История » Кавказская война: Общественный строй «демократических» племен Северо-Западного Кавказа. Краткая история вопроса
Опубликовал Gabaraty, 24 февраля 2008
Историография проблемы общественного строя «демократических» племен в советском кавказоведении начиналась с М. Н. Покровского. Как известно, его взгляды в последние годы жизни и творчества во многом определялись марксистским положением о роли классовой борьбы в истории.
Верная методологическая установка, однако, была в значительной степени воспринята механически. Во всяком случае применение ее к социальным явлениям «демократических» племен, где еще только обозначились классообразовательные процессы и где классовая борьба не могла достичь того значения, которое отводится ей в развитии социального прогресса, явно вело ученого к ошибочным идеям. Примером этому может служить объяснение М. Н. Покровским так называемого «общественного переворота», происшедшего в «демократических» племенах в конце XVIII в.: «в земле шапсугов... господство дворян было совершенно свергнуто... Пример шапсугов так подействовал, что у абадзехов и натухайцев подобная же демократизация общества произошла без всякой революции»402. Поступательное развитие черкесского общества представлялось как некая его постепенная (но обязательная!) демократизация. «У черкесов, — писал М. Н. Покровский, — аристократический строй мало-помалу уступал место демократии»403. Свободных общинников — фокотлей, составлявших основную массу «демократических» племен, он сравнивал с западноевропейским «третьим сословием». Идеи М. Н. Покровского получили широкое распространение в советском кавказоведении. Так, Я. Н. Раенко-Туранский в 1927 г. писал уже о том, что черкесское общество конца XVIII в. знало «зарождение торгового капитала», противоречия между феодалами и торговым капиталом; события Бзиюкской битвы 1796 г., связанные с «общественным переворотом», у Я. Н. Раенко-Туранского рассматривались как «революция», подготовившая черкесов к переходу от племени к нации404. По существу, в духе М. Н. Покровского писал и Б. В. Скитский, признавший господство феодализма у западных (горных) черкесов, разделенных на князей и дворян (уорки), с одной стороны, и простой «свободный» народ (фокотли) — с другой. В то же время, по Б. В. Скитскому, под влиянием классовой борьбы в конце XVIII в. «сила феодалов у западных черкесов ослабевала» и в конечном счете «княжеская власть у этих племен совсем пресеклась»405.
Е. С. Зевакин впервые в советском кавказоведении стал рассматривать общественный строй «демократических» племен XVIII — начала XIX в. как переходную стадию от родовой формации к феодальной. На широкой базе источников он обрисовал процесс распада черкесского рода и образования привилегированной родовой знати406. Об этом же, но более обще, писал советский этнограф С. А. Токарев, отметивший, что «демократические» адыги «как бы задержались на стадии патриархально-родового строя»407 . Проблема хозяйственного и общественного строя «демократических» племен обстоятельно исследовалась М. В. Покровским, по мнению которого в XVIII — первой половине XIX в. у этих племен «родовые отношения... находились уже в стадии разложения, шел процесс складывания феодализма»408. Вместе с тем он обращал внимание на различия в темпах феодализации, зависевших от географических условий, на устойчивость общины и ее институтов. По мысли ученого, стержнем общественного строя западных адыгов была сельская община на раннем этапе развития, когда в отношениях земельной собственности элементы более древней родовой общины еще сочетались с элементами сельской. Именно эта примета общественной жизни «демократических» племен и позволяла М. В. Покровскому оценивать западноадыгское общество как переходное. При этом он ссылался на указание К. Маркса об общине переходного типа, где индивидуальное пользование землей комбинируется с общей собственностью, и поэтому такие общины носят на себе печать своего происхождения; они находятся в со стоянии переходном от общины более архаической к земледельческой 409.
А. В. Фадеев в сущности разделял точку зрения М. В. Покровского410. Однако исследователь, занятый проблемой политического развития Кавказа, лишь попутно высказывал суждения об уровне социальной структуры адыгов. К тому же А. В. Фадеев не всегда проводил грань между общественными организациями горных и равнинных адыгов. Поэтому оценка социального строя «аристократических» племен формально проецировалась на «демократические» племена, а это, в свою очередь, обусловливало «завышение» уровня феодализации западноадыгского общества. От этого недостатка не свободны и работы Е. Н. Кушевой. События 1796 г. в Бзиюко-Зауо Е. Н. Кушева также подняла на уровень «классовой борьбы» и сравнивала их с восстанием 1760 г. кабардинских крестьян-общинников против засилья местных феодалов411. Тем не менее исследователь, трактовавший социальные отношения у адыгейских племен как раннефеодальные с устойчивым патриархально-родовым укладом, значительно расширил источниковую базу, дающую возможность судить о путях формирования социальной структуры адыгского общества412.
Фундаментальной по охвату источников, литературы и научному замыслу является монография В. К. Гарданова413. В отличие от многих, автор отказывается применительно к адыгам от термина «племя» и употребляет понятие «народность», подчеркивая тем самым феодальный характер адыгского общества. Развивая эту мысль, В. К. Гарданов считает кабардинцев и темиргоевцев ядром формировавшихся в первой половине XIX в. адыгских народностей, а натухайцев, шапсугов и абадзехов — «демократических» племен относит к «основной базе» процесса сложения этих народностей414. Что касается общественного строя «демократических» племен, то концепция В. К. Гарданова заключается в следующем: у этих племен, как и у «аристократических», «общество делилось на два основных антагонистических класса — феодалов (уорков) и крестьян (пшитль)». Даже после «общественного переворота» конца XVIII в., когда, по утверждению большинства исследователей, «феодализм» уступил «демократии», у «демократических» племен, на взгляд В. К. Гарданова, «продолжали существовать крепостное право и феодальная эксплуатация»415. В. К. Гарданов, упрекавший М. В. Покровского в недооценке ведущей роли феодальных отношений у адыгов416, разделял мнение о Бзиюкской битве («общественном перевороте») как о классовом столкновении, обычном для феодальной эпохи417.
В подобном понимании сути социальной структуры и характера «классовой» борьбы «демократических» племен В. К. Гарданов расходился не только со своими предшественниками, но и с теми, кто изучал проблему одновременно с ним. Так, М. Г. Аутлев и Е. С. Зевакин настаивали на необходимости различать социальную организацию «аристократических» и «демократических» племен, исходя прежде всего из географических условий. По мнению этих авторов, население горной и отчасти предгорной полосы (абадзехи, шапсуги и др.) не знало княжеской власти и управлялось в одних случаях выборными старшинами, в других — мелкой знатью (оркъ, условно переводимое «дворяне»), стремившейся превратиться в настоящих князей. По заключению М. Г. Аутлева и Е. С. Зевакина, «демократические» племена представляли собой «сумму независимых сельских общин»418. Этот взгляд в известной мере разделял и М. О. Косвен419.
Общие и частные вопросы общественного строя адыгов ставил Л. И. Лавров. Он подчеркивал своеобразие представлений горцев о формах собственности на землю. Ссылаясь на К. Ф. Сталя, автора XIX в., и отмечая, что у адыгов «о продаже земли, передаче ее в наследство, уступке за калым не было никогда речи», Л. И. Лавров предостерегал историков от искушения оценивать горский феодализм по европейским меркам, порождающего идею, «будто главное в феодализме — это феодальная собственность на землю»420. Экономическая мощь господствующего класса, по мысли Л. И. Лаврова, не всегда и не везде базировалась на землевладении, немалую роль здесь играли военная добыча, торговые пошлины, дань и т. д.421 Впрочем, тезис автора о «феодализме без земельной собственности» остался без аргументации. Он симптоматичен лишь как отражение того, сколь противоречивы представления кавказоведов об одной и той же проблеме. В свете высказанной Л. И. Лавровым идеи более перспективным следует признать подход Б. М. Джимова. Он обращает особое внимание на господствовавшие у адыгов формы земельной собственности. По его мнению, в дореформенной Адыгее эта собственность была представлена в виде «фамильной, семейной и индивидуальной». В первые десятилетия XIX в. еще преобладала фамильная (родовая) собственность, устойчивость которой, как полагает Б. М. Джимов, объяснялась прочностью общины422. Ценные данные о характере этой общины, ее месте в общественной организации адыгов опубликовал М. А. Меретуков. Согласно им, в шапсугской общине патронимическая семья была приспособлена к скотоводческому типу хозяйства, где «личная собственность не могла превратиться в частную, так как этому мешали господствовавшие в ней патриархально-родовые традиции»423. Принципы родовой организации, занимавшие значительное место в общественной жизни адыгов, подвергнуты научной реконструкции в работе Э. Л. Коджесау424. По его сведениям, в адыгской сельской общине сохранились такие родовые устои, как стремление родов селиться на одной территории, совместная обработка земли, одновременное начало и окончание сельскохозяйственных работ и т. д.425. Полевыми исследованиями Э. Л. Коджесау подтверждает распространенность среди адыгов союзов родов, члены которых вели свое происхождение от одного предка. В таких союзах главной функцией являлась хозяйственная. Э. Л. Коджесау отмечает также наличие у адыгов союзов родовых общин, где кровно-родственная близость считалась необязательной426. Это были союзы ослабевших родов с сильными, созданные в целях войны и обороны427.
Приведенная научная информация, опубликованная местными исследователями, несомненно подкрепляет новыми аргументами ранее высказанную концепцию М. В. Покровского, Е. С. Зевакина, М. Г. Аутлева и др. о переходном характере адыгского горского общества, о его развитии по пути феодализации. Однако здесь еще немало сложных задач. В том числе и такая, как объяснение сущности пресловутого «общественного» переворота конца XVIII в., освещаемого всеми без исключения историками как «классовая борьба» феодальной формации. Нелишне напомнить, что происшедший в 90-х годах XVIII в. у шапсугов, натухайцев и абадзехов «переворот» не уникален. Он имеет аналогии в ряде горных районов Кавказа, там, где родовые отношения перерастали в феодальные. Такой же природы «общественный» переворот, например, произошел у сванов. Принятие методологически обоснованного положения о бурном, резко конфликтном характере перехода от бесклассового общества к классовому428 могло бы, как нам думается, многое объяснить. Во всяком случае оправданным следует признать взгляд на «общественный» переворот в «демократических» племенах как на борьбу свободных общинников против эксплуататорских поползновений родоплеменной верхушки, носивших длительный и стихийный характер. При другом, традиционном толковании «общественного» переворота у адыгов как возврата от феодализма к «демократическому» устройству логично возникает вопрос: как наиболее примитивные общественные структуры Большого Кавказа, где встречаются подобные «перевороты», могли одержать такую победу, если это не удавалось даже крестьянам «в тех краях, где феодализм на самом деле существовал»429.
Источники:
402. Покровский М.Н. Указ. соч., с. 200.
403. Там же.
404. Раенко-Туранский Я.Н. Адыге до и после Октября. Краснодар, 1927, с. 20—21.
405. Скитский Б.В. Очерки истории горских народов. Орджоникидзе, 1972, с. 142—143.
406. Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1957, т. I, с. 169.
407. Токарев С.А. Этнография народов СССР. М., 1958, с. 254.
408. Покровский M.B. Адыгейские племена в конце XVIII — первой половине XIX века. КЭС, 1958, т. II, с. 109—110.
409. Там же, с. 138.
410. Фадеев А.В. Россия и Кавказ..., с. 300.
411. Кушева Е.Н. О некоторых особенностях..., с. 188.
412. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа.., с. 148 и др.
413. См. Гарданов B.K. Общественный строй...
414. Там же, с. 22.
415. Там же, с. 328.
416. Там же, с. 125—126.
417. Там же, с. 240—251.
418. Народы Кавказа. М., 1960, т. I, c. 209.
419. Косвен M.O. Этнография и история Кавказа. M., 1961, с. 21.
420. Лавров Л.И. Указ. соч., с. 14.
421. Там же, с. 14—15.
422. Джимов Б.М. Общественный строй..., с. 24.
423. Меретуков М.А. Семейная община у адыгов..., с. 247, 265.
424. Коджесау Э.Л. К вопросу о сельской общине у адыгов в XIX — начале XX века, — Там же.
425. Коджесау ЭЛ. Указ. соч., с. 270.
426. Там же, с. 279.
427. Там же, с. 280.
428. Жуков E.M. Указ. соч., с. 50.
429. Меликишвили Г.А. К вопросу о характере древних закавказских..., с. 10.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
Верная методологическая установка, однако, была в значительной степени воспринята механически. Во всяком случае применение ее к социальным явлениям «демократических» племен, где еще только обозначились классообразовательные процессы и где классовая борьба не могла достичь того значения, которое отводится ей в развитии социального прогресса, явно вело ученого к ошибочным идеям. Примером этому может служить объяснение М. Н. Покровским так называемого «общественного переворота», происшедшего в «демократических» племенах в конце XVIII в.: «в земле шапсугов... господство дворян было совершенно свергнуто... Пример шапсугов так подействовал, что у абадзехов и натухайцев подобная же демократизация общества произошла без всякой революции»402. Поступательное развитие черкесского общества представлялось как некая его постепенная (но обязательная!) демократизация. «У черкесов, — писал М. Н. Покровский, — аристократический строй мало-помалу уступал место демократии»403. Свободных общинников — фокотлей, составлявших основную массу «демократических» племен, он сравнивал с западноевропейским «третьим сословием». Идеи М. Н. Покровского получили широкое распространение в советском кавказоведении. Так, Я. Н. Раенко-Туранский в 1927 г. писал уже о том, что черкесское общество конца XVIII в. знало «зарождение торгового капитала», противоречия между феодалами и торговым капиталом; события Бзиюкской битвы 1796 г., связанные с «общественным переворотом», у Я. Н. Раенко-Туранского рассматривались как «революция», подготовившая черкесов к переходу от племени к нации404. По существу, в духе М. Н. Покровского писал и Б. В. Скитский, признавший господство феодализма у западных (горных) черкесов, разделенных на князей и дворян (уорки), с одной стороны, и простой «свободный» народ (фокотли) — с другой. В то же время, по Б. В. Скитскому, под влиянием классовой борьбы в конце XVIII в. «сила феодалов у западных черкесов ослабевала» и в конечном счете «княжеская власть у этих племен совсем пресеклась»405.
Е. С. Зевакин впервые в советском кавказоведении стал рассматривать общественный строй «демократических» племен XVIII — начала XIX в. как переходную стадию от родовой формации к феодальной. На широкой базе источников он обрисовал процесс распада черкесского рода и образования привилегированной родовой знати406. Об этом же, но более обще, писал советский этнограф С. А. Токарев, отметивший, что «демократические» адыги «как бы задержались на стадии патриархально-родового строя»407 . Проблема хозяйственного и общественного строя «демократических» племен обстоятельно исследовалась М. В. Покровским, по мнению которого в XVIII — первой половине XIX в. у этих племен «родовые отношения... находились уже в стадии разложения, шел процесс складывания феодализма»408. Вместе с тем он обращал внимание на различия в темпах феодализации, зависевших от географических условий, на устойчивость общины и ее институтов. По мысли ученого, стержнем общественного строя западных адыгов была сельская община на раннем этапе развития, когда в отношениях земельной собственности элементы более древней родовой общины еще сочетались с элементами сельской. Именно эта примета общественной жизни «демократических» племен и позволяла М. В. Покровскому оценивать западноадыгское общество как переходное. При этом он ссылался на указание К. Маркса об общине переходного типа, где индивидуальное пользование землей комбинируется с общей собственностью, и поэтому такие общины носят на себе печать своего происхождения; они находятся в со стоянии переходном от общины более архаической к земледельческой 409.
А. В. Фадеев в сущности разделял точку зрения М. В. Покровского410. Однако исследователь, занятый проблемой политического развития Кавказа, лишь попутно высказывал суждения об уровне социальной структуры адыгов. К тому же А. В. Фадеев не всегда проводил грань между общественными организациями горных и равнинных адыгов. Поэтому оценка социального строя «аристократических» племен формально проецировалась на «демократические» племена, а это, в свою очередь, обусловливало «завышение» уровня феодализации западноадыгского общества. От этого недостатка не свободны и работы Е. Н. Кушевой. События 1796 г. в Бзиюко-Зауо Е. Н. Кушева также подняла на уровень «классовой борьбы» и сравнивала их с восстанием 1760 г. кабардинских крестьян-общинников против засилья местных феодалов411. Тем не менее исследователь, трактовавший социальные отношения у адыгейских племен как раннефеодальные с устойчивым патриархально-родовым укладом, значительно расширил источниковую базу, дающую возможность судить о путях формирования социальной структуры адыгского общества412.
Фундаментальной по охвату источников, литературы и научному замыслу является монография В. К. Гарданова413. В отличие от многих, автор отказывается применительно к адыгам от термина «племя» и употребляет понятие «народность», подчеркивая тем самым феодальный характер адыгского общества. Развивая эту мысль, В. К. Гарданов считает кабардинцев и темиргоевцев ядром формировавшихся в первой половине XIX в. адыгских народностей, а натухайцев, шапсугов и абадзехов — «демократических» племен относит к «основной базе» процесса сложения этих народностей414. Что касается общественного строя «демократических» племен, то концепция В. К. Гарданова заключается в следующем: у этих племен, как и у «аристократических», «общество делилось на два основных антагонистических класса — феодалов (уорков) и крестьян (пшитль)». Даже после «общественного переворота» конца XVIII в., когда, по утверждению большинства исследователей, «феодализм» уступил «демократии», у «демократических» племен, на взгляд В. К. Гарданова, «продолжали существовать крепостное право и феодальная эксплуатация»415. В. К. Гарданов, упрекавший М. В. Покровского в недооценке ведущей роли феодальных отношений у адыгов416, разделял мнение о Бзиюкской битве («общественном перевороте») как о классовом столкновении, обычном для феодальной эпохи417.
В подобном понимании сути социальной структуры и характера «классовой» борьбы «демократических» племен В. К. Гарданов расходился не только со своими предшественниками, но и с теми, кто изучал проблему одновременно с ним. Так, М. Г. Аутлев и Е. С. Зевакин настаивали на необходимости различать социальную организацию «аристократических» и «демократических» племен, исходя прежде всего из географических условий. По мнению этих авторов, население горной и отчасти предгорной полосы (абадзехи, шапсуги и др.) не знало княжеской власти и управлялось в одних случаях выборными старшинами, в других — мелкой знатью (оркъ, условно переводимое «дворяне»), стремившейся превратиться в настоящих князей. По заключению М. Г. Аутлева и Е. С. Зевакина, «демократические» племена представляли собой «сумму независимых сельских общин»418. Этот взгляд в известной мере разделял и М. О. Косвен419.
Общие и частные вопросы общественного строя адыгов ставил Л. И. Лавров. Он подчеркивал своеобразие представлений горцев о формах собственности на землю. Ссылаясь на К. Ф. Сталя, автора XIX в., и отмечая, что у адыгов «о продаже земли, передаче ее в наследство, уступке за калым не было никогда речи», Л. И. Лавров предостерегал историков от искушения оценивать горский феодализм по европейским меркам, порождающего идею, «будто главное в феодализме — это феодальная собственность на землю»420. Экономическая мощь господствующего класса, по мысли Л. И. Лаврова, не всегда и не везде базировалась на землевладении, немалую роль здесь играли военная добыча, торговые пошлины, дань и т. д.421 Впрочем, тезис автора о «феодализме без земельной собственности» остался без аргументации. Он симптоматичен лишь как отражение того, сколь противоречивы представления кавказоведов об одной и той же проблеме. В свете высказанной Л. И. Лавровым идеи более перспективным следует признать подход Б. М. Джимова. Он обращает особое внимание на господствовавшие у адыгов формы земельной собственности. По его мнению, в дореформенной Адыгее эта собственность была представлена в виде «фамильной, семейной и индивидуальной». В первые десятилетия XIX в. еще преобладала фамильная (родовая) собственность, устойчивость которой, как полагает Б. М. Джимов, объяснялась прочностью общины422. Ценные данные о характере этой общины, ее месте в общественной организации адыгов опубликовал М. А. Меретуков. Согласно им, в шапсугской общине патронимическая семья была приспособлена к скотоводческому типу хозяйства, где «личная собственность не могла превратиться в частную, так как этому мешали господствовавшие в ней патриархально-родовые традиции»423. Принципы родовой организации, занимавшие значительное место в общественной жизни адыгов, подвергнуты научной реконструкции в работе Э. Л. Коджесау424. По его сведениям, в адыгской сельской общине сохранились такие родовые устои, как стремление родов селиться на одной территории, совместная обработка земли, одновременное начало и окончание сельскохозяйственных работ и т. д.425. Полевыми исследованиями Э. Л. Коджесау подтверждает распространенность среди адыгов союзов родов, члены которых вели свое происхождение от одного предка. В таких союзах главной функцией являлась хозяйственная. Э. Л. Коджесау отмечает также наличие у адыгов союзов родовых общин, где кровно-родственная близость считалась необязательной426. Это были союзы ослабевших родов с сильными, созданные в целях войны и обороны427.
Приведенная научная информация, опубликованная местными исследователями, несомненно подкрепляет новыми аргументами ранее высказанную концепцию М. В. Покровского, Е. С. Зевакина, М. Г. Аутлева и др. о переходном характере адыгского горского общества, о его развитии по пути феодализации. Однако здесь еще немало сложных задач. В том числе и такая, как объяснение сущности пресловутого «общественного» переворота конца XVIII в., освещаемого всеми без исключения историками как «классовая борьба» феодальной формации. Нелишне напомнить, что происшедший в 90-х годах XVIII в. у шапсугов, натухайцев и абадзехов «переворот» не уникален. Он имеет аналогии в ряде горных районов Кавказа, там, где родовые отношения перерастали в феодальные. Такой же природы «общественный» переворот, например, произошел у сванов. Принятие методологически обоснованного положения о бурном, резко конфликтном характере перехода от бесклассового общества к классовому428 могло бы, как нам думается, многое объяснить. Во всяком случае оправданным следует признать взгляд на «общественный» переворот в «демократических» племенах как на борьбу свободных общинников против эксплуататорских поползновений родоплеменной верхушки, носивших длительный и стихийный характер. При другом, традиционном толковании «общественного» переворота у адыгов как возврата от феодализма к «демократическому» устройству логично возникает вопрос: как наиболее примитивные общественные структуры Большого Кавказа, где встречаются подобные «перевороты», могли одержать такую победу, если это не удавалось даже крестьянам «в тех краях, где феодализм на самом деле существовал»429.
Источники:
402. Покровский М.Н. Указ. соч., с. 200.
403. Там же.
404. Раенко-Туранский Я.Н. Адыге до и после Октября. Краснодар, 1927, с. 20—21.
405. Скитский Б.В. Очерки истории горских народов. Орджоникидзе, 1972, с. 142—143.
406. Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1957, т. I, с. 169.
407. Токарев С.А. Этнография народов СССР. М., 1958, с. 254.
408. Покровский M.B. Адыгейские племена в конце XVIII — первой половине XIX века. КЭС, 1958, т. II, с. 109—110.
409. Там же, с. 138.
410. Фадеев А.В. Россия и Кавказ..., с. 300.
411. Кушева Е.Н. О некоторых особенностях..., с. 188.
412. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа.., с. 148 и др.
413. См. Гарданов B.K. Общественный строй...
414. Там же, с. 22.
415. Там же, с. 328.
416. Там же, с. 125—126.
417. Там же, с. 240—251.
418. Народы Кавказа. М., 1960, т. I, c. 209.
419. Косвен M.O. Этнография и история Кавказа. M., 1961, с. 21.
420. Лавров Л.И. Указ. соч., с. 14.
421. Там же, с. 14—15.
422. Джимов Б.М. Общественный строй..., с. 24.
423. Меретуков М.А. Семейная община у адыгов..., с. 247, 265.
424. Коджесау Э.Л. К вопросу о сельской общине у адыгов в XIX — начале XX века, — Там же.
425. Коджесау ЭЛ. Указ. соч., с. 270.
426. Там же, с. 279.
427. Там же, с. 280.
428. Жуков E.M. Указ. соч., с. 50.
429. Меликишвили Г.А. К вопросу о характере древних закавказских..., с. 10.
М.М. Блиев, В.В. Дегоев "КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА", Москва "Росет" 1994 г.
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна
- Просмотров: 10922
- Версия для печати