Новости » Осетия: «Кавдоломит»: есть перспектива стать «миллионером»
Опубликовал admin, 19 октября 2011
В шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы владикавказское предприятие «Кавдоломит» на 70-80% обеспечивало доломитовым сырьем стекольную промышленность Советского Союза. Сегодня, возможно, в это трудно поверить, но тогда отгрузка колотого доломита доходила до 1 миллиона тонн в год. А в начале девяностых, когда повсеместно были разрушены хозяйственные отношения, результатом проведенных реформ стал резкий спад производства даже на крупнейших экономически крепких предприятиях. На несколько месяцев приостановил работу и «Кавдоломит», и за это время заводы-потребители вынуждены были искать других поставщиков сырья для своих производств. Итогом непродолжительного, но все же простоя, стала в разы сократившаяся отгрузка продукции «Кавдоломитом»: в 1993 году потребителям было отправлено всего 53 тысячи тонн сырья, в 1994 году – 21 тысяча, в следующем – 39 тысяч, а в 1996 году отгрузка доломита упала до 11 тысяч тонн. На спрос североосетинского нерудного материала не повлиял даже общеизвестный факт: Боснинское месторождение доломита давало лучшее по чистоте, химико-физическим свойствам и своей однородности сырье для стекольного производства. Восстановить партнерские связи было труднее, чем перейти на использование других материалов и технологий.
Что можно было противопоставить той, прямо скажем, критической ситуации, сложившейся на предприятии? С этого вопроса началась беседа корреспондента «СО» с генеральным директором ОАО «Кавдоломит» Русланом Агузаровым.
– Только стабильную работу, стабильное качество и новые продукты. Мы стали производить в небольших количествах – до 35 тысяч тонн в году – молотый доломит. Он в настоящее время наиболее востребован в стекольном производстве в связи с тем, что заводы, составляющие около 90% потребителей нашей продукции, в последние годы используют исключительно готовые компоненты шихты, что в свою очередь исключает необходимость содержать на заводах вспомогательные производства. Зарубежные технологии, всемирно известных производителей стекла, которые в последнее время внедрены на заводах, предполагают только готовый продукт – компонент, и потребность в нем велика.
– То есть, вы сделали ставку на производство новой продукции?
– Точнее, на полное технологическое переоснащение и расширение производства. Именно так называется проект нашего предприятия в рамках Стратегического плана социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года и Постановления Правительства РФ от 4 мая 2011 года о предоставлении в 2011 году государственных гарантий юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность на территории Северо-Кавказского федерального округа. Наш инвестиционный проект прошел защиту в Министерстве регионального развития РФ и Распоряжением Правительства РФ от 6 октября 2011г. № 1751-р включен в список предприятий на получение государственных гарантий по кредитам, и сейчас мы находимся как раз в стадии получения этих гарантий. Проект будет реализовываться на кредитные средства в объеме 1 млрд рублей.
– Обычно банковские условия очень жесткие, когда речь идет о таких средствах.
– И в нашем случае – тоже. Кредит будет выдан под залог имущества предприятия и поручительство нашего акционера – крупного московского предприятия. То, что «Кавдоломит» действующее и перспективное предприятие, – сегодня, к сожалению, недостаточное основание для получения банковского кредита.
– Руслан Ахсарбекович, предполагается абсолютно полное переоснащение «Кавдоломита»?
– Да, всех основных и вспомогательных средств. Основной из них – дробильно-сортировочный завод на карьере – последний раз переоснащался в 1974 году. То есть почти 40 лет назад. Легко представить, насколько устарели оборудование и технологии. Предполагается также на промышленной площадке строительство завода по размолу доломита мощностью 600 тысяч тонн в год. В перспективе общие объемы добычи доломита планируется довести до 1 миллиона тонн.
– У «Кавдоломита» есть перспектива вновь стать предприятием-«миллионером»?
– Если проект будет реализовываться по плану, то, безусловно, да. Уже заключен контракт с чешской фирмой PSP Engineering a.s. на поставку оборудования. Это – первый шаг в продвижении проекта, рассчитанного до 2013 года. В конце октября ждем проектировщиков и специалистов из Чехии, а далее на изготовление и поставку оборудования потребуется не меньше года.
– Но пока «Кавдоломит» работает в прежнем режиме. Насколько успешно?
– Да, однако в этом году за девять месяцев продукции отгружено меньше, чем за этот же период прошлого года. Так что об особых успехах говорить пока не приходится. Но причина не в уменьшении объемов добычи доломита или спроса на него, а в отсутствии нужного количества вагонов для перевозки продукции как по Северо-Кавказской железной дороге, так и на Украину. Реформа РЖД предполагала улучшение работы подвижного состава. К этому должно было привести увеличение числа компаний-грузоперевозчиков, конкуренция, альтернатива. На самом деле произошло следующее: с момента передачи подвижного состава частным компаниям-перевозчикам на 30% взлетели цены на грузоперевозки. Более того, мы впервые столкнулись с проблемой получения вагонов для перевозок нашей продукции на небольшие расстояния – в Северо-Кавказский и Южный федеральные округа. Компаниям-перевозчикам невыгодно! И это стало непреодолимой преградой между РЖД и пользователями их услуг. Но эта преграда – в интересах железной дороги, а то, что из-за отсутствия вагонов мы не можем отгружать свою продукцию и по этой причине теряем потребителей, волнует, похоже, только нас.
– Но должна же быть хоть информация по поводу: почему и до каких пор?
– Такую информацию мы не можем получить нигде – ни в Москве, ни в Ростове. Нет вагонов – и все тут. Исчезли. И мы последние два месяца не можем поставить свою продукцию на Украину, в связи с чем уменьшили объем экспортной отгрузки по сравнению с прошлым годом. А ведь экспортные отгрузки всегда были приоритетными. Теперь же украинские предприятия компенсируют наш недополученный доломит сырьем других производителей.
– В таком случае, может, стоит поискать других грузоперевозчиков и выслушать другие предложения?
– Предложения есть, но по тарифам, в 2–2,5 раза превышающим тарифы двухмесячной давности. Таких компаний-перевозчиков около 60, но такие необоснованные тарифы не устраивают наших потребителей.
Сейчас может создаться ситуация, когда часть потребителей откажется от сырья из Северной Осетии и перейдет на использование другого. Пусть худшего качества, но дешевле и стабильно поставляемого. Высокие железнодорожные расходы не каждому потребителю по карману. Ранее от нашего доломита отказались предприятия Молдовы и Белоруссии, не выдержавшие ежегодного повышения тарифов на экспортные и транзитные перевозки грузов.
– И никакой помощи здесь, в республике?
– Эта проблема общая для всех предприятий, которые добывают и отгружают нерудные материалы. Правительство занимается этим вопросом, в центр были направлены письма за подписью Председателя Правительства Республики, велись переговоры, однако адекватной реакции компаний-перевозчиков пока нет, и отгружаем пока столько, сколько находит для нас какими-либо способами начальник ст. Владикавказ Борис Цахоев. Но тех вагонов, которые он находит для нас по приемлемой цене, очень мало для экспортной отгрузки.
Есть у нас еще одна «болевая точка» – усложнилась транспортировка подвижного состава. Заявку на вагоны мы подаем перевозчику, а перевозку согласовываем с РЖД. В итоге отгрузка нередко срывается: вагоны есть, а согласования на перевозку по неизвестной причине нет. И объяснений по поводу – тоже нет. Либо наоборот: согласовано движение вагонов, но получить их мы не можем. Нет вагонов – и все! Но даже в этом случае железная дорога все же выставляет штраф за невыполнение заявки. Парадокс! Считаю, что реформа на железнодорожном транспорте нанесла большой ущерб экономике в целом. Иногда мы вынуждены возить продукцию в ближние регионы автотранспортом – так надежней, но дороже. Думаю, что передача подвижного состава в распоряжение компаний, которых мало интересуют проблемы поставщиков и потребителей товаров, была ошибкой.
– Руслан Ахсарбекович, ваше предприятие производит традиционно доломит колотый, относительно недавно стало производить еще и молотый. Будет ли расширяться ассортимент продукции?
– Не считая этого года, отгрузка ежегодно понемногу, но увеличивалась. В прошлом году отгружено 270 тысяч тонн за счет того, что мы стали производить молотый доломит. Есть в ассортименте нашей продукции еще и минеральный порошок, применяемый в приготовлении асфальтобетонных смесей, а также доломитовый порошок, применяемый в производстве сухих строительных смесей и мягкой кровли. Наши потребители – ставропольские предприятия. А в недалекой перспективе – производство микропорошка, который используется в качестве наполнителя при изготовлении определенных материалов. И если еще год назад была проблема с его реализацией, то в текущем году большие объемы закупили дорожные предприятия Ставрополья, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. В этих регионах оценили, что 50 килограммов порошка на тонну смеси значительно улучшает качество покрытия дорог и срок его службы.
– А наши дорожники не заинтересовались этим фактом?
– Пока нет.
– Словом, перспективы у «Кавдоломита» хорошие.
– Безусловно. И во многом благодаря реальной поддержке со стороны руководства республики. При такой поддержке «Кавдоломит» однозначно имеет возможность выйти на высокий уровень эффективности производства.
Что можно было противопоставить той, прямо скажем, критической ситуации, сложившейся на предприятии? С этого вопроса началась беседа корреспондента «СО» с генеральным директором ОАО «Кавдоломит» Русланом Агузаровым.
– Только стабильную работу, стабильное качество и новые продукты. Мы стали производить в небольших количествах – до 35 тысяч тонн в году – молотый доломит. Он в настоящее время наиболее востребован в стекольном производстве в связи с тем, что заводы, составляющие около 90% потребителей нашей продукции, в последние годы используют исключительно готовые компоненты шихты, что в свою очередь исключает необходимость содержать на заводах вспомогательные производства. Зарубежные технологии, всемирно известных производителей стекла, которые в последнее время внедрены на заводах, предполагают только готовый продукт – компонент, и потребность в нем велика.
– То есть, вы сделали ставку на производство новой продукции?
– Точнее, на полное технологическое переоснащение и расширение производства. Именно так называется проект нашего предприятия в рамках Стратегического плана социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года и Постановления Правительства РФ от 4 мая 2011 года о предоставлении в 2011 году государственных гарантий юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность на территории Северо-Кавказского федерального округа. Наш инвестиционный проект прошел защиту в Министерстве регионального развития РФ и Распоряжением Правительства РФ от 6 октября 2011г. № 1751-р включен в список предприятий на получение государственных гарантий по кредитам, и сейчас мы находимся как раз в стадии получения этих гарантий. Проект будет реализовываться на кредитные средства в объеме 1 млрд рублей.
– Обычно банковские условия очень жесткие, когда речь идет о таких средствах.
– И в нашем случае – тоже. Кредит будет выдан под залог имущества предприятия и поручительство нашего акционера – крупного московского предприятия. То, что «Кавдоломит» действующее и перспективное предприятие, – сегодня, к сожалению, недостаточное основание для получения банковского кредита.
– Руслан Ахсарбекович, предполагается абсолютно полное переоснащение «Кавдоломита»?
– Да, всех основных и вспомогательных средств. Основной из них – дробильно-сортировочный завод на карьере – последний раз переоснащался в 1974 году. То есть почти 40 лет назад. Легко представить, насколько устарели оборудование и технологии. Предполагается также на промышленной площадке строительство завода по размолу доломита мощностью 600 тысяч тонн в год. В перспективе общие объемы добычи доломита планируется довести до 1 миллиона тонн.
– У «Кавдоломита» есть перспектива вновь стать предприятием-«миллионером»?
– Если проект будет реализовываться по плану, то, безусловно, да. Уже заключен контракт с чешской фирмой PSP Engineering a.s. на поставку оборудования. Это – первый шаг в продвижении проекта, рассчитанного до 2013 года. В конце октября ждем проектировщиков и специалистов из Чехии, а далее на изготовление и поставку оборудования потребуется не меньше года.
– Но пока «Кавдоломит» работает в прежнем режиме. Насколько успешно?
– Да, однако в этом году за девять месяцев продукции отгружено меньше, чем за этот же период прошлого года. Так что об особых успехах говорить пока не приходится. Но причина не в уменьшении объемов добычи доломита или спроса на него, а в отсутствии нужного количества вагонов для перевозки продукции как по Северо-Кавказской железной дороге, так и на Украину. Реформа РЖД предполагала улучшение работы подвижного состава. К этому должно было привести увеличение числа компаний-грузоперевозчиков, конкуренция, альтернатива. На самом деле произошло следующее: с момента передачи подвижного состава частным компаниям-перевозчикам на 30% взлетели цены на грузоперевозки. Более того, мы впервые столкнулись с проблемой получения вагонов для перевозок нашей продукции на небольшие расстояния – в Северо-Кавказский и Южный федеральные округа. Компаниям-перевозчикам невыгодно! И это стало непреодолимой преградой между РЖД и пользователями их услуг. Но эта преграда – в интересах железной дороги, а то, что из-за отсутствия вагонов мы не можем отгружать свою продукцию и по этой причине теряем потребителей, волнует, похоже, только нас.
– Но должна же быть хоть информация по поводу: почему и до каких пор?
– Такую информацию мы не можем получить нигде – ни в Москве, ни в Ростове. Нет вагонов – и все тут. Исчезли. И мы последние два месяца не можем поставить свою продукцию на Украину, в связи с чем уменьшили объем экспортной отгрузки по сравнению с прошлым годом. А ведь экспортные отгрузки всегда были приоритетными. Теперь же украинские предприятия компенсируют наш недополученный доломит сырьем других производителей.
– В таком случае, может, стоит поискать других грузоперевозчиков и выслушать другие предложения?
– Предложения есть, но по тарифам, в 2–2,5 раза превышающим тарифы двухмесячной давности. Таких компаний-перевозчиков около 60, но такие необоснованные тарифы не устраивают наших потребителей.
Сейчас может создаться ситуация, когда часть потребителей откажется от сырья из Северной Осетии и перейдет на использование другого. Пусть худшего качества, но дешевле и стабильно поставляемого. Высокие железнодорожные расходы не каждому потребителю по карману. Ранее от нашего доломита отказались предприятия Молдовы и Белоруссии, не выдержавшие ежегодного повышения тарифов на экспортные и транзитные перевозки грузов.
– И никакой помощи здесь, в республике?
– Эта проблема общая для всех предприятий, которые добывают и отгружают нерудные материалы. Правительство занимается этим вопросом, в центр были направлены письма за подписью Председателя Правительства Республики, велись переговоры, однако адекватной реакции компаний-перевозчиков пока нет, и отгружаем пока столько, сколько находит для нас какими-либо способами начальник ст. Владикавказ Борис Цахоев. Но тех вагонов, которые он находит для нас по приемлемой цене, очень мало для экспортной отгрузки.
Есть у нас еще одна «болевая точка» – усложнилась транспортировка подвижного состава. Заявку на вагоны мы подаем перевозчику, а перевозку согласовываем с РЖД. В итоге отгрузка нередко срывается: вагоны есть, а согласования на перевозку по неизвестной причине нет. И объяснений по поводу – тоже нет. Либо наоборот: согласовано движение вагонов, но получить их мы не можем. Нет вагонов – и все! Но даже в этом случае железная дорога все же выставляет штраф за невыполнение заявки. Парадокс! Считаю, что реформа на железнодорожном транспорте нанесла большой ущерб экономике в целом. Иногда мы вынуждены возить продукцию в ближние регионы автотранспортом – так надежней, но дороже. Думаю, что передача подвижного состава в распоряжение компаний, которых мало интересуют проблемы поставщиков и потребителей товаров, была ошибкой.
– Руслан Ахсарбекович, ваше предприятие производит традиционно доломит колотый, относительно недавно стало производить еще и молотый. Будет ли расширяться ассортимент продукции?
– Не считая этого года, отгрузка ежегодно понемногу, но увеличивалась. В прошлом году отгружено 270 тысяч тонн за счет того, что мы стали производить молотый доломит. Есть в ассортименте нашей продукции еще и минеральный порошок, применяемый в приготовлении асфальтобетонных смесей, а также доломитовый порошок, применяемый в производстве сухих строительных смесей и мягкой кровли. Наши потребители – ставропольские предприятия. А в недалекой перспективе – производство микропорошка, который используется в качестве наполнителя при изготовлении определенных материалов. И если еще год назад была проблема с его реализацией, то в текущем году большие объемы закупили дорожные предприятия Ставрополья, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. В этих регионах оценили, что 50 килограммов порошка на тонну смеси значительно улучшает качество покрытия дорог и срок его службы.
– А наши дорожники не заинтересовались этим фактом?
– Пока нет.
– Словом, перспективы у «Кавдоломита» хорошие.
– Безусловно. И во многом благодаря реальной поддержке со стороны руководства республики. При такой поддержке «Кавдоломит» однозначно имеет возможность выйти на высокий уровень эффективности производства.
- Просмотров: 5666
- Версия для печати