921 г. кроме избрания Центрального исполнительного комитета (ЦИК), принял ряд постановлений (по землеустройству, по продовольственному вопросу, по народному образованию и по созданию шариатских судов). Шариатские суды действовали в Горской Республике наряду с народными судами. В Чечне они состояли из трех человек, в том числе йодного председателя. Судопроизводство велось на чеченском языке, а записи — на арабском. Дела рассматривались в течение одного дня, а важнейшими доказательствами считалась клятва и признание. Однако уже в мае 1921 г. ЦИК ГАССР принял решение снять шариатские суды с государственного довольствия [7, с. 114]. Авторханов А. пишет об этом периоде следующее: «Была создана совершенно неестественная советская республика горцев с советской эмблемой на знамени и шариатской конституцией в жизни. Во всех правительственных учреждениях, школах и других публичных местах по приказу самих же большевиков вместо Ленина и членов Политбюро красовались портреты Шамиля и его наибов» [4, с. 18].
В самое краткое время стало ясно, что новая республика не смогла стать эффективным органом организации власти в горских округах. Народный Комиссариат по делам национальностей был вынужден признать: «... При необычайной национальной пестроте и спутанности экономических интересов каждой национальности трудно было регулировать работу внутреннего строительства: не хватало ни работников, ни сил для систематической работы среди национальностей... » [7, с. 114]. Горская Республика стала распадаться буквально сразу же после ее провозглашения [7, с. 116].
30 ноября 1922 г. Состоялось заседание так называемого большого Президиума ВЦИК, на котором председательствовал М. И. Калинин. Специально для участия вопроса об автономии Чечни. На этом заседании присутствовал И. Сталин. Чечню представляли Т. Эльдарханов и О. Ахтаханов. В постановлении Президиума ВЦИК было сказано: «Выделить Чечню из Состава Горской Республики в Автономную область с резиденцией в г. Грозный, не включая г. Грозный в состав Автономной области Чечни. Точные границы Автономной области Чечни должны быть определены Административной Комиссией ВЦИК» [5, с. 307]. Высшим органом власти был объявлен Чеченский областной ревком в составе 11 человек: Т. Эльдарханов, И. Курбанов, 3. Шерипов, О. Ахтаханов, Д. Арсанукаев, Д. Акаев, Г. Чокуев. А. Абаев, М. Хамзатов, Д. Токаев, Д. Шамурзаев. Шесть членов ревкома (включая председателя Т. Эльдарханова) состояли членами РКП (б). Новому ревкому предстояло создать органы своей власти на всей территории Чечни, опираясь на чеченскую милицию, красноармейские части и обеспечить безопасность нефтепромыслов, железной дороги, границы Чечни, обеспечить создание государственного аппарата, решать вопросы восстановления экономики, заниматься вопросами социальной политики, подготовить и провести выборы в Советы всех уровней. Действовал областной ревком до июня-августа 1924 г. [9, с. 693-694].
Июль 1924 г. становится временем перехода от ревкомов к Советам. Событием большой политической значимости явилось объединение Чечни, г. Грозный и Сунженского округа в единое национально-государственное образование — в Чеченскую автономную область. Город Грозный — один из крупных промышленных и политических центров Северного Кавказа — всегда играл заметную роль в исторической судьбе чеченского народа, являясь центром его экономического, политического и культурного тяготения, а в последующем стал и столицей его национальной государственности [5, с. 309-312].
Переломным в деле укрепления советской власти в Чечне становится 1925 г. ГПУ начинает операцию по ликвидации антисоветских группировок. Войскам, участвовавшим в операции, было дано право в случае сопротивления не только открывать по селениям артиллерийский огонь, но и брать заложников. Параллельно с разоружением населения войска выполняли задачу захвата и уничтожения наиболее активных противников советской власти, которых называли «политбандитами». В ходе операции было разоружено более 200 чеченских селений, примерно половина из которых подверглась ружейно-пулеметному и артиллерийскому обстрелам. Было арестовано свыше 300 человек. Почти все они были расстреляны [9, с. 704-705]. Изъято 25299 винтовок, 4319 револьверов, 1 пулемет [10, с. 45].
Тем не менее, с точки зрения советской власти, ситуация в Чечне оставалась неудовлетворительной. Систематически повторявшиеся военные операции быстро привели местное и центральное партийное руководство к выводу о необходимости создать социальную опору советской власти среди самих чеченцев. Беднейшая часть населения Чечни становится объектом повышенного внимания партийных и советских органов, которые видят в ней своего естественного союзника в деле «советизации» Чечни. Что касается численности партийной организации Чечни, то в 1924 г. в ней состояло всего 40 коммунистов. Для сравнения — в Грозном в это же время насчитывалось 1200 коммунистов. С 1925 г. начинается быстрый рост Чеченской партийной организации — до 632 человек к концу 1926 г. [7, с. 127]. Возросшее влияние советских и партийных учреждений нашло отражение во время ближайших выборов в местные Советы: в 1926 г. впервые в них приняло участие до 40 процентов избирателей [7, с. 128].
В целом по республике к середине 20-х гг. XX столетия советская власть была установлена.
Список использованной литературы:
1. Эльжуркаев М. Б.-А. Особенности развития чеченского доколхозного аула Ц Чеченская Республика и чеченцы: История и современность: материалы Всероссийской научной конференции (Москва 19-20 апреля 2005 г.).—М.: Наука, 2006—С. 301-312.
2. Гакаев Ж. Ж. Большевики в борьбе за солдатские гарнизоны в октябрьской революции.— Грозный: Чечено-Ингуш. изд-во, 1987,—256 с.
3. Музаев Т. М. Союз горцев. Русская революция и народы Северного Кавказа, 1917 — март 1918 гг.—Москва: Патрия, 2007,—518 с.
4. Авторханов А. Г. Убийство чечено-ингушского народа: Народоубийство в СССР.— М.: СП «Вся Москва», 1991.—79 с.—(Под псевд. А. Уралов).
5. История Чечни с древнейших времен до наших дней. Т. 2. История Чечни XX и начала XXI веков.—Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2008.—830 с.
6. Кириенко Ю. К. Крах деникинщины.—М., 1986.—246 с.
7. Сигаури И. М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. Т. 2,—М., 2001.
8. Гешаев М. Б. Чеченский след на Российском снегу.—М., 2003.-202 с.
9. Ахмадов Я. 3., Хасмагомадов Э. X. История Чечни в XIX-XX веках.—М.: Пульс, 2005.— 996 с.
10. Аптекарь П. Второе покорение Кавказа. Большевики и чеченские повстанцы Ц Родина.— 1995.—№ 6,—С. 43-48.
Источник:
Дикиева П. Э. Страницы истории Чечни в двадцатые годы XX столетия // Кавказ спустя 20 лет: геополитика и проблемы безопасности: тр. междунар. науч. конф. (Владикавказ-Цхинвал, 20-30 июня 2011 г.). С. 50 - 53.
Дикиева П. Э. Страницы истории Чечни в двадцатые годы XX столетия // Кавказ спустя 20 лет: геополитика и проблемы безопасности: тр. междунар. науч. конф. (Владикавказ-Цхинвал, 20-30 июня 2011 г.). С. 50 - 53.
- Просмотров: 7357
- Версия для печати